Всем доброго времени суток. Мой цикл о судьбоносных играх начала нулевых (и связанных с ними воспоминаний) набирает обороты. В этот раз речь пойдет о Готике, так что ищем на чердаке пыльную кирку и идем работать в шахту.
Я вот в Готику пришел довольно поздно, уже после выхода третьей части. Об игре узнал, опять-таки, из игровых журналов Game.EXE (в февральском номере за 2003 год был опубликован обзор на демоверсию второй части, а в мартовском - уже на полную). Также неоднократно попадалась эффектная реклама переиздания первой части (это та, которая "Ты знаешь историю Готики, но не знаешь ее полностью" или что-то в этом духе). Через какое-то время увидел лицензионный диск "Готики-2 Ночь Ворона" у того самого друга, который мне принес Hitman Contracts и показывал миссии в джунглях в первом хитмане. Друг отзывался об игре примерно так: "Интересная, но сложная и не всегда понятно что делать" (да-да, капитан очевидность). Диск взять не удалось - он его сам у кого-то взял и уже должен был отдать.
Дальше в Навигаторе Игрового Мира прочитал про третью готику, которая только-только вышла. И буквально через пару дней ко мне случайно попал диск с этой игрой - без шуток, я его нашел на улице. Видимо, какой-то фанат первых двух частей натурально охренел от происходящего на экране и выкинул диск в форточку. Коробочка была в очень плохом состоянии, сам диск был исцарапанный донельзя, но прочитался исправно.
И, конечно же, я сразу понял, почему эта игра валяется на улице. Таких дичайших тормозов я не видел ни в Far Cry, ни в Doom 3. Отец следил за железом и видеокарта на тот момент была уже не Radeon 9500, а Radeon X800ProGTO (аналог топовой Geforce 6 серии, но без поддержки третьих шейдеров, в результате чего игры либо летали, либо не запускались, как Splinter Cell Double Agent, например), проц был уже не Атлон, а тоже один из топовых четвертых пней. Короче я был не готов к тому, что какая-то там Готика-3 так просто загнет раком этот компьютер.
Выставив все на минималки и удивившись, что игра все еще идет с какими-то рывками и подтормаживаниями, попробовал все-таки поиграть. Убил орков в начальном поселении (НЕНАВИЖУ игры, которые с первых секунд после нажатия кнопки New Game уже вываливают на нас тучу врагов. Я еще кружку с чаем поставить на стол не успел, какие, мать вашу, орки?), пробежался по округе, безуспешно подрался с каким-то волком, он меня загрыз и игра вылетела при попытке загрузить сохранение. Панель управления -> установка и удаление программ -> Gothic 3 -> Uninstall.
И не надо мне говорить, что я был малой и ничего не понимал в играх с открытым миром - я уже в те годы Корсаров прошел. Дважды. Да, вторых. Но прошел ведь!
Но в полной мере компьютерными ролевыми играми я заинтересовался в 2008 году. Где-то летом 2008 я купил лицензионные версии Mass Effect и Ведьмака. ПК на тот момент уже был обновлен до Core 2 Duo и видеокарты Radeon 3850 (да, радеоны ван лав, спасибо Game EXE за это). Прошел обе взахлеб. А потом вышел Fallout 3. Прошел и его взахлеб. Стал перечитывать статьи в журналах про первые две части (всегда питал слабость к изометрии, спасибо Age of Empires за это), выкачал их из сети DC++ своего провайдера (образы дисков от фаргуса, причем), установил. После этого на протяжении нескольких недель школу я посещал крайне редко.
Пока меня не понесло расписывать в деталях, как я проходил первые две части Fallout (это отдельная тема), отмечу, что вот этот набор и сформировал мои предпочтения в играх жанра РПГ. А именно:
1)Обязательное наличие грамотной и проработанной начальной сюжетной ветки, с конкретными логически обоснованными задачами и более-менее понятной мотивацией главных действующих лиц. Именно поэтому мне нравится первый Mass Effect (Сарен ведет двойную игру, мутит всяческие мутные делюги и вообще ненавидит человеков, так что его нужно найти и разобраться, пока не случилось что-нибудь плохое) и категорически не нравится второй (Загадочный Босс сказал, что Древнее Зло очень древнее и очень злое, поэтому надо летать по всей галактике и собирать команду различных маргинальных личностей, ибо Только Они настолько круты, чтобы остановить Грядущий Апокалипсис).
2)Категорически неприемлю геймдизайнерский подход в духе TES - вот тебе огромный мир, иди куда хочешь и развлекай себя сам как-нибудь. Отсутствие адекватного понимания "а зачем мой герой вообще сюда приперся?" сводит весь интерес на нет. В Mass Effect'е ответ будет таким: "ну мало ли, может кто-нибудь тут что-нибудь знает о Сарене или Потрошителях", В Ведьмаке - таким: "ну мало ли, может кто-нибудь тут что-нибудь знает о Беренгаре или Саламандрах", В Фаллауте - "ну мало ли, может кто-нибудь тут что-нибудь знает о водяном чипе или мутантах", в TES - "а я хрен его знает, разработчики тут построили очередное поселение, щас вот квесты наберу и нормас". Сама возможность идти на все четыре стороны и работать на все подряд гильдии - это круто, но и реализовывать ее нужно со знанием чувства меры. Я понимаю, как люди получают удовольствие от этого: "А я вот прикинь, вот на этом месте пошел не на юг, а на север, а там короче пещера, а в пещере яйцо, а в яйце смерть кощеева лежит, ты прикинь!", но не слишком разделяю их радость.
3)Лучше меньше, да лучше. Пускай мир игры будет не слишком большой, но проработан как следует. Пускай квестов будет не несколько сотен, но они будут интересные и разнообразные. Тут, я думаю, со мной согласятся если не все, то многие.
Ну, тут игравшие в Готику читатели уже догадались, что, впринципе, игра удовлетворяет мои вкусы по всем критериям. Итак, само мнение о серии:
Gothic
Сразу скажу - лучшая часть. И вот почему:
Атмосфера действительно довольно самобытная. Для тех, кто не в теме: Готика - это такой фэнтезийный S.T.A.L.K.E.R., но только главный герой не Меченый, а абсолютный ноунэйм (в буквальном смысле). Тут не только Сидорович не играет с тобой в благородство - тут вообще с тобой никто в благородство играть не будет. Из более-менее обжитых мест только базы Долга, Свободы и Чистого Неба, а вокруг них раскиданы различные заброшенные руины, куда нужно будет бегать за хабаром строго по сюжету - иначе местная дичь сожрет с потрохами. У Долга и Свободы есть по одной шахте - в шахте Долга кипит работа по добыванию руды, которую они поставляют военным за ништяки, в шахте Свободы работа кипит по большей части за идею вырваться на свободу. У Чистого Неба шахты нет, они, как им и положено, живут на болоте и изучают различные травы для последующего их употребления. Годные травы оставляют себе, менее годными пытаются торговать. Так и живет местная Зона.
Так вот, атмосфера действительно довольно самобытная. Есть непередаваемое ощущение обреченности и тяжкого бытия, небо мрачное, обстановка вокруг крайне суровая. Это подкрепляется абсолютной беспомощностью нашего героя в первые пару часов игры, когда даже лоулевельная монстрятинка представляет серьезную опасность для первоходки, не говоря уж о том, что любой NPC-человек сильнее нас, ибо живет по понятиям этого мира куда дольше нашего протеже, а стало быть, уже усвоил множество ценных жизненных уроков.
У разработчиков действительно получилось написать очень правдоподобную картину быта: мир игры не просто "живет" - он, натурально, дышит. Достигается это все тремя эффектами:
1)Каждому персонажу задан свой распорядок дня, благодаря которому он в какие-то часы занят одним видом деятельности, в другие - другим. Кузнеца вечером не встретишь в привычном месте - ищи его лачугу, а если и там нет - значит он где-то у костра. Умножьте это все на человек 20-30 и вы получите довольно убедительный муравейник, в котором каждый персонаж постоянно чем-то занят. Любо-дорого смотреть.
2)Everybody Dies. Ну, почти все. Но только с вашего позволения: не сошлись характерами с каким-то человеком - сначала попробуйте его нокаутировать, и ТОЛЬКО после этого у вас появится возможность его убить, изящно крутанув мечом аки горец. Никаких грязных приемов в духе "перо в бок" или фоллаутовского "динамит в карман" (а, кстати, жаль). Благодаря этой мелочи каждое убийство NPC воспринимается на совершенно ином уровне, нежели в других играх.
3)NPC реагируют на твои действия. Тут ничего дополнять не нужно.
Развитие главного же персонажа развиваются традиционным для РПГ способом - из инвалида в супермэна. Первая глава - самая длинная и насыщенная - плавно вводит в механику и знакомит с миром игры. Тут впору включить песню ДеЦла "Кто Ты?" и решить для себя: какая из трех представленных партий вам близка по духу. Просто так вступить не получится - придется делами доказывать вышестоящим лицам, что чего-то да стоим, дабы получить заветные шмотки и одобрительное похлопывание по плечу с возгласом "Welcome to the Family" в придачу.
Дав вам время, чтобы определиться с мировоззрением, игра крепко встанет на сюжетные рельсы. Да, сделанный вами выбор на сюжетные события не влияет совершенно. Да, сайдквестами больше баловать не будут. Но сценарные сюрпризы будут падать как снег на голову. Менее интересной она быть не перестает, это однозначно. Ибо Готика - это, в первую очередь, затягивающее с головой приключение, а уже потом - ролевая игра, именно поэтому я до сих пор не затронул аспекты геймплея и ролевой системы, ибо их лучше рассматривать на примере второй части.
Поэтому первая глава Готики-1 - это как первая проба наркотика - дает максимально яркий и насыщенный эффект, и, если вам придется по вкусу и вы пойдете у аддикции на поводу - с каждой новой главой эффект будет все слабее и слабее. Но только вам уже будет все равно, ибо цепляет и не отпускает до самого конца.
Как итог - великолепная игра, но не для всех. Отпугнуть может нестандартное управление (привыкаешь за 15 минут, если разобраться), местами хардкорность (хотя по сравнению со второй готикой - это оказуаливание, ибо первая часть слишком уж быстро дает выбраться из ранга терпилы), местами присущая PC-играм начала 2000-х шероховатая реализация некоторых геймплейных моментов, требующая терпения и привыкания к ним. Эта игра заслуживает оценки 9-9,5/10, но хотелось бы, конечно, больше сайдквестов, ибо насыщенность мира и проработанные персонажи располагают.
Gothic 2 (+ Ночь Ворона)
Готику два в двух словах можно описать так: идет видавший виды богатырь Добрыня лесом-полем, вдруг видит уже привычную развилку и указатель. На них написано: "налево пойдешь - в лоб получишь, направо пойдешь - ноги оторвут, прямо пойдешь - глаза выколят".
Сложность стала совсем свирепой, поэтому геймплей первых часов представляет собой блуждание по окрестностям с лихорадочным поиском такого редкого зверя, которого сможем убить мы, а не он нас. Но в 9 из 10 случаев будем нарываться либо на бандитов, либо на волков, либо на орков, либо на еще 100500 типов врагов, которым стоит только дунуть на нашего героя, чтобы умертвить его. Это напоминает некий извращенный вариант Dark Souls, где нас вместо начальных локаций по ошибке отправили сразу куда-нибудь в гробницы Нито. Опыта на первых порах не хватает катастрофически, за квесты, решаемые без боя, дают сущие крошки. Да и сами квесты теперь менее прямолинейные, что хорошо, вот только их и решать сложнее (во всех смыслах). Набрать полный журнал квестов, которые нашему герою пока не по силам - вполне стандартная ситуация в Готике 2.
Таким образом, игра стала куда более задротской, нежели первая часть - либо ты знаешь, как лучше поступать в различных тяжелых ситуациях, либо ты играешь в русскую рулетку с барабаном, заряженным на 5/6.
Дальше - больше. За каждый уровень всегда дают 10 скиллпоинтов. Но очень быстро на сцену выходит чудовищное нововведение аддона - чем больше мы качаем определенный навык - тем дороже нам обходится его прокачка. Для тех, кто не понял: сначала за уровень может понять 10 силы (по курсу один скиллпоинт на одно очко силы), дальше курс вырастает и за уровень можем поднимать уже не 10, а 5 очков силы. На кой черт в и так сложную игру нужно было это встраивать, кто-нибудь мне объяснит? Видимо, логика была такая: у нас в аддоне будут новые квесты, целая новая локация, игрок получит кучу опыта и ему станет очень легко играть. Черта с два! И альтернативные способы поднятия статов не особо вам помогут.
И вот тут вы тратите огромное кол-во времени на Trial & Error и более-менее начинаете осваиваться, начитается мириться с тем, что некоторых врагов лучше предоставить союзным NPC, ибо в данный момент вы бессильны перед ними (такое повторяется несколько раз за игру). Начинаете мириться с совершенно безумным балансом: либо вы вообще никак не можете убить необходимого NPC, либо просто методом Sub-Zero замораживаете его и убиваете без какого-либо напряга. Начинаете эксплойтить игру различными способами - заманивая особо сильных врагов в лагерь к NPC, дабы те навалились толпой и сделали за вас вашу работу; заманивать врагов в места, из которых они не могут вас атаковать и расстреливать их из арбалета в упор и прочее-прочее. Вот если вам удастся принять все эти "особенности" местного геймплея - тогда игра вас, как и первая Готика, очарует и подарит незабываемые впечатления.
Мир по прежнему насыщенный, ночная вылазка в оккупированнную орками территорию из первой части заставляет сердце биться чаще от наплыва эмоций, уровень эпичности возрастает по мере продвижения сюжетной тележки, "эффект первой главы" на месте и работает в полную силу.
Итог: На примере Готики 1 и 2 я прекрасно понимаю людей, которым Fallout 1 нравится больше, чем 2. В обоих случаях первая часть делает упор на "экспириенс", а не на отточенность геймплея. Вторая же, пытаясь нарастить именно "игровые" мускулы - больше сайдквестов, больше контента, более проработанную ролевую систему - все-таки чуточку теряет в атмосфере и чуточку менее погружает игрока в мир игры, как бы странно это не звучало. И да, когда в фэнтези появляются паладины И драконы одновременно - значит, сценаристам не мешало бы отдохнуть. Мне нравится вторая готика, но истинно верной была и остается именно первая часть.
Gothic 3
В основу тройки была вложена неплохая концепция - идет война и мы, грубо говоря, вольны либо захватывать поселения в пользу орков, либо партизанить. Но, видимо, издатель потребовал сделать "как в TES", поэтому вместо 3-4 проработанных до мелочей городов сделали огромный террэйн с десятками поселков одинаковой степени унылости. О технической стороне лучше вообще ничего не говорить - там все равно ничего не работает так, как надо. Даже после многолетней обработкой напильником руками фанатов. Мог бы получиться шедевр, но не сложилось.
Gothic 4 и Risen
Сюжет обеих игр - однозначно выяснения отношений между Пираньями и издательством Джовуд. В Готике - "ГГ поехал умом, поэтому спасать мир от него теперь будет новый ГГ!", в Резине - "Мы делали готику, все было хорошо, но вот инквизиторы пришли и все испортили. Но мы все-таки сделали готику!". Обе игры довольно "такие себе", хотя Резин незаслуженно обласкан фанбазой.
Ну как-то так. Чо, пацаны, играли в Готику?
-
Скрыть объявление
Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.
-
Скрыть объявлениеЕсли Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.
Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
- Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
- Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
- Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
- Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
С уважением, администрация форума Old-Games.RU
Комментарии
Сортировать комментарии по