Zork Nemesis: The Forbidden Lands

Zork Nemesis: The Forbidden Lands
Жанр: Quest
Разработчик: Zombie
Издатель: Activision
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.89 из 10
  • 7
  • 10
  • 31
Мир Зорк - а точнее, Великой Подземной Империи, - это мир на удивление богатый, наполненный идеей, душой и смыслом. А заодно неисчислимыми красотами природы и столь же неисчислимыми обитателями, среди которых встречаются рыцари и волшебники, демоны и мумии, ужас и юмор, а также едва уловимые отсылки к чему-то очень современному. И ведь тогда, в далёкие уже последние десятилетия XX века, никто как-то особенно и не задумывался над тем, что на маленьком чёрном экране монитора перед ним - лишь строки текста. Правда, слово "лишь" здесь едва ли уместно. Ведь было ещё кое-что - собственное воображение, которое, подключившись, срывало с экрана белую пелену букв и позволяло воочию насладиться всем богатством Зорка.

Сказка была разрушена не сразу, но это всё же произошло. В 1993 году варвары и святотатцы совершили страшное преступление - в буквальном смысле слова вернув игрока в Зорк, они, добавив к игре картинку, вызвали самый настоящий девятый вал суровой критики и горьких обвинений в преступлении против поклонников. Это сейчас, с высоты пройденных лет, мы можем сказать, что игра-то, вообще говоря, не стала хуже - напротив, она заиграла не только внутренними, но теперь уже и внешними красками. Прошло несколько лет, и прежний опыт был повторён - причём с куда большим масштабом и размахом: новая часть эпической истории целой вселенной и визуально, и глубинно вполне способна потягаться с лучшими образцами квестового жанра за заветную корону.

Рассказать историю мира Великой Подземной Империи вряд ли возможно не только в рамках данного краткого описания, но даже и вообще. Оставим это дело преданным фанатам - или же читателю, благо что совсем рядом находится официальная хронология, заботливо составленная авторами сего шедевра специально, видимо, для начинающих "зоркоманов". Скажем лишь, что герой ваш по-прежнему не имеет имени и биографии, но его цель теперь - не просто странствия по свету в поисках славы и накопления капитала, как у какого-нибудь правоверного протестанта, а куда более конкретная и благородная цель, да и роль тоже. Династию Флэтхедов ("плоскоголовых") помните? Вот шпиону на службе у вице-регента Сайовара Сильного как раз и было поручено разузнать, что же творится в удалённых Запретных Землях. А происходит там что-то неладное. Очень даже неладное. Четверо великих алхимиков, каждый из которых был хранителем тайны одного из главных элементов мироздания, неожиданно пропали, и миссией вашего безымянного альтер эго - первоначально - как раз и будет узнать их судьбу, ибо только такой безрассудный авантюрист-приключенец отважился стать новым лазутчиком Сайовара. Однако вскоре после пересечения границы Запретных Земель сюжетные тучи существенно сгустятся: вы узнаете, что делом вашей жизни станет поединок с ужасным древним демоном Немесисом, похитившим алхимиков и поместившим их тела в гробы, а души - в состояние вечной боли. Однако кое-чем из своих лабораторий они в будущей битве со злом вам помочь всё же смогут.

Надо сказать, что, несмотря на все свои объективные достоинства, шквал претензий на новую часть серии обрушился куда больший, нежели чем на многострадальную Return to Zork, несмотря на то, что большинство "профессионалов" из штата профильных изданий один за другим писали восторженные рецензии. Ругали и за "копирование Myst", и за "убийство ценностей", - за что только не ругали. Не согласиться с некоторыми из выводов довольно трудно. Да, здесь всё тот же до боли знакомый вид от первого лица, "мышиное" управление, статичные экраны и дискретное перемещение - правда, в данной игре чуть ли не впервые появилась возможность поворота камеры на полный круг (то есть 360 градусов) из конкретной точки. Да, всё то же подведение курсора к краям экрана, чтобы переместиться или посмотреть куда-либо; если курсор пожелтел - то на то место, где он находится, надо обратить особое внимание, а если принял форму скелетообразной руки - то с находящимся рядом объектом или предметом можно что-то сделать - передвинуть, например, повернуть, дёрнуть или толкнуть, но не взять (в крайнем случае - взять и тут же применить).

Вообще говоря, загадки - это едва ли не главная прелесть Zork Nemesis. Они сложны, пусть и не так, как в самых "жутких" (в плане трудности, конечно же) образцах жанра, а кроме того - действительно нетривиальны. Действий с предметами, как можно догадаться, здесь почти нет, но вот зато необходимости внимательно что-то осматривать, читать и - внимание - слушать и запоминать - хоть отбавляй. По ходу прохождения предстоит вспомнить, выражаясь устами одного отрицательного героя Ч.Диккенса, "доброе старое время" и не то что, скажем, пытаться зарисовывать карандашом на лежащую рядом бумагу повороты зловещих черепов, а даже запоминать тончайшие оттенки звуков, чтобы несколько позже выбрать их правильную последовательность... Разумеется, многочисленные паззлы "на логику" тоже присутствуют.

Впрочем, конечно же, графическая составляющая для создания атмосферы "подлинной старой игры" такого плана важна не меньше - и то, что вы сможете лицезреть в Zork, справляется со своей задачей на отлично. Здесь, впрочем, вновь нельзя не согласиться с фанатами - мир Запретных Земель настолько мрачен, насколько это вообще возможно в игре, где хотели сохранить хотя бы какой-то намёк на юмор. Все локации, будь то средневековая башня, огромный монастырь или величественная консерватория, словно физически давят на игрока своей мрачностью и безысходностью; что уж говорить о психиатрической больнице, которой тоже нашлось место в этом причудливом приключении... Если же добавить к "тёмной стилистике" наличие редких, но всё же присутствующих "недетских" моментов, вроде лицезрения наготы или крови, то негодование привыкших к древнему, да ещё и полностью текстовому Зорку, каждая четвёртая строчка которого была проникнута духом беззаботного поиска, можно попробовать понять. Но эта игра - другая. Ведь даже империям, чтобы не пасть, приходится эволюционировать. А ещё здесь есть видеоролики с живыми актёрами, в том числе довольно известными в узких кругах и отлично справившихся со своими ролями. Но это уже так, к слову.

Играть ли в Zork Nemesis или нет - пусть каждый решит для себя сам. Нам же остаётся лишь подвести предельно краткий итог: игра красива, но по-своему, с подлинно мрачной атмосферой, но с влекущим к себе миром; сложна, но не до безумия; мало похожа на "классический" Зорк, но вполне может при этом рассматриваться как цельное, законченное и даже весьма талантливо и с душой сделанное произведение искусства. И, наверное, оно всё-таки вполне заслуживает внимания любителя хороших квестов.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Activision явно решила убить одной игрой сразу двух зайцев: дать свой ответ "Мисту" - и продолжить эксплуатацию франшизы "Zork", теперь уже без каких бы то ни было реверансов в сторону Infocom. Первая задача, судя по отзывам любителей "мистоидов", была выполнена более-менее успешно. Хотя мне не особо понравилось: сюжет банальный и не очень-то увлекательный, а графика (в своё время явно впечатлявшая) смотрится сегодня похуже, чем у, скажем, "Reah", включая FMV. Впрочем, некоторые загадки тут и правда неплохие, а по части использования панорамного обзора эта игра даже опередила "Версаль 1685".

Но вот ветеранам "Zork" на остановке "Nemesis" лучше не выходить, проследовав прямо по курсу к "Grand Inquisitor"! Авторы совершенно зря потратили кучу сил и времени на расстановку отсылок к миру легендарной Великой Подземной империи, но - похоже, ничего в этом мире не поняли и ни с чем не угадали. Юмора здесь почти нет, и знакомые имена вызывают лишь чувства неловкости и недоумения, будучи размещены на фоне истории, выполненной в совершенно другой палитре и атмосфере. Алхимия, планеты, металлы, мрачные помещения, монастырь, пытки и т.д. - это всё постмодернистски-фантазийно переосмысленное европейское Средневековье (встречающееся во многих и многих играх), а вовсе не "Zork".
Помимо картинки на атмосферу таинственности и безысходности влияет превосходный эмбиент Марка Моргана, который позже отметится музыкой к первым двум Fallout, сериалу Vengeance Unlimited («Месть без предела») с Майклом Мэдсеном, культовой игре Planescape: Torment и некоторым другим проектам. Музыку из этой же игры я рекомендую даже слушать отдельно или в качестве сопровождения при чтении книг (с соответствующей тематикой).
Игра однозначно обязательна к прохождению для всех квестоманов. И пусть вас не смущает слово Зорк в названии, здесь нет понятных далеко не всем зорковских юмора и квестовой логики. Вообще игра к серии Зорк практически не имеет никакого отношения, это отдельная история, но зато какая! Сюжет интригует с самого начала и ошарашивает своей развязкой. Музыка. Она шикарна. Скачал себе саундтрек. Головоломки интересные, логичные и в меру сложные. Графика, конечно, довольно архаична по сегодняшним меркам, но зато в игре есть FMV с живыми актерами, что, простите за тавтологию, здорово оживляет игру по сравнению с нынешней отрендеренной мутью. Играйте и не пожалеете.