Вы знаете хотя бы один игровой сериал, в котором каждая следующая часть лучше предыдущей? Постоянно поднимать собственноручно установленную планку качества все выше и выше – задача, практически непосильная для большинства разработчиков игр. Но есть еще порох в пороховницах. Точнее, валуны для онагр.

Rome: Total War.

[​IMG]

Раскрою с ходу все карты – игра просто великолепная. Божественная легкость геймплея в купе с потрясающей воображение графической оболочкой заставляет игрока дни и ночи напролет выстраивать шеренги воинов и развивать свои города. Достойных аналогов проекту просто нет. Глобальные стратегии вроде Civilization проигрывают Rome в плане графики и отсутствия тактических боев. Псевдоисторические стратегии вроде Age of Empires уступают в реализме и исторической достоверности происходящих событий, ну, а тактические шедевры вроде Myth и рядом не стоят в виду микроскопических масштабов боев. Кто может встать в одну шеренгу с Rome? Старинный Centurion, простенький Defender of Crown и устаревшие Shogun и Medieval. Все. Без вариантов – Rome: Total War – лучшая стратегия глобальных масштабов.

Выдав первую порцию дифирамб, раскрою секрет успеха игры. Холмистая местность материковой Греции, разрезанная шеренгой гоплитов, дрожит под ударами копыт «конницы друзей». Солдаты в ожидании противника переминаются с ноги на ногу, поправляя шлем и перебрасываясь парой фраз с соседом по фаланге. Тучи огненных стрел вылетают из-за их спин – лучники осыпают смертоносным дождем всадников македонцев. Кому-то не повезло – стрела попала в грудь бойца и он рухнул с лошади, объятый пламенем. По приказу полководца, гоплиты опускают копья – камера пролетает над построением, медленно разворачиваясь и демонстрируя тысячи бойцов. Затем она взмывает вверх и показывает, как македонцы, подобно двум струйкам воды, текущим из одного ручья, разделяются на два отряда и клиньями врезаются во фланги греков…

Возможно, описание звучит несколько примитивно – но вчитайтесь в подробности: блики металла, одетого на солдат, топот копыт, огненные стрелы и тысячи солдат – полное 3D потрясает воображение. В любой момент мы вольны остановить бой и сотворить с камерой что угодно: любите смотреть на происходящее с высоты птичьего полета? Пожалуйста. Хочется приблизиться и посмотреть на схватку двух воинов? Нет ничего проще. Хотите снять кадр, которому позавидует «Спартак», «Царство Небесное», «Гладиатор» или «Храброе сердце»? Элементарно. Слегка отклонившись от темы графики, скажу, что интерфейс иначе как чудом назвать невозможно: возможность ускорения времени, пауза, для раздачи приказов, различные построения, формации и объединения отрядов в одну группу – такой легкости управления может позавидовать любая игра, но в Rome все выглядит очень привычно и мило – по-домашнему, как будто всю жизнь в него и играл – а ведь это признак первоклассной игры.

[​IMG]

Но самое главное, конечно же, графика. Являясь адептом культа «графика в игре – не главное», признаю, что представить Rome иным, нежели он есть сейчас – невозможно. Игра требовательна к ресурсам: на слабеньких машинах вы увидите существ, отдаленно похожих на людей, переступающих колышками ног (именно так – без ступней и ботинок) на месте. Но стоит включить на максимум все возможные настройки и перед вами возникнут легионы солдат Рима, готовые самым реалистичным образом броситься на врага. Да-да, на низкопроизводительных системах вам придется управлять маленькими отрядами солдат, но стоит улучшить начинку своего системного блока и численность каждого отряда возрастет в n-раз, делая бои в игре во истину кинематографичными. Воспевать графика Rome можно бесконечно, так что рекомендую всем убедиться в качестве видеоряда самостоятельно, благо – это сплошное удовольствие.

Как вы поняли, после Европы и Японии середины прошлого тысячелетия, серия Total War сделала огромный скачок назад и нам предстоит примерить тогу античного императора. Главная сюжетная кампания игры предоставляет нам возможность встать во главе одной из трех влиятельнейших семей Рима и заняться прославлением Рима за границами государства. Юлиям уготована честь повторить путь своего знаменитого родственника Гая – при желании можно завоевать не только Галлию, но и Германию, Испанию, Британию… Брутам изначально противостоит союз греческих городов (почему-то со столицей в Спарте) и Македония (которая почему-то обзавелась Коринфом). А великим Сципионам предстоит уничтожить Карфаген (впрочем, стирать города с лица земли нам не позволили – очень жаль). Постепенно расширяя свои владения, мы должны добиться расположения сената и народа Рима. Очевидно, что то, что радует плебс, раздражает патрициев и наоборот, поэтому каждое ваше действие глобального масштаба в различных слоях населения столицы Рима произведет различный эффект. Иногда сенат будет вам поручать различные задания, от исхода которых и зависит его к вам отношение. Только высокие значения популярности позволят вам позариться на титул Цезаря, а в случае, если вас уличат в предательстве идей республики – готовьтесь к кровопролитным гражданским воинам с вашими бывшими лучшими друзьями – другими римскими семьями.

В плане боевых единиц и тактики Rome совершил скачок вперед. Конечно, визжащие женщины и голые кельты не особо вписываются в картину, которую рисует воображение, когда я слышу слово «античность», однако вряд ли это можно считать серьезным недостатком. Баланс доведен практически до совершенства: если фалангиты выстроились ромбом, значит в бою даже против превосходящих сил, имеющих в своем распоряжении конницу, они не потеряют ни одного бойца. Тяжелая пехота сминает построения ополченцев, лучники выбивают с огромных расстояний лучших солдат противника, а онагры одним залпом уничтожают половину отряда. И лишь боевые слоны сметают почти все на своем пути – естественно крестьян им топтать легче, а вот с копейщиками у них могут возникнуть серьезные проблемы, вплоть до впадения в «ярость боя». Это состояние никак не связано с общими моральными кондициями войск, которые перекочевали в Rome из предыдущих частей сериала, но опасно тем, что неуправляемые слоны с одинаковым успехом начинают топтать не только солдат противника, но и пехотинцев союзников, и наших – в том числе. Что действительно радует – победить можно практически в любой ситуации: лучники могут истребить всех слонов противников, пехота способна заманить слонов в лес, где их ждет мучительная смерть, а конница практически всегда найдет слабое место в построениях: тыл, фланг или стык отряда. Конечно, если бойцы ничем не отличаются друг от друга, от поисков стыков особых смыслов нет, но в других случаях имеет смысл учитывать качество войск противника, их настрой на битву, опыт и вооружение.

[​IMG]

В связи с этим хочется отметить, что противник стал значительно умнее, пытаясь концентрировать удар на слабых участках наших построений (как и прежде, бегство одного отряда негативным образом сказывается на морали остальных бойцов), маневрируя конницей и старательно избегая наших рейдов к нему в тыл. Конечно, поймать противника на перестроении не сложно, но ведь ситуации бывают разные.

Например, шедевральные осады поселений. Тысячи солдат в едином порыве толкают тараны и осадные башни, несут лестницы и строят подкопы, обстреливая противника огненными снарядами из катапульт и онагр, в едином же порыве получают по башке кипящим маслом, тучами стрел наших лучников и дозорных, которые, видимо, навечно заточены в городских башнях. Такого мы действительно еще не видели – честно забирающиеся по лестницам солдаты (не скользящие – а забирающиеся), честно раскачивают таран, который честно бьет ворота осаждаемого города, за что они же и получают заслуженную порцию честно вылитого кипятка – шедевр игрового моделирования боев – это совершенно точно и обсуждению не подлежит. Конечно, можно просидеть указанное количество ходов и изморить врага голодом или же расстрелять укрепления осадными орудиями (самим же потом и восстанавливать), но лучше все-таки увидеть этот маленький шедевр под названием «штурм поселения в Rome: Total War». К сожалению морские бои в игре представлены кнопочкой «рассчитать итоги боя». Что ж, не в этот раз…

Однако не тактикой единой – глобальная составляющая успеха Rome также внушает уважение: захватывайте провинцию и начинайте развивать ее инфраструктуру, продвигаясь по простенькому древу технологий. Можно, конечно, и не развивать самостоятельно, а отдать все на откуп искусственному интеллекту (и наем бойцов, и постройку зданий, и сбор налогов), но… конечно, если вам нужен Rome из-за его потрясающих батальных сцен – это вариант, но тогда вы потеряете значительную часть удовольствия, которую получает игрок, развивающий деревню со зданием старосты в центре и одной лужей, называемой «полем», до уровня огромного города с высокими стенами и величественными сооружениями.

Но если вам удастся наладить экономику страны – успех в глобальных масштабах вам обеспечен. Потому что ни десятки генералов, каждый со своими характеристиками и различными талантами к управлению или командованию, ни легионы преторианцев, не могут в Rome: Total War сделать то, что может сделать дипломат, убийца и шпион богатого государства. В Total War продаются все: полководцы, армии, города, дипломаты. Предложите оппоненту обеспеченную старость – и вы получите еще одного члена семьи (с сомнительными характеристиками, так как от предавшего однажды можно ждать новых предательств), а лучше – убейте упрямого жадину и подкупите жителей его города, получив взамен новую провинцию. Однажды, играя за Египет, мне удалось сколотить состояние, которое позволило мне без единой битвы покорить территории от Месопотамии до Гибралтара. Впечатляет? Противник еще только прикидывал шансы на успех, как мой дипломат уже бежал навстречу полководцу, высланному против меня. Через ход все юниты уже были куплены с потрохами, а удачливый переговорщик направлялся к ближайшему вражескому городу…

[​IMG]

Добавьте ко всему вышеперечисленному великолепную озвучку и… вы все равно не составите верного впечатления о игре. Да, звуки сражений будто скопированы из батальных сцен голливудских исторических саг, а торжественная музыка возбуждает в уме имперские идеалы, но при всем при этом игра гораздо лучше, нежели вы можете себе представить.

Игра совершенна. Но как ее описать? Как метром измерить Вселенную? Как словом описать истину? Как подобрать аналог, игру-заменитель для Rome: Total War? Никак – у этого шедевра нет конкурентов, он наголову выше их. Ворвавшись в города Civilization и Age of Empires, Rome разрушил их до основания, уничтожил мужчин, женщин и детей, выстроил всех выживших в шеренгу, искалечил и оставил умирать в страшных муках.


Автор: katarn
Дата: 09.06.2007

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей