1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Старые игры на языке Форт

Автор: true-grue · 29 дек 2014 · ·
  1. Форт не надо путать с Фортраном. Они совершенно непохожи. Судите сами, чтобы напечатать результат сложения двух чисел на последнем достаточно набрать: "print *, 2 + 2". Форт требует совершенно иного взгляда на привычные вещи и эта операция выглядит в нем вот так: "2 2 + .". На этом месте большинство программистов закономерно теряет всякий интерес к продолжению знакомства с этим необычным языком. Тем не менее Форт завоевал некоторую популярность среди людей связанных с космосом. Им, зачастую, не так важен порядок выполнения математических операций или наличие в языке современных библиотек и фреймворков. Но они весьма ценят простоту Форта, скромность в использовании вычислительных ресурсов, а также независимость от чужого инструментария и методик программирования, которые он дает. Процессор 80-х годов с аппаратной поддержкой Форта используется в космическом аппарате Кассини (Сатурн) и в недавно запущенной Розетте (комета 67P/Чурюмова-Герасименко).

    Неудивительно, что именно инженер NASA Paul Lutus написал в 1981 году систему GraFORTH для Apple II, предназначенную для создания развитых графических приложений и игр.



    Широкую известность Форт получил после знаменитой публикации журнала "Byte" (1980, август). В журнале приводился пример игры на Форте с исходным кодом: версия Breakout для TRS-80 под названием BREAKFORTH.

    [​IMG]

    Ходят слухи, что Форт широко использовался в игровых автоматах Atari в конце 70-х. Никаких подтверждений этому мне найти так и не удалось. Истинно, тем не менее, что один из лучших разработчиков автоматов от Atari, Owen Rubin, действительно создал игру на Форте под названием Yahtzee. Но игра эта была написана для компьютера Atari 800 уже в 1980 году и, похоже, так и не была издана.

    В Atari пытались использовать Форт по крайней мере со времени выхода 8-битных машин, таких как Atari 400/800. Идея была в использовании компактного языка, в духе современной "платформонезависимой" Java. Увы, реальность оказалась не столь радужной. Landon Dyer, один из Atari-разработчиков той эпохи вспоминает.

    "Он (коллега по проекту портирования игры Donkey Kong) изначально хотел все сделать на Форте и не понял, что мы не можем потратить половину памяти картриджа для интерпретатора Форта только ради нашего удобства".

    "Прискорбный факт состоит в том, что люди, привлеченные этим языком, кажется, меньше всего способны написать хороший код на нем. Отсюда и несколько катастрофических попыток создания видеоигр на Форте в Atari".

    Одной из таких малоудачных игр на Форте была версия Hat Trick (1987) для Atari 7800. Ее многие ругали за неповоротливость и некачественную анимацию. Кстати говоря, исходный код этой игры доступен для скачивания.



    Вообще, игр на Форте для 8-битных компьютеров Atari было написано не так мало и далеко не все из них были неудачны, как мы увидим далее.

    Blockbuster (1981, APX). Написана на QS-FORTH. Головоломка.

    [​IMG]

    Cyborg (1982, Sentient Software). Использован неизвестный диалект Форта. Текстовое приключение.



    Tactrek (1982, APX). Написана на valFORTH. Стратегия.

    [​IMG]

    Crypto Cube (1983, DesignWare). Использован неизвестный диалект Форта. Головоломка.

    [​IMG]

    Body Parts (1983, PartlySoft Software). Написана на valFORTH. Карточная игра (?).

    Maniac Miner (1983, Gentry Software). Написана на valFORTH. Аркада.

    [​IMG]

    Simulated Computer II (1983, Carousel Software). Написана на valFORTH. Обучающая игра.

    [​IMG]

    Around the World (1983, SUPERWare). Написана на fig-FORTH. Приключение/RPG.



    PokerSAM (1983, Don't Ask Computer Software). Написана на fig-FORTH. Игра в покер, используется синтез речи.



    Abraxas Adventure #1 - Assault on the Astral Rift (1984, MMG Micro Software). Написана на valFORTH. Приключение/RPG.

    [​IMG]

    Arkanoid (1987, Imagine). Написана на ES-FORTH. Аркада.

    [​IMG]

    Очень любопытны следующие три квеста от польского разработчика Roland Pantola. Он создал их на диалекте Форта под названием Gam Forth.

    A.D. 2044 (1991, L.K. Avalon).



    Klatwa (1992, L.K. Avalon).



    Wladcy Ciemnosci (1993, L.K. Avalon).



    Далее -- одна из лучших игр, среди написанных на Форте для компьютеров Atari. Это вещь в духе Elite и SunDog под названием Omnitrend's Universe (1983, Thomas Carbone и Bill Leslie).

    [​IMG]

    Написана она была на valFORTH с применением 3d инструментария, который создал William Volk. На этом закончим с Atari и перейдем к Apple.

    William Volk... а ведь Форту определенно повезло с этим разработчиком! Он -- один из заслуженных ветеранов игростроения и свой путь начал со стратегии Conflict 2500 (1981, Avalon Hill), но самая популярная вещь, которой он занимался -- Return to Zork (1993). И он действительно любил Форт! Для компьютера Macintosh этот разработчик создал следующие две игры на этом языке.

    Mac-Challenger (1985, Aegis Development). Написана на MasterFORTH. Симулятор Space Shuttle.

    [​IMG]

    Pyramid of Peril (1986, Aegis Development). Написана на MicroMotion Forth всего за 30 дней. Приключение с видом от первого лица.

    [​IMG]

    Система MacForth была первой серьезной средой разработки для Macintosh. На ней написано множество приложений и, конечно, игр. Одной из таких игр была ChipWits (1985, Doug Sharp и Mike Johnston), головоломка, одна из лучших в жанре "игр для программистов".

    [​IMG]

    Любопытная RPG-игра Citadel: Adventure of the Crystal Keep (1988, David Pavan и Dennis Zahorchak) тоже была создана на MacForth.

    [​IMG]

    Несколько игр на MacForth сотворил и Gregory L. Guerin. Среди них: Star Trek: The Promethean Prophecy (1987-1988), Greed and Lust (1990), Math Shop (1990). Но наиболее интересными мне показались следующие две его вещи.

    Hidden Agenda (1988-1989). PC-версия написана на MVP-FORTH. Симулятор политики в Центральной Америке.



    Star Trek: The Transinium Challenge (1989-1990). PC-версия написана на HS/FORTH. Многожанровая игра в антураже Star Trek.



    Осталось, пожалуй, вспомнить самую лучшую, по отзывам, игру на Форте. Речь о Starflight (1986, Greg Johnson, Alec Kercso, Bob Gonsalves, T.C. Lee, Rod McConnell) для PC. Это большая игра, особенно по меркам Форта. В ней есть фрактальное генерирование планет, несколько экспертных систем и многое другое. По жанру это космическая RPG.



    В интернете можно отыскать описание подробностей разработки, а также исходные тексты этой замечательной игры.

    https://web.archive.org/web/20071009170046/http://meusite.uai.com.br/~mmand/starflight/
    https://web.archive.org/web/2003120...sage/sf/Development/TheMakingOfStarflight.htm
    http://www.oocities.org/timessquare/maze/4979/lee.html

    Чтож, существование Starflight -- еще одно подтверждение того факта, что Форт лучше всего чувствует себя в космосе, пусть даже виртуально-игровом.
    Tigoro, ewsebya, Шерсть и 10 другим нравится это.

Комментарии

  1. hobot
    Я только ознакомительную лекцию по языку в университете зацепил,
    в школах возможно его и пытались преподавать
    (наверное спец. не хватало именно знающих достаточно хорошо этот ЯП),
    но на базе УК-НЦ (ура!) это было вполне реально, поскольку в комплект
    поставки ДВК и УК-НЦ было несколько вариантов языка.

    Подробнее

    Впрочем удивляться особо не стоит, если помнить, что могучие PDP и
    симпатичные НАШИ школьницы УК-НЦ суть родственники ;)

    Просто сравните графику с УК-НЦ версией )
      true-grue нравится это.
  2. true-grue
    Спасибо за интересные подробности! FORT83.SAV это все же, думаю, Форт. Был популярный стандарт Forth-83. Да, графика в версии Арканоида для УК-НЦ симпатичнее!
  3. hobot
    А так оно и вышло :rolleyes:

    [​IMG]

    Любопытно, что "улучшено и поправлено" by Tiger :shok:
    А я и не знал (проглядел - упустил) - это наш соотечественник программист живёт и работает в Москве, очень помог мне с архивом и кстати первый кто мне кучу материалов сразу скинул !!! (по секрету у него ещё недописанный порт принца Персии УК-НЦшный лежит...только тсссс...это секрет!) Сейчас под другим ник-неймом в сети известен. Для УК-НЦ много делал разного уровня проектов.

    Вот его игра с исходниками и редактором (для примера, но не на Форте конечно!:rolleyes:)
    > http://zx-pk.ru/showpost.php?p=645608&postcount=221
      true-grue нравится это.
  4. hobot
    да решил суммирование проверить, 2 2 + . - забавно ( Си отдыхает в стороночке ).

    [​IMG]
    :good:
  5. Steel Rat
    hobot, да уж, "2 + 2" vs "2 2 +" - тут сразу видно все недостатки С. =)
  6. hobot
    вот ты сарказмуешь, но задумайся какая мощь
    (см. картинку выше)
    :hmmm:


    http://demin.ws/blog/russian/2012/09/27/fcode/


    я на каникулах в бутербродную загляну к вам пожалуй, только в мат. часть слегка углублюсь на досуге ;)
  7. Steel Rat
    Ну тогда и Бейсик на спектруме - невиданной силы вещь.
      Leiji нравится это.
  8. Leiji
    Steel Rat, конечно. На спектруме было очень увлекательно играть в программирование (возиться с кассетами - только нервы портить)... А потом придумали дисководы подключать :(
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление