[​IMG]
Платформа: SONY PlayStation 2
Разработчик: Level-5
Издатель: SONY Computer Entertainment
Год выпуска: 2000 (JP) / 2001 (US / EU)
Жанр: RPG

[​IMG]

Ах, Level-5… В наше время едва ли найдётся человек, не слышавший бы это имя. В конце-то концов, такие названия, как Professor Layton и Inazuma Eleven говорят сами за себя, да и одна из наиболее нашумевших частей саги Dragon Quest, Journey of the Cursed King, была разработана именно этой японской командой. Более суровые обитатели виртуального мира тут же припомнят также и такие замечательные проекты, как Rogue Galaxy (PS2), Jeanne d'Arc (PSP) и Ni no Kuni (PS3), причём над анимацией к последней работала легендарная студия Ghibli, которая ранее уже успела показать себя, работая над заставками (пусть и немногочисленными) к Rakugaki Ōkoku, известной в англоязычных странах как Magic Pengel: The Quest for Color. Однако же, у любого громкого имени есть своё начало. И для Level-5 таковым является игра для PlayStation 2 под названием Dark Cloud.

Так что же такое эта Dark Cloud? Прежде всего, Dark Cloud - это один из самых ранних тайтлов для PS2. Что уже само по себе обеспечило игру определённой порцией внимания. Судите сами, в Японии игра вышла аж в 2000м году, а принадлежа при этом к жанру ролевых игр, она тем самым банально перехватила инициативу у лишь готовящихся к выходу Tsugunai: Atonement, Boku to Maō (Okage: Shadow King) и прочих игр, чей выход был запланирован на начало 2001го. У игры банально не было конкурентов, так что Dark Cloud была буквально обречена осесть в корзинах тех, кто уже успел обзавестись свежевышедшей тогда PS2, мечтая о новом поколении ролевых игр. При этом, судя по всему, именно на это и рассчитывал издатель (коим выступила сама SONY), даром что американская и европейская версии игры вышли в свет заметно позже (но, опять-таки, ровнёхонько перед Tsugunai и Boku to Maō) и включали в себя множество улучшений и добавок. Так что смело можно сказать, что в коммерческом отношении Dark Cloud - это попытка снять сливки с поклонников ролевого жанра до того, как это успеют сделать другие.

[​IMG]

Ну да оставим продажи издателям и перейдём к тому единственному, что волнует именно нас с вами, то есть к игровому процессу. Даром что поговорить тут есть о чём. Прежде всего, следует обрисовать общую картину. Dark Cloud - это вариация на тему roguelike игры в реальном времени с элементами градостроительства. Звучит интересно, хотя, конечно, ничего революционного тут нет. С тех пор, как Blizzard взорвали мир своей Diablo, вариаций её мы видели бесчисленное множество, тогда как возведение городов моментально заставляет вспомнить об Actraiser. Впрочем, здесь вам, как говорится, не тут, и возведение городов в Dark Cloud - это не совсем то, а если говорить по совести, так и вовсе не то, что мы видели в Actraiser. Интерфейс тут сильно напоминает то, что позднее мы увидим в странной смеси однопользовательской ролевой игры с MMORPG и, хотите верьте, хотите нет, Kamen Rider’ом (Henshin!!!), за авторством тех же Level-5, под названием Shirokishi Monogatari: Hikari to Yami no Kakusei (White Knight Chronicles II) и, пожалуй, можно сказать, что общий принцип также во многом схож (да и называется всё это в обоих играх одинаково - Georama), но если в Shirokishi Monogatari georama была сделана с упором на многопользовательскую игру и на однопользовательскую игру влияла мало, то в Dark Cloud (за отсутствием мультиплеера) она является жизненно необходимым фактором.


Дело в том, что мир Dark Cloud был практически полностью уничтожен, однако так называемый Fairy King (Король Фей) сумел запечатать его составные части в особые сферы, именуемые Atla, так что герой наш (коего, к слову сказать, зовут Toan), один из немногих уцелевших, получает уникальный шанс собрать все сферы при помощи наручного устройства под названием Atlamillia и воссоздать мир заново. В плане игрового процесса всё это выглядит довольно просто. Сперва мы блуждаем по подземельям на манер старушки Diablo (разница лишь в том, что камера прикручена у героя за спиной и сильно мешает жить), убиваем монстров и собираем Atla. Затем выходим наружу и начинаем строить деревушку из того, что мы насобирали за время своего похода. При этом мы не просто будем возводить дома и прокладывать дороги, нам также придётся добавлять к домам разного рода дополнительные элементы (трубы, крыши, балконы, всё, что полагается иметь выбранной постройке по задумке авторов, эксперименты тут не поощряются), да и самих жителей отыскивать придётся тем же самым способом. Опять же, жители эти - отнюдь не бессловесные болванчики. У всех у них есть свои личные потребности, так что просто воссоздать разрушенное будет мало, придётся ещё и обежать местных жителей и поинтересоваться какой именно они хотят видеть свою деревню. Одни не хотят жить рядом с шумными соседями, другим подавай рядом с домом пруд для рыбалки, ну и так далее. На деле всё это выливается в довольно-таки нудноватый процесс, поскольку, не подглядывая в прохождение, довольно трудно сразу сообразить, как именно следует всё разместить, и переставлять домики придётся довольно долго; однако что-то во всём этом, вне всякого сомнения, есть. Смело можно сказать, что georama является лицом игры.

[​IMG]

Тем более, что помимо неё с собственным лицом у Dark Cloud наблюдаются явные проблемы. Если произвести поиск в гугле по запросу “Dark Cloud”, то тут и там можно найти массу гневных возгласов в духе “Содрали с Зельды!!!”. И, что самое смешное, это действительно так. Несмотря на то, что основная игровая механика не имеет с культовой серией игр от Nintendo практически ничего общего, тут и там в Dark Cloud можно встретить ярчайший плагиат. От визуального оформления (в большинстве сцен не узнать в Toan’е старину Link’а попросту невозможно, особенно что касается выражений его лица), до сюжета (сюжетные путешествия во времени моментально заставляют вспомнить Ocarina of Time) и даже музыки (которая тут, к слову сказать, далеко не блещет и моментально начинает раздражать тем, как всего несколько нот тут пущено по бесконечному кругу). Тут и там хочется ткнуть пальцем в экран и сказать “спёрли!”. Level-5 перетащили к себе даже смену дней из Majora’s Mask, причём сделали это довольно-таки неумело, так что в отличие от Majora’s Mask, здесь нет никакой возможности промотать время вперёд. NPC будут вести себя по-разному в зависимости от времени суток и многие из них даже на порог вас не пустят, попытайся вы заявиться к ним в неурочный час (это касается даже некоторых магазинов, спасибо хоть что далеко не всех), однако всё, что можете поделать с этим вы - это стоять, уткнувшись носом в дверной косяк, и молчаливо (как и главный герой The Legend of Zelda, Toan - весьма и весьма молчаливый тип) ждать. В опциях, впрочем, предусмотрена возможность ускорить ход времени, но право же…

Увы, отсутствие собственного лица - не единственная проблема игры. Главная беда Dark Cloud заключается в том, что она яростно, от всей души ненавидит игрока. То, что в теории могло бы быть доброй и ненавязчивой игрой для всей семьи, в итоге выливается в массу испорченных нервов. Как и в Diablo, подземелья в игре генерируются случайным образом (игра благополучно забывает весь этаж даже если вы лишь вышли оттуда за провиантом), однако помимо этого здесь существует ещё и тьма тьмущая факторов, способных испортить вам жизнь. Во-первых, авторы подглядели интересную особенность у игры DarkStone (порт коей на PlayStation грешил титанически длинными загрузками, но всё же не был лишён своего уникального шарма) и добавили в Dark Cloud показатель жажды. Иными словами, по мере путешествия Toan будет нуждаться в питье. Вот только с темпами жажды авторы явно не рассчитали, так что в итоге нам придётся носить с собой огромный запас живительной влаги для того лишь, чтобы не помереть во время очередного короткого похода в подземелье. То же самое относится и к оружию. В том смысле, что оно тут имеет свойство ломаться, но делает это так быстро, что сломать очередной меч можно даже не закончив наносить по врагу серии ударов. При этом сломанное оружие пропадает навсегда и вернуть его не представляется возможным. Вообще. И это притом, что оружие в игре - большая редкость. Поначалу его вообще нельзя покупать, тогда как даже после того, как во второй половине игры вы получите такую возможность, всё равно остаётся факт, что оружие в игре нужно долго и старательно прокачивать (персонажи в игре не развиваются, зато развивается их оружие), скармливая ему при каждом повышении уровня довольно редкие камушки, добавляющие к нему разные атрибуты. Представьте себе, как “весело” бывает расколошматить в схватке меч, на прокачку которого вы потратили весь вчерашний вечер и кучу редких расходных материалов, на поиск которых у вас может уйти и того больше времени. Остаться совсем без оружия, впрочем, не выйдет, даром что дефолтное оружие неразрушимо в принципе, но от него тут эффект будет подобный тому, как если бы вы попытались напасть на льва, гордо держа перед собой смертоносную зубочистку. То есть, в лучшем случае вы ухитритесь перед смертью пару раз ткнуть противника, после чего гейм для вас будет чисто ова. Добавьте к этому то, что игра довольно криво скроена и герой наш, равно как и присоединяющиеся к нему по ходу игры товарищи, между которыми можно будет переключаться прямо во время боя, являют собой существ весьма неповоротливых, да и застрять норовят как в складках местности, так и в противниках, а также то, что тут и там будут встречаться так называемые “лимитированные зоны”, где то жажда будет мучить нас в разы больше, то оружие будет тратить опыт в бою, вместо того, чтобы зарабатывать его, а то и персонажа сменить нам не дадут, и вы поймёте, почему временами в игре кажется, что над вами тут просто издеваются.

[​IMG]

Особо изощрённое издевательство - специальные места в подземельях, где с вами может “что-нибудь” произойти. С одной стороны, ноги тут растут всё из той же Diablo, где при обращении к святилищу нас могли либо одарить, либо молнией стукнуть, однако в свете всего вышесказанного, налететь на такое место в Dark Cloud может быть не просто невесело, но смерти подобно. Представьте себе картину - вы в лимитированной зоне, где не можете менять оружие в свете наложенного зоной ограничения. В процессе боёв вы уже израсходовали практически всю “ремонтную пудру”, которой в игре надлежит чинить оружие. Впереди - серьёзный противник. И вдруг бах! Вы налетаете на такое вот местечко и ваше оружие готово сломаться при первом же ударе. Радуйтесь. Замечу, что сохраняться в подземельях нельзя, да и выйти оттуда по желанию нельзя тоже. Извольте или найти выход (надлежит сперва выбить из монстров ключ, причём угадать кто из монстров содержит оный не представляется возможным), или убить всех монстров, или использовать специальный предмет. Причём в последнем случае придётся проходить весь этаж подземелья заново, да и деньги в игре в дефиците. Опять же, упомянутые выше места всегда рады осчастливить вас сообщением в духе “ваши финансы понизились”, так что лишние деньги у вас появятся лишь в самом конце игры, да и то не факт. Извольте выживать как хотите. Боссы же, несмотря на общую свою незамысловатость, всегда рады осчастливить вас убийством с одного удара (в игре имеется возможность воскрешения, однако исключительно при помощи дорогостоящих предметов, да и инвентарь строго ограничен в размере, тогда как две трети его поневоле придётся занять лечилками и водой, так что на многократные воскрешения губу не раскатывайте), и это притом, что весьма и весьма продолжительные заставки, предшествующие битвам с ними, промотать никак нельзя.

Так что, увы, в итоге Dark Cloud - это отнюдь не та игра, от которой можно получить настоящее удовольствие. Даже несмотря на то, что выглядит игра для столь раннего продукта очень симпатично (анимация одежды у главного героя, к примеру, смотрится для своего времени очень и очень эффектно), Dark Cloud - это не то, что можно от души порекомендовать хорошему другу. Если вы - поклонник жанра ролевых игр, то на проект, конечно, следует обратить внимание как минимум из-за георамы и нетрадиционности некоторых других решений, однако же отчётливо ощутимый душок плагиата подпортит настроение и тут. В общем, выдавая итоговую характеристику игре, поневоле хочется процитировать Аркадия Исааковича Райкина и сказать “Вкус… списсфисский!

[​IMG]


Автор: Letande
Дата: 22.05.2015

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей