Жан Рей /Рэй, Рэ/
[ Бельгия; Jean Ray; 8 июля 1887 - 17 сентября 1964 ]
Третий автор, за которого я взялся в этой серии, оказался большим открытием. У него действительно много жутких и увлекательных историй. Писал очень много и очень разное: детские книжки, детективы, хорроры. Даже выдумал свою биографию, которую часто можно встретить в предисловиях. К сожалению, у нас известен мало, хотя писатель весьма интересный. За 2020 год перечитал множество его романов, повестей и рассказов. Не помню, уж сколько раз писал о его работах в "Теме книголюбов".
Бельгийский писатель-фламандец Раймон Жан Мари де Кремер (Raymond Jean Marie de Kremer, на фламандский манер — Раймундус Йоанес де Кремер, Raymundus Joannes de Kremer) родился, жил и умер в Генте (Бельгия). Писал на французском (как Жан Рей) и фламандском (как Джон Фландерс). Использовал и много других псевдонимов. С подробной биографией можно ознакомиться в Википедии. А со списком произведении - в Лаборатории фантастики.
На детективных произведениях Рея не вижу смысла останавливаться, они мне совершенно не понравились и большинство из них я просто бросал. Это серии повестей о Гарри Диксоне и Эдмонде Белле, а также пара поздних рассказов о Деоде Мьетте.
Детские произведения временами весьма увлекательны, но страдают однотипностью. Они словно написаны по одному двум-трём шаблонам под копирку. И после нескольких читать их уже не имело смысла, поэтому тоже пролистывал, либо дочитывал, если они были короткими.
Упомяну самые важные и интересные, на мой взгляд, романы, повести и сборники. Отдельных рассказов такое множество, что их и не перечислишь.
Романы Жана Рей - короткие, буквально на сто, максимум - двести страниц. Переведены 11. Ранние романы 30-х годов: "Джек-полуночник" (Jack-de-Minuit, 1932 г.в.) - остросюжетный детектив; "Бегство в Бредфорд" (Op vlucht naar Bradford, 1937 г.в.) - типичный приключенческий роман для юношества; "Человек за дверью" (De man achter de deur, 1938 г.в.) - ещё один, весьма стереотипный, детектив автора. Из перечисленных романов мало что отличается особыми достоинствами, разве что "Джек-полуночник" чуть получше остальных.
Романы 40-х годов - это вершина творчества писателя. "Город Великого Страха" (La Cité de l'indicible peur, 1943 г.в.) - отличный мистический детектив; "Мальпертюи" (Malpertuis, 1943 г.в.) - мрачная и жуткая мистика. Эти два произведения - лучшее у писателя. "Проклятие Махруда" (De zilveren kaap, 1946 г.в.) - неплохой, но типичный, роман писателя; "Зелёный туман" (Geheimen van het Noorden, 1948 г.в.) - типичный юношеский роман, которые у Рея все похожи на Жюль Верна; "Гейерштайн" (Geierstein, 1949 г.в.) - средний роман, но интересен своим подобием старинным европейским романам, например, "Гения" Гроссе; "Козодой" (De nachtzwaluw, 1949 г.в.) - не попал ко мне в руки, но, кажется, типичный роман Фландерса.
После этого вышел всего один роман - "Дверь под водой" (La Porte sous les eaux, 1960 г.в.), да и тот - адаптация Жака ван Эрпа двух других работ. И ещё один роман вышел после смерти Жана Рея - "Проклятие древних жилищ" (La Malédiction des vieilles demeures, 2004 г.в.). Отличная, хоть и незавершенная, вещь, весьма похожая на "Мальпертюи".
Из переведенных повестей стоит упомянуть 6, остальные - детективный ширпотреб о Гарри Диксоне и Эдмонде Белле. "Тайна Саргассова моря" (Het geheim der Sargassen, 1940 г.в.) - очередное юношеское НФ про подводный мир, "Корабль палачей" (La Nef des Bourreaux, 1947 г.в.) - ещё морские приключения, "Семь снежных Робинзонов" (Les sept Robinsons de la neige, 1954 г.в.) - не попали ко мне в руки, "Святой Иуда-ночной" (Saint-Judas-de-la-nuit, 1964 г.в.) - типичная для автора, но занятная, мистическая повесть, "Таинственный человек дождя" (De geheimzinnige regenman, 1965 г.в.) - юношеская историческая повесть, "У пределов мрака" (Aux lisières des ténèbres, 1995 г.в.) - а вот это отличная мрачная повесть, отсылающая нас к Мальпертюи и жутким рассказам автора.
Рассказы автора стоят внимания, так как он был мастером короткой увлекательной истории. Если среди романов мне кажется особо достойными три, а повесть и вовсе - одна, то хороших рассказов у Жана Рей - десятки. "Сказки, навеянные виски" (Les Contes du whisky, 1925 г.в.) - великолепный сборник, знакомящий со своеобразным автороским языком, которым он писал свои мрачные и взрослые вещи. "Круиз теней" (La Croisière des ombres, 1932 г.в.) - хороший сборник, есть пара знаковых для автора рассказов, но важнее - "Le Grand nocturne" (1942 г.в.), куда вошли, кажется, все лучшие мрачные рассказы, отлично дополняющие "Мальпертюи". Именно их стоит читать в первую очередь, вместе с лучшими романами и повестью. "Круги ужаса" (Les Cercles de l'épouvante, 1943 г.в.) - ещё один отличный сборник жутких рассказов. "Последние Кентерберийские рассказы" (Les Derniers contes de Canterbury, 1944 г.в.) - весьма своеобразные рассказы. Не столько жуткие, сколько сюрреалистические и психоделические - ещё одно важное творческое направление для автора.
"Проклятие Махруда" (La Malédiction de Machrood, 1946 г.в.) - сборник рассказов, примыкающий к роману, малоинтересен. Ещё пара хороших сборников мрачных историй - "Книга призраков" (Le Livre des fantômes, 1947 г.в.) и "Les 25 meilleures histoires noires et fantastiques" (1961 г.в.). В последнем - много рассказов из более ранних сборников. "Колдовская карусель" (Le Carrousel des maléfices, 1964 г.в.) - менее интересный сборник страшных рассказов. Сборник "Чёрные сказки про гольф" (Les Contes noirs du Golf Сборник, 1964 г.в.) - во многом, наследник "Сказок виски". Не так чудесен, но неплох. Непонятные для меня и малоинтересные сборники: "Фантастический бестиарий" (Bestiaire fantastique, 1974 г.в.) и "Новый фантастический бестиарий" (Le Nouveau bestiaire fantastique, 2017 г.в.). Собиратели творчества автора включили в них рассказы о различных животных, в т.ч. из других сборников. "Истории Фульмара" (Les Contes du Fulmar, 1986 г.в.) - морский рассказы Фландерса, малоинтересны. "Странные истории журнала «Билок»" (Les Histoires étranges de la Biloque, 1996 г.в.) - сборник слабых рассказов, ни в какое сравнение с главными работами автора не идет.
Жан Рей - не только моя находка, но и знаковый писатель в европейской и мировой литературе. Его творчество перекликается с американским (Лавкрафт, Чемберс) и британским (Ходжсон) направлением в раннем хорроре. Творчество писателя за счёт его широкой эрудиции, удачного смешения различных приемов в литературе и особого авторского языка, выходит за жанровые рамки. Чего нельзя сказать о других писателях этого направления, упомянутых выше.
Рифмованная эпитафия де Кремера, его собственного сочинения:
"Здесь лежит Жан Рей,
Гентский писака,
Который был никем,
Даже не министром."
-
Скрыть объявление
Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.
-
Скрыть объявлениеЕсли Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.
Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
- Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
- Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
- Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
- Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
С уважением, администрация форума Old-Games.RU
- Эта запись является частью 4 из 4 в серии Лавкрафтианский хоррор.
- Эта запись является частью 4 из 4 в серии Лавкрафтианский хоррор.
Комментарии
Сортировать комментарии по