1. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.

Серия Ультима как игра, опередившая свой Zeitgeist?

Тема в разделе "Флейм", создана пользователем Fuuma, 23 сен 2018.

  1. Fuuma

    Fuuma

    Переводчик

    Регистрация:
    12 сен 2006
    Сообщения:
    63
    Серия игр Ультима, начиная с четвертой части, была крайне амбициозным проектом. Лорд Бритиш имел амбицию сделать что-то большее, чем "просто еще одну игру", по сути, втянув игравших в Ультиму в квази-пожизневую_ролевую_игру; сам сеттинг Ультимы располагал к тому, что (начиная с 4-й части) в мир Британнии попадаешь именно ТЫ, и именно ты претерпеваешь там духовное развитие, становясь Аватаром, а дальше (в следующих частях) сталкиваясь с моральными проблемами и/или дилеммами, выросшими (хотя это не всегда очевидно сразу) из героического обретения "просветления" в четвертой части.
    Всегда предполагается более или менее, что герой -это ТЫ, и, как финал 4-й части, например, говорит о том, что "вернувшись в свой мир, на Землю, ты видишь, что твой путь Аватара не завершен и не может быть завершен, ибо в мире еще полно зла и страдания"; так и другие части начинаются с того, как за нашим героем - эээ, пардон, за ТОБОЙ - пришла повестка из Британнии, ну и, "партия сказала надо - аватар ответил есть!".

    Но, вот если вспомнить начало шестой части, там есть крайне любопытный момент. Герой, на начало этой части, в общем-то, совершенно не ждет очередной "повестки из Британнии" в виде Лунных Врат, которые всегда появляются сами по себе и пытается жить здесь, местной, земной, "профанной", как это называется, жизнью.

    Но вместе с тем он ею странно неудовлетворен, тоскуя по бОльшим смыслам, чем то, что может предложить мир вокруг.
    В конце концов, его квест Аватара изначально был смысло-созидающим квестом - ведь именно после того, как было побеждено Великое Зло, Лорд Бритиш вскоре понял - кончился предыдущий смысл "будем жить ради нашей Великой Победы", встает вопрос "а ради каких смыслов жить теперь, не только же ради потребления"? (Тут можно порассуждать на тему о Второй Мировой и увидеть в этом сюжетном повороте еще одно отражение этой Страшной Раны На Всем Человечестве... но не сейчас).

    Собственно, то, что переживает герой в своем мире, сидя перед телевизором и щелкая пультом - это та же самая проблема, что двумя играми раньше встала перед Лордом Бритишем в его Британнии: не может же жизнь теперь, когда у нас нет Врага, быть посвящена ЛИШЬ преследованию интересов своего желудка? (Новому Врагу, так или иначе, пришлось появиться, с седьмой части, но это уже другая история...)

    Собственно, история героя из начала Ультимы 6 зеркалом отражает историю Британнии и дилемму Бритиша после победой над Троицей Злых (Минакс, Мондэйном и Исходом) - "и что теперь"? Герой на момент своего Квеста Аватара был моложе Бритиша, кстати, но вот, теперь, и его нагнало - в пятой части он, уже сам, победил Врага (Лорда Блэкторна, эдакую "обезьяну бога", превратившего Добродетели в нечестивую пугающую пародию на них), и предыдущая веха его приключений в Британнии завершилась: он больше не был нужен на тот момент Британнии, когда был побежден враг, но он больше не чувствует себя нужным и на Земле! Потому что на Земле, свой, местный, главный злодей был побежден уже 40 лет назад, и проблема "и что теперь?" стоит перед всеми людьми.
    Герой с тоской думает о дефиците смыслов в обществе потребления.

    И вот в этот момент мне хочется сделать паузу и заострить внимание на этом.

    Дело в том, что именно этот момент всплыл в широкой мировой культуре, в мейнстрим-культуре - годами и годами позже. Если все же учитывать, что наше хобби - игры - были достаточно фриковатым и гиковатым увлечением поначалу, то мейнстрим-культура - это все же нечто иное.
    Но, выходит так, что в Ультиме появилось все то, что появилось в мировых фильмах годы и годы спустя: "Бойцовский Клуб", "Матрица" - вот все это настроение человечества, ставшее его новым -осознанным- Zeitgeist, было таковым, выходит, уже так давно, как во времена Ультимы 6? Просто в мире игр были гораздо более чуткие к таким вещам люди?

    Существует гипотеза о том, что у каждого поколения есть свои духовные проблемы, свой взгляд на мир, своя экзистенциальная проблематика - во многом, потому, что, будучи детьми и вырастая в одно и то же время, давая засеять свое сознание семенами одного и того же предыдущего Zeitgeist - эти люди ко времени, когда они станут взрослыми и их будут слушать (но ДО того, как они станут "никому не нужными старикашками, которых слушать незачем"), создают Zeitgeist новый... который станет основой позже для другого поколения, обычная диалектическая спираль, ничего нового.

    Но в этом плане тем удивительнее то, как игростроитель Ричард Гэрриот пережил в своей душе такие вещи за полудюжину-дюжину лет до того, как они стали актуальными для человечества en masse. Значит ли это, что существуют более чувствительные люди, в чьих душах такие плоды созревают раньше, чем в среднем по больнице? Или же, в том числе, то, что он создал, стало основой строительства чужих взглядов, которые потом и вылились в общий Zeitgeist человечества?

    Вот какими (невеселыми, или не только веселыми) мыслями одарил меня скриншот начальной заставки Ультимы-6, с Аватаром, скучающе смотрящим рекламу по телеку =)

    Если кому-то было это интересно читать, я рад. Если кому-то есть что сказать на эту тему, мне было бы интересно выслушать. =)
     
    hardcorenexus, d0lphin, Bato-San и 2 другим нравится это.
  2.  
  3. radzh

    radzh

    Регистрация:
    16 апр 2006
    Сообщения:
    473
    Есть мнение, что некоторые игры сами по себе формируют цайтгайст.
     
  4. Вредный

    Вредный

    Регистрация:
    25 дек 2013
    Сообщения:
    1.211
    Не знаю, чо за дух времени, но Ультима с ее Добродетелями - вне времени. На все времена. Для всех времен и народов. Не знаю, как еще сказать. Forever, короче.

    Аватар всегда ждет весточки из Британнии. Не "повестки". И увидев знак, швыряет пульт в телик, и, не одевшись, в шторм, бежит к кругу камней...
    Вот только врата на этот раз не синие, как обычно, а красные. Но даже это его не останавливает - так сильно он хочет вернуться. В итоге попадает в ловушку горгулий.

    Этот мир настолько ужасен, что насаждать тут свои добродетели у вас не получится. Дело кончится тюрьмой или смертью. Из тюрьмы просто так не выйдешь, и уж точно не воскреснешь. Я уж не говорю про сохранения.
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    13.776
    @Fuuma, текст то интересный, но есть в нём одна фундаментальная "ошибка", притом "сделанная сознательно" - объявление Гэрриота мессией, пророком и т.п. Смотрится не очень. Особенно учитывая притягивание за уши в стиле
    Хотя берём статью про это самое умное слово Zeitgeist - Wikipedia
    и видим в первой же строчке
    18 век, однако... Гэрриот такой древний? Нет. Понятие было, а актуальности не было? Тоже нет.
     
  6. Fuuma

    Fuuma

    Переводчик

    Регистрация:
    12 сен 2006
    Сообщения:
    63
    @Bato-san, предполагаю, Вы меня не совсем верно поняли. =)
    Не секрет, я думаю, что Ультима - серия, в некотором роде, культовая.

    Именно вот то, что "игра учит тебя, как быть нравственным" - это само по себе было концептом, который до этого никто не пробовал. В этом смысле особенно забавно, что Гэрриот, скорее, "пробовал новые вещи", чем пытался "стать пророком" - он как-то заметил, что все тогдашние РПГ играются в духе Dragon Warrior: ходит герой, забирает все, что не прибито, убивает всех, кого возможно - настоящее поведение социопата, вообще говоря - и идея была в том, что "а что если сделать по-другому?" - то есть "попробовать новое", а не "принести Свет массам".

    Но, как бы пошло это не звучало, выбор имеет последствия - и, возможно, последствием стала вот эта "пророческая" роль Гэрриота, потому что те, кто играли в Ультиму в подростковом возрасте, когда задаешь вопросы миру и себе, могли увидеть там вот этот вот "свет в окошке".

    Можно назвать это и "синдромом утенка", но лично я так называть не буду, и это название не приму, в том числе, потому что "утенок" в данном случае - и я тоже.

    Вместе с тем, с тех времен утекло много воды, и я знаю, что становиться пророком не было изначальной целью Бритиша, да.

    А тут уже я не понимаю Вашего аргумента, прошу прощения. =) Я вовсе не говорил, что Гэрриот изобрел понятие Zeitgeist, более того, вся суть понятия "духа времени" в том, что у каждого времени свой дух, и ОБНАРУЖИЛИ это (и придумали слово для этого) в 18 веке - а как явление, дух времени существовал и до, и после, просто у каждого "времени" свой "дух". Мои слова были о том, что в Ультиме проявился тот дух, который стал духом времени уже на годы и годы позже, а не о том, что Гэрриот 'изобрел Zeitgeist как явление' (???)
     
    Sevaton нравится это.
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    13.776
    @Fuuma, как ты изложил, так я и понял.
    лукавишь, всё ты понимаешь, судя по твоему же объяснению.
    вопрос не в том, что ты "имел ввиду", а в том, как ты это выразил словами - замечаешь разницу?
    В твоём изложении получилось ближе вот к этому - Виженари арт — Википедия
    Что и дало несколько больше смыслов, чем ты замыслил, хотя, встраивая в текст туманное философское понятие, ты должен был и этот вариант хотя бы предвидеть. И избежать недопонимания, сформулировав так, как сейчас.

    Хотя снова спорно
    и который был за десятилетия до появления Ультимы. Даже фантасты базируются на известных и уже произошедших событиях, явлениях, открытиях, знаниях. Т.е. Гэрриот не был даже оригинален, по чести говоря. Ему просто повезло, что Ультима имела некоторый успех у некоторой ограниченной ЦА (в случае "духа времени" должно быть у всего социума ибо понятие глобально). Т.е. по сути снова неточность ради пиара в стиле Great man theory - Wikipedia, если игнорировать слова Спенсера
    Но ты идёшь дальше, преумножая сущности:
    заметь - у каждого. Т.е. трактуй снова, как хочешь, хоть с точностью до кванта времени.
    Т.е. "в течении 60 секунд у нас сменилось минимум 600 духов времён".

    Можно было бы разобрать и весьма путаный абзац про нравственность, социопатию и "новизну" сделанного Гэрриотом, но там и так силён вкус газетных лозунгов и декларирования, что Ультима "культовая".

    Однако, давай остановимся на "не сотвори себе кумира". :) Хвалить можно по-разному - главное не через край, как в данном случае.
    Хотя сама стилистика изложения в духе Германии 30х годов прошлого века всё ещё выглядит впечатляюще.
     
    Последнее редактирование: 24 сен 2018
  8. Sevaton

    Sevaton

    Регистрация:
    26 июн 2005
    Сообщения:
    40
    Взаимодействие с окружающим миром с элементами крафтинга определенно опередило свое время, я про 7-ую часть сейчас говорю. Это был чистый эксперимент. Почему всего этого не было в 8-ой части? Потому что не выгодно. Зачем козе баян? Целевая аудитория небольшая, большинству геймеров не хотелось заморачиваться с крафтингом и окружающей средой. Это невыгодно. Лучше поиграем в диаблу(на то время) с ее примитивным сюжетом, но шикарной графикой и жутким саундтреком. Да и сейчас почти любая РПГ, да имеет свой сюжет, но не цепляет. Наверное это старость у меня ))
     
    Bato-San нравится это.
  9. Fuuma

    Fuuma

    Переводчик

    Регистрация:
    12 сен 2006
    Сообщения:
    63
    @Batou-san,
    Вы меня, честное слово, удивили. :)
    От "китайской машинки для чтения мыслей" - а также намерений и эмоций - никто не застрахован, конечно. Я и сам иногда этим грешен, увы, mea culpa.
    Но все ж таки: если в этом видеть пиар "Великого Человека", то не поздновато ли пиарить игру, которой столько лет? ;) И не бессмысленно ли, если ей и так популярности не занимать? ;)
     
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    13.776
    а это ты себя спроси, ты же пиаришь.:blum:
    а это снова декларация в стиле
    главное в работе рекламщика - упорство и повторение разными способами.:D
     
  11. Fuuma

    Fuuma

    Переводчик

    Регистрация:
    12 сен 2006
    Сообщения:
    63
    А, все, понял, Вы считаете меня иррациональным глупым человеком, который по иррациональным причинам зачем-то пиарит то, что пиарить незачем, потому что а)поздновато и б)принципиально не буду добавлять "в рекламе не нуждается", а то Вы ведь сочтете опять за пиар =)

    Но, если менее шутливо, то нет - я, скорее, не пиарил, а не догадывался, что статус "совершенно нереально прекрасной" у серии Ультима больше в моей голове, чем в окружающей реальности, поэтому это присутствовало в моих словах как невысказанное имплицитное предположение. Возможно, оно было наивно - даже наверняка! - но то, что оно начало создавать впечатление пиара есть, как минимум, нечто уморительное. =)
    --- добавлено 24 сен 2018, предыдущее сообщение размещено: 24 сен 2018 ---
    Прошу прощения! Тут сработал такой эффект, может, Вы знаете, как у совсем-совсем олдовых толкинистов, которые, о боже, ПОЗВОЛЯЮТ СЕБЕ ШУТИТЬ про ВК! С одной стороны это выглядит кощунственно, с другой, это неизбежное следствие очень долгой и нежной любви, которая создает своего рода панибратское отношение. Немного коробит, с другой стороны, кого-то, когда человек, даже и любя, подшучивает над очень значимыми вещами.

    Так или иначе, я вполне серьезно отношусь к этой истории, на самом деле.

    Это еще полбеды. А еще ведь иногда у кого-то получается. Был однажды один такой, кхм, вождь, но на поверку он оказался скорее Блэкторном, чем Бритишем.

    И от этой темы меня тянет завести разговор на тему "А был ли Блэкторн?" в смысле, а был ли Блэкторн как нечто отдельное от Бритиша, или он был всего лишь теневым аспектом всего того, чего Бритиш старался достичь - отражением его дел, неизбежным "дымом", идущим от любого "огня", и как следствие, не более чем субличностью Бритиша (недаром ведь Блэкторн запер Бритиша в -зеркале-)?

    Что же до вождя, то его история наглядно показывает нам - иногда, только взявшись за гуж, обнаруживаешь, что не дюж, а отступать поздно. Иногда, только уже начав по факту насаждать свои добродетели, обнаруживаешь, что вынужденно превращаешься в тирана, а добродетели от этой тирании чахнут и гибнут... =(
     
    Gamerun нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление