За десяток лет Total War из глобальной стратегии с элементами много-чего-ещё перевоплотилась в целый жанр. Жанр так и называется – Total War. Когда-то, когда компьютеры были большими, а 64 мегабайт оперативной памяти, казалось, хватило бы на многие годы вперёд, ещё встречалось нечто похожее на Shogun и Ко. Но со временем тактические бои в реальном времени ушли в небытие, а лучше Total War мог оказаться только новый Total War. Неприятную тенденцию (ибо отсутствие конкуренции ещё никому не шло на пользу) разрушить не удалось до сих пор, но существует одно исключение из правила…

King Arthur: The Role-playing Wargame
(в России игра вышла под названием Король Артур)

Лес чудес

[​IMG]
Персонаж на поле боя действительно похож на свой портрет на глобальной карте.

Венгры из Neocore делали тактические подобия Total War до «Короля Артура», делали они их и после, но лишь сам King Arthur в полной мере соответствует и игровой механике конкурента, и высочайшему уровню исполнения. Тут всё как у большой и богатой студии: эпический размах, сочная картинка, изюминка игрового процесса. И не одна – изюма тут целая бочка, такая, какой любая серия Total War позавидует. А всё потому, что разработчики не стали слепо копировать только глобальный режим или же только тактические битвы. Они сделали Total War. Но по-своему и совсем о другом. И пусть в меня кинет камень тот, кто скажет, что перед нами клон, - нет! В плане игровых возможностей «Король Артур» значительно превосходит британского коллегу, устремляясь к недосягаемым высотам имени Космических Рейнджеров 2. Но обо всём – по порядку.

Мифический король весьма популярен в Восточной Европе. Богатейшая на события и персонажей легенда о короле Артуре была воспета в известнейшем произведении Сапковского, венгры же не стали делать игру «по мотивам» - они взяли собственно саму историю и переложили её на игровой лад. Насколько события соответствуют реалиям – вопрос, пожалуй, неуместный. Но каждый, кто в курсе того, чем занимаются рыцари Круглого Стола, зачем каждому магическому мечу полагается своя Владычица Озера и в чём суть взаимоотношений Ланселота и Гвиневры, думаю, про Артура наверняка слышали. И именно его роль нам предстоит сыграть в великолепном блокбастере родом из Восточной Европы.

Дело в том, что сам Артур – персонаж мифический во всех смыслах этого слова. Легендарный король сидит в одном из многочисленных меню во главе круглого стола и покорять Британию самолично отчего-то не торопится. Для этих целей ему и нужны рыцари – его верные наместники, полководцы и полномочные представители во всех более-менее важных делах. А может, и не верные. Это уж как получится, ведь «Король Артур» - даром что удивительно похож на Medieval 2: Total War - Kingdoms – игра с достаточно глубоким и интересным сюжетом, который, пусть и не меняет своего основного направления развития, от прохождения к прохождению будет серьезно видоизменяться.

Первое же «задание» определит мировоззрение Артура: к чему более склонен собиратель земли британской? Вероломный монарх получит богатства, благородный король – союзника. На том и зиждется местная вертикаль власти: на стержне, который представлен Артуром собственной персоной. Тёмные времена настали в Британии: сиды воруют детей, разбойники хозяйничают на трактах, соседние короли налившимся кровью глазом смотрят на богатый урожай пшеницы… а рыцари Круглого Стола ценят в Артуре совершенно разные черты характера: кто-то верен религии предков, другие ожидают церковной реформации и принятия христианства. Кровавый деспот наверняка найдёт себе сторонников, которые при ином раскладе без лишних слов обнажили бы клинки. Наверное, King Arthur обладает не самым выдающимся сюжетом, но редкая стратегия может похвастаться обилием сценарных перипетий, которые реально влияют на расстановку сил на глобальной карте.

Тотальный Артур

[​IMG]
Приключения только начинаются.
И как тут не отметить безупречный арт-дизайн King Arthur?

В общих чертах «Король Артур» очень похож на Total War, но стоит присмотреться повнимательнее - и глаз замечает уйму тонкостей и деталей, несвойственных знаменитой серии. Например, год разделен на четыре сезона, соответствующих временам года. С весны по осень мы вольны двигать свои армии (во главе которых обязательно должны быть герои, иначе солдаты с места не сдвинутся!) по глобальной карте, а зимой полагается разбивать лагерь и отдыхать. Когда просторы Британии покроются снегами, мы можем (наконец-то!) повысить уровень персонажей и их отрядов, указать приоритетные направления исследований для своих учёных, а также, внимательно изучив статистику за прошлый год, закупить на рынке продовольствия или же наоборот - обменять излишки на золото. В King Arthur два ресурса, каждый из которых играет огромную роль. Так, например, запасы продовольствия восполняются только по результатам сбора урожая в конце осени – логично, не правда ли? – а потому, ежели ртов в вашей армии больше, чем буханок хлеба, уже летом следующего года армии начнут голодать и морально разлагаться.

Хотя мы и избавлены от назойливого микроменеджмента – не царское это дело заборы строить и часовни возводить, – обращать внимание на состояние дел как в провинциях, так и за Круглым Столом придётся. И очень часто. Причин у местных жителей для восстаний столько, что Barbarian Invasion с её генералами, толпами переходящими на сторону повстанцев, кажется детским лепетом. У каждого рыцаря за Столом, как несложно догадаться, есть целый набор характерных черт. Кто-то христианин, кому-то не нравятся валлийцы, другие – бритты до мозга костей. Естественно, если назначить дичайшего националиста наместником провинции с населением, полностью состоящим из людей другой нации или веры, проблем не оберешься. Также, помимо одаривания рыцарей землями, можно повысить их настроение путем женитьбы героев на прекрасных дамах. Дамы, надо сказать, прекрасны все без исключения, но солидному набору достоинств каждой, как правило, соответствует целый ворох недостатков. Бабу, склонную подговаривать мужа к государственной измене, лучше оставлять в девках и при случае отдавать взбунтовавшимся крестьянами: этим, судя по всему, всё равно… Золота ты им дашь, запечённого гуся, древнее копьё или взбалмошную аристократку – заберут всё…

Но прекрасных (хотя иногда и весьма вредных) дам до того, как выменивать у торговцев на мечи и плащи, надобно где-то раздобыть. Тут-то мы и подходим к отличительной особенности «Короля Артура» - текстовым квестам. Будь это задания по спасению чьей-либо дочки или же расследованию таинственных событий, связанных с нашествием сидов, тексты неизменно радуют качеством и разнообразием игровых ситуаций. Не буду раскрывать всех сюрпризов – уж поверьте, они тут имеются! – скажу лишь, что развитие событий во многом зависит от персонажа, который отправится разбираться с тем или иным вопросом. Если герой по натуре боец – ему надлежит решать все вопросы грубой силой; маги, естественно, ищут альтернативы рукопашным схваткам; и т.п. Бывало, правда, и так, что очередной квест не мог выполнить никто из моих рыцарей, – мало каши, стало быть, ели. Ничего: пара выигранных жестоких сражений позволят прибавить «единичку» к соответствующей характеристике и попытать счастье второй раз.

Сказочная резня

[​IMG]
Даже такие гиганты не продержатся долго против армии свирепых рыцарей.
К слову, один зарубежный ресурс среди недостатков игры назвал сложные бои - это ли не лучшая рекомендация?

Вся соль – в характеристиках, каждую из которых можно улучшать по мере роста уровня рыцаря. Другое дело, что, распыляясь на всё, можно оказаться у разбитого корыта там, где потребуется искусный волшебник или могучий воин: «универсал» просто не сможет сразить вражеского гиганта или же обхитрить магиков из иного мира. Трезво взглянув на ситуацию, я выбрал вариант прокачки одной ключевой характеристики у каждого героя. И в этом есть свой резон.

Разделение на классы весьма условно: в бою участвуют все. Да и активные умения очень часто совпадают. И всё же. Как правило, бойцы могут похвастаться обилием защитных умений, активация которых даёт уйму бонусов ближайшим отрядам и такое же количество пенальти противникам. Такие герои по нажатию соответствующей иконки могут одним ударом отправить на тот свет дюжину солдат противника или же бросить заклинание, дающее серьезную защиту против атакующих умений врага. Маги тоже не лыком шиты. Шутка ли: в финале прокачанный волшебник одним ударом молнии может уничтожить целый отряд! А отряд в финале «Короля Артура» - это совсем не та же самая шелуха, которая будет мешать нам на первых – обучающих – порах. Но наиболее эффектно смотрятся заклинания изменения погоды и времени суток.

Небо внезапно темнеет, или же на нём вдруг собираются тучи, проливающие на землю огромное количество воды, – зрелище столь же впечатляющее, сколь и эффектное, ведь и непогода, и ночное время суток негативным образом влияют на боеспособность лучников. А стрелки – это самый страшный враг в «Короле Артуре». Конница лишается многих своих преимуществ в густых лесах, которые есть почти на каждой карте, пешие ратники устают бегать за подвижными арбалетчиками, и лишь избранные отряды и персонажи способны противостоять этой смертоносной заразе. Тут будет уместно упомянуть тот факт, что, хотя ИИ разумом в боях не блещет, на банальные вещи, вроде сохранения дистанции всё теми же лучниками или же захвата ключевых точек за спиной у игрока, он обучен.

Кстати, о ключевых точках. Если во многих играх это понятие буквально высосано из пальца, в King Athur на ключевые точки возлагается миссия по внесению разнообразия в известную со времён Shogun формулу. Теоретически две армии могут рубиться часами, но на практике – чем больше ключевых точек захватит враг, тем быстрее будет убывать шкала морали нашей армии. И наоборот. Как только мораль обнулится – вы проиграли. Или выиграли, если не повезло вашему противнику. Точки же эти – не банальные «столбы света» или отметины на карте. Вполне конкретные деревеньки, монастыри, башни – с соответствующими бонусами. Например, если захватить специальную башенку, то можно получить возможность вне очереди кидаться молниями. Вы не представляете себе, как приятно получить такой бонус. И как неприятно, когда его получает противник…

Действительно круглый

[​IMG]
Текстовый квест предлагает уйму опций на выбор.

Разнообразие войск гарантируется свободой вероисповедания и кровожадностью монарха. Противоположные виды войск с трудом уживаются друг с дружкой: благородные рыцари Грааля долго терпеть гигантов-людоедов не станут. В теории. На практике эти самые гиганты не раз и не два выручали моего монарха – истинного христианина, так как, помимо внушительной внешности, эти монстры обладают высокой скоростью передвижения (ещё бы – при таких ножищах) и серьёзной боевой мощью.

Выглядит всё это просто великолепно: противоборствующие армии сходятся в низине, с окрестных холмов в воздух взмывают сотни стрел, рыцари режут сидов, сиды испепеляют рыцарей. Где-то сбоку троица милейших гигантов, размахивая палицами размером с человека, идёт на выручку моему полководцу. Да, милую сердцу воительницу (за столом сидят не только мужики!) жаль бросать на произвол судьбы. К счастью, герои умереть не могут: после неудачной битвы они всего лишь отправляются в полевой госпиталь. Чего не скажешь о противниках, взятых живьем: их надлежит кидать в темницу и ждать выкупа. От которого, как правило, благоразумнее отказаться.

Великолепное, но не шибко разнообразное музыкальное сопровождение, практически полное отсутствие озвучки, очень качественная графика. До превосходных степеней венгры пока не доросли: есть и претензии к анимации, и непонятные артефакты во время боёв, и ещё несколько едва заметных мелочей. Основные проблемы с русской версией, как ни странно, учинил «Руссобит-М». По умолчанию игру можно установить без привязки к интернету – в таком состоянии мне ни разу не удалось запустить её под Win 7 – проверку диск не проходит. *К счастью*, есть возможность зарегистрировать ключ в Steam’е, и все проблемы автоматически пропадут. К сожалению, отечественный издатель не стал себя утруждать переводом многочисленных дополнений (хотя речи в том же «Короле Артуре» очень мало), хорошо хоть оригинал перевели качественно.

Начало легенды

[​IMG]
Буквально несколько секунд назад на поле боя было светло и сухо.

При всём своём сходстве со знаменитой линейкой Total War King Arthur оказался на удивление самобытным и оригинальным проектом. Красота сказочного мира почти всамделишной Британии подкупает обилием деталей и сочными красками. Благородные рыцари, коварные злодеи, староверы и христиане, благородные дамы и бунтующая чернь, чьё спокойствие нетрудно купить как раз этими самыми дамами, стройная и интересная экономическая система и действительно нетривиальные приключения. К счастью, благое начинание не умерло в безвестности: ещё раз пересказав события очередного крестового похода, Neocore взялась за King Arthur II, чей выход запланирован на конец 2011 года.


Автор: katarn
Дата: 08.10.2011