1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

В каких играх, по-вашему, были по-настоящему сильные туториалы?

Тема в разделе "PC Игры", создана пользователем Кишмиш, 13 ноя 2025.

  1. Кишмиш

    Кишмиш

    Регистрация:
    6 апр 2008
    Сообщения:
    16.124
    Читал тут критику туториалов к играм жанра файтинг (а они там и далеко не всегда есть), и задумался. В какой игре, любого жанра, вам туториал ("обучение") показался действительно вдумчивым, проработанным, всеобъемлющим? Таким, что ни в гайды, ни даже в мануал заглядывать особо резона не было? Особо интересуют те, которые не ограничивались простым "затвердением" управления или базовых игровых ситуаций, но прорабатывали или объясняли "скилловые" моменты (в тех же файтингах это могло быть про увороты или блок) или тактику, а еще интереснее - когда показывали, как делать не надо, и затем учили как надо для более хорошей игры :)

    Сейчас не могу вспомнить, но будто бы временами такое проскакивало. Хотя если говорить про файтинги опять таки, то обычно хвалили это дело в каком-то из поздних Virtua Fighter. Если говорить про скролл-шутеры, то как будто бы в этом плане запомнилось обучение в Gunvein и Angel at Dusk.

    Если ничего не приходит в голову, тогда еще можно просто вспомнить те, которые просто запомнились. Я вот сразу погружаюсь в воспоминания об тренировочном лагере из OP4.
     
    Последнее редактирование: 13 ноя 2025
    Razor1977 нравится это.
  2. requiemMM

    requiemMM

    Регистрация:
    8 май 2008
    Сообщения:
    673
    Да что-то не могу вспомнить прямо офигенного туториала, я чаще застревал в них, потому что не мог провести 5 раз подряд по неуязвимому врагу определённую атаку, прокликал подсказку, на что жать, а дальше без этого не пускало.
    А так неплохая обучалка в War on the Sea, в ИЛ-2, в Корсарах ГПК линейка Блада, слабых духом отсеивает сразу, ещё мне понравилось как это сделано в Соласте, герои сидят в кабаке и рассказывают, как они туда попали. Учебка в Флэшпойнте нормально сделана, в Silent Hunter 3-4, во всяком случае её достаточно.
     
  3. Ravosu

    Ravosu

    Регистрация:
    2 апр 2011
    Сообщения:
    880
    Не в тему, но вспомнился туториал в Tenchu. В нём вообще нет текста, никто ничего не будет объяснять и ничему не будет учить. Учиться придётся самому на собственных ошибках. Зато если ты пройдёшь этот туториал с отличием, ты пройдёшь с отличием всю не самую простую игру.
     
  4. realavt Воистину воскрес

    realavt

    Регистрация:
    11 окт 2006
    Сообщения:
    8.959
    Дважды начинал проходить The Legend of Spyro: A New Beginning - и дважды дропал её на гребаном нескипабельном туториале, который начинался после попадания в храм. Ну то есть стартовало всё довольно приемлемо, но через несколько итераций доходило до идиотии типа "За 15 секунд уничтожь 10 манекенов, расставленных по арене - но не обычными атаками, а запуливая их друг в друга издалека специальными приёмами, да без какого-либо автоприцеливания, да чтоб один летящий манекен сбивал не меньше двух стоящих!", что-то в этом духе. Реально сильный туториал, так эффективно отвадить меня от интересовавшей меня игры - такое, сцуко, реально достойно уважения!
     
    MrFlibble, Mel Shlemming, Dar_Morar и 2 другим нравится это.
  5. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    3.146
    Что ж, мне сразу вспоминается Deus Ex как пример удачной обучалки: доступная по желанию из главного меню, она практически бесшовно погружает игрока в ситуацию "из полицейской академии - в боевое крыло ООН" подконтрольного персонажа, знакомя с завтрашними коллегами и обстановкой в мире в правдоподобном формате ни то экзамена, ни то сдачи нормативов (при этом реально обучает полезнейшим механикам за короткий срок).

    С точки зрения сюжета ещё прикольно то, как она показывает Гюнтера с Анной в роли преисполненных официоза инструкторов, и то что её события даже потом упоминаются в каком-то сюжетном диалоге - встраивая всё в повествование как действительно произосшедший с нами эпизод и награждая за его прохождение.

    А ещё на этих двух необязательных тренировочных уровнях играет уникальная музыка, нигде в остальной игре не встречающаяся)
     
    Последнее редактирование: 15 ноя 2025
    ZoRg, unreal doom, Digital Ronin и 2 другим нравится это.
  6. PIS

    PIS

    Регистрация:
    5 дек 2018
    Сообщения:
    643
    Во втором ведьмаке, где на любой сложности тебя укатывали первые попавшиеся солдаты, пока не начнёшь боёвочку чётко отыгрывать. Или в ртс, где в оный раз забывали рассказать про такое важное сочетание клавиш, как Ctrl+N.
    А вообще, я придерживаюсь популярной позиции по обучалкам - чем меньше туториал воспринимается как туториал, тем он лучше. Наверное, поэтому ничего и не приходит в голову из хороших, так как свою образовательную природу они не выпячивают.
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2025
    MrFlibble и AndyFox нравится это.
  7. NeuroRomb

    NeuroRomb

    Регистрация:
    17 окт 2025
    Сообщения:
    96
    Я помню - в первом Assassin's Creed было интересное обучение. Может и не особо эффектное, но подано было в рамках истории, ведь Дезмонд (ГГ) тоже впервые "принимал управление" предком.
     
  8. rusty_dragon

    rusty_dragon

    Регистрация:
    17 ноя 2007
    Сообщения:
    7.739
    В Skullgirls один из лучших туториалов для файтингов какие я видел. Детально разобраны как основы так и тонкости геймплея, много разнообразных примеров. Очень хорош для игроков в любые файтинги, можно смело рекомендовать тому кого привлекает жанр, но они не знают как начать. Да и в целом качественная игрушка.

    В Medieval II: Total War лучший обучающий режим во всей серии. Но это в принципе одна из лучших игр в серии, сделанная австралийским офисом Creative Assembly.
     
  9. Petrov-Vodkin

    Petrov-Vodkin

    Регистрация:
    25 дек 2013
    Сообщения:
    470
    Мне из удачных обучалок в играх запомнилось обучение в Hitman: Blood Money, просто и линейно, но объясняет все игровые механики не погружая совсем уж в дебри. Потому что в Codename 47, Бесшумном убийце и Контрактах обучение скорее позволяет просто пощупать игровые механики но не заставляет их осваивать для его прохождения. А в том же Абсолюшене обучающий уровень довольно неплохо интегрирован в общий сюжет игры, пусть само обучении и оформлено банальными всплывающими окошечками, но сам дизайн обучающего уровня хорошо подстроен под грядущую игру.
    Собственно эталонным обучением мог бы быть обучающий уровень первого Splinter Cell, но в его рамках не происходит обучения стрельбе из автомата со всеми его гаджетами, переключением между автоматическим и одиночным режимом стрельбы и снайперским прицелом с задержкой дыхания, что мне кажется большим упущением, ибо когда по ходу игры автомат попадает тебе в руки осваивать его приходится сразу по ходу игры без отдельного освоения.
    Кроме того обучающий уровень был явно недоработан в первом Thief, когда игра дала просто понятие о самых элементарных механиках никак не затрагивая ни взлом замков, ни противостояние нежити, ни всевозможные насадки на стрелы во всей их системности.
    Опять же мне всегда нравилось обучение в Half-Life, спокойно и обстоятельно проводящее по всем элементам механики, а в дополнении Opposing Force обучалка к тому стала довольно забавной.
    В Baldur's Gate обучение это просто простыни текста, вываливаемые на тебя от совершенно выбивающихся из игры наставников в прологе игры пусть там можно и немного научиться сражением поодиночке и в группе, а вот в Улучшенном издании было добавлено полноценное обучение, которое без особой арифметики прогоняет тебя по основам игры и позволяет куда существенней понять сообщения наставников в прологе.
    Такое вот мои мысли чисто по тому что вспомнил из запомнившегося или недавно сыгранного.
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2025
    Digital Ronin, MrFlibble, AndyFox и ещё 1-му нравится это.
  10. Polite_Orc

    Polite_Orc

    Регистрация:
    7 апр 2012
    Сообщения:
    593
    Туториал Age of Empires занимает отдельное место в воспоминаниях об этой игре.
    Это целостная кампания из серии миссий, проходя которую игрок развивает свои навыки так же этапно, как обучается и развивается в ней цивилизация Египта, от первобытной охоты с копьями на зверей до мореходства и строительства чудес света.
    Туториал не содержит всех точных и всеобъемлющих знаний как учебник, зато своей наглядностью и этапностью подачи информации вполне может пробудить в игроке интерес к изучению истории
     
    Fabricator, MrFlibble, Porphyric и 4 другим нравится это.
  11. Dagoth-Slayer

    Dagoth-Slayer

    Регистрация:
    27 дек 2013
    Сообщения:
    1.463
    Наверное в Морровинд. Просто по ходу создания героя тебе показали и познакомили с основными элементами интерфейса и взаимодействия с игрой, и всё. А вообще не люблю обучение, потому что оно часто сделано максимально тупо. Пока не сделаешь то что от тебя хочет обучалка (нажмите W чтобы идти. ага), дальше тебя не пустит. Также нравится как это сделано в соулсах. Хочешь обучения, читаешь надписи на полу. Не хочешь, игноришь и долбаешься сам.
     
    AndyFox нравится это.
  12. Нос Stealth Gandhi

    Нос

    Регистрация:
    4 окт 2009
    Сообщения:
    2.422
    Если говорить о прям подробной обучалке, то это AoE II DE, там все по косточкам разобрано, чтоб человек потренировавшись мог сразу в мультиплеер идти. Очень красивая обучалка с игрой в снежки была в Iron Harvest, жаль, что это оказалась лучшая часть игры в итоге. В HoI-ках еще прикольное обучение с австрийским художником, но оно скорее мемное, чем полезное, кое-что про игру из него понять можно, но подробным и хорошим его язык назвать не поворачивается.
     
  13. angel-fear Страшный олдгеймер

    angel-fear

    Регистрация:
    8 фев 2006
    Сообщения:
    4.766
    Суберпунк 2077, особенно, когда пять раз прошёл и десять раз смотрел на стримах.
     
  14. Razor1977

    Razor1977

    Регистрация:
    7 фев 2012
    Сообщения:
    119
    @Кишмиш, Самые правильные туториалы - в старинных, мегабайтных и бумажных мануалах))
     
    rusty_dragon, MrFlibble и smahutta нравится это.
  15. Digital Ronin

    Digital Ronin

    Регистрация:
    13 окт 2010
    Сообщения:
    625
    Vampire The Masquerade - Bloodlines. Сколько раз проходил игру, туториал почти не пропускал. Тут и харизматичный наставник Джек с отличной озвучкой, который доходчиво и кратко расскажет про вампирскую жизнь, и катсценки, и научат всему на свете - и стелс, и взлом, и ближний/дальний бой, и Дисциплинами вампирскими научат пользоваться, и объяснят что просто так людей убивать нельзя. А еще за прохождение дают немного опыта (который в игре очень дефицитный) и отмычки с оружием. Ну и встроен туториал в историю настолько естественно, мысль о пропуске ощущается странной.
     
    drugon, ZoRg, пз18 и 5 другим нравится это.
  16. Dar_Morar

    Dar_Morar

    Регистрация:
    1 янв 2015
    Сообщения:
    699
    Знакомство с "вор"-овской серии началось с 3 части. Вполне норм обучение, плавно перетекающее в первую "обучающую" миссию)
     
    Кишмиш нравится это.
  17. Mel Shlemming Кровавый большевик

    Mel Shlemming

    Регистрация:
    17 май 2014
    Сообщения:
    2.627
    В Driver хорошее, годное обучение. :D
     
    Porphyric нравится это.
  18. angel-fear Страшный олдгеймер

    angel-fear

    Регистрация:
    8 фев 2006
    Сообщения:
    4.766
  19. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    4.461
    Я уже упоминал в другой теме, для меня там всё было хорошо до обучения навыкам скрытности в конце, которые мне так и не дались, но игра сказала, мол, всё ок, а потом в финальной части "экзамена" из-за вот этой самой плохой скрытности мой персонаж, хоть формально и "прошёл" обучение, но был к его завершению серьёзно покалеченным с 20% здоровья, способным перемещаться только ползком. Однако игра никак на это не отреагировала и вела себя так, будто бы всё в порядке. Собственно, это была одна из причин, почему я не стал играть дальше, так как прекрасное обучение такого рода лишь убедило меня в том, что я чего-то не умею, что наверняка потребуется мне в дальнейшем.

    (Допускаю, что частично проблемы были связаны с низким FPS из-за слабой производительности ноута, на котором я пытался играть.)
     
    AndyFox нравится это.
  20. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    9.220
    Не знаю, сильные ли обучалки, но запомнились:
    В первом Starcraft перед первой миссией можно пройти обучающую, в которой с озвучкой (правда, без субтитров) и немного текстом объяснят как собирать ресурсы и строить базу. Мне лично такое оформление обучалок всегда больше нравилось, чем просто окна с текстом со скриншотами или видео во время сюжетки (хотя в случае с играми серии Xenoblade есть некоторые исключения из этого).
    В Warcraft III: Reign of Chaos мини-кампания-пролог за Тралла построена по похожему принципу что в Starcraft, однако оно уже вплетено как часть общего повествования. И на русском слушать озвучку мне всегда нравилось.
    В Counter-Strike: Condition Zero помимо кампании и скирмиша с ботами есть также тренировочный режим из ряда последовательных дисциплин, где нужно не просто сыграть катки, но еще и выполнить задания в процессе. Сами задачи бывают довольно специфические и часть из них, как мне кажется, в реальной игре с живыми людьми крайне маловероятно что произойдет. Впрочем, этим мне данный режим и нравился в какой-то степени. (А еще только спустя много лет я узнал, что в оригинальном Counter-Strike какие-либо боты вообще не предусмотрены)
    В Perfect Dark не совсем обучение - вместо прохождения первой миссии можно выйти из меню и выйти из кабинета и у его порога будет стоять Кэррингтон. Он проведет нам небольшую экскурсию по институту после чего можно ходить по нему куда-угодно. Само пространство в сущности хаб, где, по меньшей мере, можно попробовать разное оружие и пройти миссии в подобии тренажера виртуальной реальности. Как следствие какого-либо титульного экрана с пунктами меню у игры нет за вычетом титульника в ходе запуска. И это в 2000 году на Nintendo 64. Более игр с таким оформлением входа в игру я не припомню на своей памяти.
     
    rusty_dragon и Кишмиш нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление