1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Computer Bismarck (Apple II, 1980)

Автор: Skud · 14 май 2023 · ·
  1. Я уже играл в «Компьютерного Бисмарка» примерно 7 лет назад и рассчитывал, что повторное прохождение будет довольно легким. К тому же я раздобыл сканы книжки с правилами, в первый раз у меня была лишь краткая их выжимка в виде карточки игрока. Но все пошло несколько не по плану.

    2.jpg

    Многие годы, (потраченные) проведенные за различными играми, приучили меня к тому, что на каждое действие участника следует «ответная реакция», неважно какая — отрицательная или положительная — но она есть. Та самая пресловутая «обратная связь». Однако «Компьютерный Бисмарк» ведет себя ни как все, полностью игнорируя всю мою суету на игровом поле, кажется, что в его мире не происходит ничего. У меня, как игрока, есть цель и вроде я пытаюсь к ней идти, с умным видом лица придумывая какие-то тактики. Но с каждым новым ходом я осознавал всю бессмысленность своих действий. Вообразил, понимаешь, тут из себя капитана, хотя в жизни даже моря не видел. Тем временем, мой оппонент, Отто фон Компьютер, по прежнему не подавал признаков разумной деятельности. Я несколько раз перезапускал игру, заново раскидывая «фишки-кораблики» по экрану, словно рыбацкую сеть, в надежде получить хоть какой-то результат. Как и в рыбалке, развязка наступила неожиданно: однажды противник «спалил» фишку «Бисмарка» и все, что оставалось мне - это не упустить теперь свою «добычу»...

    3.jpg 4.jpg
    Игра началась. Я двигаю свои буквы-фишки в правый верхний угол экрана - там начинает играть мой соперник.

    Всего «на руках» у компьютерного оппонента в этой игре две основных фишки: одна обозначает, собственно, «Бисмарк», вторая - «Принца Ойгена». И еще четыре «вспомогательных» - «подводные лодки», но они большой роли не играют и ими можно пренебречь. Для такого количества, наверное проще было писать алгоритм, который играет против человека, все ж «первый коммерческий варгейм», восьмидесятые, «заря видеоигр» и все такое. Однако, не только малым числом фишек объясняется некоторая инертность игры, есть еще пресловутый «туман войны». Хоть у меня корабликов больше, но хитрая система «видимости», позволяет компьютеру нивелировать мое численное преимущество.

    CBISMARK.jpg
    А вот и бумажная карта. Довольно полезная вещь.

    Еще эта игра сподвигла меня начать собирать «лицензии», хотел прикупить и ее, чтоб в коробке с бумажками и т. д., но цена была просто неподъемная. Даже вскрытые экземпляры имели внушительную цифру в ценнике, а уж «в пленочке»… Карту игрового поля я все же распечатал, так как «по бумаге» считать ходы гораздо удобнее.

    В чем суть «Компьютерного Бисмарка»? Я б конечно мог предложить в него сыграть самостоятельно, но этого делать никто не будет, поэтому попытаюсь пересказать своими словами. Два участника: один играет фишками, обозначающие британский флот и авиацию, второй, как я уже писал - «Бисмарком» и «Принцем Ойгеном», плюс немного подводных лодок. У каждого участника свои цели. «Британец» пытается найти и «уничтожить» (снять с поля) «Бисмарка», а «немец» - не дать довести оппоненту фишки «конвоев» до клеток игрового поля, обозначающие «порты». На одну партию отводится 30 ходов. Играть можно как против компьютера, так и против живого человека.

    5.jpg 6.jpg
    Ищу и потихоньку теряю терпение.

    В первую очередь, на что обращаешь свое внимание - тут есть какая-то графика, пусть она и ограничивается нарисованным игровым полем, которое выглядит как кусочек географической карты Северной Атлантики из школьного атласа. Все равно — красиво. По крайней мере очертания Британии, Исландии и Европы выглядят узнаваемо и цветовая гамма не пытается уничтожить глаза игрока. Жаль, но на этом красивости кончаются — фишки корабликов в «Бисмарке» представлены буквами, а не графическим изображением.

    Набор фишек у игрока довольно большой, каждая из них обозначает какой-либо реально существовавший корабль. И при этом в начале партии «на руки» выдается не весь набор, где-то еще треть «кораблей» появляется как только обнаруживается «Бисмарк» соперника. Для удобства фишки промаркированы начальной буквой из названия класса корабля, которому они соответствуют. То есть, например, крейсер - «С», а линкор - «В». Кроме «боевых» есть и «гражданские» фишки — транспортники, обозначенные буквой «М». Занятно, но факт — только «транспорты» могут бороться с субмаринами оппонента, однако такие встречи, как правило, заканчиваются потерей нескольких своих фишек. А это «очки победы» в копилку соперника.

    7.jpg 8.jpg 9.jpg
    Все еще ищу. В левой части игрового поля засуетились подлодки противника. В итоге "разменялись" с ним, заработав по 4 очка.

    Помимо «морских сил» в распоряжении игрока есть и «авиация»: она состоит из «разведки», «бомбардировщиков» и «торпедоносцев». Причем роль разведчиков могут выполнять и бомбардировщики, разница будет лишь в количестве ходов, которые фишки могут быть активными на игровом поле.

    Да, чуть не забыл — все фишки могут действовать только в течение нескольких ходов, что объясняется ограниченным объемом топлива у кораблей и самолетов. Последствия исчерпания «запаса горючки» у них разные: так, например, фишки «кораблей» можно будет перемещать только раз в два хода и на одну клетку, а фишка «самолета» и вовсе должна быть снята с игрового поля, считаясь, таким образом, «сбитой». Для пополнения запасов вовремя посещайте клетки, отмеченные как дружественные «порты» и «авиабазы».

    Ход сражения и его результат игра рассчитывает автоматически по каким-то своим секретным алгоритмам, собственно, человек играющий вообще никак на него повлиять не может. Компьютер лишь выводит на экран различные списки — кто в кого и сколько раз выстрелил, куда пустил торпеды, и были ли вообще попадания. Остается лишь делать умный вид, что разобрался во всем этом. В ходе боя игра может спросить участника — желает ли он вывести из «сражения» ту или иную «фишку». Так, конечно, можно уберечь свои «кораблики», но особо смысла в этом нет, первое сражение с «Бисмарком», как правило, оно же и последнее.

    10.jpg 11.jpg
    А вот и "Бисмарк" (белая буковка)

    12.jpg 13.jpg
    То что вы видите - это сражение. Кстати, как можно заметить, мой соперник вывел из боя "Принца Ойгена", но ему это не помогло.

    Управление игровым процессом в «Компьютерном Бисмарке» осуществляется через командную строку, что характерно для многих игр 80-х. Правда, тут не требуется вводить слова целиком, достаточно одной-двух начальных букв. Команд много, они разделены аж на три списка. Один используется, скажем так, для «технических» целей, например, для обновления изображения на экране (ага, никакого «реального времени»), второй — для управления фишками «кораблей», третий — для «воздушных сил». Но заучивать все это не требуется, так как большая часть команд бесполезна.


    Звук? «Бип-дрип», обозначающий окончание хода игрока, вот и вся озвучка, но можно что-нибудь фоном поставить в плеере.

    Что по итогу? «Компьютерный Бисмарк» пройден, двигаемся дальше. И, для того чтобы запомнить впечатления об игре, я делаю сию запись.

    14.jpg 15.jpg
    "Бисмарк" затоплен. Победа.
    Игры в записи:
    1. Computer Bismarck. Подробное прохождение на английском.
    mcrstar, Leiji, d1nk и 9 другим нравится это.

Комментарии

  1. Virgil
    Я его запускал, когда делал видео про игры 1980 года. Мало что понял по управлению. Больше ощущается как компьютерное приложение к мануалу.
      Skud нравится это.
    1. Skud
      Да, есть такое. Читать мануал было немного интереснее.
      KRL_IRK нравится это.
  2. KRL_IRK
    О! Звучит интересненько!
    Пошёл поищу мануал к игре.
    На следующей неделе может попробую пройти. (сомневаюсь конечно, но малоли)
      Skud нравится это.
    1. Skud
      На archive.org я брал.
      KRL_IRK нравится это.
  3. d1nk
    Чому сразу "не будет"? Не факт, конечно, что быстро доберусь, но...

    И, да, продолжение рубрики планируется? В кои-то веки на староиграх появилось нечто, действительно достойное прочтения, про староигры
      KRL_IRK и Skud нравится это.
    1. Skud
      Да. Но не так быстро) Все ж разбираться в старых играх процесс приятный, но не спешный.
      KRL_IRK нравится это.
  4. Helmut
    Помнится, у Коррозии Металла был альбом "Компьютер Гитлер". По заголовку треда подумал было, что тут тоже что-то такое.
      Skud нравится это.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление