«To guide you vile things, I am commanded.
There is no escape from this world.
Do not oppose the powerful, serve».

Напутствие перевозчика из игры




В наши дни мало кто не слышал о серии Dark Souls и её предшественнице Demon's Souls, Action-RPG от компании FROM Software. Благодаря всплеску их популярности люди вспомнили об истоках, франшизе King's Field. Серия King's Field была первым проектом FROM, и начала она свой путь с появления на консоли Sony Playstation в 1994-м году. Будучи атмосферным dungeon crawler’ом с бесшовным миром и трехмерным перемещением, KF обрела множество поклонников. Но между двумя сериями был мостик — дилогия Shadow Tower.

Первая часть дилогии вышла на Playstation в 1998-м году и уже содержала изменения в игровой механике, перекочевавшие позже в серию Souls. Её зубодробительная сложность и недружелюбность к игроку отпугнули даже некоторых из самых ярых фанатов King’s Field, но это не помешало FROM выпустить в 2003-м году продолжение. Над Shadow Tower Abyss разработчики поработали основательно — визуально и геймплейно игра стала намного лучше первой части, сложность также сбалансировали (до такой степени, что игра стала даже слишком легкой). К сожалению, выпустили STA только на территории Японии, хотя перевод на английский язык был практически завершен. В самый последний момент SCEA (Sony Computer Entertainment of America) отменила выпуск игры на западном рынке. Эта ситуация позже практически повторилась с Demon's Souls, но тогда компания Atlus перехватила инициативу и стала издателем. С STA такого чуда не произошло. Несмотря на это, игра получила культовый статус, а благодаря усилиям коммьюнити поклонников King's Field несколько лет спустя появился патч с переводом игры на английский.

Сюжетная завязка Shadow Tower Abyss довольно банальна: протагонист, ищущий волшебное копье давно умершего правителя королевства, оказывается обманут странным стариком и попадает в темную башню, из которой он теперь должен найти выход. Уже с самого начала игра обволакивает своей атмосферой и… дает понять, что расслабляться нельзя — умереть здесь можно, буквально пройдя только пару шагов в начале первого уровня. Немало способствует этому «тракторное» управление и вид от первого лица, который достаточно ограничивает обзор. Разбежаться тоже особо не получится, поскольку персонаж способен ходить только вялой трусцой. Обычно этого достаточно, но иной раз так и хочется быстрее проминуть опасный участок…


Здесь же STA преподносит нам еще один сюрприз: у нас есть пистолет! Да, наряду с обычными мечами и топориками в игре полно огнестрельного оружия самой разной убойной силы (пистолеты, дробовики, автоматы и даже базука!). Основное его преимущество, конечно, это возможность расправиться с врагами с безопасного расстояния, но не спешите лезть в карманы за обоймами. В первой половине игры огнестрел и боезапасы встречаются редко, а цены в магазине на них не самые низкие.

Кроме того, у обычного колюще-режущего достоинств тоже предостаточно — махать лезвием мы можем в разных направлениях, а удачный удар может моментально лишить противника конечности или головы. Именно: игра радует возможностью расчленять врагов, причем подходить к этому процессу желательно всё-таки стратегически. Ведь если супостат потеряет руку, например, с копьем, в покое он нас не оставит, а будет бодаться головой! К слову, у холодного оружия есть три характеристики, связанные со способом атаки — «Pierce», «Slash» и «Break». У какой-нибудь булавы выше всего будет «Break», тогда как у рапиры — «Pierce». Как вы уже могли догадаться, разных врагов эффективнее атаковать разным оружием и разными атаками.

Всё оружие и доспехи также имеют показатель прочности, за которым рекомендуется тщательно следить: оказаться в окружении врагов с поломанным мечом — не самая увлекательная перспектива. Хорошо хоть, что чинить вещи можно с помощью специального порошка, а позже — оплачивая ремонт своими хит-поинтами. При этом количество бутылочек лечения на уровнях строго ограничено, но здоровье можно также восполнить, пожертвовав каким-нибудь предметом на специальной точке. В таком случае восстановление зависит от ценности предмета.

Пройдя первую серию пещер, мы выйдем к подземной реке, у которой нас встретит перевозчик (почти Харон). Он выдаст загадочное и угрожающее напутствие, после чего отвезет нас к центру башни. Это по сути хаб с точками ремонта/лечения/сохранения, от которого веером расходятся уровни. Населяют его Вышедшие из Бездны, хранители башни. Тут же мы встретим и важного NPC — нашу старую добрую знакомую Ауриэль (из первой игры), которая довольно надменно вызовется помочь протагонисту.


С этого, собственно, и начинается наше настоящее путешествие в мир STA. Мир, полный странностей и эклектики. Условно действие игры происходит в наше время (огнестрельное оружие, одежда), но среди уровней можно найти как чисто фэнтезийные, так и почти sci-fi’йные. Расположены они на разных этажах башни, иногда соединены друг с другом. Переход между этажами осуществляется посредством лифтов, к которым необходимо искать ключи. Хотя в сравнении с Shadow Tower уровни стали немного проще и прямолинейней, полноценное исследование всех уголков и закоулков всё так же поощряется — именно в самых труднодоступных местах часто можно найти не только ценную амуницию, но и редкие вещи. Ну и как же без секретных дверей и порталов…

Каждый мир в игре выполнен в своем стиле, что придает ей разнообразие, так как по сути всё равно в большинстве случаев мы исследуем лабиринты коридоров. Но зато каких коридоров: меловые пещеры, пустыня, скалистый мир, храм, подводный мир. Некоторые из уровней отдают гигеровщиной и даже лавкрафтщиной. И хотя исследуем мы их в одиночку, всё-таки здесь мы не совсем одни: время от времени можно найти нацарапанную на стене карту, загадочное послание или же наткнуться на тело неудачливого путешественника.

Кстати, еще раз о Лавкрафте — именно о его произведениях вспоминаешь при взгляде на монстров. Они уникальны для каждого уровня, зачастую причудливы и странны. Shadow Tower Abyss — ядреный коктейль, смешивающий инопланетян, мутантов, рыцарей, демонов и биомеханических созданий. Интересно, что в игре присутствует своеобразная игровая энциклопедия, которая включает сведения о врагах — их характеристики, слабые и сильные места. Порой это помогает хорошенько подготовиться к грядущим битвам и сэкономить таким образом патроны и усилия.

А экономить придется в любом случае, потому что через некоторое время убитые монстры респавнятся. Тут надо заметить, что в STA используется не совсем стандартный подход к прокачке. Как и в первой Shadow Tower, нет никакого зарабатывания «опыта» — атрибуты персонажа растут с каждым убийством врага либо при использовании предмета под названием «Soul Pod» (и тут души…), который позволяет распределить очки нужным образом. Как можно догадаться, в целях баланса респавнутые монстры никаких условных «душ» не дают, поэтому и тратить на них время и долговечность оружия лучше только в самых необходимых случаях.

Кроме того, длительное пребывание в компании монстров только повышает шанс получить состояние проклятия, слепоты, отравления и тому подобного. Результат — уменьшение здоровья/маны, запрет на использование заклинаний и т. д., а также различные визуальные и звуковые эффекты — экран темнеет или краснеет, слышится гудение или зловещие неразборчивые голоса. К таким не очень приятным последствиям может также привести и использование некоторых предметов.


Еще один «источник» статов в игре — экипировка. Различное оружие и доспехи могут как повышать, так и понижать определенные характеристики. К слову, всякого лута в игре предостаточно — порой даже без полноценного исследования уровня то и дело находишь под ногами новую игрушку, несмотря на то, что никакой подсветки предметов в игре нет. Это, впрочем, совершенно не уменьшает удовольствия от находки. Всё-таки предметы в игре достаточно разнообразны и уникальны, и ощущения, что поменял «кольчугу +3» на «кольчугу +5», не возникает.

Среди всего набора доспехов, перчаток, амулетов и прочих шмоток особенно выделяются кольца. Как и в другой игре от FROM (Eternal Ring), кольца выполняют роль магических катализаторов. Причем каждое кольцо «хранит» уникальную магию, но экипировать одновременно можно только одно из них. Зато оружие персонаж может носить в двух руках, и если это не какая-нибудь двуручная секира, то, выбрав, скажем, пистолет и кинжал, использовать можно и то, и другое, не залезая в инвентарь, а переключаясь отдельной кнопкой.

Кстати, функция «выбросить предмет» в игре не предусмотрена. Избавиться от вещей можно либо продав магазину, либо оставив на хранение. При перегрузе же персонаж начинает задыхаться под тяжестью своей экипировки, хит-поинты стремительно убывают, а скорость передвижения становится черепашьей. Хотя в этом есть и какая-то насмешка над жадными до лута игроками (благо игра способствует). К тому же всегда есть возможность вернуться в какой-либо мир (кроме самого первого) за предметами.

Графически игра не является откровением для времени своего выхода, но выглядит приятнее ранних игр консоли. При этом разработчики уделили значительное внимание деталям — можно увидеть жилы на телах монстров, пробегающих по стенам ящерок, плавающих в луже рыбок, витающие в воздухе частицы… Стоит отметить и разное освещение в разных мирах — цвет создает и задает определенное настроение и атмосферу.




Также нужно сказать и о минималистичности звукового оформления. Музыки в игре нет, как и в первой части — при переходе в другой мир звучит только короткий «джингл», а большая часть похождений проходит под шум ветра, стоны монстров и прочий создаваемый эмбиент. С одной стороны, данный прием неплохо работает на атмосферу, но не всем понравится такой подход.

Несмотря на некоторую суровость к игроку и возможность запросто сверзиться с узкого уступа в бездну, по мере прохождения игра становится только легче. Во второй её половине на игрока просто высыпается огромное количество предметов, боссы почти не представляют никакой угрозы, да и фокус больше смещается с выживания на приключение. На поздних уровнях даже есть движущиеся платформы, на которые надо успеть вскочить и не упасть с них, отбиваясь от противников.


«To obey the Will,
to Defend the Purpose.
For that reason, we exist».

Финальная речь Nemesis

Shadow Tower Abyss — это, возможно, один из самых интересных и уникальных проектов FROM, а некоторые находки игры можно с легкостью обнаружить в серии Souls. Эта игра способна очаровать своей причудливостью и мрачной атмосферой. Она станет украшением библиотеки игр любого поклонника dungeon crawler’ов… если только он не ортодоксальный приверженец традиционных механик геймплея и фэнтезийного сеттинга.


Автор: Кишмиш
Дата: 21.10.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей