1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Программируемый микрокалькулятор "Электроника МК 52"

Тема в разделе "IBM PC-несовместимое", создана пользователем Kristobal Hozevich Hunta, 13 июн 2010.

  1. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.106
    Давным-давно, в 90-ых годах ХХ века, когда компьютеры были большими-большими...

    Ну, собственно, не так уж и давно. И не такими уж большими. По-крайней мере, на своей исторической родине 8-битные динозавры уже понемногу вымирали, уступая место более совершенным, быстрым и компактным сородичам. В наших-то заповедных краях им, понятное дело, в ту пору самое раздолье было. Тем более что и с местной фауной дела обстояли не вполне однозначно.

    Не будучи инженером, сложно судить, зашла ли эволюция программируемых микрокалькуляторов в тупик. Не возьмусь также утверждать, что рассматриваемое устройство представляло собой оригинальную отечественную разработку. В любом случае, было с чем сравнить "у них" и "у нас".

    Как бы то ни было, МК52 объединил в себе массу достоинств. Он относительно свободно продавался в магазинах (хотя и стоил весьма недешево), имел документацию на русском языке и да - на нем можно было программировать.

    Говорят, в эпоху возникновения первых программируемых устройств сведущим людям достаточно было наблюдать за причудливым миганием различных лампочек. По сравнению с этим возможности МК52 открывали воистину удивительные перспективы.

    Помимо основного режима, его клавиатура располагала двумя (в особых случаях - тремя) расширенными - они обозначены черным, желтым, синим и белым шрифтами. Требуемый операнд вводился при зажатой функциональной клавише соответствующего цвета (по замыслу автора в этом месте почитатели Спектрума должны украдкой утереть скупую мужскую слезу).

    Возможность использования цифр в качестве букв алфавита была заложена аппаратно и обусловлена конструкцией самого дисплея. При наличии некоторой доли фантазии можно было воспроизвести практически весь leet-алфавит, а также создать собственный гибрид русско-латинского. Не верите - потренируйтесь на индексных полях почтового конверта (по диагонали нельзя!).

    Собственноручно введенные программы "жили" в памяти до выключения питания. Сопоставив с максимальным размером программы (до 105 инструкций), сокрушённо качаем головой. Так закалялась сталь. Впрочем, допускалась пошаговая отладка кода. Существовали также дефицитные БРП - блоки расширения памяти - носители информации, содержавшие наборы готовых программ (см. картинку).

    Что-то забыл... А, игры :) Опишу своими словами. По игровому полю движется персонаж, управляемый игроком. Перед ним - двери, за ним - чудовище, обозначенное как "Е". Изначально двери закрыты - символ "0". При приближении персонажа на мгновение показывается случайный код открытия двери, после чего предлагается ввести его. Ввели верно - дверь открылась ("Г"). Ошиблись - чудовище приблизилось. За каждую открытую дверь начисляются призовые очки.

    Бонус для сомневающихся насчёт словарного запаса машинки: если поверили - вы "БОСС". Если нет - рекомендую передумать, поскольку выбирать между "БОLБЕС" и "ОСЕL" наверняка не захочется :)

    В статье использованы материалы (сравнительная таблица) из книги В.Ф.Очкова и В.А.Хмелюка "От микрокалькулятора к персональному компьютеру".

    (cc by-nc) Kristobal Hozevich Hunta
     

    Вложения:

    • main.jpg
      main.jpg
      Размер файла:
      25,8 КБ
      Просмотров:
      1.042
    • compare.jpg
      compare.jpg
      Размер файла:
      32,8 КБ
      Просмотров:
      1.138
    • keyb.jpg
      keyb.jpg
      Размер файла:
      25,3 КБ
      Просмотров:
      860
    • error.jpg
      error.jpg
      Размер файла:
      19,3 КБ
      Просмотров:
      902
    • brp.jpg
      brp.jpg
      Размер файла:
      22 КБ
      Просмотров:
      1.135
    Последнее редактирование: 14 июн 2010
    hobot, Genesis, Bato-San и 5 другим нравится это.
  2.  
  3. DAKSnake

    DAKSnake

    Регистрация:
    5 ноя 2006
    Сообщения:
    259
    следует заметить, что МК52 был не первым в серии программируемых микрокалькуляторов. и не последним. а о некоторой популярности данных девайсов среди населения можно судить по тому, что журнал "Техника молодежи" некоторое время регулярно писал о разнообразных программах для данной серии. и игры там тоже были... стоит ли удивляться, что люди, получавшие удовольствие от игр на линейном дисплее из 12 знакомест, спокойно востринимают крупные квадратные пиксели? )

    во только пищать данные устройства не умели...
     
    Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
  4. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    9.808
    Kristobal Hozevich Hunta, есть тема про подобные калькуляторы, правда, в другом разделе. У меня есть пост про один забавный текст, посмотри в калькуляторе, часть БЗ-34-рошных "кодов" работает и в МК-52, правда, часто по-другому.
    http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?p=330479#post330479
     
    Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
  5. DKr

    DKr

    Регистрация:
    11 мар 2008
    Сообщения:
    863
    МК-152 появился не так давно, года два назад.
     
  6. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Первым ПМК был Б3-21 (несовместим по командам и кодам с остальной линейкой). Потом был Б3-34. Потом МК-54 (полностью совместим с предком, изменён дизайн). Потом МК-61 (дизайн как у 54, но расширена память. Бережно храню ибо ценный девайс). А вот МК-52 имел уже энергонезависимую память. И дополнительные коды команд, что и делало его несовсем совместимым с остальной линейкой. Кроме того к нему можно было подключать внешние модули микропрограмм, которые стоили вообще бешеных денег. Но после переделки к нему же подключалось печатающее устройство. Вся линейка была чисто отечественной разработкой.

    Сохранились и подшивки журналов с программами и играми (светлая память Михаилу Пухову - создателю Клуба Электронных Игр в журнале Техника Молодёжи, писателю фантасту и редактору раздела фантастики).

    Хорошие были машинки. Математику считали побыстрее чем PC того времени. Да и игры на них были неслабые и вполне себе 2-х, а то и трёхмерные (разумеется не на индикаторе).
     
    hobot и Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
  7. INHELLER

    INHELLER

    Регистрация:
    19 май 2009
    Сообщения:
    7.228
    Вроде, "Клуб любителей электронных игр" был в журнале "Наука и жизнь". :)
    Не припомню такого в технике молодежи)
     
  8. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    INHELLER, в "Наука и жизнь" эта рубрика называлась "Человек и компьютер". Она была более ориентирована не на игры, а на прикладные задачи и радиоэлектронику. Хотя именно там была опубликована одна из самых популярных игр - "Охота на Лис".

    КЭИ в "Технике Молодёжи" был создан в 1985 году.
     
  9. INHELLER

    INHELLER

    Регистрация:
    19 май 2009
    Сообщения:
    7.228
    Bato-San > Там еще и был как-раз небольшой раздел, про игры, который и назывался именно этим Клубом. Где и была Охота На Лис) Вот в технике молодежи, я как-раз не припомню этого) Правда эти сведения у меня благодаря "археологическим раскопкам", так, что мог и не заметить этих статей в Т.М.)))))
     
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Если кого то интересует программный код игр или недокументированые возможности этих ПМК - я с удовольствием предоставлю данную информацию. Пожалуй это будет максимально старый олдгеймс из возможного:rolleyes: Некоторые игры были портированы на компьютеры различных систем в разные годы.
     
  11. INHELLER

    INHELLER

    Регистрация:
    19 май 2009
    Сообщения:
    7.228
    Bato-San > А, как насчет эмулятора. :rolleyes:
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    INHELLER и kreol нравится это.
  13. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.106
    Неа, не будет:)
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Kristobal Hozevich Hunta, про самые ранние компьютерные игры можно прочитать здесь. Да, эмуляторов компьютеров и приставок тех времён много, но вероятность убедиться в их аутентентичности реальным прототипам - исчезающе мала, где ты сможешь найти PDP1 по сходной цене чтобы поиграться дома ? :rolleyes: Я имел ввиду что практически каждый может найти реальное оборудование, а не только эмулятор непонятно чего.

    Что касается ПМК - они, конечно, несамые старые из вычислительных средств ибо на момент их появления существовали уже и вполне современные компьютеры. И игры. Но работа с таким оборудованием - сама по себе игра. Это и свечение зелёного индикатора в темноте и ощущения сопричастности к чему то великому при составлении и отладке программы "на лету". Именно такие ощущения которые культивируются в фильмах "о хакерах".

    Что касается PDP1 и SpaceWars - вот игра и эмуль.
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2010
    Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
  15. pct

    pct

    Регистрация:
    25 окт 2009
    Сообщения:
    3.355
    Да, у меня до сих пор есть Мк-61, правда не знаю, где найти дубликат мануала от него. В свое время рассчитывал на нем курсовые, функции и задачки по баллистике на них считать, при некоторой сноровке,можно на ура. Регулярно копался в "Науке и Жизни" на предмет программ для них, правда играми не увлекался, в основном программы типа "расчет биоритмов" , "вечный календарь" и подобная хрень. Батарейки жрет хуже современного портативного телевизора, школота даже моих времен пользоваться ими не могла из-за непривычного ввода арифметических данных (например:вместо 2х3 2; ввод(в и стрелка);3;х. )
    Короче тру советский ПК. Нафига монитор?
    Да, и еще когда его я брал в магазине "Электроника", продавщица полчаса вбивала в него тестовую фигню и сверяла ее со специальной таблицой.
    Да и я слышал ХУС (ходят упорные слухи), что кто-то пытался портировать на них "Элиту"...
     
    Последнее редактирование: 9 сен 2010
    Bato-San нравится это.
  16. shattered

    shattered

    Регистрация:
    13 май 2012
    Сообщения:
    41
  17. pct

    pct

    Регистрация:
    25 окт 2009
    Сообщения:
    3.355
    Ещё вспомнил - на момент приобретения девайса, с английским языком у меня было вообще никак. Индикация EГГОГ доводила меня до исступления и транскрипировалась по русски.
     
    Dimouse и INHELLER нравится это.
  18. INHELLER

    INHELLER

    Регистрация:
    19 май 2009
    Сообщения:
    7.228
    pct > Гы. Та же история (почти). Я тоже читал это как "еггог" (в "Наука и Жизнь"). Долго думал, чё это фигня означает. Только потом допёр, что Error.
     
  19. Эпистолька и Бурикут

    Эпистолька и Бурикут

    Регистрация:
    16 фев 2006
    Сообщения:
    184
    Да-да, были там и посадка на Луну, и полеты над Луной, и перелет к Земле. Забавно, но только в ходе этих игр мы поняли по какой именно траектории движутся спутники планет. То есть мы понимали, что это эллипс, но уверенно ставили планету в центр этого эллипса, а не в один из фокусов.
     
    Bato-San нравится это.
  20. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    34.667
    Стоит наверное добавить ссылку http://arbinada.com/pmk/node/121
    Тут можно скачать сканы ТМ с КЭИ в djvu.
     
  21. INHELLER

    INHELLER

    Регистрация:
    19 май 2009
    Сообщения:
    7.228
    Bato-San, kreol и Dimouse нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление