О чем тут вообще
16-битная эпоха, она же "4 поколение" - один из интереснейших этапов в игровой индустрии. Их невероятная конкуренция сравнима со схваткой Давида и Голиафа - поединок большой, набравшей жир корпорации и компании несколько меньше, но с огромными амбициями и нетривиальным взглядом на игры. Увы и ах, в этот раз Давид не победил, хотя был близок. Их битва мне напоминает матч между Аполло Кридом и Рокки. Да, технически Рокки проиграл, но.....
Именно "но" переворачивает с ног на голову. Влияние Мегадрайвовских игр сложно переоценить. Количество жарких поклонников этой консоли по всему миру - просто невероятное. Многие серии, начавшие свой путь на этой платформе живы до сих пор. Ну а уж сколько смелых экспериментов мы увидели на Мегадрайве - можно сбиться со счета. Как итог - середина 90-х - это просто кладезь шикарных консольных игр.
Потому холивары какая консоль лучше не угасают до сих пор. Ну еще и потому, что в 40 лет мальчики, все еще мальчики, но сегодня не об этом.
Да, сегодня я не хочу тут выяснять, кто технически круче и почему Сега наврала про бластпроцессинг и якобы более мощный процессор. Я хочу поднять другую тему. Сыграв в Phantasy Star 4 и увидев совершенно новый для себя подход к JRPG, я задался вопросом - а почему этот подход не прижился, а прижились клише классики вышедшей на СНЕС? Почему имея великолепный эксперимент в битемапах типа Комикс Зон - мы не видим духовных наследников? Почему многие проекты Сеги, показавшиеся смелыми, не нашли финансового отклика?
Многие в этом ругают железяки Мегадрайва, кто-то отсутсвие достаточного количества крутых игр на Мегадрайве, однако здравомыслящие люди знают - все это чушь и бред. Пусть Сега и слабее СНЕС (и процессор не мощнее) - это никак не влияло на качество игр! Да и этих игр было завались! Просто жуй задницей шедевров. Железки? Их хватало для хороших картинки и звука.
Продажи? Америка визжала от радости и скупала Мегадрайв аки пирожки.
Так что не так?
На самом деле, Сегу сгубило то, что ее и сделало великой
После Phantasy Star 4 я разложил на хронологию и... многое стало понятно.
Сразу оговорюсь, что я буду стараться сравнивать игры, которые сама Сега выпускала и издавала, стараясь оставить за скобками игры других разрабов.
Конкуренция и игры
Стоит начать с того, что Мегадрайв вышла как конкурент... NES, в простонародии Dendy. Мастер Систем не пошла и собсна надо было сделать что-то помощнее. И конечно под самый закат 80-х их свежая железяка выгодно звучала и выглядела. Хоть кое что там было 8-битное в деталях. Естественно, ни о какой битве в 16-битном формате особо не задумывались.
Даже слоган "Sega does what Nintendon't" он про 8-битку, не про СНЕС (его тогда не было в природе). А вот НЕС неплохо себя чувствовала в плане игр, если не до 1994 года, то до 93 точно. В 94-м были просто игры редкие, но меткие.
И вот когда в конце 90-го года, на рынок выходит СНЕС, то у Мегадрайва, не смотря на более слабое железо, вполне хватает пороху в пороховницах дабы давать некислый такой отпор конкуренту.
Но что самое важное. Сега самостоятельно закрывает огромный жанровый спектр игр, если не как разраб, то как издатель.
Посудите сами
Beat-em-Up: Sor 1-3, Golden Axe 1-3, Comix zone
RPG: Phantasy Star 2-4, Shining Force, Shining in the Darknes
Fighting: Virtua Fighter 2, Eternal Champions
Платформерные адвенчуры: X-Perts
Action-Adventure: Landstalker, Light Crusader, Beyond Oasis
Платформеры: Spider-man vs Kingpin, Shinobi, Sonic
Гонки: Outrun, Virtua Racing
Run and Gun: Vectorman, Gunstar Heroes, Alien Soldier
В 70% этих игр Сега была не просто издателем, а еще и разрабом. Что тут может предоставить Большая Н с платформерами про водопроводчиков и их Динозавров? Разве что Метроид и Зельду.
И пусть на СНЕС больше игр, (в частности SNES - вообще королева RPG и Битемапов), большая часть этих игр - от сторонних разрабов. Сега вообще билась с толпой зубров типа Конами и зубрят поменьше типа Atlus! И выигрывала.
Так что, блин, пошло не так? На самом деле Сега сделала фортель, который принес ей славу в 89-м, но повторить его не получилось в середине 90-х. В 1994-м Сега сфокусировалась на Некст-ген поколении. Нет, еще до этого были попытки апгрейдов типа Сега CD, где иногда выходили шедевры типа Snatcher и Terminator, но это все не то.
Если посмотреть внимательнее на 1994 год, мегахитовых игр от Сеги выходит уже не так много. В основном Megadrive посещает кросс-платформа, которая в 70% выигрывает на СНЕС. Конечно в 1994-м вышел шедевральный Beyond Oasis. Я его вообще считаю лучше чем Зельда. В 1995-м свет увидели отличные Vectorman и Comix Zone. Есть неплохие экзы типа Zero Tolerance.
Но все равно, складывается впечатление, что Сега пристально не следила за качественном и количеством релизов. SoR3 - шедеврален, но очень комплексный и авангардный для массового игрока. Golden Axe - спорная. А что стало твориться с Сониками после Sonic 3?
И какой результат?
В итоге огромное количество геймеров, жаждущих новых приключений в 16-битном формате, стали оставаться не у дел. И в 1994-м Nintendo выкатывает две киллер-игры, которые вытащили 16-битный гейминг на новый уровень и стали столпами индустрии - Donkey Kong и Super Metroid. И не смотря на успех, СМД было просто нечем отвечать! Но не в этом проблема. СМД не особо уже хотела и отвечать. И это в 1994-м году, в самый замес 16-битных войн.
Справедливости ради хочется отметить, что ответы DK и SM все-таки были. Первый - Vectorman. Просто невероятный ран-энд-ган в плане визуала, динамики, да и геймплея но...... Но скажите, намного больше ли он представил чем та же Contra Hardcorps? И все это против многообразия уровней, секретов, игровых ситуаций и игры вдвоем в Данки Конге.
Про противопоставление X-Perts Super Metroid'у я промолчу. Хотя у первой есть свои фанаты.....
Так вот про ранний переход на Некст-ген. Сега делала тоже самое с Мегадрайвом. В разгар 8-битной лихорадки, она выпускает Мегадрайв и занимает четкие позиции. Разница лишь одна - Мастер Систем не особо востребован, а вот с Мегадрайвом было все на 180 градусов. В итоге уйма фанатов остались без крутых 16-битных игр от Сеги в 1994 году.
Ну а если сюда добавить обойму игр сторонних разработчиков, типа Final Fantasy 6 - то вопросов еще больше. Почему нельзя было сделать Phantasy Star 5, оттолкнувшись от PS4 и дать игрокам альтернативный вектор в развитии жанра? Вопрос риторический.
Творчество и менеджмент
Сега Мегадрайв взяла позиционирование "крутой консоли". Игры и ее имидж точно ухватили дух времени. Она, как и ее игры, выглядят так, словно пришли из хайтековых боевиков 90-х. Сега не гнушалась интеграцией западной поп-культуры и последних трендов в свои продукты.
Чего стоит саундтрек Streets of Rage, который смело черпал идеи из техно-андерграунда. Нинтендо просто рядом не могла стоять со своими постоянными японскими версиями итало-диско (до сих пор жеж в играх звучит) и сказочной музыкой. Так смело поступать Нинтендо боялась.
И если в 90% играх на Нинтендо какие-то миловидные зверьки и человечки, то у Сеги персонажи в основном как будто вышли из модных боевиков, фантастических мультфильмов и клипов с MTV. Насколько же верно было решение маркетингового отдела превратить Скетча Тернера из гика в гранджера. Да и вообще завалить в Грандж-сторону!
Все это выглядело нереально круто.
Дык чтоже блин опять пошло не так? Есть такая фраза "Сначала дисциплина, потом творчество". Сега же стала скатываться в анархию и творческий загул.
Стали появляться ну очень странные вещи типа Ooze. Трудно поверить, что это вышло из-под пера разрабов Соника. Comix zone - и вовсе краеугольный камень. Я уже сказал - маркетинговый отдел Сеги приняли гениальное решение, добавив в игру модного Гранджа. Да и саундтрек там был живой еще записан. Мы бесконечно любим эту стилистику, бесконечно любим вид комикса, но....
Но это не мультик, это игра. И пусть Comix zone играется отпадно, 3 уровня и 3 босса - просто непростительно. Да. Мы знаем, игра вышла недоделанной и была долгостроем. Именно поэтому, как бы меня не пер Комикс Зон, ради игры я выбираю - Ninja Warriors Again. Все-таки 8 уровней, 8 боссов - это похоже на игру.
Будь в Зоне Комикса хотя бы 6 уровней - у нее были все шансы перевернуть представление о 2D-битемапах. Со всеми ее девайсами, используемыми предметами, развилками и секретами. А искуственно удлиннять игру за счет неадекватного увеличения сложности, а не контента - ну такое себе.
Сега много где могла поменять правила игры, но слишком рано сошла с дистанции. А ведь ее за свободу и смелость любили маленькие разрабы типа Treasure или Climax Entertainment. К 1994 году СНЕС обросла нереальным жиром. И для этой консоли стали появляться "серьезные игры" от сторонних разрабов. Majuu Ou - с его мрачным религиозным пост-апокалипсисом. Или дилогия Shin Megami Tensei, за которую можно получить статью об оскорблении чувств верующих. Теперь это были высоты недоступные Сеге, а SNES уничтожила предрассудок о себе, как о "детской и семейной консоли".
Ну а если сюда добавить несогласованность в менеджменте Сеги, то.....
Каков итог
Как я и сказал, Сегу сгубили творческий загул, анархичный менеджмент и ранний переход на Некст-Ген. Все это обеспечило ей успех, и это же и выбило из колеи.
И этот "творческий загул" продолжился и на Сатурне, и на Dreamcast. Сега продолжила выпускать разные креативные игры - как шедевры, так и спорные игры, которые до сих пор будоражат умы геймеров, но не всегда известны обширному кругу геймеров, а то и вовсе поросли глупыми мифами.
Но что Мегадрайв?
На нем, словно лебединая песня, Сегой в 1997 году была выпущена шедевральная игра - Jurassic Park: The Lost world. Игра оказалсь не только интереснее многих своих 32-битных ровесников, она полностю раскрыла потенциал консоли как в плане графики, так и звука, так и геймплея. Хуже ли это шедевров со СНЕС? Нет. Но такого плана игр на Сеге катастрофически мало. Этот Юрский Парк наглядо показывает чем Мегадрайв мог бы быть.
Мегадрайв - это не слабая консоль, это не консоль с малым количеством игр, это консоль нераскрытого потенциала, это консоль, которая сошла с дистанции на пике, уступив этот самый пик конкруенту.
Кто знает, что было бы, уделяй Сега больше внимания Мегадрайву в 1994-1997 годах?
-
Скрыть объявление
Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.
-
Скрыть объявлениеЕсли Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.
Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
- Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
- Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
- Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
- Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
С уважением, администрация форума Old-Games.RU
Комментарии
Сортировать комментарии по