RAMA

RAMA
Жанр: Quest
Разработчик: Dynamix
Издатель: Sierra On-Line
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 6
  • 5
  • 41
Один из самых (без всяких преувеличений) сложных паззловых квестов в истории, выпущенный компанией Sierra вскоре после многим показавшегося попросту непроходимым Lighthouse'а. Эта игра - пожалуй, ещё сложнее. Без шуток. Поэтому если вы знакомы с Lighthouse и он показался вам сложным - то, вероятно, за эту игру лучше не браться вообще. Если же вы готовы к настоящему испытанию для разума - тогда добро пожаловать.

Образованные люди наверняка сразу догадаются - исходя из названия игры, - что действо будет тем или иным образом связано с романами писателей-фантастов Артура Кларка и Джентри Ли, ставших авторами романов об обнаружении человечеством в Солнечной системе гигантского инопланетного корабля под названием RAMA. Более того - оба писателя даже приняли непосредственное участие в разработке игры; вместе с тем игра RAMA - это ни в коей мере не переложение или игроизация романов, а, если можно так сказать, "взгляд под другим углом".

Итак, действие игры происходит в XXII веке, а RAMA - это исполинский по размерам (16 километров в диаметре и более 50 - в длину) таинственный инопланетный корабль цилиндрической формы, вращающийся вокруг своей оси, обнаруженный в холодном Ближнем космосе. К моменту начала игры (отсылок к романам-первоисточникам давайте избежим и будем рассматривать игру как самостоятельно произведение, в том числе с сюжетной точки зрения) на нём работает команда земных учёных (названная в честь Ньютона и отправленная туда Международным космическим агентством), пытающихся разгадать его многочисленные тайны: от главной - откуда он прибыл - до не менее важной - какую опасность он может в себе таить. Внутри корабля имеется множество внутренних "сооружений", подчас напоминающих собой чуть ли не автономные города, а также огромное количество механизмов, назначение и принципы работы которых неизвестны. Члены земной команды дали наиболее крупным объектам различные названия - земных городов или предметов.

Экипаж земной экспедиции, состоящий из 12 человек, - это вовсе не безликие люди, а личности, играющие важную роль в происходящем, причём различающиеся как по национальностям и функциональным обязанностям в рамках экспедиции, так и по своему "глобальному" взгляду на происходящее (так, кое-кто считает, что весь этот корабль следует просто взорвать от греха подальше), и по ходу игры с ними предстоит часто общаться и взаимодействовать. Протагонист игрока, по умолчанию не имеющий ни имени, ни должности, прибывает на RAMA, чтобы заменить погибшего русского генерала Валерия Борзова; его (протагониста) идентификационный номер - 002.

Для любителей "чистых" квестов следует сразу оговориться, что в данной игре присутствуют опасности в виде враждебно настроенных существ (хотя, разумеется, каких-то аркадных боёв не будет). Несмотря на то, что самих инопланетян, отправивших корабль, экипаж отыскать не смог, были обнаружены похожие на гигантских летучих мышей авианы, явно обладающие разумом и не нападающие на людей, но отказывающиеся от контактов с ними (впоследствии вы сможете взаимодействовать и общаться и с ними), а также несколько видов роботов, в основном обслуживающих и ремонтирующих местные механизмы. Вместе с тем два вида роботов - "крабы" и "пауки" - агрессивно настроены к людям и опасны. Первые занимаются сбором и утилизацией отходов и рассматривают (по-видимому) людей как "мусор", а вторые исполняют охранные и патрульные функции и совершенно логично принимают непрошеных гостей за нарушителей порядка. Впоследствии вы встретитесь с разумными (и дружественно настроенными) "октопауками". Сам по себе сюжет первоначально (и на протяжении довольно долгого времени) развивается спокойно и неторопливо, но затем превратится в настоящую эпическую драму, где будут и временные ограничения на решение каких-то загадок, и даже необходимость совершать определённые действия - вроде тех же "сражений" - очень-очень быстро.

По "организации" игрового процесса RAMA во многом похожа на Myst. Вид от первого лица, дискретное перемещение, управление с помощью курсора мыши, который нередко принимает те или иные формы при подведении его к тем или иным объектам: например, двигаться в ту или иную сторону, посмотреть вверх или вниз, взять предмет (форма руки) и так далее. В нижней части экрана расположены три окна: камера для детального осмотра взятого или имеющегося в инвентаре предмета (включая вращение), компас, по которому следует ориентироваться в нашем путешествии, и окно с имеющимися в данный момент в инвентаре предметами. Обратите внимание, что предметов в игре очень много, причём не всё то, что можно взять, на деле окажется нужным, но если что-то взято - то избавиться от этого предмета можно будет только путём использования его где-либо. Предметы в инвентаре отображаются рядами по четыре в каждом; чтобы начать новый ряд, если все имеющиеся заполнены, необходимо помещать новый взятый предмет между двумя любыми рядами. Доступна также глобальная карта мира RAMA, красные точки на которой обозначают основные локации, - она служит для абстрактных перемещений по этому таинственному миру.

Если нужно что-то сказать о графике, то пусть будет одно слово: фантастика. Полное 3D, живые актёры и множество так называемых "live-action"-сцен, выполненных в 256-цветной палитре, ставшее избитым словосочетание "чёткая прорисовка", а самое главное - не поддающаяся никакому описанию атмосфера, созданная трудом действительно талантливых художников. Как-то выразить словами восхищение той подлинно неземной красотой, которую вы сможете увидеть в циклопических интерьерах корабля пришельцев, землянину, пожалуй, попросту не удастся. Достаточно лишь сказать, что, играя, порой всерьёз начинаешь верить, что находишься на внеземном корабле, настолько необычны здешние пространства и объекты. Музыка, впрочем, важна для такой игры не меньше, чем графика, и она здесь есть и не уступит первой в своём совершенстве, но вот её описывать не стоит уже точно. Зато стоит коснуться того, о чём было упомянуто в самом начале, - сложности. Несмотря на "вялое" начало и наличие некоторых "рефлекторных" моментов, глобальную основу игры составляют по-настоящему сложные паззлы, требующие для своего решения очень хороших логических, а порой и математических способностей и познаний (к примеру, переводить числа из одной системы счисления в другую), целью решения которых может являться, скажем, разблокирование доступа к очередной локации или восстановление работоспособности какого-то механизма. Хотя целый ряд загадок основывается вовсе не на привычной логике: по словам авторов игры, их намеренно делали "нелогичными", чтобы заставить игрока почувствовать, что он имеет дело с внеземной логикой. И ещё раз: в это не только сложно играть, но здесь существует частая и высокая вероятность гибели. Будьте к этому готовы.

Требуется ли какое-то заключение? Едва ли. RAMA - игра по-настоящему эпическая. Эталон сложности и эталон красоты в своём жанре. Без сомнения, её тайны покорятся далеко не каждому, но зато прохождением её можно гордиться ничуть не меньше, чем одолением самой сложной из испанских аркад. И если не пройти, то хотя бы просто полюбоваться сюрреалистичными пейзажами прибывшего невесть откуда корабля, внутри которого может таиться как вселенское знание, так и страшная погибель, однозначно стоит каждому, кто считает себя олдгеймером.
Автор обзора: kreol
Myst: Masterpiece Edition, Starcross, The Dig
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Интересная игра. На сегодняшний день особенно ценна коротким видеоинтервью с Артуром Кларком.

Основная причина сложности в таймере ближе к концу игры, на острове, который идёт не только в реальном времени, но и быстро уменьшается от действий игрока, например, перехода на другой экран. Тут разработчики явно переборщили, так как игрок может нечаянно "запустить" его слишком рано, не оставив достаточно времени на обычные мистообразные блуждания по другим местам. Чтобы обойтись без лишних спойлеров, можно посоветовать просто не спускаться в шахту на острове до того, как сделаете всё, что сможете, в других местах (таймер включится после выхода из неё), ну и сохраниться перед спуском конечно. Если что, то руководство по прохождению спасёт.

Вторая причина сложности - наличие множества лишних предметов, например, неправильных кусков пазлов. Если бы сейчас кто-то делал римейк, то это явно надо было бы сделать хардкорной опцией. Так как выкидывание предметов из инвентаря не предусмотрено, то так с этим беспорядком и ходить до конца игры.

Третья причина - отсутствие субтитров, то есть кое-где нужно понимать английскую речь актёров на видео. Но, во-первых, видео этих мало, а во-вторых, опять же руководство спасёт если совсем застрянете.

Подытоживая - игра интересная, а если нравится научная фантастика, то точно обязательно поиграйте. Я математику никогда не любил, превозмогал, но на восьмеричных компьютерах прямо залип, было интересно решать связанные с этим задачи (как минимум один фанат математики среди разработчиков точно был).
Мне лично игра не показалась сверх сложной. Математические загадки для средней школы. Мне было только в радость размять мозг и повыводить на листочке решения. Остальные головоломки с запуском механизмов, открытием дверей и пр. довольно стандартны и выдержаны в духе классического мистоида. Проблемы, конечно, могут возникнуть из-за незнания английского и тут даже словарь может не помочь, поскольку надо воспринимать английскую речь на слух. Печально, что такую вещь не локализовали. Игра то шикарная во всех отношениях - графика, музыка, сюжет, паззлы - все идеально, в духе классической Сьерры. А уж если вы поклонник научной фантастики, то это просто рай для вас.