Немецкая компания-разработчик Thalion остается в памяти как автор дилогии ролевых игр Amberstar / Ambermoon, но факт, что они также создали один из лучших экшен-платформеров для Амиги, к сожалению, часто забывается. Выпущенная в 1993м году эксклюзивно для 16-битной чудо-машины Commodore Amiga, Lionheart слегка опоздала к тому, чтобы получить международное признание, но все равно собрала буйную реакцию среди специализирующейся на Амиге прессе. С оценками не ниже 8/10, она отмечалась как лучшая экшен игра на системе (да, ее даже ставили выше Turrican) и главный ответ консольным хитам. Но судьба Lionheart не была безоблачной: Thalion прощупывали ею текущий рынок Амиги, продажи на которой падали из-за растущего пиратства. Lionheart была последним вкладом Thalion в жанр, и компания прекратила свое существование в 1994м году.


Ужасающее кошачье лицо с обложки принадлежит протагонисту игры Valdyn, что трудно заметить по его типичному спрайту в духе Конана-Варвара. Valdyn послан королем людей-кошек сразиться со злым колдуном Norka и вернуть символ силы, Львиное Сердце. У Valdyn есть свои причины поквитаться с чародеем: Norka превратил его жену в камень, когда крал артефакт. Довольно банальный сюжет, но он не должен отпугнуть от игры. Valdyn начинает свое путешествие на спине красного дракона, но зверь вскоре попадает в плен воздушного корабля Norka, и герой продолжает путь на своих двоих. Миссия ведет его через болото, замок и вулкан, пока он не освобождает своего дракона и направляется в убежище колдуна. Большую часть игры основным оружием Valdyn является удивительно короткий меч, но у протагониста есть пара тузов в рукаве. Удерживая кнопку действия и выбирая направление движения, можно выполнять разные приемы: "назад" кружит героя, чтоб атаковать врагов сзади, а "вверх" и "вперед" - взмахи мечом разной высоты. "Вниз" позволяет ударить ногой врага. Это один из двух способов нанести атаку снизу: также можно прыгнуть на врага сверху и воткнуть меч как в Rastan и отпрыгнуть в воздух а-ля Super Mario.

Стоит отметить прыткость Valdyn. Он может цепляться за выступы, взбираясь на них или раскачиваясь. Можно скользить вниз по склонам и канатам, но по ним нельзя возвращаться обратно, поэтому предварительно лучше проверить, не осталось ли вокруг секретов. Большинство секретов представляют собой маленькие логотипы Thalion, который увеличивают полосу здоровья Valdyn после нахождения их в количестве ста штук. На протяжение игры довольно часто встречаются аптечки, тогда как дополнительные жизни - редкость. А если хорошо искать, то можно найти улучшения для меча, меняющие цвет взмаха и увеличивающие урон, но радиус поражения, к сожалению, остается неизменным. Локации никогда не доходят до уровня запутанности оных в Turrican. Редко есть больше чем два разветвления, и два пути вновь соединяются или же герой упирается в тупик. Lionheart вдохновлен традициями консольных игр, в отличии от других европейских платформеров, здесь уровни состоят из серии фиксированных испытаний, вместо того чтобы представлять большой мир, в котором можно затеряться.


Приключения героя также полны фантазии, как рядовая игра от Konami или Capcom того времени. Игровое пространство строится из платформ, но они изящно переплетаются с окружением: большие листья вдавливаются, когда на них прыгаешь, а движущиеся платформы оказываются большими насекомыми, ползающими по лозам на фоне. Из земли выныривают демоны, чьи длинные языки можно использовать как временные площадки, а в вулкане Valdyn может из камней составлять путь для прохождения по лаве. В игре даже присутствует некоторое подобие физики: при беге по склону герой увеличивает скорость и прыгает дальше. А в поздних этапах игры будут появляться маятники, которые можно раскачивать, достигая максимальной амплитуды. Типы врагов могут быть не такими разнообразными как в современных консольных хитах, но Thalion оказывали внимание каждому спрайту. В большинстве платформенных уровней игры только один вид врагов является пушечным мясом, остальные оказывают протагонисту всевозможный отпор. Даже демоны-карлики, ползающие по полу в ожидании своей неумолимой кончины, при первой же возможности прыгнут на лицо героя. Почти у каждого монстра есть молниеносная внезапная атака или способ защитить себя от меча Valdyn. В визуальной части можно отметить использование таких клише, как гоблины в окнах, кидающиеся камнями. Но в целом враги самобытны и интересно нарисованы.

Боссы впечатляют, но в какой-то степени и разочаровывают. Для начала, их всего лишь четверо (хотя у последнего есть два помощника-минибосса). Боссы крупные и прикольные, но хотелось бы большее их количество. Также складывается впечатление, что больше всего сил потратили на проработку первого, гигантского мотылька, занимающего весь экран, по которому Valdyn карабкается в духе игры Shadow of the Colossus, чтобы достичь уязвимую точку. Еще один босс, огненный дух с отделяемыми конечностями, так и напрашивается в ту же Gunstar Heroes от Treasure. А механический дракон из "полетного" уровня выглядит лучше, чем сражается. Поездка на драконе является самой слабой частью игры. Это уровень, выполненный в жанре скролл-шутера, но дракон стреляет огнем сам по себе, и игрок может только слегка влиять на траекторию выстрелов. Правда, если враг будет находиться вблизи Valdyn, то можно ударить по нему мечом. Но в целом это затянутый, скучный уровень. До этого в игре присутствует эпизод с поездкой верхом на динозавре, который сделан удачнее, но тоже оставляет желать лучшего.


У Lionheart есть еще несколько недостатков, в основном касающихся управления. По меркам компьютерной игры они точны и отзывчивы, но правило одной кнопки вызывает проблемы. Конечно, Lionheart поддерживает двухкнопочные джойстики и геймпады, где кнопка прыжка переносится с движения "вверх" на вторую кнопку, но в остальном управление не переиначивается. Зажимание кнопки атаки для последующего нажатия кнопок направлений контринтуитивно, а для выполнения некоторых приемов нужно привыкать к таймингу. Наконец, длительность уровней не сбалансирована. Первый мир состоит из пяти локаций, но затем каждый последующий мир становится все короче и короче. Lionheart все равно довольно длинная игра по меркам аркадных экшенов, но подобная структура заставляет ощущать приключение короче, чем оно есть. Также раздражает отсутствие сохранений или хотя бы системы паролей, хотя эта проблема решаема при игре на эмуляторе.

Даже после завершения игры, в Lionheart есть чем заняться. Уровень сложности, стоящий по умолчанию, сам по себе может вызвать затруднения, а кроме него есть еще два более сложных режима. В отличие от многих игр, "трудный" уровень сложности не ограничивается усилением врагов. Локации расширяются, и игра становится дольше. А еще стоит отыскать все секреты, чтобы открыть альтернативную концовку. Пусть даже Lionheart не была лучшей игрой, чем она есть, восхитительная графика сама по себе оправдывает ее существование. Thalion наняли нидерландца Henk Nieborg, одного из самых талантливых европейских пиксель-арт художников 16-битной эпохи. Количество деталей в каждом объекте поражает, будь то статичное изображение или анимация. Lionheart впечатляет не только с художественной стороны, но и технической: программист Erwin Kloibhofer использовал много приемов, чтобы увеличить количество цветов на экране (особенно чарует первый мир игры своим органичными переходами цвета в окружении когда Valdyn пробирается через деревья), и даже заставил Амигу имитировать подобие эффектов масштабирования и поворота снесовского Mode 7, не говоря уже о большом количестве параллакс-скроллинг слоев. Единственный эффект, выбивающийся из общей картинки при просмотре на современном мониторе - это интерлейсинг цветовых градиентов, но он отключаем.


Все эти технические достижения имеют цену. Игра подтормаживала на компьютерах Amiga 500 и 600, требуя Amiga 1200 для полноценного фреймрейта. Из-за специфичных решений, многие эмуляторы проблемно воспроизводят игру, так что пользователи WinUAE должны смириться с возможными проблемами. Одной из самых подходящих альтернатив является эмулятор FS-UAE, но необходимо тщательно повозиться с настройками. Страстный поклонник игры из Франции создал несколько римейков игры для Windows, но все они плохо работают на современных системах, начиная от Windows Vista. Lionheart Remake Evolved расширяет игру дополнительной графикой, предоставленной Henk Nieborg. Lionheart Remake Enchanced старается быть точной копией оригинала, но поддерживает высокие разрешения и прозрачность вместо эффектов интерлейсинга. Также создан редактор уровней. Тот же самый автор начинал еще один римейк, на Java, но проект так и не был завершен.


Оригинал: Lionheart - Amiga (1993) by Sam Derboo​


Автор: Кишмиш
Дата: 02.05.2015

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей