1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Эмуляция NEC PC-8801 и NEC PC-9801 (PC-88 и PC-98)

Тема в разделе "IBM PC-несовместимое", создана пользователем Motar79, 23 янв 2016.

  1. Motar79

    Motar79

    Хелпер

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    Собственно, FAQ еще не полное, буду рад помощи в дополнении.
    atheisozone.com_images_screens_misc_59423_21441671073.jpg


    Disclaimer: все описанные в гайде и FAQ программы приложены к посту.

    Культовые на территории Японии, компьютеры NEC, к сожалению, практически неизвестны у нас, на Западе. А машинки, тем временем, довольно интересные. Взять хотя бы тот факт, что для запуска игр и программ там совсем не требовалась операционная система, да и устанавливать игру было необязательно. Да, конечно, на компьютеры NEC можно было установить DOS, а на поздние версии – даже Windows (собственно, из-за перехода на винду платформа и умерла), но это было не так уж и обязательно. Компьютеры NEC оснащены двумя floppy-дисководами, с помощью которых и запускается большинство игр. Ничего больше обычно и не требуется.

    Для начала, разберемся с софтом. Для эмуляции PC-88 вам потребуется исключительно один эмулятор – M88. Он наиболее продвинутый, постоянно развивается, прост в использовании и одновременно обладает кучей функций. Для PC-98 же лучшие эмуляторы – Neko Project II и T98-Next. Использовать, скорее всего, придется оба, часть игр просто не запускается на одном эмуляторе, но запускается на другом.

    Ну что же, а теперь к эмуляции. Начнем с собственно форматов файлов. С PC-88 все просто, там только один формат – d88. ACHTUNG! А вот с PC-98 начинается морока… Проще всего запомнить, что форматов жестких дисков всего 2 – HDI и HDM (как минимум, по моим знаниям), все остальные монтируются в флоппи-привод. Есть еще пара форматов, вроде FIM, которые предложенные 2 эмулятора просто не принимают, но для таких случаев существует дико полезная программа Virtual Floppy Image Converter, которая с легкостью может переконвертировать один формат в другой.

    Собственно, процесс эмуляции проще пареной репы в большинстве случаев: если у нас жесткий диск для PC-98, загружаем его при помощи Next (в Neko у меня почему-то не работают ЖД), нажимаем на синюю иконку кнопки включения (самая верхняя), и играем на здоровье. С флоппиками немного посложнее, но тоже проблем особых нет. Если дискета всего одна, то просто загружаем и играем, если несколько, то берем первую, загружаем ее в первый разъем, а во второй загружаем либо User Data, если есть, либо вторую дискету. Если игра у нас в какой-то момент требует смены диска, сменяем дискету во втором дисководе на следующую и так далее, и так далее.

    P.S.: У образов дискет PC-88 бывает такая особенность, как несколько дискет, засунутых в один образ. Обычно они в таком случае сменяются сами, однако не всегда. Если такого не происходит, то нужно вручную сменить его во вкладке привода.


    FAQ:

    Q: Я пытаюсь запустить образ, но он не запускается. Он даже не показывается в поле привода! Что делать?
    A: Скорее всего, название образа или путь к нему на японском. В таком случае, нужно либо переименовать образ и/или путь к нему, используя только символы латинского алфавита, либо запускать эмулятор из-под японской локали (в этом вам поможет Microsoft Applocale).

    Q:
    В игре требуется мышь, а она постоянно вылетает за края экрана. Как ее зафиксировать в окне?
    A: В T98-Next нужно нажать сначала F12, а потом F8. В Neko Project– просто F12. В M88 – без малейшего понятия, так и не нашел там, как зафиксировать мышь, да и она там вроде бы и не нужна. Однако если вдруг все-таки понадобилось – просто переведите программу в полноэкранный режим.
    Q: В Neko Project II не открывается окно выбора образа. Что делать?
    A: Скорее всего, вы запустили программу через np2.exe. Действительно, у нее есть такая проблема. Запустите np2nt.exe, через нее все работает нормально.

    Q: Я сменяю дискету, а игра все равно просит от меня другую дискету. Что делать?
    A: Вероятно, вы сменили образ либо не в том дисководе, либо не на тот образ. Попробуйте включить логику и действовать методом тыка. В большинстве игр, к сожалению, без знания японского приходится действовать исключительно так.
     

    Вложения:

    • VFIC.7z
      Размер файла:
      174,8 КБ
      Просмотров:
      568
    • M88.7z
      Размер файла:
      753,6 КБ
      Просмотров:
      777
    • Neko Project II.7z
      Размер файла:
      504,1 КБ
      Просмотров:
      587
    • Next Emulator.7z
      Размер файла:
      520,6 КБ
      Просмотров:
      723
    Последнее редактирование: 23 янв 2016
  2.  
  3. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    112.512
    @Motar79, здорово!
    Надо будет потом перенести в нашу wiki - сможешь сам это сделать?

    И для введения (в будущем) платформ на сайте критически необходимы пошаговые примеры запуска игр. Можно предельно краткие - но они обязательно должны быть. Аналоги можешь посмотреть в нашей wiki - там они сделаны практически для каждого эмулятора.
    Для этой статьи примера должно быть минимум три - по одному на эмулятор. В идеале ещё больше (с учётом наличия версий в виде образов дискет).

    Сможешь сделать?
     
    Corak и wastler нравится это.
  4. Motar79

    Motar79

    Хелпер

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    @kreol, да без проблем. Сейчас сделаю.
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Ещё бы ссылки или сами эмуляторы...
    А что касается статьи, насколько я предполагаю, один из наших форумчан уже сделал даже это
    http://retropc98.narod.ru/emul/neko.htm
     
    Motar79 и wastler нравится это.
  6. wastler

    wastler

    Регистрация:
    25 фев 2012
    Сообщения:
    937
    Последнее редактирование: 23 янв 2016
    Bato-San нравится это.
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @wastler, не обратил внимание - подумал что это картинки так приаттачены.:blush:
     
    Кишмиш нравится это.
  8. Motar79

    Motar79

    Хелпер

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    Да, retropc98.narod.ru довольно известный сайт, единственный в своем роде, по сути. Но у него большие проблемы с отсутствием пополнения новым материалом и достаточно узким набором софта и игр. Хотя там можно найти парочку интересных вещей, которые нигде больше не найдешь.
     
    Corak нравится это.
  9. Corak

    Corak

    Регистрация:
    7 фев 2011
    Сообщения:
    765
    T98-Next / Disk Explorer
    Насчет "дополнить". Я бы хотел указать почему стоит брать явный приоритет на эмулятор T98-Next.
    http://files.leraux.ru/Corak/Emulator/NEC_PC98/EMU/T98_Next/0t98next.7z
    Он оптимален в большинстве случаев. Дело в том что у него в плагинах есть полная совместимость с DiskEdit (DiskExplorer) (уже включен в мой пак) - единственным "нормальным" редактором образов жестких дисков. (довольно глючный - в некоторых конкретных случаях может создать какую-то ошибку, что через него нельзя будет удалять какой-то файл или папку, но достаточно удобный для распаковки и добавления файлов). Когда тебе например нужно импортировать файлы, быстро их изменить под реальной операционной системой Windows или просто зарезервировать - лучшего средства просто нету.
    И файловая система образов нормально распознается ТОЛЬКО если ты будешь монтировать их через эмулятор. Отдельно от эмулятора утилита почти бесполезна:

    afiles.leraux.ru_Corak_Temp_scr_145360763853_kiss_20kb.png

    В дальнейшем тыкаем Edit. На нужном нам образе и получаем удобный прямой доступ к файлам на диске.
    afiles.leraux.ru_Corak_Temp_scr_145360768275_kiss_12kb.png
    Рекомендую использовать этот способ большей частью только для резервирования, экспорта, исследования или быстрой замены файлов, поскольку, как я уже писал - редактор довольно глючный и может некоторые файлы не удалить и возможно даже создать небольшие ошибки (редко, но бывало). Поэтому надежней, конечно будет проводить основные файловые операции уже через сам эмулятор под PC98 DOS/Windows.
    Например после установки игры нам потребуется сделать множество замен в файлах, сделать локализацию или поменять версию библиотек. Все операции осуществляются традиционно виндово - драг-н-дропом.

    Можно конечно попытаться использовать ND (еще один Disk Explorer), но его стабильность и функционал намного печальней, хотя большинство форматов дисков он видит хорошо.
    http://files.leraux.ru/Corak/Emulator/NEC_PC98/util/ND_DiskExplorer.7z

    Также стоит включить несколько загрузочных дисков чтобы было удобно работать с файлами.
    Загрузочный флоппи с удобным файловым менеджером "FILMTN":
    http://files.leraux.ru/Corak/Emulator/NEC_PC98/Disk/dos_disk.zip
    afiles.leraux.ru_Corak_Temp_scr_145360949987_kiss_10kb.png

    И просто FreeDOS. Жесткий диск на 20мб. Можно будет использовать для установки паков с играми и быстрой их загрузки в autoexec:
    http://files.leraux.ru/Corak/Emulator/NEC_PC98/Disk/FreeDOS98_20M.zip
    afiles.leraux.ru_Corak_Temp_scr_145360983783_kiss_13kb.png

    Также в дальнейших планах, думаю стоит запилить кастомные сборочки с предустановленными DOS/Windows 3.11 и Windows 95/98 (вроде есть даже русская) на PC98 разделы

    Еще будет множество нюансов по поводу выбора моделей платформ для оптимальной скорости эмуляции и разные методы и необходимости конвертации (vfic) для установки и загрузки игр.

    Насчет эмуляции в MAME:
    Стоит также упомянуть, что в MAME (MESS) проекте-эмуляторе уже активно пилят эмуляцию PC-98/88 некоторых игр. Так что в дальнейшем можно будет нацелиться на этот эмулятор как одно из удобных средств загрузки некоторых игр на эти платформы.
    https://github.com/mamedev/mame/blob/master/src/mame/drivers/pc9801.cpp
    https://github.com/mamedev/mame/blob/master/src/mame/drivers/pc8801.cpp
    И конечно базу с хешами образов флоппи и кассет,игр по своему стандарту названий:
    https://raw.githubusercontent.com/mamedev/mame/master/hash/pc88va.xml
    https://raw.githubusercontent.com/mamedev/mame/master/hash/pc8801_cass.xml
    https://raw.githubusercontent.com/mamedev/mame/master/hash/pc8801_flop.xml
    https://raw.githubusercontent.com/mamedev/mame/master/hash/pc98.xml

    TOSEC:
    Например та же комманда TOSEC активно пилит DAT файлы (теперь уже xml разметку) для ромов-образов-флопов всех мыслимых платформ, которые попались им под руку
    http://files.leraux.ru/Corak/Emulator/NEC_PC98/COL/Catalog_PC98_TOSEC_xml.7Z
    http://www.tosecdev.org/downloads/category/
    (но они их уже не раздают по цопирайтовым причинам, после утечки их пака 2009го).

    Паки игр
    Готово, Только что распаковал и дозалил:
    Вот все распакованные версии из огромных паков, так что можно будет искать очень удобно и быстро прямо на сайте. Пока все названия в Betsu паке только на японском.
    Betsu_2009-06-05 (4000 архивов): http://www.ex.ua/97740098 (http://rover.info/97740098)
    TOSEC_2009-06-25 (3200 архивов): http://www.ex.ua/15212934 (http://rover.info/15212934)

    Локальный .txt каталог Betsu пака вот:
    http://files.leraux.ru/Corak/Emulator/NEC_PC98/COL/Catalog_PC98_Betsu_Tsumeawase.7z


    Думаю в дальнейшем стоит составить каталог имеющихся у нас PC98 (а также PC88/X1/X68000/MSX/MSX2 и FM Towns) игр и добавить его в вики, подобно тому как делал товарищ @WERTA тут:
    http://www.old-games.ru/wiki/Игры_на_китайском_языке


    Если будут еще поправки или пожелания, пиши.
     

    Вложения:

    • next.7z
      Размер файла:
      777,1 КБ
      Просмотров:
      137
    Последнее редактирование: 24 янв 2016
    AndyFox, Talking_Sword, quazatron и 9 другим нравится это.
  10. Motar79

    Motar79

    Хелпер

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    @Corak, большое человеческое спасибо. Я думаю, вы не будете против, если я запихну большую часть поста в вики?

    Прекрасная мысль! С сортировкой и каталогизацией у игр PC-98 (да и всех японских компьютеров, по сути) всегда были проблемы, быть может, хоть сейчас они уйдут (ну хоть частично).

    А вот насчет TOSEC немного не понял. Зачем нужны эти .dat и .xml, которые они выпускают?
     
    Corak нравится это.
  11. Corak

    Corak

    Регистрация:
    7 фев 2011
    Сообщения:
    765
    Я совершенно не против, добавляй конечно, что будет актуально.

    Фиг знает, думаю лучше у них прямо спросить или просто пошерстить по их форуму. У меня есть подозрение что это будет в дальнейшем для загрузки образов флопов/дисков/кассет прямо в MAME эмуль, без лишнего "колдовства" с установками на жесткий диск под старыми добрыми эмулями. Они явно нацелены на него как на самый простейший и прогрессивный.

    @Motar79

    HOOT
    (для прослушивания музыки из PC-98 игр отдельно от игр)
    Еще хочу упомянуть о проекте Hoot, который я также изучал и немного моддил и пересобирал его Xml листы, а также делал свой пак:
    http://coraksoft1.narod.ru/soft/player/hoot.7z
    hoot... - Sound Hardware Emulator
    Представляет он из себя нехилый аудиоплеер + эмулятор звуковых чипов множества платформ с явным приоритетом на исконно японские.
    Также умеет сливать проигрываемое в S98 чиповый-трекерный формат, что делает его еще и удобным конверчером для выдирания музла для других плееров (Winamp/XMPlay/Foobar2000). Он умеет даже вывод в MIDI, но дампить их придется через любой виртуальный Midi канал и MIDIOX. Собственно мечты сбываются.

    afiles.leraux.ru_Corak_Temp_scr_145362423348_kiss_24kb.png

    Основной приоритет у него сделан именно на рипы музыки с PC98/PC88 и MSX платформ, но есть даже и дампы из PC игр и уже поддержка PC-AT платформы:
    Коллекции музла можно безнаказанно потырыть тут:
    Home ~ Hoot Archive
    Index of /
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2017
    AlexDC, kreol, Кишмиш и ещё 1-му нравится это.
  12. zabrus Старожил

    zabrus

    Хелпер

    Регистрация:
    6 фев 2009
    Сообщения:
    1.811
    Я в свое время пользовался вот такой программой.

    Дополнив ее приложенным файлом.

    Там 2110 игр с названием, годом выпуска, издателем, скриншотами и кратким описанием.
     

    Вложения:

    • pc98_OL.zip
      Размер файла:
      120,9 КБ
      Просмотров:
      1.653
    kreol, Corak и Motar79 нравится это.
  13. Motar79

    Motar79

    Хелпер

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    @zabrus, спасибо за прогу. Думаю, пригодится, а то искать сначала японское название, а потом искать архив по названию я уже запарился :)
     
  14. Corak

    Corak

    Регистрация:
    7 фев 2011
    Сообщения:
    765
    @zabrus, спасибо!
    Пощупал, прога-база действительно удобна и интересна. Забавляют краткие комментарии из серии "Простенькая игрушка" / "Неплохая адвентюра" передающие суть и все такое.. Круто что такое вообще сделали.

    Тем не менее базу/таблицу в вики придется еще дополнять японскими названиями на kanji иероглифах чтобы было легче найти всю информацию по игре и саму игру в Betsu коллекции, если ее нету в TOSEC.
     
    Motar79 и zabrus нравится это.
  15. Corak

    Corak

    Регистрация:
    7 фев 2011
    Сообщения:
    765

    Вложения:

    Последнее редактирование: 1 фев 2016
    Talking_Sword, Grongy, yplus и 3 другим нравится это.
  16. Motar79

    Motar79

    Хелпер

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    Спасибо, @Corak, прям что доктор прописал. Думаю, найду себе что-нибудь новое в коллекцию.
     
    Corak нравится это.
  17. 007007

    007007

    Регистрация:
    15 июн 2010
    Сообщения:
    104
    Corak и Motar79 нравится это.
  18. Yoora90

    Yoora90

    Регистрация:
    13 апр 2016
    Сообщения:
    7
    Привет, народ! Буду рад, если кто поможет и разъяснит мне пару-тройку проблем с эмуляцией на конкретных примерах (98). Встретил буквально подряд, хочется знать причину:
    1. Похожая засада с Alice Tachi no Gogo и Dungeon Buster: по две дискеты, S - системная и простая. Первая на вторую вроде бы копирует файлы и затем просит поменять их местами. Ну, больше вариантов нет. Однако, записанная (дата изменения файла ставится текущей) в первом слоте - показывает чёрный экран. То есть, ни туда ни сюда. У Dungeon Buster'а для PC88 то же самое. Что я делаю не так?
    2. Five Gals Connection - игра старая, но впервые встречаю ноль реакции на всех существующих эмуляторах. Образ дискеты весит подозрительно мало ~600 кб, хотя и конвертируется в любой формат. Может, брак? Или нужны некие особые пляски с бубном?
    Меня не столь сами игры интересуют, сколь нюансы запуска. Авось снова попадутся, так знать бы средства противодействия. Обсуждаемые экземпляры для удобства прикрепил сюда. Хотя не уверен, может они и правда глючные.
     

    Вложения:

    • Games.zip
      Размер файла:
      2,3 МБ
      Просмотров:
      150
  19. Motar79

    Motar79

    Хелпер

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    Об этой можешь сразу забыть, про нее уже давно известно, что версия из пака betsu tsumeawase не работает ни с одним эмулятором. Вроде как битый дамп. Была в интернете рабочая версия, но ныне утеряна, как минимум, я ее не нахожу.
    C Alice Tachi no Gogo тоже разобраться не сумел, но не похоже, что она требует пустой диск, чтобы на него записать данные. Скорей тут ломаный датафайл, как мне кажется. В общем, легче найти PC-88 версию, или опробовать X68K версию, чем пытаться долбить эту.
    А вот как у вас получилось запустить Dungeon Buster-а под PC-88, мне бы очень хотелось узнать. Мало того, что он PC-98, так и в формате, который не поддерживается в M88. А так да - он, судя по всему, записывает что-то на второй диск, а потом тишина. А судя по тому, что процесс записи довольно кривой, а сама дискета не хочет конвертиться в FDI, я рискну предположить, что она глючная.
    Вообще, надо заметить, глючного софта в PC-98 предостаточно. Так что, если делать процентное соотношение неработающих игр по причине кривых рук к битым ромам, то будет где-то 60/40. Что довольно таки много.

    Однако просто на всякий случай, @Corak, не мог бы и ты еще раз проверить? Кто знает, может, у меня криворучие.
     
    Yoora90 нравится это.
  20. gabby32

    gabby32

    Регистрация:
    18 фев 2009
    Сообщения:
    508
    Five Gals Connection или битый или просто не взломанный дамп игры.
    Для запуска Alice Tachi no Gogo нужно просто сделать копию дискеты aliceg1s.D88 (сменив ей имя) у себя на диске и подсунуть её в качестве дискеты пользователя. Затем грузимся с неё во втором слоте запихав дискету с данными игры aliceg1d.D88. Для второй части тоже самые действия.
    То есть совсем для непонятливых в первый слот пихаем aliceg1s.D88 а во второй aliceg1s.D88 с другим именем файла. Грузимся , жмём пробел два раза.
    Затем в первый слот пихаем созданную дискету из слота два и во второй слот пихаем дискету с данными игры aliceg1d.D88. Перезагружаем эмулятор.
    В Dungeon Buster тоже нужно просто создать дискету пользователя. Сначала конвертируем обе дискеты в d88 формат для запуска на эмуляторе. Дискету для дискеты пользователя можно взять так же как и в первом случае просто скопировав и переименовав файл Dbusters.D88. Затем в первый слот пихаем системную дискету Dbusters.D88 во второй слот копию дискеты Dbusters.D88 с другим именем. Грузим эмулятор жмем пробел и ждём когда дискета пользователя будет сделана. Затем в первый слот пихаем дискету Dbustera.D88 и перезагружаем эмулятор. Для просмотра заставки жми 2.
    Эмулятор используем Neko Project II любой версии.
     
    Motar79 и Yoora90 нравится это.
  21. Motar79

    Motar79

    Хелпер

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    Можешь скинуть сконвертированную версию? Я пытался конвертировать, но мне он выдавал ошибку.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление