1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Некомпьютерные истоки компьютерных игр

Автор: Uka · 25 авг 2021 · ·
  1. child.jpg

    Навели на размышления недавние слова тов. @Faramant'а о "феномене нового олдгеймера" - и вообще то обстоятельство, что сегодняшняя молодёжь с самого нежного возраста приобщается к компьютерным играм.

    Собственно, подумалось, что у нашего поколения это было не совсем так: доступ к полноценным ПК у меня и моих тогдашних друзей и сверстников появился только в конце 1980-х. На работе у родителей, в кружках Дворца пионеров, в компьютерных салонах, - а если повезёт, то и прямо дома. Я свой первый 386-й ноутбук купил только в 1993 году, хотя у некоторых моих одноклассников ещё в районе 1988-89 гг. в хозяйстве прибавилось нечто уровня БК-0010 или местных аналогов ZX Spectrum.

    Впрочем, сейчас речь не об этом, а о том, что до этого - почти всё детство до отрочества - мы играли совсем в другие игры.
    В своё время мне было грустно прочесть комментарий к брейгелевской "Kinderspelen" о том, что в XVI веке было известно куда больше детских игр, чем в наши дни. Не знаю, увлекаются ли нынешние дети чем-либо, кроме электронных развлечений, и не пора ли заносить некоторые широко распространённые ещё каких-то лет тридцать назад игры в "Красную книгу"?..

    Я не только об играх на свежем воздухе. Но и о различного рода настольных и механических. Собственно, о них как раз и подумалось - в плане того, что едва ли не все нынешние компьютерные жанры родом именно оттуда! Разумеется, со всеми подобающими отличиями: "физические" аналоги тиров, "ходилок", гонок и др. пусть и предлагали куда меньше в визуальном отношении, но зато сполна задействовали моторику и осязание, - а не одно только зрение да навыки использования манипулятора типа "мышь".

    Вот я и решил впасть в детство вспомнить молодость - и пересмотрел для памяти свои старые некомпьютерные игры. Лишний раз удивившись как разнообразию выходивших в СССР их разновидностей (причём у нас в Киеве продавалась продукция самых разных городов: Бобруйск, Таллин (с одной "н", разумеется), Вильнюс, Фрунзе, Томск...), так и любопытному соотношению "физических" развлечений и их электронных аналогов.

    Начну с самого простого - с непосредственно "детских" игр для самых маленьких. Кто помнит "книги-игрушки", весьма напоминающие компьютерные "наборы активностей" и всякие "живые книги"? Наверное, сейчас тоже такие выходят? Тогда их было довольно немного: на некоторых страничках присутствовали те самые "активности", со сменой или раскладыванием предметов или персонажей. Иногда - просто так, для забавы, но чаще всего, разумеется, в плане следования сюжету.

    Book1.jpg Book2.jpg

    Непосредственно настольные игры - пожалуй, самый древний жанр и совершенно очевидный прародитель компьютерных аналогов. В лото играли столетиями, как и в карты или в "ходилки" с кубиками. Причём как в собственно "Лото" (классическое, с бочонками в мешочке), так и в чисто детские его разновидности:

    Loto.jpg LotoDets.jpg LotoGeo.jpg

    Вот ещё настольная викторина. "Магнитная": правильный ответ показывала фигурка робота.

    MagnitVik.jpg

    У меня даже советская "Рулетка" есть. Которая называлась для конспирации "Карусель-Лото":

    Ruletka.jpg

    А "Пинболл" у нас тогда назывался, если не ошибаюсь, просто "настольным бильярдом". Вот у меня самый простенький и старенький вариант. Должно быть, ещё конца 1950-х:

    Billiard.jpg

    Даже в "Морской бой" можно было играть далеко не только на тетрадном листочке!

    Morskoy.jpg

    Головоломки - ещё один очевидный случай. "Тетрис", как известно, вдохновлён обычной настольной головоломкой типа "Тетрамино". Ну а вращать руками тот же "кубик Рубика" всяко приятнее, чем его картинку - мышкой!

    Golovolomki.jpg

    Вот с военными стратегиями чуть сложнее. Они существовали, - но разобраться в них было почти так же сложно, как и в их электронных аналогах :) Я вот так и не разобрался, - хотя такие вещи эпохи 1970-х доставались мне от старшего двоюродного брата уже в явном некомплекте.

    Ataki.jpg

    Спортивные игры, как ни странно, тоже бывали настольными, а не только дворовыми. Вот у меня несколько для примера, от карманной до весьма крупной напольной:

    Footbol.jpg Gorodki.jpg Voleybol.jpg

    Если же говорить о собственно аркадах, то мне как-то ближе "тиры". Нашёл у себя целых три таких игрушки.
    Первая - световая, 1984 года: принцип действия практически тот же самый, что и у светового же пистолета для ПК. Но зато смотрится довольно стильно.

    Svetotir.jpg

    Вторая - механическая: спортивного вида пистолет соединён с молоточком, который выбивает "фишки" на стенде с мишенью.

    Tir1a.jpg Tir1b.jpg

    Третий - самый старый из них (1974 год) и самый интересный! Из пушечки (металлической, а не пластмассовой, как всё в 1980-х!) нужно стрелять реальным снарядом, целясь в металлические же мишени, развешенные на жёрдочках.

    Tir2a.jpg Tir2c.jpg Tir2b.jpg

    В "гонки" я на компьютере почти не играю, а вот физический их вариант в начале 1980-х был одним из самых моих любимых. Правда, к компьютеру тоже можно руль подкупить, а то даже и с педалями, - но это как-то дороговато выходит для простой игрушки.

    ZaRulyom.jpg

    А вот "железной дорогой" никого не удивишь, - наверное, это одна из немногих старых детских игр, которые сегодня всё ещё активно собирают вполне взрослые дяденьки и дедушки. У меня комплект крайне скромный, - в своё время смущала и бедность "стартового" набора, и огромный ассортимент дополнений, которые к нему нужно было подкупать, чтобы дорога хоть как-то да выглядела, а главное - досадное несоответствие стандартов "ТТ" на 12 мм и "H0" на 16 мм!
    Попробовал, кстати, запустить - не работает. Или двигатель в паровозе сломан, или блок питания не выдаёт нужное напряжение... Скорее, первое, - мультиметр показывает там стабильные 13 вольт.

    ZhelDor.jpg

    А вот в авиасимуляторы я на компьютере никогда не играю. Хотя в физическом виде такие штучки тоже были - и механические, а не радиоуправляемые.

    Vertolet.jpg

    Теперь о том, чему я не вижу компьютерных аналогов.
    Прежде всего, это игры на чистую ловкость рук. Такое не проэмулируешь.

    Fokusnik.jpg

    Сюда же относятся всяческие механические конструкторы - такие были у всех! У меня так сразу несколько наборов. Вот самый большой и интересный:

    Konstruktor.jpg

    По слухам, сейчас в моде какие-то пластмассовые конструкторы "Лего". Не знаком, - по-моему, металлический всяко лучше :(
    Пожалуй, некоторым электронным аналогом таких конструкторов можно счесть игры класса "The Incredible Machine", - но опять-таки с поправкой на задействование мелкой моторики пальцев при физическом контакте с деталями, чего клавиатуре с мышкой никак не заменить.

    Кроме того, имелись и похожие конструкторы на другую тему, - авиастроительный, например, электротехнический или даже оптический:

    AviaKon.jpg Elektro.jpg Optik.jpg

    А вот нечто, что сегодня совсем уже неактуально: детский телефон.
    Естественно, проводной и с дисковым набором. Кабель на 10 метров, - в своё время было интересно звонить из одной комнаты в другую :) Современных детей таким не удивишь: у них, наверное, с детского сада уже свои мобильные телефоны...

    Telefon1.jpg Telefon2.jpg

    Ещё привет из далёкого прошлого - детская кинокамера.
    Разумеется, не для съёмки, а для просмотра: такие себе мини-мультфильмы в несколько секунд продолжительностью. Свидетельствую: в своё время очень впечатляло. Теперь тоже, наверное, детям будет малоинтересно.

    kino.jpg

    А вот для контраста уже настольно-электронная детская игра. "Математик" называется: вполне напоминает компьютерные игры подобного уровня для дошкольников.

    Matematik.jpg

    Ну а уже в районе 1986 года у нас уже появились и полностью электронные игрушки. Всем хорошо известные:

    Nu_Pogodi.jpg

    Правда, одновременно мы с одноклассниками увлекались ещё и играми на микрокалькуляторах...
    Но об этом уже в другой раз.

    А если у коллег имеются подобные же воспоминания и свои памятные игры - просьба делиться ими в комментариях!
    В частности, что у меня осталось "за бортом", так это так называемые "ролевые" настольные игры - и прародители современных адвенчур, книги класса "Choose your own adventure". Если такие и были в то время, то мне ни разу не попадались.
    Sa1nt6amer, bvedargh, tolstik и 19 другим нравится это.

Комментарии

  1. Flagris
    Было, было, что уж там. Как раз к 80-м всё и выкристаллизовалось окончательно. Не будь расслоения и образовавшейся "жировой прослойки", вряд ли бы инициированный верхами развал прошёл так гладко и быстро (относительно гладко и быстро, конечно, но тем не менее, обычно такое протекает гораздо хуже, тем более учитывая масштабы Красной Империи). А так - очень приличную часть населения на самом деле устраивала нарисованная сверху перспектива (пусть рисовалась она и под лозунгами "углубления социализма" и "возврата к ленинским идеалам", но на деле активное - жировое - меньшинство прекрасно всё понимало и ждало, иначе бы так быстро не сориентировалось в последовавших 90-х).

    Мои родители - папа, научный сотрудник, работавший в ФизТехе с Алфёровым, и получавший рублей 150-160, ЕМНИП, и мама - машинистка во ВНИАИ (Аккумуляторный институт на проф.Попова на Петроградке), получавшая, полагаю, ещё меньше - никаких моделек машинок и тем более железных дорог купить мне были не в состоянии. Поэтому скользкий тип Саша Васерман из соседнего подъезда служил для меня "иконой стиля", т.к. у него дома электрическая железная немецкая дорога с вокзалами, полустанками, тупиками и прочим занимала весь ковёр в большой комнате, а модельками был заставлен весь шкаф.

    У меня была только заводящаяся ключиком мехническая советская из локомотива и одного (или двух - не помню) вагонов, ездящих по собранным небольшим кругом рельсам.

    Солдатики - "ковбойцы", индейцы, римляне, египтяне, викинги и другие советские копии с "марксовских" наборов - тоже были недоступной роскошью и предметом зависти. Приходилось довольствоваться довольно унылым "Ледовым побоищем" и сакраментальными плоскими пластиковыми красными витязями, зелёными рыцарями и синими матросами.

    До сих пор мне снится периодически один и тот же сон (сейчас всё реже, а лет 10-15-20 назад - регулярно, раз в 2-3 месяца) - как я нахожу огромный мешок солдатиков, или в школе в раздевалке на крючке, или где-то на улице в песке. Разочарование при пробуждении из-за отсутствия его рядом непередаваемо.

    При этом, естественно, советский период - это лучшее время и моей жизни, и жизни моей страны. Всё познаётся в сравнении.
      unreal doom нравится это.
    1. Uka
      Не, такого (как в 1990-е и далее), точно не было.
      Вот-вот, мои работали примерно там же (программисты в НИИ) и получали примерно столько же. Тем не менее - повторю - 10 руб. на игрушку пару раз в год могли себе позволить даже люди с зарплатой в 120 руб. в месяц. На еду и коммунальные услуги уходило мало, за границу не ездили, - свободных денег хватало.
      Вот это мне совсем не понятно. Уж что-что, а солдатиков в игрушечных магазинах было навалом по 10 коп. за штуку. У меня целый ящик так и лежит! Правда, это всё с учётом того, что половина игр (в том числе те, которые я показывал выше) обычно доставались бесплатно от старших друзей и родственников :)
      Вот "наборные" солдатики - да, это редкость была. "Ковбойцы" у меня есть, но за ними приходилось ездить в Москву.
      И где он теперь, интересно? :)
      Я тоже временами завидовал деткам из соседнего подъезда - у них были радиоуправляемые игрушки, которых у меня ни одной не было. Теперь они все депутаты-олигархи, ага :)
      Хотя с имушественным расслоением в советское и постсоветское время - всё далеко не так просто, честно. Многие из тех, кто более-менее хорошо жил в 1980-е (включая и мою семью, и тех, кто мог себе купить даже БК-0010 за 600 руб.), в 1990-е оказались за бортом жизни.
      Естественно, с этим согласен!
    2. Flagris
      Ну да, я и говорю: матросы и пограничники. А с "ковбойцами" - в Ленинграде, по крайней мере - было строго, продавалось в мажорных универмагах за соответствующий прайс.

      Да, были и такие. Тут уже вопрос воспитания и совести: те, кто не имел "жилки", не был готов ловчить, "крутиться", толкаться локтями, особых шансов в новых джунглях не имел (как мои покойные родители, тихо и грустно спившиеся, несмотря на все мои усилия). А кулацкая порода процветала и всячески приветствовала "новую жизнь" (ставшую по факту возвращением к "старой" с её стратификацией, кастовостью, олигархизмом и т.д.).
  2. Uka
    Кстати, мой клон "Монополии" - называется "Империя". Но это уже 1990 год. Одесса, кооператив "Заря", 15 руб.
    Imperia.jpg
      rusty_dragon нравится это.
  3. rusty_dragon
    Какая у тебя хорошая коллекция. ^_^ Что-то из этого застал, что-то сломал.
    Металлические конструкторы - самые лучшие. В отличии от лего развивают реальные навыки конструирования и в хозяйстве полезные. С их помощью и серьёзные прототипы делают. Слышал что у нас продолжают подобные выпускать.
      Uka нравится это.
    1. Просмотреть предыдущие ответы...
    2. rusty_dragon
      Вы выше в общем-то хорошие советы писали. Просто они не по адресу, потому что мне лего не интересно. Было в детстве, как официальное, так и позже гораздо более доступные китайские клоны. Наигрался, раздарил кому-то.
    3. rusty_dragon
      @Sylvius всё верно. В данном случае критерием была практическая польза.
      Техническое лего(я про него в курсе) в этом плане кстати представляет интерес для освоения конструирования, в отличии от кирпичиков. Но это уже специфическая штука и опять-таки дорогая.
    4. Gamerun
      Вы не можете знать о чем я подумал и обиделся ли.
      Вы сказали конкретные фразы, которые мне не видятся аргументацией, а лишь высказыванием личного мнения, которое ничем не подкреплено и потому говорю наводящие фразы, смысл которых в том, чтобы вы конкретизировали свою позицию - почему лего бесполезно, а метал-конструкторы очень даже, был ли у вас лего, какие наборы, какие еще увлечения и могли ли они быть вам более интересными на тот период времени, так как давали больше отдачи от сделанных усилий чем имеющиеся наборы лего.
      Почему вам сложнее это сделать, чем говорить "я никого не хотел обижать" и "не вижу смысла развивать дискуссию там, где мне не о чем спорить, и нечего доказывать"(это вы так думаете, я считаю иначе). В последнем случае, в конце концов, могли бы просто меня проигнорировать, чего однако не произошло.
  4. rusty_dragon
    Кстати, для детей эти игры лучше компьютерных. Потому что это настоящие развивающие игры, которые знакомят их с физическими законами, логикой, комбинаторикой, конструированием, планированием. Также все эти игры предполагают реальное общение, развивают воображение и самостоятельность, передачу навыков между людьми. Позволяют учится, наблюдая за другими.

    То как сегодня многие лишают детей родительского внимания и воспитания, покупая им электронный гаджет - большая трагедия. Я уж не говорю, что ребёнок ещё сам не способен выбирать что хорошо, а что плохо, у него неокрепшая психика, и учится в интернете он непонятно у кого.
      bvedargh и Uka нравится это.
    1. Просмотреть предыдущие ответы...
    2. rusty_dragon
      До трёх лет есть кубики же.
    3. Gamerun
      Не очень ассортимент развлечений до трех лет, не находите? Поэтому у моего внука есть дупло и железная дорога и еще не считая нестандартных кубиков-рубиков и иного.
    4. rusty_dragon
      Ну ясно же что не одними кубиками.
  5. PIS
    Что-то автор слишком уж пустился в старческую дисфорию) Я ссср не застал, но имел при себе и лего, и тот самый железные наборчики - вторые из меня инженера не сделали, хоть и любил покрутить из них всяких типа-роботов (в итоге биониклы их заменили на этом поприще), а вот первые очень круто помогали отыгрывать с братом всякие приключенческие игры. И, что самое главное, они не заменяли собой ролевых игрищ в лесу с деревянными мечами - брат, помню, так вообще себе сделал двуручный двулезвийный топор из палки и обрезанной крышки из под бочки)) Страшное оружие. Я же отыгрывал мага обычно, так что и тут мои трудовые-инженерные навыки не пригодились - обходился просто большой палкой, а то и просто руками махал.
    Ну и хочу добавить, что дети как из нулевых (то есть, мои ровесники), так и нынешние "десятники" не шибко-то прилипали к цифре - я вот, например, был, кажется, единственным задротом на весь класс. Да и сейчас очень много детей вижу, что играют в активные игры на улице, на великах катаются, самокатах, да и просто шляются - правда, теперь можно пошляться где-нибудь в модных торговых парках, а не как их родители, в деревенских переулках с деревенской же гопотой)) И настолки набирают популярность, внезапно, но не за счет того, что является заменой отсутствующей цифры (как было раньше), а просто из-за взращивания новой культуры потребления.
    Короче, какие наклонности у человека, такие и увлечения. У меня и самого как-то пробегали мысли о том, что "молодежь" (будто я сам старик)) не то слушает, не то играет, но быстро вспомнил, что мои предки тоже не проникались моими увлечениями - и их предки также не понимали всех этих новомодных дискотек, предпочитая чуть ли не старославянские песнопения между покосами. Если себя не править, то можно быстро увязнуть в оценочном суждении, а это для личности плохо - можно так на всю жизнь и остаться подростком.
      unreal doom и compart нравится это.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление