1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Вперёд в п(р)ошлое. Очень_технический_пстО.

Автор: Goblinit · 7 июн 2013 · ·
Категории:
  1. Помнится, я уже упоминал в одной из предыдущих записей, что в этом году свершилось чудо: я, наконец, начал разбирать старый хлам. В чемодане под кроватью было найдено великое множество зап. частей для PC, не сохранился только монитор :D

    И вот, в процессе тестирования разных малоинтересных О_Олдгеймеру железяк на предмет функциональных возможностей, мне пришла в голову колоссальная идея. Надо бы мне подробно остановиться на тестировании видеоплат... Да!!!

    :facepalm:

    Для тестов были отобраны максимально мощные игры, запускающиеся на 98 винде и поддерживающие Glide и/или PowerSGL. На 98 - потому что это последняя винда, для которой есть дрова у всех моих старых видеоплат. Glide и PowerSGL - потому что участвуют карты 3dfx и PowerVR. Всяких там rendition'ов и прочих раритетов нет, звиняйте.

    Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 2 266/512/66, 64Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX

    Машина получилась такой случайно: я просто мечтал собрать комп со слотом1 уже лет 7. Отсюда и пляски.. В процессе, !!конечно же!!, будут апгрейды с фото для наглядности буста.​

    Игры: UT, Divine Divinity (DiDi).

    Как-то ничего мощнее я не нарыл. Да, некоторые мне прожужжали уши о Pyl. Честно говоря, я как-то поленился пройти дальше первой локации. Возможно, и зря. Но она под glide2x.ovl - ну не может она быть мощнее UT... Что там - 640х480? :)

    Что измерялось. Измерялось визуальное восприятие. Я всего-то хотел выяснить, что же можно выжать из моих железок на прикладном уровне. То есть, 3dfx - the way it was meant to be played... и подобное.

    В чём измерялось. В играх с родными для карт апи. Потому что запустить Prince of Persia: T2T и посмотреть, как будет сменяться кадр за кадром в D3D9 могут все. А вот какие из игр смогут реально сожрать вашу карту в родном для неё апи - вот это вопрос, требующий ответа и срочно :spiteful: Причём, в нашем случае, чем хуже оптимизирована игра, тем лучше.

    Немного об api 3dfx Glide

    Немного об api PowerVR PowerSGL


    Приступим? :spiteful:



    1. Вудурас. Diamond Monster 3D :ninja:

      Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 2 266/512/66, 64Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX, Voodoo Graphics от Diamond

      Достал из коробки замызганную, пережившую потоп и последующие разгоны плату. Почистил, вставил: работает. Дров имелось двое: одни родные даймондовские с неявной такой возможностью разгона с 50-ти до 57Мгц. Вторые - референсные 3дфиксные, без оной, но поновее. Но вот незадача: карта артефачит. Колдовал над ней пару дней: гнал на неё в досе разными переменными: отключал все возможные буферы, добавлял задержек в работе, синхронизировал... Один хрен, карта выводит просто умопомрачительные артефакты (местами картинка напоминает псилоцибиновый трип).

      То ли время пришло, то ли с мат. платой повезло... В общем, тест оной закончился, не успев начаться.

      Ну... почти... Риали, я всё-таки погонял на ней карму1, 2, divine divinity, blood, unreal tournament (всё на максималке). Вы знаете, из всего этого списка частые тормоза замечены были только в divine divinity. Предел возможностей хорошо наблюдается в UT, когда тот начинает подлагивать при очень эффектной пальбе по ботам. Но, в конце-концов, меня победили даже не их величество де артэфакто, а 640х480. Квадратные круги, HUD на четверть экрана, огромные монстры размером с мини-карту... как страшно было жыть.




    2. Вудудвас. Diamond Monster 3D II. И игрового мира становится мало. :ninja:

      Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 2 266/512/66, 64Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX, Voodoo2 от Diamond

      Итак, для вуду2 нужно что-то помощнее... игры от 800х600 и старше. В дровах выставляем разгон на 95Мгц, ставим триплбуферинг и мип-мап дизеринг. Далее в основном буду рассказывать на примере Divine Divinity (DiDi), потому как собственно все эти тесты мотивированны исключительно желанием поиграть ну в конце-то концов жеж!!

      В DiDi прежде всего хочется отметить славную реализацию движка. Мало того, что поддерживается Software, DDraw, D3D и Glide 3.x, так ещё отдельно есть классный конфигуратор, позволяющий погонять карту в нужном разрешении и посчитать fps. Жаль только нет возможности выводить fps в игре, ну да ладно.

      Запуск! по жуткому треску тут же определяю: явно закончилась оперативка. Надо добавить.



      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 2 266/512/66, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX, Voodoo2 от Diamond

      Запуск! Игра люто тормозит в любом густонаселённом треугольниками пространстве. Разгоним проц.
      Бедный пентиум 2 мне попался редкий - unlocked. Поставил его на 100-ую шину и поднял частоту до 350Мгц, повысив напругу ядра аж на 0.2В. Не поверите, разгон примерно в 1.5 раза он перенёс безо всяких проблем. Грелся, правда, аки пчела. Пришлось открыть крышку корпуса. Винда загрузилась намного быстрее :)

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 2 350/512/100, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX, Voodoo2 от Diamond

      Запуск! Ну вот, вуду2 уже без проблем тянет DiDi на максималке в 800х600 почти без тормозов. Оные наблюдаются в основном при встрече с большой толпой в освещённом лайтнингами месте, либо при встрече с большим количеством движущихся треугольников, иногда кастующих в меня магию. Навскидку: фпс в среднем колеблется между 30-45-ю, падает в толпе до 10-20-ти. К счастью существует ещё и слотовый Pentium 3.​

      Ставим.

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 500/512/100, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX, Voodoo2 от Diamond

      Этот я уже не стал разгонять: честно говоря, с разгоном предыдущего я прилично наелся: то перегрев, то промахи, всё это подбирать очень напряжно на самом деле. Да и множитель у этого фиксированный.

      Запуск! теперь к карточке и претензий нет: никаких лагов в этом разрешении я не нашёл. Ну, за очень редкими случаями. Всё классно, но играть на 23" в 800х600 как-то неочень. Нужно бы 1024х768. DiDi, в отличие от многих других игр, даёт выставить это разрешение на одной вуду2. Знаете, без Z-buffer жить можно. Но долго. Нужен SLI.​


    3. Вудудваслай :ninja:

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 500/512/100, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX, Voodoo2 SLI

      Объединили, получили 24Мб видеопамяти и разрешение 1024х768. Согласно легенде, производительность увеличилась в полтора раза. Тесты в конфиге DiDi подтверждают: в два раза. Проверить очень просто: в 3дфиксных драйверах, в отличие от мажорных даймондовских, есть возможность слай выключить. Оборотной стороной SLI является очень хорошо заметная чересполосноть изображения вдовесок к помехам.

      Погнали! Да, теперь играть стало значительно масштабнее. Правда, на густонаселённых локациях опять тупим в 1024х768, примерно как раньше на разогнанном пентиуме 2.

      Также выручил Deus Ex. Вот там-то прямо на пристани можно усиленно повертеть головой и ощутить вертолёт.

      Что же делать? Ответ один: Slot 1 - Tualatin.


      Сначала я поставил его на 100-ю шину.​

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1050/512/100, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX, Voodoo2 SLI

      Мммооощщщь!!! Найти места, где вуды не справляются, теперь самый сложный квест. Но я и его выполнил: Город Вердистис и орочий лагерь :yes:

      Выпустим же зверя! Выставим 133-ю шину и... перегрев. Пришлось опять открыть крышку :)

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1400/512/133, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, S3 Trio 64V2/DX, Voodoo2 SLI

      На деле разгон не дал ровно ничего. Видимо, вуду2слай уже не справляются.​



    4. Вуду3 и большие просторы.

      Да, поиграть в хорошую игру в хорошем разрешении при первом прохождении - мечта. Тык давайте сбывать мечты потихоньку! Заодно мы наконец избавимся от ужасного качества изображения voodoo2 SLI. :drink:

      Для начала вместо громадной конструкции поставим самый слабый из всех, симпатичный офисный вариант Voodoo3 Velocity 100.

      [​IMG]

      Заметьте, как сразу просторно стало в корпусе :)

      [​IMG]

      Частота чипсета 143Мгц, 8Мб памяти, текстурных модулей: 1 ;) Вот эта карта уже покажет нам человеческие разрешения вплоть до 1600х1200х16.
      И вот тут меня мучает вопрос: что же мощнее: вуду2слай или вуду3? Ходят же легенды, будто вуду2слай примерно равны по производительности вуду3 3000. Давайте разберёмся и с этим.

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1400/512/133, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, Voodoo3 Velocity 100 (143Mhz clock, 8MB SGRAM, 1xTMU)


      Надо сказать, что то ли дрова у вуду3 на редкость глючные, то ли конкретная реализация поддержки карт в играх такая, но критикал эрроры я наблюдал частенько. В плане настроек, правда, дрова радуют. Нет, разве что, разгона. Но он появится в любительских дровах ;)

      Итак, дрова настроили. Угадайте, что же мы наблюдаем в тестах? Правильно, перегрев :D Всё дело в том, что все последующие карточки у меня уже agp, а на этой материнской плате при разгоне (FSB 133Mhz) у AGP частота будет 89Mhz вместо стандартных 66-ти. Для велосити это оказалось неприемлимо совсем - 5 минут работы и зависон. Снимем разгон.​

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1050/512/100, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, Voodoo3 Velocity 100 (143Mhz clock, 8MB SGRAM, 1xTMU)


      Вот теперь прогоним тесты. 3дфиксные демки и конфиг DiDi констатируют, что карта работает медленнее вуду2слай примерно вдвое.

      Окей, а теперь
      , что у (офисных) velocity 100/200 по умолчанию программно отключен второй текстурный модуль. Включим же его! И что вы думаете? В родных дровах с максимально задранными настройками карта показывает чуть меньше попугаев, чем вуду2слай (130 против 150). Зато картинка чёткая :blum:


      Ну и, напоследок, запустим же наконец DiDi в 1280х1024х16!!! "Масштабы детализации потрясают". На глаз фпс в среднем ~30-40. В общем-то, вполне играбельно, н-но... Не создана эта карта для таких разрешений. При большом количестве объектов наблюдаю раскадровку: карте банально не хватает памяти под текстуры. Надо принимать меры.​

      [​IMG]

      [​IMG]

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1050/512/100, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, Voodoo3 1000 (125Mhz clock, 16MB SGRAM, 2xTMU)


      Тут интересно. Частота чипсета ниже, но памяти 16метров. Запустим DiDi в 1280х1024х16. Вот теперь стабильно 15-25 кадров :D. Маловато? Ну тык, давайте, разгоним карту до 143-х Мгц...​


      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1050/512/100, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, Voodoo3 1000 (143Mhz clock, 16MB SGRAM, 2xTMU)


      Запуск DiDi в 1280х1024х16. Налицо явное увеличение фпс примерно в полтора раза. Серьёзно. Вот тут вспомним про вуду2слай. Дальше гнать карту не хочется, давайте лучше её поменяем!​

      [​IMG]

      Интересный экземпляр. Да, китайский.

      [​IMG]

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1400/512/133, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, Voodoo3 3000 (166Mhz clock, 16MB SDRAM, 2xTMU)


      Запуск DiDi в 1280х1024х16. Вот!!! :diablo: Вот теперь игра тупит только при очень большом количестве объектов. Но есть и места, где даже можно наблюдать раскадровку. Всё дело в разрешении: большую картинку просчитать в разы труднее. Кстати, вот эта карта даже выдержала подъём FSB на 133Мгц, только толку было ноль. Видимо, тут тоже уже тупо карты мало. Чтож, давайте её тогда разгоним.​

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1400/512/133, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, Voodoo3 3000 (190Mhz clock, 16MB SDRAM, 2xTMU)


      Вот теперь торомозов как-то не видать вообще :D Давайте померяем попугаев (запустим UT). Средний фпс: 35 кадров в разрешении 1600х1200х16 с макс. настройками. По-моему, это очень серьёзно!​


    5. Вуду5 5500 - хайколор и бай! Вот теперь !тру!колор.

      По слухам эта карта должна быть просто монстром игровой индустрии 2000 - 2002 годов. Ну и в общем, так и не срослось это проверить. Плата оказалась недееспособна в 3D. М-да, а выглядит мощно... Видать, судьба. Думаю сейчас, может, починю.



    6. Nvidia Riva TNT2. Убийца 3dfx?

      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1400/512/133, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, Nvidia Riva TNT2 Pro (142/166 (chip/memory clock), 32MB SDRAM)

      Посмотрел драйвера детонатор 2: никаких настроек.
      Посмотрел драйвера асус. Какие-то сумасшедшие опции, малопонятные простому пользователю (что-то про память для pci, выравнивание полигонов, алгоритм работы z-буфера...). Единственные понятные настройки в этих драйверах - качество изображения в D3D и в OGL. В общем, драйвера что надо ;)
      А ещё есть драйвера ForceWare аж от 2005 года с поддержкой аж D3D9. UT с ними замечательно артефачит.
      В общем, выбор очевиден: как всегда Asus, за неимением лучшего. Также поставил Asus Tweak догадайтесь для чего.

      Итак, изначально карта работает на частотах 142/166 (chip/memory). С такими частотами мы тормозим в DiDi на уровне неразогнанной 3dfx Voodoo3 1000. Эт не дело, давайте-ка бустанём чуток.



      ВНИМАНИЕ, Новый Конфиг: Asus P3B-F, Pentium 3 1400/512/133, 256Mb PC-133, UDMA-2 HDD, Nvidia Riva TNT2 Pro (160/200 (chip/memory clock), 32MB SDRAM)

      М-да. Это не уровень даже вуду3 3000. Игра всё равно тупит. Ладно, давайте пустим UT.

      Средний фпс: 25-28 кадров в разрешении 1600х1200х16 с макс. настройками. Непонятно, кого Nvidia собиралась взрывать этим девайсом :unknw:

      З.Ы.: Да, труколор же... В 1600х1200х32 в UT на этом девайсе играть невозможно. На этом и остановимся :yes:

    7. PowerVR

      По слухам она уже не поддерживает фирменный апи PowerSGL. И проверить у меня так и не вышло - то ли карта неисправна, то ли материнка, то ли дрова не те, но... В общем, ещё одна неудача. Тут я очень расстроился, так что желающие разузнать про kyro побольше могут погуглить <точка>



    Выводы и злоключение.

    32-битный цвет в 2000-2001 году - забудьте об этом, это лишнее. Все карты того времени очень медленно с ним работают. Кстати, у тех же 3dfx-карт рендеринг происходил в 22-битном что ли цвете (в общем, какая-то компенсация отсутствия поддержки 32-битного была).

    Конкретно по картам 3dfx выводы примерно следующие: абсолютные лидеры в скорости. Реально сравнивать эти карты между собой очень сложно, можно гонять бублики и считать попугаев, получая космический результат, а можно пытаться гонять одну и ту же игру на всех картах по очереди и получить реальный результат. Но во втором случае появляются проблемы: проприетарный апи, в котором карты показывают перфоманс много больший, чем в OGL или D3D; отсутствие какой-либо возможности мониторинга состояния gpu и его памяти (усугубляется ещё тем, что не все игры поддерживают переключение задач windows).

    Уверен, изначально был расчёт на то, что юзер сделает апгрейд процессора и это даст буст ускорителю. Подтверждением тому является то, что я толком не сумел найти даже десяти игр, в которых было бы явно видно, что карта не успевает. Конечно, тут есть хитрость: давайте не забывать, что вуду1 мог только 640х480, вуду2 - 800х600 и т.д.

    И ещё... Кажется, у меня слишком много свободного времени...



    Злоключение:

    Значит, в процессе тестирования погибло: 2 клавиатуры, 2,5 видеоплаты, 1 мультикарта, 2 плашки памяти, 1 процессор, 2 мат. платы, 2 корпуса, 1 3dfx Voodoo, 1 сидиром, чёртова дюжина шлейфов,... уйма терпения и очень много времени.
    Всё вышенаписанное - это только малая и положительная доля происходившего. Я опустил в том числе и тысячи удачных и не очень попыток потыкаться с настройками и посмотреть на результат, однако практического смысла это всё равно не имело. Разве что, вам, возможно, будет забавно узнать, что на P2-266 + 2D-видеокарта с 2Mb памяти Diablo 2 полетит.

    З.Ы.: Честно старался написать как можно доступнее, но тут выбирать прищлось между стилем обзорщика и собственным. Так что как-то так.
    Хотел понавставлять ещё фотографий процессоров и самого компа, но тут лимит в 50 изображений. Кому интересно посмотреть, как выглядели слотовые пентиумы (в том числе, под картриджем) - прошу в мой профиль, там есть альбом с фотографиями.

    Возможно, позже в комментах добавлю фото своей адской машины <тут был смайлик>



    _________________________________________________________________________

    З.З.Ы.: Ну и, как бы там ни было, хочется рассказать про людей, без которых этот пост мог бы и не состояться, ведь как-то же оно всё-таки было... (порядок рандомный, кого забыл - напоминайте!)

    So, мэджикпиплвудупипл!! :skull:
    stckpxl, it_Tiran, Vardok и ещё 1-му нравится это.

Комментарии

  1. DJKrolik
    Да вы энтузиаст, батенька.
  2. Walter_S
    унитазиаст, так сказать)))))))))))
  3. Timur
    У меня была Voodoo 3 3000 16Mb :<
    Хорошая была карта.
  4. SMArt
    Некромантия и экзорцизм в чистом виде :)
  5. Dimouse
  6. Goblinit
    Всё-таки собрался и выложу фото адской машины. На самом деле, самый обычный офисный корпус, об который можно запросто порезаться. Плюс в том, что он ничего не весит. Грязный, помят и некомплект. Всё как надо :D

    [​IMG]

    Наклейки поближе. Кстати, целерона у меня нет, наклейка попалась случайно. По центру - та самая голограмма, содранная с умершего в процессе пентиума 2. Что на ней изображено, можно прочесть здесь.

    [​IMG]

    Вид сверху. Смотри в оба - это старый фест от A-One, когда тот ещё крутил альтернативу.

    [​IMG]


    Да, пополнил пост упоминаниями людей, которые так или иначе поучаствовали в этом эксперименте. Поищите там себя :)
  7. Vardok
    Спасибо за статью!)) Очень интересно было почитать. Самого тоже посещали мысли устроить масштабное тестирование с участием всех моих карт. Правда моя коллекция, скажем так, гораздо более казуальнее, ПоверВР например там нет, да и Вуду только 2 - вторая и третья) Кстати, а что за проблема с качеством изображения на Вуду2СЛИ? Руки не доходят на сооружения СЛИ-шлейфа, так что проверить у себя пока нет возможности.
  8. Goblinit
    Vardok, да не за что :) на самом деле, очень не рекоммендую - времени убьёшь очень много, а в результате всё равно останутся вопросы :D

    По поводу слай: на большом мониторе очень хорошо заметно, что изображение состоит из полос.

    Личный вопрос: ты через уведомление пришёл?
  9. A.P.$lasH
    Честно говоря, когда прочитал про отказ тестировать Пыль, автоматически закрыл страницу, недоумевая. Так ждал, так надеялся... Тормозное чудовище, едва ворочающее булками в софтовом режиме, так и не добрело до операционной Goblinit'a, крах всех надежд.

    Но где-то часа через два любопытство взяло верх, вернулся и с огромным интересом дочитал до конца.

    :angry2:

    P.S. Уведомления у меня отключены. Я тебя просто так читаю.
  10. Vardok
    Goblinit, а, понятно. Надеюсь на моей 17-шке этого не будет заметно.
    Ага, через уведомление.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление