Самое удивительное в этой игре то, что она абсолютно настраиваема и всепоглощающе дружелюбна. Заявленные поляками 40 часов – вполне реальное число. При определенных настройках. Верно и обратное: если нет желания возиться с каждым монстром, то можно умышленно понизить сложность, и тогда прохождение игры значительно сократится по времени, но за счет сюжета станет намного более насыщенным. В общем, обиженным никто не уйдет. Хочется продуманной и глубокой боевой системы? Есть такое дело. Желаешь побыстрее перейти к книжно-разговорной части? Пожалуйста.

Witcher 2: Assassins of Kings, The
(в России игра вышла под названием Ведьмак 2: Убийцы Королей)

Отражения звезд

[​IMG]
Ведьмак 2 - не та игра, которая будет притворяться, что местные жители *действительно* имеют распорядок дня,
а монстры охотятся друг на друга. Тем не менее, эффект погружения - сильнейший.

Надо сказать, что во время разработки поляки подбрасывали очень много поводов считать предстоящего Ведьмака 2 игрой весьма посредственной. В первую очередь тем, что в рекламной кампании упор делался в том числе на обнаженных чародеек. Вскрытие показало, что на деле сексуальных сцен в игре даже меньше, чем в первой части, ну а обязательных по сюжету и вовсе нет. Так что любители цифровой клубнички остались с носом… Вероятно, кого-то могла напугать новая боевая система. На словах она выглядит проще, чем в первой части: две клавиши удара, блок, перекат, применение знака. Но на деле бои не вызывают абсолютно никаких проблем разве что на низкой и, возможно, средней сложности. В остальных случаях бой с каким-нибудь мини-боссом может растянуться на долгие, если верить некоторым отзывам, часы (!). Впрочем, каждый развлекает себя как хочет: упрекнуть Ведьмака 2 в излишней сложности или, наоборот, доступности - невозможно. Упростить себе жизнь можно в любой момент игры, щелкнув по соответствующей опции в ее настройках. Так что тут игрок оказывается исключительно в плену у собственной совести: не стоит понижать сложность боев, а потом хвалиться тем, как «закликал» финального босса без эликсиров. Не поймут.

По ощущениям сюжетная составляющая игры стала несколько короче: квесты вроде «убей десять утопцев» или «поймай семь собак» ушли в небытие. Теперь ведьмаку подобные задания подбрасывают крайне редко, да и то в каждом случае подход должен быть особый: будь то подрыв нор накеров или уничтожение гнезд гарпий. Все остальные побочные квесты – как это и принято в Ведьмаке – в большинстве своем многоступенчаты, продолжительны и подразумевают более одной возможной концовки. Незначительный выбор игрока, подгоняемого таймером, меняет облик целого города. Ну а от того, кого вы выберете себе в союзники в первой главе, зависит облик главы второй: для обеих сторон совпадают разве что два сюжетных квеста. Разработчики вырыли себе яму, позволив к финалу первой части придти по одной из нескольких возможных дорожек. Поэтому могут возникнуть справедливые вопросы: а как же так, почему Геральт крутит шашни с Трисс, когда я в оригинале строил отношения с Шани? А вот так. Каноничный финал.

Справедливости ради надо отметить, что с Ведьмаком 2 всё еще сложнее. Концовки отличаются друг от друга значительно. Но надо понимать, что в финале мы имеем два результата: для мира в целом и для Геральта в частности. Карта мира – как и обещали разработчики – меняется от прохождения к прохождению. Возникают новые государства, исчезают старые, соседи делят между собой осиротевшего соседа. Всё это наверняка будет учтено в будущем. История же Геральта абсолютно линейна: задача его - вовсе не в поиске пресловутых убийц королей или спасении какой-нибудь страны от неминуемого раскола на два противоборствующих лагеря. Ведьмак решает свою собственную задачу - возвращает себе память. И результат в любом случае один и тот же…

Почему ведьмаки не телохранители

[​IMG]
Воспоминания Геральта, а также последствия некоторых судьбоносных решений,
демонстрируются вот в таком вот виде...

Тренд сезона – задушевные беседы подозреваемого с дознавателем. В Dragon Age 2 беседа происходила на протяжении всей игры, Ведьмак 2 отделался небольшим куском пролога: начинается всё с того, что... закованного Геральта избивают тюремщики. С чувством, от всей, так сказать, души. Ведьмак, как-никак, считается убийцей короля! Чтобы прояснить ситуацию, подозреваемого вызывает глава отряда особого назначения на службе у темерских лилий - Вернон Роше. Тут-то Геральт и ударяется в воспоминания, пересказывая своему новому знакомому события судьбоносного для Темерии дня. После неудачного покушения странного типа с кошачьими зрачками на жизнь короля Фольтеста государь решает, что Геральт – отличный кандидат на роль личного телохранителя. Ведьмак выступает в не свойственной ему роли: вместе с цветом темерского рыцарства штурмует замок бунтовщиков, участвует в усмирении их лидеров и проводит диверсионные операции. Исход же весьма печален: славная победа воинства Фольтеста оборачивается трагедией для самого ведьмака. И выбора у него нет: или он сотрудничает со спецслужбами, или…

В отличие от первой части, сюжет Ведьмака 2 по своей структуре напоминает книжный первоисточник. Как написали бы в школьном сочинении по литературе, два главных мотива произведения - мотив дороги и мотив погони. Геральт в компании со своими товарищами оказывается в очередной большой локации, где ему предстоит выполнить ряд обязательных и необязательных квестов, после чего ведьмак отправляется дальше. Очень в духе Сапковского: посиделки на одном месте в первой части, прямо скажем, не совсем в стиле Геральта. Осознание мощи сюжетной линии приходит далеко не сразу: чтобы понять, что действительно изменится в сюжете от того, что ты выбрал другую сторону конфликта, надо провести эксперимент и… выбрать ее. Отсекаются не какие-то простенькие побочные квесты - целые сценарные ветки! Некоторые ключевые NPC при определенных условиях могут вообще не попасть в кадр или же появятся буквально на несколько секунд. Некоторые персонажи при прохождении за одну сторону не раскрываются в полной степени, а определенные варианты развития сюжета оставляют огромные белые пятна, на месте которых при другом прохождении могли оказаться весьма логичные причинно-следственные цепочки.

Старые знакомые

[​IMG]
Первый серьезный босс.
Тактика, QTE и зрелищное добивание в конце - присутствуют.

Большинству игроков многие действующие лица вряд ли знакомы. На деле разработчики, судя по всему, отказались от идеи импорта созданных для первой части NPC в пользу героев книг Сапковского. В ход идет тяжелая артиллерия вроде Хенсельта, короля Каэдвена, Филиппы Эйльхарт, придворной чародейки короля Редании Радовида. И хотя последние появлялись в первой части игры (одна – мимолетно, второму досталась роль посолиднее), помнят их, скорее всего, далеко не все. О таком персонаже, как Шеала де Танкарвилль, и вовсе могут знать только преданные поклонники Сапковского. Ну, как вариант – любой, кто читал его цикл о ведьмаке. Тем не менее, возвращение «старых знакомых» и огромное количество отсылок к событиям книги – это, безусловно, огромный шаг вперед. Персонажи получились живыми и интересными, полностью соответствующими своим книжным аналогам. При этом со многими из них связаны те самые судьбоносные сюжетные решения, и я уверен, что выбор игрока, впервые познакомившегося с Хенсельтом по Ведьмаку 2, будет мотивирован абсолютно иначе, нежели человека, предварительно прочитавшего об этом монархе у Сапковского.

Вообще, поляки пошли на весьма спорный шаг и произвели редизайн главных действующих лиц. Чтобы подчеркнуть утонченную любвеобильную натуру барда Лютика, ему добавили аккуратную бородку. Дабы показать всем, кто именно тут ведьмак, лицо Геральта «украсили» незаживающим шрамом. Но больше всего досталось Трисс: разработчики и сами признаются, что её внешность и характер изменились больше всего. И перемены эти... впечатляют. В комментариях к наброскам Трисс разработчики говорят о том, что она «выросла» и «повзрослела», - на деле же кажется, что в первой части она выглядела серьезнее и старше. Элегантный и практичный костюм для путешествий придает облику чародейки какую-то детскую простоту и юношеский задор. Золтан Хивай, например, мало чем отличается от себя же в первом Ведьмаке. Всё тот же старый-добрый краснолюд-ветеран, одетый в стеганую куртку и вооруженный запасом метких ругательств и весьма забавных словечек. Темериец Вернон Роше и его злейший враг – лидер «белок» Иорвет – новые лица для игры, но эльф получил свою минуту славы у Сапковского. Его отряд упоминается в качестве «разгромленного»; к счастью, сам Иорвет избежал участи кадровых офицеров бригады «Врихедд», а потому может радовать игроков своим неординарным и весьма сложным характером.

Можно долго рассуждать на тему того, правильно ли поступили разработчики, изменив внешность ключевых персонажей. Увы, основная идея самой CD projekt: «у нас новый движок и, как следствие, новые модели». С точки зрения характеров работа поляков заслуживает самых лестных похвал: Ярпен Зигрин, Филиппа Эйльхарт и прочие персонажи предстали передо мной именно такими, какими я их себе представлял, читая книжную сагу. Возможно, я слишком часто повторяю, что очень многое в этой игре связано именно с книгами. Но так оно на самом деле и есть: играть в (теперь уже) дилогию про Геральта, не познакомившись с сюжетом книг, и играть в них же, но прочитав произведения Сапковского – это всё равно что играть в четыре разных игры. Иногда можно увидеть мнения в духе «скучный сюжет», «ничего не понимаю», - увы, нетерпеливость и невнимательность сделали свое черное дело. Если игрок приучен к очищенному от всякой шелухи сюжету в духе «Враги сожгли родную хату, // закрылись в замке на засов. // Теперь нам надо три бригады // и сорок коридор-часов.», то Ведьмак 2 – игра, созданная явно не для них.

Нетипичный ведьмак

[​IMG]
*Та самая* единственная обязательная обнаженка на всю игру...

Ролевая система серьезно усложнилась. Если раньше нам выдавали большое количество талантов, которых хватало практически на все случаи жизни, то теперь перед игроком остро встает вопрос: кем быть? Помимо базовой «тренировочной» ветки у Геральта имеются еще три направления развития: мечник, алхимик, маг. «Маг», конечно, громко сказано, но прокачанные знаки действительно оказываются ничуть не менее полезны, чем развитые боевые навыки. Как ни странно, персонаж, забрасывающий противников собственноручно собранными бомбами, также весьма жизнеспособен. Суть в том, что необходимо выбрать какую-то одну ветку: за каждый уровень полагается всего одно распределяемое очко, а ближе к финалу ведьмака-универсала (т.е. специалиста во всем и ни в чем одновременно) будут бить, причем, скорее всего, весьма больно. Кроме того, высокоуровневые способности можно «мутировать», «встроив» в них специальный мутаген. Он может увеличивать здоровье, силу знаков и т.п., главное - помнить простую истину: использовать надо только мощные мутагены, всё остальное – банальные «заглушки», которые лучше сразу продавать.

Примерно то же самое касается и системы создания новых предметов. Инвентарь Геральта – наконец-то! – больше не ограничен тремя видами оружия, одной курткой и одним трофеем. Ограничение по размеру предметов перешло в ограничение по весу, что положительно сказалось на свободе выбора подходящего вооружения или нужной одежды. По ходу дела Геральт не только собирает грибки да цветочки, но и «одалживает» у крестьян древесину, кожу или, например, различную руду, которые затем можно использовать в соответствующей мастерской для производства нового типа ловушек, качественной брони или смертоубийственного меча. Для начала, правда, надо купить соответствующие чертежи…

Возможность упиться в стельку и шататься по дворам Вызимы, распугивая дворняг, по понятным причинам пропала, но на смену таким сомнительным удовольствиям (о которых кто-то даже умудряется с грустью вспоминать, обсуждая Ведьмака 2!) пришли увлекательные побочные квесты вроде пьянки в штаб-квартире темерского спецназа или попойки с алкоголиками из каэдвенской пехтуры. Надо сказать, что эпизодические персонажи зачастую удались ничуть не хуже основных действующих лиц: как ляпнут чего-нибудь - так хоть стой, хоть падай. Жесткость и взрослость мира Сапковского проявляются не только в том, что во время боя солдаты орут матом, а Геральт с Трисс занимаются сексом аж в нескольких различных позах, но и в таких вот деталях, приятных любому ценителю действительно *ролевых* игр.

«Свобода или смерть!»

[​IMG]
Графика иногда просто потрясает.
Даже забываешь, что настройки-то не на максимуме...

Поляки очень рисковали, создавая движок для своей игры с чистого листа. Первая игра, скажем прямо, вполне могла оказаться приятной случайностью; именно сиквел должен был подтвердить статус CD projekt как производителя лучших (исключительно на мой взгляд) RPG как минимум в Восточной Европе. Или опровергнуть его. И если с остальными элементами игры всё было более-менее понятно, то сама фраза «самопальный движок от разработчиков из Польши» наводила на меня ужас. Реальность оказалась не столь сурова: игра работоспособна и нервы постоянными ошибками не треплет (о локализации – ниже).

Графически же Ведьмак 2, возможно, - самое красивое приключение, которое когда-либо появлялось на ПК. На текстуры одеяния Бьянки или Роше можно смотреть целую вечность. Нет ничего красивее Флотзама во время дождя. Невероятно зрелищные добивания (выполняются одной кнопкой при накоплении специальной шкалы, но только в том случае, если Геральт получил соответствующую способность) просто не имеют аналогов: «куклы» из Dragon Age 2 в сравнении с ними – детский лепет. Лицевая анимация – имеет место быть. И это уже достижение. В целом же - Ведьмак 2 смотрится как невероятно дорогой блокбастер, в который, по счастью, не забыли добавить лихозакрученный сюжет. Так что аналогов Ведьмаку 2 среди современных игр, пожалуй, и не подыскать…

В угоду зрелищности разработчики исправили некоторые моменты из первой части. Так (крайне редко!), скриптовые сценки превращаются в испытания на скорость реакции, а кулачные бои и вовсе превратились в – опять же – QTE-развлечения. Покер на костях зачем-то упростили: теперь победитель определяется в первом же раунде, а игрок должен в буквальном смысле *бросать* кости движением мыши или джойстика геймпада. Зато добавили новую мини-игру - армрестлинг. В целом, трудно сказать, на чем новый Ведьмак играется удобнее: похоже, что бои действительно заточены под геймпад, хотя клавиатура и мышь ему почти ни в чем не уступают, при этом все остальные действия (от ковыряния в инвентаре до метания ножей во время пьянки с Роше) удобнее производить с помощью традиционных для ПК способов управления игровым процессом...

Нездоровые ассоциации

[​IMG]
Трисс - единственный персонаж, с которым можно закрутить какой-никакой роман.
История их отношений с Геральтом корнями уходит в книги Сапковского.

Как это часто бывает, "1С-Софтклаб", проигнорировавший первую часть потенциального хита (но затем выкупивший права на нее), заранее «застолбил» сиквел за собой. Snowball, ответственный за локализацию, проявил традиционное для себя зазнайство, в общем-то, вполне разумно переведя большую часть текстов, но зачем-то заменив вполне нормальную фамилию де Танкарвилль на неканоничную де Тансервилль. О причинах переименования «Дикого Гона» в «Дикую Охоту» остается только гадать. Вероятно, переводчики и редакторы Snowball намного умнее Сапковского и Вайсброта.

Впрочем, в целом локализация получилась приличная. Текст – почти везде переведен, персонажи озвучены терпимо, иногда даже неплохо. Лютика и Золтана озвучивали те же актеры, что засветились и в первой части, Геральта и Трисс – другие. И это притом, что специально проводилось голосование с целью выбора голоса озвучки, и большинство проголосовало именно за старый вариант… Но в целом голос оказался весьма уместным, так что стерпеть можно.

Нельзя стерпеть то, что "1С-Софтклаб", как обычно, намудрила и воткнула в игру защиту StarForce. Не до конца ясно, кого надо «благодарить»: саму защиту или кривые ручки, собиравшие «экзешник» для русской версии игры, но факт остается фактом – россияне (и приравненные к ним жители сопредельных государств) получили самую забагованную версию Ведьмака 2. Основные отличительные черты: убийственный баг с мини-игрой в покер на костях, долгие закгрузки, ставшие после третьего (!) патча еще более длительными, и встречающая у некоторых ошибка с отсутствием загрузочного экрана. Про то, что в «лаунчере» дисковой версии даже нет такого пункта, как «активация DLC», думаю, даже и говорить не надо.

Как и про то, что собственно к игре все эти ошибки отношения не имеют. Как известно из различных заявлений "1С", "Акеллы", "Буки" и проч., (почти цитата) «лицензионный продукт отличается от пиратского стабильностью и безопасностью». Но вышло всё наоборот: заменив некоторые файлы официальной русской версии на «экзешник» европейской версии игры или банальный noDVD, игрок автоматически избавляется от всех ошибок, присущих локализованной версии игры. Вот такие чудеса…

На Нильфгаард

[​IMG]
Формально это даже не *добивания*.
Если активировать способность в нужный момент, то в одном ролике продемонстрируют быструю
(и болезненную) смерть сразу трех абсолютно здоровых противников.

Надо сказать, что этот текст написан с точки зрения человека, очень сильно полюбившего и книги Сапковского, и игру Ведьмак. Поэтому до релиза Ведьмака 2 у меня был целый ряд опасений за будущий проект и - одновременно - огромное количество надежд. К счастью, сбылись именно мечты: игра оказалась точно такой, какой я хотел ее увидеть. Интересной, разносторонней, нелинейной и небанальной. Подводные камни деградации Mass Effect 2 и Dragon Age 2 разработчики обошли стороной: игра не перестала быть ролевой от того, что ее приправили зрелищностью, QTE-сценами и парочкой stealth-эпизодов. Геральт даже стал говорить, как герои игр от Bioware: мы выбираем небольшую мысль, а герой произносит гораздо более объемную фразу. Но – что крайне важно! - краткий вариант всегда соответствует тому, что произнесет ведьмак. Особо не интересующийся историей Геральта и Йеннифэр человек наверняка найдет в игре большое количество недостатков. Тем не менее, «играть или не играть» - это его личный выбор, а для тех, кто всё же выберет «играть», Ведьмак 2 припас гораздо более значительное число непростых ситуаций, выбрать «единственно правильный» вариант ответа в которых невозможно по определению.

P.S.:
А еще в игре есть музыка. Написана она с нуля, но частенько ухо ловит мотивы, знакомые по оригинальной игре.



Автор: katarn
Дата: 23.05.2011

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей