1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Игровые композиторы, которых больше нет с нами

Автор: Ravosu · 20 июл 2019 · ·
  1. Untitled-1.png

    К сожалению, никто не вечен на этом свете, и кумиры нашего и не только нашего видеоигрового детства постепенно отходят в мир иной. Одних губят болезни, другие попадают в катастрофы, а третьи просто пропадают с радаров игровой общественности, и весть об их кончине если и доходит, то с большим опозданием. Сегодня мы вспомним о игромузыкальном наследии тех, кого не стало.

    Richard Joseph

    richard_joseph.jpg

    Легенда британской сцены C64 и Amiga наравне с Робом Хаббардом и Дэвидом Виттэйкером, Ричард Джозеф, думаю, многим будет известен как штатный композитор Sensible Software, написавший ту самую знаменитую тему Cannon Fodder, а также ряд других не менее знаковых саундтреков. Chaos Engine, например, — это также его рук дело. Однако свой творческий путь композитор начал далеко не с игрушек — на протяжении 70-х и первой половины 80-х он активно сотрудничал с рядом музыкантов и участвовал в работе над вторым альбомом коллектива CMU. Благодаря этим связям он смог привнести в зарождающуюся игровую музыку серьёзную озвучку, да и в целом он к своей работе подходил с изрядной долей изобретательности и находчивости.

    Работать над игровой музыкой он продолжал до самой смерти в 2007 году и нередко становился гостем на различных фестивалях, посвящённых звуковому наследию старых компьютеров.



    Kenji Eno

    02.jpg

    Композитор, геймдизайнер-авангардист и, возможно, хороший человек. Впрочем, учитывая тематику подборки, сегодня у нас будут только хорошие люди. Большинству Кэндзи Ино, пожалуй, будет известен как создатель культовой студии WARP и такой же культовой серии ужастиков с ёмким названием D (и нет, одноимённый охотник на вампиров тут не при делах), но не как автор игровой музыки. Масла в огонь подливали также и эпатажные выходки Ино, когда он комплектовал коробки c играми презервативами, продавал лимитированные издания за тысячи долларов и потом лично развозил их покупателям и даже тайно менял мастер-диск с игрой после получения одобрения цензурой. На фоне такого его музыкальное наследие кажется в каком-то смысле даже блёклым. Мы не можем это просто так оставить, потому вспомним сначала о его ранних работах для восьмибитной NES и обязательно уделим внимание его самому известному творению.




    Bertrand Eluerd

    03.jpg


    Французский музыкант с консерваторским образованием, чья любовь к искусству простиралась далеко за пределы одной лишь музыки. В основном, вся его творческая деятельность крутилась вокруг нишевых французских короткометражных фильмов, для которых Бертран писал музыку и иногда сценарии, а единожды он даже поставил свой собственный фильм под названием 24/24. К сожалению, композитор покинул нас в середине нулевых в возрасте сорока лет, и сейчас про него забыли, похоже, даже сами французы, поскольку какой-либо детальной информации о его жизни и творческом пути днём с огнём не сыскать. Впрочем, его музыкальное наследие живо и неплохо себя чувствует, благо все работы композитора были после его смерти кем-то опубликованы на bandcamp. Учитывая, что среди выложенных работ попадаются не просто редкие, но даже и не законченные вещи, к этому руку приложил явно кто-то из близкого окружения Бертрана.

    Игровым же композитором Бертран Элюар пробыл только год, написав музыку всего для двух игр: Evil Twin от In Utero и Ubisoft и Jekyll & Hyde от Cryo Interactive. И способность композитора создавать необычайно тревожные и чарующие мелодии, с которыми может посоревноваться разве что Дэнни Эльфман, нашла в этих играх самое лучшее воплощение. Хоть обе игры и провалились с треском (особенно жалко было Evil Twin, которой пророчили стать убийцей American McGee's Alice, но вместо этого она попала в производственный ад и к релизу добралась кривой и устаревшей), они не были стёрты из истории во многом благодаря своим саундтрекам.



    Manabu Saito

    04.jpg


    Японский композитор и программист-самоучка, пришедший в System Sacom сначала на подработку, а по окончании школьной поры устроившийся уже в качестве полноценного штатного композитора и написавший для игр компании за всё время просто кучу треков. Отличаясь большой любовью к классической музыке и чуть ли не с самого детства учившийся играть на фортепьяно, уже в раннем возрасте Сайто достиг больших успехов в сочинительстве, став одним из лучших мелодистов японской школы FM-синтеза. К сожалению, композитор рано умер от острой почечной недостаточности. И не очень рано, а чрезвычайно рано. Ему было всего лишь 22 года. Несмотря на свой огромный талант, Сайто не успел в полной мере раскрыть свой потенциал, что невероятно обидно, поскольку некоторые его игровые треки вполне могли стать отличными поп-хитами. Так или иначе, сейчас мы с лёгкостью можем ознакомиться с его наследием.

    X68000:


    FM Towns:


    Ben Daglish

    05.jpg


    Классик коммодоровского SID-чиптюна, покинувший нас в октябре прошлого года из-за осложнений, вызванных раком лёгких. В отличие от многих своих коллег, познавших магию музицирования уже с помощью компьютеров, Бен чуть ли не с рождения был связан с музыкой. Так, в пять лет он получает губную гармонику — свой первый музыкальный инструмент, — в школьные годы он играет в оркестре, а на совершеннолетие Бен обзаводится своим фирменным музыкальным инструментом: флейтой, на которой он тут же берётся разучивать все соляки Jethro Tull, до которых может дотянуться. Впоследствии он знакомится с программистом Энтони Краутером и начинает писать свою собственную музыку для игр, что перерастает в настолько огромную дискографию, что охватить её сейчас целиком можно даже не пытаться.

    И надо сказать, навыки «настоящего» музыканта очень сильно помогли Бену в создании крайне приятных и благозвучных мелодий, практически не бьющих по ушам едким примитивным звуком. Да, примеры можно, конечно, разные подобрать, но Бену Даглишу чаще остальных удавалось нащупать правильный баланс звучания «инструментов» и создать композиции, которые можно даже посоветовать тем, кто к чиптюну относится прохладно. Да и не одними только пищалками жив композитор. По окончании своей C64-карьеры он достаточно часто появлялся в составах различных локальных фолк-коллективов, да и на фестивалях, посвящённых старой игровой музыке, он нередко мелькал.



    Saki Kaskas

    06.jpg


    Урождённый Теодосиус Каскаманидис, которого, конечно же, никто так не называет, ибо Саки Каскас, — канадский композитор немецкого происхождения с греческими корнями, который, думаю, многим будет известен в качестве старинного коллеги музыканта Рома Ди Приско, вместе с которым он писал музыку для первых частей Need for Speed. Неплохо умея играть на гитаре и имея за плечами какой-никакой опыт сочинительства и исполнения, в игровую индустрию Саки попадает в 1996 году по приглашению Джеффа ван Дика, с которым он играл в локальном ванкуверском прог-рок коллективе Heavy Lounge. Став таким образом штатным сотрудником Electronic Arts, он отметился своим участием в работе над музыкой не только для известной серии гонок, но также и для различных спортивных симуляторов, кои компания активно штампует и по сей день. В начале нулевых композитор решает уйти в свободное плавание, однако в 2012 году он снова возвращается к сочинительству, правда, ненадолго, т.к. вмешался заяц несудьбы.

    Как бы то ни было, он оставил нам прекрасное музыкальное наследие, а за меня лучше всего закончит его давний коллега и товарищ Ром Ди Приско:

    «The one thing that makes me very happy, is knowing that Saki's music will live on forever. So I invite you to type his name into a youtube or google search, pull up some amazing tracks like Callista, Aquadelic, Siwash Rock, Rainman, Little Sweaty Sow, Knossos, Sundown, Amorphous Being, Snazzy Pants… kick back, and enjoy the journey.»«The one thing that makes me very happy, is knowing that Saki's music will live on forever. So I invite you to type his name into a youtube or google search, pull up some amazing tracks like Callista, Aquadelic, Siwash Rock, Rainman, Little Sweaty Sow, Knossos, Sundown, Amorphous Being, Snazzy Pants… kick back, and enjoy the journey.»

    (Мысль о том, что музыка Саки будет жить вечно, очень меня радует. Поэтому вбейте его имя в поисковую строку ютуба или гугла, включите один из его шикарных треков вроде Callista, Aquadelic, Siwash Rock, Rainman, Little Sweaty Sow, Knossos, Sundown, Amorphous Being, Snazzy Pants, откиньтесь на спинку кресла и наслаждайтесь путешествием.)



    Daniel Licht

    07.jpg


    Композитор родом из Детройта, который вместо того, чтобы стать техно-музыкантом, решил писать саундтреки для кинофильмов и сериалов, чем и успешно занимался с начала 90-х, подарив атмосферные и тревожные мелодии далеко не одному ужастику. Хоть среди фильмов, над музыкой для которых работал Дэниел, и попадались весьма удачные экземпляры, первого своего по-настоящему большого хита композитору пришлось прождать добрый десяток лет. Этим хитом стала довольно нестандартная музыка для сериала Декстер.

    Но что-то я увлёкся. В мир игровой музыки Дэниел Лихт заглянул уже в поздние годы своей жизни и отметился буквально горсткой саундтреков, однако о его вкладе в игровую индустрию знают многие, поскольку именно он перенял эстафету композитора серии Silent Hill, с уходом Акиры Ямаоки из Konami окончательно осиротевшей. И решение позвать Лихта писать музыку для новой игры серии оказалось на редкость удачным, ведь кто ещё, как не детройтец, смог бы поймать атмосферу угасающего города-призрака и грамотно её «озвучить»? Также Дэниел Лихт успел поработать над серией Dishonored, но резко возникшая саркома за считанные недели высасывает всё здоровье композитора. Талантливый музыкант умер на 60 году жизни.



    Normand Corbeil

    08.jpg


    Автор музыки для различных кинофильмов и телесериалов, игровой общественности известный в качестве композитора для нескольких киноигр от Quantic Dream. И что забавно, в полной мере творением Нормана можно назвать только саундтрек для Heavy Rain; над Fahrenheit он трудился в паре с культовым Анджело Бадаламенти (с которым, кстати, годом ранее он уже успел посотрудничать при работе над фильмом «Академия Смерти»), а саундтрек для Beyond: Two Souls он так и вовсе не успел дописать, чем вынудил Кейджа и компанию спешно искать ему замену. Хоть Норман Корбей и не оставил значительного количественного наследия в игровой индустрии, поразительная способность его сочинений идеально вписываться в видеоряд (автор, ну что за клишированные фразочки…) — и речь сейчас не только о видеоиграх — надолго вписала имя композитора в историю саундтречной музыки.



    Kentarō Haneda

    09.jpg


    Профессиональный композитор и пианист, известный, прежде всего, своей музыкой для многочисленных аниме, над которыми он трудился аж с конца 70-х. В игровой индустрии же он появлялся, скорее, на правах камео, и практически весь его послужной список в качестве композитора для видеоигр составляют приставочные порты серии Wizardry, выходившие с третьего по пятое поколение консолей. Если же копнуть глубже, то обнаружится, что он также аранжировал для концерта композиции из такой классики, как Sorcerian и Ys, а в 2002 году спродюсировал альбом аранжировок музыки из тогдашней ещё трилогии Suikoden. К сожалению, на этом игровой вклад композитора заканчивается, но назвать его малозначительным у меня язык не поворачивается.



    Akihiko Mori

    10.jpg


    К сожалению, про композитора Акихико Мори, также известного под псевдонимами Don и Morimori, не получится так уж много рассказать, поскольку информации о нём в интернете катастрофически мало. Известно лишь то, что он окончил Токийский Университет Свободных Искусств и в 1990 году устроился композитором в компанию Copya System, откуда уже одному только ему ведомыми окольными путями он попадает в титры игр от Almanic/Givro, Produce!, MINT и некоторых других студий.

    И я с уверенностью могу сказать, что со смертью Мори мы потеряли одного из талантливейших игровых музыкантов. Конечно, по его ранним работам для Game Boy так и не скажешь, так как они не могут похвастаться ни хорошим техническим исполнением, ни выдающейся мелодией, ради которой это самое исполнение можно было бы перетерпеть, однако с переходом на 16-битные системы и далее Мори как с цепи сорвался и начал бомбить красотами налево и направо. В частности, именно он написал выдающийся саундтрек для культовой в узких кругах ролевой игры Mystic Ark, а также из-под его пера вышли чудеснейшие композиции для дилогии Wonder Project J от компании Givro. Вопреки всем технических ограничениям SNES Мори удавалось вытянуть из консоли очень серьёзный оркестровый звук, да и его боевые темы ничуть не уступали законодателям мод того времени. К сожалению, в конце 90-х он пополнил ряды талантов, которых сгубил рак.



    Ryu Umemoto

    11.jpg


    Музыкант-самоучка и один из мастеров операторного синтеза, вставший на один уровень с такими FM-легендами, как Юзо Косиро и Тосия Яманака. Но если Яманака лучше всех мог накручивать офигенные синтетические гитары, а Косиро прославился своими невероятно качовыми ритмами, то характерной чертой стиля Умемото стал очень своеобразный, почти гипнотический мелодизм его работ. Даже после того, как операторный синтез в своём игромузыкальном понимании ушёл в прошлое, а творчество композитора сместилось в сторону танцевальной электроники и синт-рока, его композиции не растеряли ту причудливую, но неброскую красоту, которой славились его ранние работы.

    Что же касается игр, для которых он писал, то в сухом историческом остатке наибольшую известность приобрели скролл-шутеры от компании CAVE, однако свои самые известные работы композитор написал ещё для компьютерных визуальных новелл пониженной целомудренности. EVE Burst Error, YU-NO, Xenon и некоторые другие графические романы, выпущенные C's Ware — подразделением HimeyaSoft, — получили в своё распоряжение прекрасные композиции, которые и сейчас слушаются с не меньшим успехом. Закончилась же история композитора на том, что он буквально заработал себя до смерти, водрузив на себя просто огромный объём работы и ответственности и попав в больницу с обострившимся хроническим бронхитом, откуда он уже больше не вышел.



    Azusa Hara

    12.png


    Загадочная фигура японского геймдева второй половины 80-х. Известно лишь, что она работала в аркадном подразделении Data East до 1990 года и активно сотрудничала с Хироаки Ёсидой. В частности, они вместе работали над такими аркадными хитами, как Sly Spy, Heavy Barrel и несколькими другими. Однако незадолго после выхода битемапа Crude Buster она покидает Data East и исчезает с радаров, а в середине девяностых из США приходит весть о её смерти. Хоть Азуса Хара и не оставила значительной след в истории игровой музыки, её композиции для аркадного FM-синтеза отличались жёстким, почти американо-европейским звучанием, но иногда попадались также и очень приятные мелодичные треки.



    Rémi Gazel

    13.jpg


    Французский композитор и необычайно талантливый пианист-самоучка, умерший аккурат сразу после того, как я заявил о своих планах написать эту статью, и создавший мне тем самым немного дополнительной работы. В середине 90-х Реми Газель познакомился с начинающим игровым разработчиком Мишелем Анселем, искавшем пути для претворения своих амбиций в жизнь, и написал для его творения очень яркий и выразительный саундтрек. Этим творением оказалась первая часть Rayman, давшая начало культовой серии приключений отважного метателя собственных конечностей. Однако долго задерживаться в звании игрового композитора Реми Газель не стал и вернулся к своей изначальной работе в качестве сессионного музыканта, время от времени выпуская свои сольные сочинения, часть из которых можно послушать на его bandcamp'е.

    Что забавно, в последние годы жизни Реми решил вернуться к своему единственному опыту в игровой индустрии и организовал проект по возрождению музыки из первой части Rayman, в который входили как студийные релизы, так и живое исполнение перед публикой. К сожалению, выпустить композитор успел только промо-альбом с тремя треками и несколько «живых» записей…



    Takeo Miratsu

    14.jpg


    Композитор и аранжировщик, начавший свою карьеру в 1990 году как автор музыки для OVA и, реже, аниме-сериалов. В частности, именно Такэо Мирацу отвечал за саундтрек для пятого фильма про Капитана Тсубасу, а на сериальном поприще композитор прославился своей работой для аниме SaiKano (Моя девушка — совершенное оружие), но последнее произошло намного позже первого визита композитора в игровую индустрию.

    Видеоигровым дебютом Мирацу стала серия Jumping Flash, усилиями которой Sony пытались задать новый стандарт для 3D-платформеров, только-только начинавших тогда набирать обороты. Далее он продолжал сотрудничать со студиями Sony и даже попал в команду «звукачей» крупнобюджетной ролевой игры The Legend of Dragoon, над музыкой для которой он трудился в паре с Деннисом Мартином. Кстати, забавно, что композиторы друг с другом вообще не контактировали, но всё равно смогли написать крайне цельную пластинку. В последние годы жизни Такэо Мирацу также в паре со скрипачкой Аюми Косикавой отметился несколькими треками для серии beatmania, но, к сожалению, дальнейшим творческим планам композитора помешал рак печени.



    Anthony Lees

    9cGSeXE22rI.jpg


    Ещё одна легенда SID-звука; хотел бы сказать, что «живая», но увы. Композитор Энтони Лис вписал себя в титры не особо-то и большого списка видеоигр, зато каждый его саундтрек — это целое произведение чиптюнового искусства. В частности, именно он в паре с Беном Даглишем сочинил музыку для знаменитой Last Ninja, композиции из которой сейчас узнаются лучше, чем сама игра. К сожалению, на фоне потрясения от смерти своего отца Энтони решает начать свою жизнь с чистого листа и навсегда порывает с игровой индустрией и профессиональной музыкой. И всё, как след простыл. Даже о его смерти игровое сообщество узнаёт лишь спустя два года. Горстка замечательных саундтреков — единственное, что у нас осталось. Их мы и послушаем сейчас.



    Также достойные упоминания

    Ronnie Montrose

    win741026-rm15-fp.jpg


    Знаменитый американский рок-гитарист и создатель группы-тёзки, в рамках которой он сочинил и исполнил несколько хитов. Также он отличился очень плодотворным сольным творчеством, выпуская собственные альбомы на протяжении двадцати лет. На этом фоне его присутствие в игровой индустрии кажется ну совсем уж незначительным: в 1995 году он записал гитарные семплы для FMV-игры The Daedalus Encounter, а годом позже отметился уже полноценным авторским саундтреком для сатурновского эксклюзива Mr. Bones. И всё было бы хорошо, но в 2012 году композитор вдруг решил свести счёты с жизнью. Фанаты его творчества до сих под гадают, почему Ронни решил покончить с собой: то ли вернулся рак простаты, с которым он боролся на стыке десятилетий и даже одержал победу, то ли его окончательно замучила депрессия.



    Yoshitaka Azuma

    azuma.jpg


    Классик японской музыкальной сцены, игравший в группах и писавший собственную музыку ещё с конца 60-х, так что в игровую индустрию он пришёл уже с таким огромным багажом знаний и жизненного опыта, что у меня язык не поворачивается назвать его игровым музыкантом. Впрочем, это нисколько не умаляет значимость его великолепнейшего саундтрека для первой части Panzer Dragoon, а если копнуть вглубь его игровой дискографии, то в ней можно найти несколько не менее интересных работ для японских эксклюзивов, среди которых я особенно хочу отметить Virus и Tokyo Dungeon. К сожалению, уже пожилого композитора в 64 года сгубило воспаление лёгких.



    Кирилл Покровский

    pokrovsky.jpg


    Клавишник групп «Ария» и «Мастер», после развала Советского Союза оказавшийся, как и многие свои коллеги, в совершенно новом мире, в котором нужно было как-то выживать. Во время своих, с позволения сказать, «гастролей» по барам и свадьбам Бельгии он знакомится с основателем Larian Studios Свеном Винке и становится главным «звукачом» новоиспечённой компании. Хоть он писал музыку в том числе и для ранних игр студии, наибольшую известность приобрели его работы для серии Divinity, которая в итоге стала основным локомотивом Larian. Впоследствии Кирилл то и дело участвовал в турах Арии и даже записывался для нового альбома Мастера на правах сессионного музыканта, но в 2015 году из стен Larian Studios приходит очень печальная весть.

    GreenEyesMan, Warmaster, unreal doom и 8 другим нравится это.

Комментарии

  1. Goblinit
    Честно не знаю никого кроме Покровского, но и тут пример, на мой взгляд, неудачный. Beyond Divinity - отвратительная игра, по сравнению с оригиналом и это, наверное, единственный трек, который он написал к BD, все остальные были порезаны и смиксованы из DiDi. Что касается последней, вот хороший пример его работ:

      Leiji и Ravosu нравится это.
  2. Ravosu
    @Goblinit, про Покровского я толком знать начал только после работы над этим материалом, потому музыки его практически не слушал до этого. Взял то, что с первых нот приглянулось слуху.

    Хороший трек предложен в качестве альтернативы. Надо будет с диваном лучше ознакомиться, я про серию читал больше, чем видел в действии.
  3. Goblinit
  4. unreal doom
    Видать, Sensible Software любили песенки ставить в начало своих игр :). У Cannon Fodder там кстати в титрах написано, что товарищ указанный отвечал за "sound effects and music", а под "original soundtrack" значится Jon Hare. И во второй части оба они записаны под "sfx & music".
    Думаю, в случае Пушечного Мяса скорее имело место соавторство.
  5. Warmaster
    Ого, не знал, что Ино умер(((
  6. rusty_dragon
    Да что говорить про умерших.
    Они уже никуда не денутся, как и их слава в истории.

    Если так нравятся хорошие видеоигровые композиторы - отправьте живым открытку или сделайте хорошее интервью для ресурса.

    Из живых у нас Kai Rosenkranz, Jeremy Soul, Danny Baranowsky, Adam Skorupa.
    Особенно про Kai Rosenkranz наверное никто не вспоминает. А ведь саундтрек третьей готики это шедевр, более интересный чем то что Jeremy Soul сделал для Обливиона. Жаль что игра так себе получилась.
  7. Ravosu
    @rusty_dragon, я не специалист по смерти, но по своему опыту могу сказать, что потеря жизни не гарантирует увековечивания в истории. А деться куда-нибудь всегда можно даже после смерти.

    >> Если так нравятся хорошие видеоигровые композиторы - отправьте живым открытку или сделайте хорошее интервью для ресурса.
    Это не ко мне, иностранных языков я не знаю. Максимум — могу потрогать (Томаш Дворжак, прости!)

    >> Из живых у нас Kai Rosenkranz, Jeremy Soul, Danny Baranowsky, Adam Skorupa.
    Классные ребята (ну, может, кроме Барановски, которого я знаю только по ремиксу для Червяка Джима, если ничего не напутал).

    >> Особенно про Kai Rosenkranz наверное никто не вспоминает. А ведь саундтрек третьей готики это шедевр, более интересный чем то что Jeremy Soul сделал для Обливиона. Жаль что игра так себе получилась.
    Про Кая неоднократно вспоминал на страницах своей писанины. Обожаю его игровую музыку.
  8. Ravosu
    Видео-версия:

Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление