1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Обзор] Europa Universalis 3

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем LEKA, 27 июн 2021.

  1. LEKA

    LEKA

    Регистрация:
    23 фев 2008
    Сообщения:
    281
    Разработчик: Paradox Entertainment
    Жанр: Глобальная стратегия
    Дата выхода: 23 января 2007

    Долго же "Парадоксы" решались на создание третьей части своего детища, выведшего их создателей в "мир больших игр". Вторая полноценная Europa Universalis осчастливила стратегов своим появлением в конце 2001 года, после чего разработчики сместили приоритеты, выпуская самостоятельные проекты вроде Hearts of Iron и Crusader Kings, а также относительно самостоятельные наподобие Crown of the North. И вот в 2006 году шведы анонсировали продолжение немного подзабытой Europa Universalis, увидевшее свет аккурат в начале 2007 года. В общем-то, основные изменения разработчики не скрывали, - и, каковой предстанет третья "Европа", с высокой степенью точности можно было угадать ещё до её релиза. Собственно, неожиданностей и не случилось, а получили мы ровно то, что разработчики обещали, - и далее по тексту я расскажу об этом поподробнее.

    aimageup.ru_img22_3766757_eu3game_2021_02_12_17_14_42_208.jpg
    Глобально Europa Universalis 3 выглядит следующим образом.

    Первое и, пожалуй, основное нововведение Europa Universalis 3 - это абсолютно новый трёхмерный графический движок. Чего уж говорить: графика первых двух "Европ" хотя и казалась "тёплой и ламповой", однако даже на момент их релиза выглядела далеко не самой передовой, - а потому, безусловно, изменения в сем направлении назрели сами собой. Вот только деятели из Paradox Entertainment как раз в этом элементе наваяли нечто совершенно невнятное, выкатив на суд общественности весьма неказистого с виду отпрыска. Беда начинается с экрана загрузки, который для не самого высокого уровня графических красот весьма затянут и заставит нетерпеливых игроков ещё до окончания оной откатиться до второй "Европы". Ну а самые усидчивые, в особенности любители предыдущих игр серии, дождавшись-таки вожделенного окна управления нашей державой, вряд ли обрадуются увиденному.

    aimageup.ru_img285_3766758_eu3game_2021_02_12_17_15_07_712.jpg
    Ну что может быть проще и приятней завоевания небольших городов-государств?

    Лично меня при первом запуске игры очень расстроил внешний вид карты, ставшей какой-то ядовито-зелёной. Вспоминая простенькую, но куда как более привычную и приятную картинку предыдущих игр, хочется очень сильно поругать разработчиков. Почему-то начинаешь теряться в ориентировании между странами, не можешь с ходу найти столицу, что ранее было делом секундным. Впрочем, со временем чувство дискомфорта улетучивается и ощущение беспомощности проходит, - но происходит это крайне медленно. Уж не знаю, как осваивались новички серии, - но лично мои впечатления оказались именно такие. И, хотя разработчики добавили несколько больше разновидностей отображения карты (можно просмотреть обычную, политическую, религиозную и торговую карты, а также выяснить, куда дотянулись щупальца Священной Римской империи), изначально преодолеть чувство дискомфорта они помогают несильно.

    aimageup.ru_img128_3766759_eu3game_2021_02_14_21_25_34_793.jpg
    Колонизация нейтральных земель - одна из важнейших геймплейных механик.

    Впрочем, не карта единая отталкивает своим внешним видом. Столь же плохо получились и модели наших армий на глобальной карте. Выглядят они наподобие казаков из одноимённой игры 2000 года (придираюсь, конечно, - но сходство есть). И в целом игровые модели смотрятся квадратно и топорно, явно не дотягивая до графического уровня игр 2007 года. Много говорилось слов о ненужности привнесения третьего измерения в схематичный мир "Европы", но лично моё мнение - трёхмерность игре всё-таки была нужна. Однако в том виде, в котором мы её получили в этот раз, право, лучше бы уж сделали современное в визуальном плане "2Д". Да, камеру теперь можно приблизить хоть в упор к нашему бравому солдатику, который символизирует собой 50-тысячное войско. Только, как уже упоминалось, игра стала куда требовательнее с целью отображения тех самых "квадратных воинов", разглядывать которых "в упор" более одного раза вряд ли захочется - ввиду, во-первых, бесполезности сего действия, а во-вторых - их невысокой с точки зрения графики привлекательности.

    [​IMG]
    "Крутость" государственных советников можно оценить по количеству "звёзд".

    Что-то слишком много внимания я уделил визуальной составляющей, - однако хочется донести собственное отношение как к выбранной стилистике, так и к качеству картинки. Если же рассматривать геймплейные изменения, то в целом можно констатировать, что разработчики проделали неплохую работу над ошибками по сравнению со второй "Европой". Нововведений в этот раз предостаточно, причём некоторые из них косметические, другие, напротив, достаточно глобальны, - но в общем и целом их вполне хватает, чтобы называть третью "Европу" самостоятельной игрой, а не каким-нибудь аддоном. Важной, на мой взгляд, новацией стала возможность самостоятельного выбора даты начала игры в период с 30 мая 1453 года по 14 июля 1789 года. Выбор можно осуществить вплоть до конкретного дня, за любую из представленных в игре стран, существовавших на указанную дату. Таким образом, заготовленные изначально "сценарии" канули в лету за ненадобностью, однако разработчики оставили нам своеобразный набор "контрольных дат" вроде Войны за независимость США или Восьмидесятилетней войны, с предложением наиболее интересных для отыгрыша стран.

    aimageup.ru_img280_3766761_eu3game_2021_02_22_23_34_00_769.jpg
    Политическая карта мира. Ну разве не прелесть?

    Как и обещалось в превью, исторической достоверности в третьей "Европе" стало значительно меньше и игрокам полностью "развязали руки". Вся привязка к истории заключается только в стартовых границах государств на выбранную дату, их военном статусе, а также в какой-то степени взаимоотношений между государствами и их экономике. Всё остальное произойдёт или же, напротив, не случится по воле игроков. Хорошо это или плохо - вопрос, пожалуй, философский. С одной стороны, мы теперь воистину можем собственными руками "творить историю", развивая нашу державу в желаемом направлении, не дожидаясь условного появления Речи Посполитой, России или Испании. Теперь этих держав в принципе может не возникнуть, и именно мы сыграем в этом решающую роль. С другой стороны, ввиду практически полного отсутствия исторических событий (ну ладно, их минимального наличия) игра за различные государства стала в той или иной степени схожа. Но, опять-таки - если мы решим сыграть за одну определённую страну несколько раз, то, напротив, будет интереснее, нежели в предыдущих играх серии, поскольку окружающий мир развивается в самых неожиданных направлениях.

    aimageup.ru_img72_3766762_eu3game_2021_02_26_22_27_54_061.jpg
    Окно национальных идей - одного из наиболее интересных новшеств.

    Ещё одним негативным моментом от такой глобальной свободы стало фактически полное отсутствие конкретных задач. Если раньше основной целью становился набор максимального количества очков, то теперь такой параметр вовсе отсутствует. Появился, правда, так называемый "Престиж", рост которого обусловлен схожими с "очками" из первых двух игр серии причинами вроде побед в битвах и войнах, удачных дипломатических ходов и другого в том же духе. Вот только это уже параметр, прямо влияющий на игру, и высокое его значение даёт неплохие преференции успешной державе. Насколько правильно определять победителей исходя из "Престижа", игроку придётся определить самостоятельно, поскольку "Европа 3" нас ни к чему не побуждает и не принуждает, а потому мы сами себе ставим цели и задачи и сами же их достигаем - и аналогичным образом сами вольны определять победителей. Суть здесь в самом процессе.

    aimageup.ru_img238_3766763_eu3game_2021_03_06_09_41_34_935.jpg
    Быть императором Священной Римской империи всегда приятно, поскольку все её страны вносят лепту в величии своего императора.

    Безусловно, я далёк от мысли, что люди сядут играть в "Европу" для того, чтобы выбранная ими держава на протяжении 350 игровых лет осталась маленькой (или большой) счастливой страной в тех же границах. Нет, отсидеться не выйдет! Так уж устроен игровой мир, что, сколь бы бесконечно долго вы ни радели за мирное сосуществование с соседями, рано или поздно какое-нибудь воинствующее государство с имперскими амбициями объявит войну, и тут уж придётся давать отпор. При этом хороший отпор должен принести дивиденды - как минимум победу в войне и получение контрибуций. А ещё лучше - провинции противника! Вот только для победы нам понадобится армия, желательно большая и технологически развитая, а для её поддержания, соответственно, нужны ресурсы. Их-то, родные, нам и дадут провинции... Такой вот замкнутый круг получается, как нельзя лучше констатирующий старую мудрость: хочешь мира - готовься к войне.

    aimageup.ru_img234_3766764_eu3game_2021_04_27_21_24_27_652.jpg
    В определённый момент даже самое крохотное государство вполне себе может дорасти до статуса какой-никакой империи.

    Войны, как правило, ведутся между различными союзами, которые, к слову, изрядно переработали. Теперь лидер союза проявляется только в войне, и им является самая сильная держава - вне зависимости от того, кто союз создал. Кроме того, можно быть участником нескольких союзов и даже стать очевидцем такого явления, как одна наша держава-союзник объявит войну другому нашему союзнику - и оба попросят помощи в войне. Как в таком случае поступить - решать игроку, но стать "двойным агентом" не выйдет, хотя можно в принципе отказаться от участия в такой войне. Ряд новаций нагрянул в формирование армий и полков, принципы несения боевых потерь, а также многое другое. Простой пересказ всех нововведений займёт немалое количество времени (к примеру, мануал поместился на 140-150 листах), а потому ограничусь лишь наиболее, на мой взгляд, любопытными. Появилась возможность самоличного (!) создания генералов и исследователей, найма советников, использования шпионов и выбора национальных идей. От новых возможностей буквально голова идёт кругом, и это я ещё не упомянул возможность стать императором Священной Римской империи или главой папской курии.

    aimageup.ru_img220_3766765_eu3game_2021_02_24_23_40_16_919.jpg
    Микроменджмент в торговле порою сильно раздражает.

    Что касается национальных идей, то их называют едва ли не основным новшеством третьей "Европы". На мой взгляд, это слишком громкое заявление, - но суть такова, что теперь мы можем вкладывать добытые кровью и потом финансы в развитие совершенно нового показателя - управления. Повышение уровня сего хитрого параметра порой позволяет изменить общественный строй государства, а иногда (самое вкусное) даёт возможность выбрать новую национальную идею. Последние дают весьма приятные бонусы и, что самое главное, ничего не требуют за это взамен. Успешная держава может собрать пул из десятка национальных идей, - но, чтобы до этого дойти, в особенности раньше других, придётся хорошенько постараться.

    aimageup.ru_img13_3766766_eu3game_2021_02_21_10_46_42_617.jpg
    Что может быть приятнее, нежели "халявные" провинции.

    Абсолютное большинство новых возможностей вполне гармонично вписалось в игровой процесс, неплохо его разнообразив. Но есть небольшие капли дёгтя, и следует сказать несколько слов о них. К примеру, появилось достаточно большое количество новых построек, которые можно возводить в городах. Кажется, что это благо, - но когда количество провинций превышает штук 30, строить в каждой из них по сооружению раз в год-два становится делом утомительным, и тотальный микроменеджмент придётся по душе далеко не всем. Обновившийся интерфейс вместе с появившимся планировщиком задач вовсю стараются помочь, но выходит далеко не всегда. Такая же проблема с торговлей, особенно когда она достаточно развита и купцы текут рекой: становится весьма рутинно рассовывать их по торговым центрам. Стоимость миссионеров и шпионов вызывает определённые вопросы, и зачастую их использование попросту нецелесообразно... Но всё это лирика: по большей части все нововведения весьма удачны.

    Хочется ещё отметить музыкальную составляющую. Пафосные героические и бойкие военные мелодии звучат вполне приятно для ушей и какого-то раздражения или желания их отключить не вызывают. Хотя отдельно от игры я бы такое слушать не стал, - но в процессе кажется, что музыка подобрана без малого идеально. Над локализацией традиционно работали кудесники из "1С" и "Snowball.ru", и так же традиционно перевод остался на высоком уровне.

    aimageup.ru_img131_3766767_eu3game_2021_02_12_20_58_14_983.jpg
    Исторических событий стало меньше, зато в случайных недостатка не имеется.

    Про Europa Universalis 3 можно говорить очень много, поскольку игра действительно огромная, а её масштабы если и не поражают, то как минимум вызывают уважение. Не самый удачный графический моторчик соседствует здесь с интересным и многогранным геймплеем, в котором мы сами себе ставим цели и их же достигаем. Минимизирование исторической достоверности, с одной стороны, является моментом положительным, а с другой - с точностью до наоборот. Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки, игра достойна как минимум ознакомления, а возможно - и постоянного проживания на жёстком диске любого стратега.

    Оценка игры: 8.0 из 10
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 27 июн 2021
    Ygol, A National Acrobat, sub_commander и 8 другим нравится это.
  2.  
  3. Nosferatu

    Nosferatu

    Регистрация:
    15 июн 2003
    Сообщения:
    1.773
    В принципе согласен с автором, кроме момента про перевод. Он традиционно отвратительный. Сколько игр перепортила Snowball описать трудно (в Rome: Total War они стабильно пропускали буквы в словах и слово «долен» надолго запало в мозг). Лучше бы вообще ничего не переводили, чем делать это так. Ещё помню, как в Европе 1 и 2 они перепутали наименования столиц регионов и меня это дико бесило, а английской версии под рукой не было. Приходилось лезть в файл и руками править всё это безобразие. Такая халтура никуда не годится. отсутствие внятной цели конечно негативно, ведь хочется сатисфакции всё-таки. А отказ от сценариев отличная идея.
     
    ITF7 нравится это.
  4. LEKA

    LEKA

    Регистрация:
    23 фев 2008
    Сообщения:
    281
    @Nosferatu, по поводу первых двух Европ согласен. Бывала путаница и ошибки (на мой взгляд, не слишком существенные) в переводе. Но в третьей-то лично я такого не заметил. Конечно, возможно где и проглядел, но тем не менее.
     
  5. Flagris El Señor del Castillo Quemado

    Flagris

    Регистрация:
    12 апр 2020
    Сообщения:
    1.275
    Из-за трёхмерности - абсолютно неиграбельна.
     
  6. ITF7

    ITF7

    Регистрация:
    18 авг 2017
    Сообщения:
    1.124
    EU 3, если "по ощущениям" - она как-то и "ни туда и ни сюда". И не двойка, и не четвёрка, а такая вечная два-с-половиной. Так что и воспринимать её сложно.

    @Nosferatu, у меня к переводчикам ЫЩО одна традиционная претензия - шрифты, на которые без слёз не взглянешь. Интегрировать шрифты - это же ж сложно ж. Будем лепить везде дурацкий Arial, который подходит атмосфере как корове седло - особенно мне это "понравилось" в TQ и Mount & Blade, где родные "фентезийные" шрифты отправились пинком на помойку.
     
  7. Flagris El Señor del Castillo Quemado

    Flagris

    Регистрация:
    12 апр 2020
    Сообщения:
    1.275
    ЫЩО одна причина НЕ играть в лохализации.
     
    Nosferatu нравится это.
  8. Nosferatu

    Nosferatu

    Регистрация:
    15 июн 2003
    Сообщения:
    1.773
    Вот с этим полностью согласен. Давно понял, что у наших официальных локализаторов (переводчиками этих говноделов язык не поворачивается назвать) руки из жопы. Одно разочарование. Легче английский выучить, чем так страдать.
     
    Alex Ghoust и ITF7 нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление