1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Шахматный клуб Old-Games

Тема в разделе "PC Игры", создана пользователем Tendre, 15 мар 2025.

  1. Tendre

    Tendre

    Регистрация:
    19 май 2008
    Сообщения:
    109
    Пишите в эту тему всё, что касается шахмат на PC.

    Первый раз я увидел компьютерные шахматы еще на Спектруме. Очень понравилось. Но толком не умел в них играть: знал только как ходят фигуры и еще знал про короткую рокировку. Даже не знал про классику E2-E4, ходил как попало и разумеется всегда проигрывал компу даже на легких уровнях. Где-то после 10 поражений надоедало и я забрасывал игру. Много лет позже столкнулся с досовыми шахматами: там еще вместо фигур были рыцари. Результат тот же. Причем меня впечатлили даже не сами шахматы, а то что компьютер мог двигать фигуры как живой человек, это было что-то невообразимое, так как до этого я играл в тупые аркады, где ИИ особо и не заметин.

    Наконец где-то в нулевых на сайте gama-gama.ru (магазин лицензионных цифровых компьютерных игр; сейчас он вроде уже сдох) натолкнулся на обучающею шахматную программу для детей “Schach&Matt” от немецких разработчиков Tivola (по крайне мере фамилии у них немецкие) на базе шахматного движка Shredder:
    aa.imgfoto.host_2024_08_12_shah_i_mat.th.jpeg
    Там даже есть милый сюжет. Плохие пираты ворвались в замок и украли у тамошнего приведения шахматные фигуры. Пираты согласны вернуть вам фигуры, только если вы обыграете их в шахматы: после каждой выигранной партии они будут возвращать по одной фигуре. А приведение соответственно обучает вас шахматам.

    После “Schach&Matt” я конечно купил книгу “Книга начинающего шахматиста” советского гроссмейстера Левенфиша, для более глубокого изучения игры, но должен вам сказать, что тот материал, который я изучил в “Schach&Matt” за 2 дня по книге наверное усвоил бы только как минимум за месяц. После “Schach&Matt” наконец сбылась моя мечта: я стал выигрывать ИИ на легких уровнях и играть на равных на средних. А ведь за то время пока я отсутствовал в мире шахмат, было выпущено большое количество шахматных игр, под один только ДОС наверное под сотню. Каждая со своим графическим оформлением, особенностями ИИ и т.п. В общем теперь интеллектуальным наркотиком я обеспечен до конца жизни. :cunning:

    Причем я получаю настоящий кайф именно в игре с ИИ, а не с живым человеком, так как подвергаю игру долгому нудному анализу, что с живым человеком не пройдет ибо на турнирах ходы ограничены временем, а при игре в парке будешь постоянно слышать такие возгласы “хорош думать, давай уже ходи”, что будет действовать на нервы и ты в результате будешь делать неправильные ходы. А ИИ наплевать думаешь ты 1 минуту или 1 час. У меня бывает партии проходят несколько дней. С ИИ именно важен глубокий анализ и внимательность, а с живым соперником быстрый не особо глубокий расчет возможных комбинаций, та же внимательность, но еще концентрация, которая не особо нужна при игре с ИИ, так как партия проходит не спешно, если устал, то можешь продолжить на следующий день. Короче мне сложней играть с живым человеком, который играет в шахматы хуже меня, чем с ИИ моего уровня.

    Поэтому если на old-games есть люди, которые уважительно относятся к шахматам, но толком не умеют в них играть, а читать книги лень и которые любят состязатся с ИИ, то настоятельно рекомендую обратить внимание на “Schach&Matt”. После этого подарка судьбы, я где-то на полгода забросил квесты и стратегии и играл только в шахматы

    Теперь что касается самого “Schach&Matt”. Обучение проходит в удобной интерактивной форме от простого к сложному: начиная от шахматной доски и ходов фигур до сложных тактических приемов как вилка, связка и т. п. Программа отлично локализована. Русский голос приведения дружелюбный и педагогический: напоминает голос молодого советского учителя математики или физики, в общем для шахмат самое то. Каждой фигуре отведена соответствующая комната в замке: пешке кухня, коню конюшня, королю столовая и т. д. Зайдя в нужную комнату можно поупражняться с отдельной фигурой; например зайдя в гости к коню можно изучит его ходы и взятия, а также освоить коневую вилку. Отдельно можно попрактиковаться с привидением в эндшпиле, причем если будите делать плохие ходы, приведение будет вас поправлять. И наконец можно провести перед игрой с пиратами, генеральную тренировку с приведением, где оно также будет вас поправлять при неправильных ходах. В библиотеке замке есть краткая справка по шахматам, где например можно узнать золотые правила дебюта или условия ничьи.

    Несколько слов о Shredder. ИИ имеет 3 уровня сложности. 1 и 2 очень простые: ИИ обыгрывается легко. На 3 нужно попотеть. Глубина анализа шахматный комбинаций неплохая, кроме того Shredder отлично имитирует живого человека, например он часто идет на риск, если можно поставить мат в несколько ходов: чтобы добиться этого может отдать пешку или даже фигуру, надеясь что неопытный игрок не заметит угрозу. В общем часто наносит разящие удары шпагой, но в тоже время из-за этого часто сам оказывается в сложной ситуации. Другие ИИ, например досовые, особо не рискуют, предпочитая медленно, но верно убивать живого игрока холодным и беспощадным анализом шахматных комбинаций. Ходы обдумывает быстро: 4-5 с. Одним слов со Шреддером играть весело! Также он очень грамотный в плане шахматной этики: фигуры развивает в дебюте по всем правилам! Если бы разработчики добавили хардкорный 4 уровень было бы просто здорово! Но с другой стороны можно найти взрослые шахматные программы на этом движке.

    Единственное, что не понравилось в “Schach&Matt” это то, что нельзя играть черными фигурами. Видимо это было бы неправильно, если бы злобные пираты играли бы белыми. :) В связи с этим у меня попутно вопрос. В других шахматных программ, когда играешь черными фигурами, то они остаются также на верху, как и при игре за белые, что очень неудобно (я говорю про 2D формат). Есть ли шахматные программы, в которых при игре за черные, фигуры находились бы внизу, как при игре с живым соперником?

    По десяти бальной шкале поставил бы “Schach&Matt” 9 из 10! :good:

    После “Schach&Matt” я начал лихорадочно пробовать другие шахматные программы. Среди досовых первой попалась "Chess88" аж 1984 года (как утверждает каталог old-games, хотя .com файл датирован 1980 года). Разработал ее Don Berg. Перевел на русский язык Дмитрий Гуртжак. В интерфейсе нет никаких примбабасов. После запуска, программа спрашивает будите играть белым или черными. Потом она предлагает выбрать уровень сложности от 1 до 6. 1 самый простой, 6 самый сложный. Затем на весь экран выводится черно-белая шахматная доска, без всякой нотации. Даже не указаны горизонтали и вертикали. Единственное что есть, это отображение в символьном виде последнего хода ИИ, что очень кстати, так как фигуры ИИ двигает быстро и резко, не поймешь какой фигурой он сходил. Управление своими фигурами происходит с помощью клавиатуры, все-таки 1984 год: курсорными выбираешь фигуру, Delete берешь, Insert опускаешь. Сами фигуры очень крупные и выглядят для 1984 года весьма симпатично.

    Теперь что касается ИИ.

    На 2 уровне играл два раза, 1 раз выиграл (ИИ неудачно связал свою ладью своим королем), 1 раз проиграл. Глубина анализа шахматных комбинаций не глубокая, в общем примерно он на уровне Шредера 2.5. Причем заметил, когда проиграл, что не прописан алгоритм мата одинокому королю (не понятно только это глюк 2 уровня или глобальная недоработка). Он просто своей ладьей ставил бесконечный шах моему королю, не призывая на помощь другие свои фигуры, например короля. Неприятно конечно, все-таки в игре надо ставить точку, а не многоточие.

    На 3 уровне играл три раза, 2 раза проиграл из-за того, что на мой любимый ход пешкой С2-С4 (английское начало) ИИ сразу атаковал мою пешку С4 своей пешкой D7-D5 (хотя гроссмейстеры и Шреддер отвечает на такой ход C7-C5 или классическим E7-E5), в результате в дебюте терял пешки или легкие фигуры и игра сыпалась. Мат кстати на 3 уровне ИИ поставил по человечески, хотя и не одинокому королю. На третий раз учел свои ошибки после ходов C2-C4; D7-D5 и еле-еле выиграл, причем партия продолжалась аж 5 дней (теперь вам понятно почему я не люблю играть с живыми соперниками :)). Как назло на моем раздолбаном нетбуке сгорел аккумулятор, а играл я на даче, где бывает, что вырубают электричество, поэтому переживал, что не смогу доиграть партию, а программа не позволяет записывать партию, что является серьезным недостатком. Где-то до середины, партия шла на равных, после получил материальное преимущество. У ИИ среди фигур остались: ферзь, 2 коня. У меня: ферзь, конь, слон и ладья. Но они так не удачно скучковались на левом фланге, а король с одной пешкой остался на правом, к тому же у ИИ было значительно больше пешек, в результате я потерял ладью. К концу партия пришла вот к то такому эндшпилю:
    aa.imgfoto.host_2025_03_15_chess_002.png
    Моя пешка А6 стала ферзем и я выиграл партию. Причем до этого эндшпиля, я чуть не потерял своего последнего слона из-за того, что так расстроился из-за потери ладьи, что начал ходить небрежно: взяв слона, чуть не поставил его на поле, атакуемого вражеским конем, но вовремя увидел это и поставил не безопасное поле. Отсюда вывод, никогда нельзя расстраиваться, ведь есть выход даже в самых тяжелых ситуаций. Левенфиш в своей книги приводит ситуации, когда например черные имеют значительно худшею материальную ситуацию, но выводят в партию в ничью, а то и ставят мат. Тем и хороши шахматы – это бесконечная головоломка.

    В общем Chess88 3 уровня играет лучше Шреддера 3 уровня. Но оно и понятно, ведь он не симулирует живого человека, а делает холодный анализ возможных ходов. Заметил также, что ИИ не любит развивать пешки, где-то в середине партии у него аж 7 пешек стояло на одной линии. С одной стороны у тебе в таком случае больше маневра для своих фигур, но с другой в эндшпиле у ИИ часто приличный перевес в пешках, да и пробивать оборону в первой половине партии тяжело, а фигурами он играет хорошо. Еще ИИ в Chess88 думает прилично: 30-40 с.

    Итог такой: поставил бы 5 из 10. Среди минусов. Нельзя сохранятся, что очень, очень плохо! Нет нотации. ИИ играет однообразно, даже на твой одинаковый ход, отвечает всегда одинаково, проблема с алгоритмом мата одинокому королю. Среди плюсов. Играть сложно даже на 3 уровне, симпатичные черно-белые фигуры, настоящий раритет 80-х: игра весит вместе с русификатором 48 кб!!!

    Среди ближайших планов, скачать на флешку другие шахматные программы, отоварится продуктами, в том числе купив большой мешок конфет, крепкого чая, молотого кофе для поддержания мозгов и немного пивка для расслабления после шахматной партии и уехать на дачу где-то на месяц, играть в шахматы с ИИ, разбавив шахматное безумие Panzer General (уже дошел до Севастополя) и конечно квестами :).
     
    Genesis, AndyFox, Eraser и 5 другим нравится это.
  2. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    36.852
    А можете выложить эту игру в раздачи? Заинтересовало, с детьми можно поиграть попробовать.
     
  3. Fabricator Candidate for Deletion

    Fabricator

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    28 янв 2007
    Сообщения:
    10.921
    @Tendre, может быть, вы сможете подготовить описание игры Schach&Matt для выкладывания её на сайте?
     
    Eraser и Dimouse нравится это.
  4. Tendre

    Tendre

    Регистрация:
    19 май 2008
    Сообщения:
    109
    Попробую, но только где-то через месяц, когда вернусь с дачи (там у нас быстрого интернета нет). Или недели через две, если буду заезжать в город по делам. Только я не уверен, подпадает ли игра под варез?
    Выпущена в 2008, у вас можно как раз не позднее 2008, тут все ок.
    Еще раз зашел на gama-gama (заработал сайт, где-то года два назад заходил, сайт не открывался), но в продаже ее уже не вижу, тут вроде то же все ок.
    Вот тут не уверен. Издавал Schach&Matt в РФ Полет навигатора. Поддерживает ли он до сих пор игру? И вообще жив ли сам издатель? В интернете нашел информацию, что это дочерняя компания Акеллы.

    Моя лицензионная цифровая версия была давно потеряна. Даже если бы не была потеряна, я ей все равно не смог бы воспользоваться: ключ выдавался на один ПК, а сейчас вроде gama-gama больше не выдает ключи, раз игры больше нет на сайте. Этой зимой я с ностальгией вспомнил про Schach&Matt и нашел ее на каком-то фанатском шахматном сайте в виде образа ISO.
    Да, конечно.
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2025
    AndyFox и Dimouse нравится это.
  5. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    36.852
    @Tendre, выложить можно, в интернете максимум что есть - это картинки и зарубежные версии, и то на дисках.
     
    AndyFox нравится это.
  6. Gaznak

    Gaznak

    Регистрация:
    14 мар 2023
    Сообщения:
    1.258
    У меня был период увлечения компьютерными шахматами. Из коммерческих "шахматоигр" очень любил Chessmaster 11. Из свободных движков, из всего, что перепробовал, остановился на Stockfish. В последнее время, если и играю с компьютером, то только в неконвенциональные варианты шахмат (Grand Chess, Embassy Chess).
     
  7. d1nk

    d1nk

    Регистрация:
    20 июн 2012
    Сообщения:
    2.072
    @Dimouse, если с детьми, то можно попробовать ещё и такой вариант, от людей, которые стояли у истоков The Chessmaster

    Hoyle Majestic Chess (2003) - MobyGames
     
    AndyFox, Eraser и Dimouse нравится это.
  8. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    4.461
    @Tenre, спасибо за интересную тему!

    Питаю к компьютерным шахматам слабость, хотя играю неважно, а также люблю игры для DOS. Насколько я могу судить, где-то с 2000-х любители компьютерных шахмат практически полностью переключились на кроссплатформенные интерфейсы вроде XBoard и UCI, в результате визуальное разнообразие шахматных программ заметно оскудело.

    В прошлом году я играл в Chess88, обыграл с первого раза, правда, не помню, какой был уровень сложности (видимо, самый низкий).

    В детстве у меня был Cyrus, которого кто-то из родителей принёс с работы. Мне очень нравилось трёхмерное представление доски, но не помню, чтобы я много именно играл или хотя бы раз выиграл. Но мне было очень приятно много позже открыть для себя "Кентавра" Виктора Вихрева, который чем-то немного напоминает "Кира" (хотя для "трёхмерного" изображения доски используются спрайты, а не 3D-модели; впрочем, в Psion Chess тоже трёхмерная доска спрайтовая). Кстати, я только совсем недавно узнал, что автор "Кира" и "Псиона" -- англичанин, я почему-то думал, что он немец и зовут его Рихард Ланг :)

    Относительно недавно мне попалась миловидная программа Rival, которая сначала продавалась по условно-бесплатной модели, а потом авторы сделали её полностью бесплатной и открыли исходники.

    На сайте серии шахматных программ Rebel можно раскопать много их старых версий, преимущественно для DOS, если не ошибаюсь. Но что-то доступно только через Wayback Machine.

    Возможно, Вам будет интересно, что в прошлом году мы тут в теме про российские игры как раз искали одну версию "Кентавра", и эта версия нашлась в архиве одного энтузиаста из Германии, архив можно взять по ссылке тут. Там очень много разных шахматных программ для DOS.

    Да, ещё из детских воспоминаний: в школе на уроках информатики на компьютерах была Battle Chess, в неё было интересно поиграть просто ради всех этих анимаций взятия фигур. Мне кажется, сама игра не очень сильно играет, но я уже не помню, была ли там возможность регулировать сложность.
     
    Tendre и AndyFox нравится это.
  9. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    4.461
    Вот пара страниц, сохранённых через Wayback Machine, откуда можно скачать разные шахматные программы для DOS/Win:
    Download Free Chess Software! Chessweb's Free- and Shareware Chess Soft Archive!
    The Chess Variant Pages: Computer resources

    Вот тут тоже кое-какие файлы сохранны, но не все:
    Free programs

    А вот тут -- только список программ, поскольку файлы лежали на FTP, а у WM с архивацией FTP негусто:
    https://web.archive.org/web/20010202232100/http://www.gambitsoft.com/sharee.htm
     
    AndyFox и Gamerun нравится это.
  10. WERTA ФанатЪ O-G

    WERTA

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    12 ноя 2006
    Сообщения:
    8.887
    AndyFox, Eraser, MrFlibble и ещё 1-му нравится это.
  11. Tendre

    Tendre

    Регистрация:
    19 май 2008
    Сообщения:
    109
    Что значит "неконвенциональные"?

    В последнее время я то же полюбил игры для DOS. Во-первых, ностальгия. Во-вторых, нашел на old-games много классных игр по дос, в которые никогда не играл. В третьих под современные ОС многие windows игры глючат или просто не запускаются. С DOSBox проблем нет! Великая утилита! :good:

    "Кентавр" заинтересовал. На скриншотах выглядит симпатично. А главное под DOS и вроде как с сохранением игры. Надеюсь ИИ не слишком долго думает. Включаю его в свой список шахмат для изучения на даче.

    Не люблю 3D-модели, предпочитаю старые добрые спрайты. Кстати если вы используете шахматные симуляторы просто для тренировки с последующей игрой с живым соперником, то лучше сразу привыкать к 3D-доске. А если играете исключительно с ИИ то лучше использовать 2D-доску, так как в 3D проще что-то пропустить.

    ОТЧЕТ О ШАХМАТНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА ДАЧЕ:

    На флешку скачал следующие симуляторы:
    Chessmaster Challenge, Chessmater 5000, Chessmater 8000, The Complete Chess System, Chess Simulator.

    Chessmaster Challenge тупо не запустился.

    Chessmater 5000 потребовал какую-то библиотеку для запуска.

    Chessmater 8000 запустился, но через какое-то время вылетал в Windosws. Хотя помню когда раньше на XP запускал, проблем не было. Правда я взял не англоязычную версию с каталога Old-Games, а русскую с торрента. Если с точки зрения игры ИИ, на мой взгляд это лучший шахматный симулятор, потому-что можно настроить не только уровень, но и стиль игры. Помню я играл с домохозяйкой, опытным дедушкой, который часто играет с друзьями в парке, семилетним шахматным гением и Каспаровым. Домохозяйку выносил сразу, у дедушки выигрывал в 2 из 3 партий, Каспаров меня выносил, а вот с семилетним гением партии всегда шли напряженно, но я всегда проигрывал, даже когда гений терял слона или коня, на то он и гений. :)

    The Complete Chess System запустился без проблем, потому-что игра досовая. Ни разу не играл, так как что-то не нашел, где собственно ставить уровень ИИ в перегруженном английском меню (в английском я не силен), правда в меню особо долго не копался. Если кто-то знает, подскажите.

    Chess Simulator
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    А вот тут остановлюсь поподробней. Разрабатывала данный симулятор британская
    Oxford Softworks. Читал о ней хорошие отзывы. Шахматных симуляторов выпустила несколько штук, могла бы сделать из них серию, чтобы конкурировать со знаменитой серии Chessmaster, но не стала этого делать, предпочтя выпускать отдельные проекты, что может и лучше.
    Среди досовых мне пока лучше симулятор не попадался. В отличие от Chess88 здесь можно записываться. Ура!:yahoo:Меню очень лаконичное и функциональное, я даже без знания английского языка разобрался в нем без проблем. Играл с перва на уровне matching. Провел 3 партии, в обеих проиграл :blush:, правда в последний долго сопротивлялся, ИИ потребовалось где-то 50 ходов чтобы поставить мне мат. Если на уровне beginners он делает ходы сразу, то на matching думать может очень долго, было что на один ход ему потребовалось 30 минут. :blink: По Esc можно принудь ИИ сделать ход, но это мне чисто психологически не понравилось, не мог отделаться от ощущения что мухлюю. Потом переключился на average. Там в отличии от beginners и matching можно в специальном окошке установить максимальное время на один ход для ИИ (я поставил 5 мин). Партия длится 5 дней. Сделано 25 ходов. Пока игра равная, оба потеряли коня, слона и пешку. :) Кстати отвечаю на свой вопрос: в Chess Simulator можно переворачивать доску, то есть сделать так, чтобы черные оказались внизу экрана, когда за них играешь.

    Не совсем понял, что значат пункты opening book и learning в меню. Learning переводится, как познающий. То есть ИИ не только будет делать анализ шахматных комбинаций, но и как то обучатся во время партии? :umnik2:
     
    Последнее редактирование: 29 мар 2025
    AndyFox, MrFlibble и Dimouse нравится это.
  12. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.567
    Я шахматами не увлекаюсь, но в теории думаю, что это скорее всего означает "дебютные книги". Когда компьютер во время дебютов не перебирает варианты полностью вручную, а использует известные готовые алгоритмы.
     
    MrFlibble и Tendre нравится это.
  13. Нос Stealth Gandhi

    Нос

    Регистрация:
    4 окт 2009
    Сообщения:
    2.422
    Это "дебютная книга", позволяющая компьютеру не думать с первого хода, а выбирать ход из известных вариантов, как выше написали уже.
    Скорее всего "обучение" для человека, а не для машины. Ну там подсказки, подсветка возможных ходов, отмена сделанного хода и тому подобное.
     
    Tendre нравится это.
  14. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    4.461
    Я заметил, что довольно много шахматных программ для DOS, особенно из первой половины 90-х, работают в так называемом реальном режиме, что применительно к запуску таких программ в DOSBox означает, что при настройках по умолчанию они будут работать с эмуляцией минимального количества тактов ЦП (3 000 циклов). В результате программа может очень долго обдумывать ход, потому что возможности перебора вариантов как раз ограничены вычислительной способностью ЦП.

    Поэтому рекомендуется в таких случаях вручную давать игре побольше циклов. Самый простой способ -- выставить в DOSBox максимум циклов, либо через dosbox.conf, либо однократно через командную строку:
    Код:
    config -set cpu cycles=max
    Эту команду можно прописать в батнике вместе с командой запуска самой игры.

    Если же вдруг максимальных циклов оказывается слишком много и игра начинает вести себя некорректно (бывает и такое, правда, с шахматами я не встречал пока), можно ограничить максимум циклов каким-то значением в пределах, например 50 000--200 000 циклов, это будет приблизительно соответствовать первому и второму "Пентиуму":
    Код:
    config -set cpu cycles=max 98%% limit 50000
    Если писать команду в батнике, по моему опыту, нужно ставить два знака процента (это уровень загрузки ЦП хост-системы).

    То есть в примере выше DOSBox постарается эмулировать как можно больше циклов, сколько позволит компьютер пользователя, но не более 50000.
     
    Tendre и Gamerun нравится это.
  15. Tendre

    Tendre

    Регистрация:
    19 май 2008
    Сообщения:
    109
    ОТЧЕТ О ШАХМАТНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА ДАЧЕ:

    Сначала хотел немного добавить о Chess Simulator. Попробовал сыграть в 4 раз на уровне average со временем на ход в 1 минуту для ИИ. Опять проиграл! :banghead:В общем пока он мне не по зубам. На этот раз ИИ потребовалось 54 хода, чтобы поставить мне мат:
    [​IMG]
    Где-то до 25 хода игра шла равная, потом потерял пешку и игра начала сыпаться. В общем average играет примерно как Шреддер 4 ровня, если бы таковой был.

    На уровне Beginners можно выбирать местные подуровни от 1 до average; выбрал average. И посмотрите как он в дебюте коряво сходил конями:
    [​IMG]
    На 12 ходу взял у ИИ слона и в общем интерес к игре пропал.

    Кстати уровни average и matching по субъективным ощущениям играют одинаково, с той лишь разницей, что у matching нельзя выставлять ограничения по времени на ход, то есть или ждать 15-20 минут пока он сделает ход, или принудительно прерывать раздумья. И еще странный момент у matching, если доску перевести в 3D, то он будет делать ходы моментально, не понятно посему? :unknw:

    Теперь о cycles. По умолчанию DOSBox выставляет 3000. Если 50000 это уровень первого пня, то 3000 это уровень лампового компьютера что ли? Всегда играю на 3000 и у меня еще не с одной игрой в DOSBox не было проблем в плане скорости: все игры шли с нормальной скоростью, не слишком быстро и не слишком медленно. И я так понял Chess Simulator думает на уровне matching медленно не из-за 3000 cycles, дело в том, что у Chess Simulator есть некий шахматный аналитик. Под нотацией у белых и черных, отображаются арифметические знаки: = + -. То есть если игра равная, как в материальном плане так и в позиционном, то будет показываться = у белых и черных, если никто не потеряет фигур, но скажем у черных расположение фигур станет выгодней то будет отображаться у белых =, но у черных уже появится +, если же белые еще потеряют пешку, но = сменится на – и т. п. Так вот, эти знаки появляются практически моментально, то есть на самом деле ИИ находит оптимальный вариант моментально, а дальше уже ищет идеальный вариант, поэтому бывает что на ход требуется 30 мин.

    Итог:

    Среди плюсов: ДОС, возможность сохранения, нет багов, игра ИИ хороша уже на среднем уровне, лаконичное и функциональное мену, есть готовые дебютные ходы, малый вес.

    Минусы: уровней ИИ слишком мало, сложность повышается слишком резко: от beginners до average целая пропасть, непонятки со связкой уровень ИИ-время хода-графичечкое отображения шахмат (почему ИИ на average в 3D делает ходы моментально, а в 2D думает 30 мин?), ужасное цветовое оформление шахматных фигур.

    Ставлю 7 из 10.

    В этот раз на дачу взял Centaur, Chessmaster 2000, Battle Chess

    В Centaur не получилось поиграть. :( Уровень ИИ можно выбрать от 1 до 500500 (это число позицей анализируемых за один ход), но у меня почему-то выше 500 поставить не получилось. А до 500 ИИ играет тупо: пешка G7 идет напролом до белых фигур. Кто нибудь знает как поставить нормальный уровень ИИ?
    [​IMG]

    Chessmaster 2000

    Первое, что бросилось в глаза это ужасная цветовая палитра. При чем мой любимый черно-белые вариант присутствовал, но белые клетки были с полоской из-за чего рябило в глазах. Зато в отличии от Chess Simulator уровней ИИ целых 12 и сложность повышается очень плавно. Время на ход ИИ также будет повышаться в зависимости от сложности; 1 уровень - делает ходы моментально, 6 уровень - 2-5 мин, 12 уровень - 1 час (эээ :blink: как играть с таким временем?). Но черт, игра очень глючная! После загрузки сохранения нельзя двигать многие фигуры:
    [​IMG]
    Пришлось на ночь нетбук оставлять в спящим режиме, чтобы доиграть партию.

    Но это полбеды, обратите внимание по нотации как в одной из партии, сходил черный король на 18 ходу:
    [​IMG]
    Мало того, что он сходил сразу на ТРИ клетки, так и еще перепрыгнул свою пешку! :blink::rofl:
    У меня даже поднялось настроение после такого бага. Должен вам сказать это самый лучший баг, из тех, которые когда-либо мне встречались. :good:

    Ради интереса я попробовал его взять своей пешкой, не получилось...
    [​IMG]
    :rofl: А было бы прикольно играть без черного короля!

    Я подумал, может в ФИДЕ отправить запрос с предложением о смене правил: короли ходят на 3 клетки и перепрыгивают фигуры. MrFlibbe каково будет ваше профессиональное мнение на сей счет? :)

    После такого я снес Chessmaster 2000 к черту! :diablo:Ставлю игре 3 из 10 (если бы не баги она была бы получше Chess Simulator).

    Battle Chess

    [​IMG]
    [​IMG]

    О да! Это та самая игра, которая мне попалась в далеком прошлом. Когда у меня не была своего компа, ходил к старшему брату в гости, играть на его первом пне. В основном играл в WarCraft 2 (в 1995-1998 года была настоящая мания на эту игру), но также обнаружил у него на винте эти шахматы.

    Также как и в Chessmaster 2000 уровней ИИ много и средние думают по времени в пределах разумного. То что вместо традиционных фигур рыцари, прикольно но жутко не удобно, то есть в таком варианте буду играть в основном на легких уровнях, чтобы просто отдохнуть и поразвлекаться после сложных партий. А на средних буду ставить 2D, которая в Battle Chess присутствует.

    Среди технических деталей стоит отметить управление мышкой и приятную музыка (если поставить ее на минимальную громкость), при чем она как ни странно не мешает думать (я обычно шахматы и пошаговые стратегии люблю в тишине играть). Насколько я помню в игре нет нотации, что плохо. Можно сохранятся.

    Пока не могу поставить итоговую оценку, так как толком в нее не играл.
     
    MrFlibble, Dimouse и AndyFox нравится это.
  16. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    36.852
    @Tendre, а как вам кстати Learn Chess (schach & Matt) для Нинтендо ДС? По моему субъективному мнению играет получше, чем ПК версия. Хотя, может, показалось, пока только пару раз сыграл.
     
  17. Tendre

    Tendre

    Регистрация:
    19 май 2008
    Сообщения:
    109
    Не видел. Dimouse сколько у вас с детьми получилось выиграть фигур у пиратов? На каком уровне сложности играете? :)
     
  18. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    36.852
    @Tendre, мы пока только один раз играли. Одну партию с пиратами кажется на среднем уровне. Потом я ещё на ДС играл и мне показалось, что на среднем гораздо лучше играет, еле обыграл.
    --- добавлено 12 апр 2025, предыдущее сообщение размещено: 12 апр 2025 ---
    P.S. хотя у них и нет правила "взялся ходи" (придумали прикольно, но иногда может случайно получиться неприятно).
     
    Tendre и AndyFox нравится это.
  19. Genesis Злоботряс

    Genesis

    Регистрация:
    21 апр 2011
    Сообщения:
    13.375
    Тема просто отличная! Как любитель шахмат, поддерживаю. Жаль, поздно увидел - всю следующую неделю мне будет не до форума (пишу из аэропорта).

    Если по теме - тут у меня негусто: играл в основном против нескольких версий Chessmaster'a и немного в Battle Chess образца 80-х годов. Больше всё же люблю играть в реале, осязаемыми фигурами.

    Что в теме немного огорчило - что речь в первую очередь о шахматных программах, а не об игре в целом. Глядя на название темы, ожидал ещё и обсуждение тактик и построений в шахматах. Было бы здорово развить тему в этом ключе, возможно, даже как-то организовать игру по переписке. Правда, это не совсем про текущий раздел форума.
     
    Tendre нравится это.
  20. Tendre

    Tendre

    Регистрация:
    19 май 2008
    Сообщения:
    109
    Dimouse

    Вполне такое может быть, что шахматный движок немного улучшили, когда игру переносили на другую платформу.

    Что такого правила нет, это плохо. Это кстати правило из реальных шахмат. А чтобы случайно не получалось, лучше играть в досовые шахматы, где управление с клавиатуры. ;)

    Genesis

    Про тактику у меня тоже есть что обсудить, просто не хватает времени на все сразу. Genesis вы практикуете длинную рокировку? Я всегда избегал ее, предпочитая более надежную короткую. Но в последнее время ради интереса начал ее проводить. Ее сложней провести, но мне показалось (чисто субъективно конечно), что у стороны проведшей длинную рокировку небольшое тактическое преимущество, если противоположенная сторона успела сделать короткую рокировку; например две ладьи обрушиваются на королевский фланг противника. Сейчас в пятый раз играю с Chess Simulator на average, обменялись ферзями и чернопольными слонами, ИИ провел короткую рокировку, а я длинную и в итоге черные фигуры стали более скованны (ИИ за них играет). Есть ли в длинной рокировки какой-то тактический смысл? Или ее проводят в специфической ситуации не от хорошей жизни?

    Со мной по переписке не получится поиграть. Я большей частью живу на даче, а там нет быстрого интернета. А смартфонами я не пользуюсь принципиально. Я не только играю в старые игры, но я вообще Old-School человек. :)
     
    Genesis нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление