1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Автор: Gelior · 20 дек 2022 · ·
  1. arc0.png

    Где-то полтора месяца прошло с того самого момента, как потерпел крушение дирижабль “Зефир”, величайшее достижение технологического прогресса. Выжить в катастрофе удалось лишь злобному бандиту, отъявленному мерзавцу и просто очень плохому человеку Лорду Крампусу, а также загадочному старому коротышке, которого, правда, хватило лишь минуты на две – попросив Крампуса передать колечко некому мальчонке, старикан отдал Инносу душу. После чего пошло-поехало (но чаще шло) – путешествия, битвы, интриги, скандалы! Даже парочка “вотэтоповоротов” пришлось пережить зловредному Лорду Крампусу, пока нелегкая не загнала его в “Пустоту”, где и решилась судьба мира. Как не трудно понять, прошел я (впервые, надо отметить) легендарный Арканум.

    Впечатлений игрушка принесла массу, но удивительнее то, что большая часть из них – положительные. Чего я, честно, не ожидал. Ведь изометрические RPG конца девяностых-начала нулевых у меня вызывают стойкую ассоциацию с Baldur’s Gate и Icewind Dale. Отличные игры, скажите вы, и я не стану это оспаривать, но присутствовал в них один жирный для меня минус – не интуитивная, контрпродуктивная и, чего уж там таить, не самая приятная боевая система. Вот и об Аркануме у меня изначально сложилось превратное впечатление… к счастью, не оправдавшееся в дальнейшем. Но о боевке напишу чуть позже, сейчас же немного расскажу о своем герое.

    Как я уже упомянул ранее, персонаж мой получил биографию “Бандит”, принадлежность к человеческой расе, неплохой револьвер с самого начала прохождения и ветер в карманах. И – есть у меня такой пунктик – зудящее желание встать на путь исправления. Поскольку же в центре Арканума находится противостояние магии и технологии, то путь развития был определен мною сразу в пользу этой самой технологии. А почему бы и нет – что может быть прекраснее вооруженного Ганблейдом героя, рубящего направо-налево орков/демонов/автоматонов… впрочем, это немного из другой оперы. Ганблейдов в мир Аркунума не завезли, потому пришлось ограничиться стрелком-технологом. Дабы большую половину игры ощущать свою никчемность по отношению даже к белому негроманту Вирджилу, не говоря уже о таких чудо-богатырях как Согг и Чукка (без Гека). И в тот момент, когда Лорд Крампус собрал свою “Слонобойку”, я было вознес благодарственную молитву к небесам, но не тут-то было! Быть может, по мощи герою удалось-таки добраться до уровня Вирджила, но громилы полу-огры к этому моменту раскачались до состояния долбанных терминаторов, оставляя в бою главного героя где-то на вторых ролях группы поддержки. Что в итоге заставило меня усомниться в перспективности будущего технического развития здешнего мира.

    Но вернемся к желанию Лорда Крампуса сбросить с плеч груз прошлых грехов… После катастрофы он поклялся себе более никогда не убивать и не грабить всех и вся, чтоб многие невинные более не пали от его руки и никто не смог причислить его к союзникам сил тьмы. И помыкавшись туда-сюда по деревушке Туманные Холмы, повыполняв несколько заданий, добавив в компанию к навязавшемуся после катастрофы Вирджилу здоровяка полу-огра Согга и избавив мирных граждан от банды вымогателей у моста, Крампус вдруг с грустью осознал, что как-то уж совсем резко решился перечеркнуть свое криминальное прошлое. Ведь все деньги, попадавшие в его карман, довольно быстро обращались в патроны, а патроны в свою очередь имели тенденцию очень скоро заканчиваться.

    Сходив в Тарант и не найдя там для себя способа сорвать куш путем праведным, Лорд Крампус тяжело вздохнул и возвернулся обратно в Туманные Холмы. Где, в течение одной ночи, активно обчищал карманы спящего в своей постели кузнеца. Да, граждане Арканума отличаются невозмутимостью гранита – их совсем не смущает нахождение в собственной спальне мужчины в элегантном костюме с бабочкой, что вызывается в ночное время охранять их сон. “Подумаешь, обычное дело!” – говорит такой гражданин и спокойно ложится спать. Воруя, Крампус испытывал невыразимые муки совести, но утешал себя мыслью, что награбленное поедет на благие дела. И действительно – часть денег на следующий день вернулась к злосчастному кузнецу в виде оплаты за патроны.

    По ходу дела Лорд Крампус решился возвернуть деревенскую шахту законной владелице, после чего более шахтерский поселок он не посещал. В дальнейшем же нелегкая судьбина буквально лицом протащила героя по всему континенту, принуждая насаждать добро и причинять справедливость всем, в ком хоть на грош взор бывшего бандита улавливал признаки разложения. За время своих блужданий герой взматерел, выучился в идеале владеть огнестрельным оружием, раскачал свой разум возмущенный до отметки “18”, наловчился мастерить колечки и отливать пули, собрал наконец вожделенное “слоновье ружье” и даже развил свое красноречие, выбив олигархам Таранта выгодное соглашение с Калидоном.

    Конечно, о своем изначальном квесте он тоже не забыл, найдя “мальчонку” и передав тому пресловутое кольцо. Мальчонка же позволил Лорду Крампусу бесплатно забрать своего ручного полу-огра Чукку, ставшего выгодным приобретением для всего отряда…

    Единственное, что продолжало огорчать героя, так это титул “Живущего” и ряд обстоятельств, вносящих определенный дискомфорт в жизнь. Дело в том, что популярная религиозная секта Панария возомнила Крампуса воплощением древнего, в стародавние времена почившего эльфа Насреддина. Мол, что-то такое сказано было в их пророчестве… И вроде ничего страшного – из такого к себе отношения можно выудить массу преимуществ. Однако ж с преимуществами как-то не заладилось, а вера в возрожденного Насреддина оказалась сильна не только в Панариях, но и еще кое в ком. И Крампуса слишком много людей разом захотело увидеть в гробу – особенно, после интервью героя местной газетенке, где он рассказал, как чудом выжил после крушения дирижабля…

    Но закончим же грустную повесть о мытарствах очередного избранного, ибо затянуться это может надолго. Лучше взглянем на отдельные аспекты Арканума, ибо они отвечают как за сильные, так и за слабые стороны игры.

    Перед нами классическая, что называется, RPG в изометрии, а значит нас ожидает целая тонна диалогов и высокая вариативность событий. То есть, игра позволяет себя проходить в различных стилях – от брутально-агрессивного, до умиротворенно-пацифистского, смещающего партийную RPG в сторону адвенчуры – тут, видимо, все зависит от правильно подобранной биографии, расы и, разумеется, от прокачивания параметров красноречия и, возможно, интеллекта с красотой. По этому поводу написать ничего не могу, так как серьезно не вникал в данный вопрос, но, как доводилось читать, Арканум якобы можно пройти не прибегая к убийствам. Если это действительно так, то за подобное можно поставить жирнейший плюс.

    Я от экспериментов был далек, потому проходил игру как и любую подобную в жанре – сбалансировано: где-то старался обойтись без излишнего кровопролития, где-то работало применение божьего слова и доброты, а в кое-каких ситуациях откровенно лез на рожон. К примеру, спровоцировал владельца музея диковинок в Таранте напасть на себя, после чего позволил партийцам хладнокровно прикончить шарлатана. Правда, как показалось первоначально, ничего мне этот акт агрессии не принес, кроме фальшивой шкуры Гиганта Тихих Вод. А кому она нужна? Как выяснилось позже, нашлось применение даже такому непотребству – и не где-нибудь, а в одном из первостепенных квестов.

    Если “говорильню” здешнюю могу я оценить на один из высших баллов, то вод с боевой системой все не так хорошо. По крайней мере, все не так хорошо для стрелка. Для начала отмечу, что в Аркануме на выбор две боевых схемы – реалтайм и пошаговая. Разумеется, первый вариант позволяет в разы быстрее проводить любую битву, вот только мне от него пришлось отказаться, как только в партии героя оказалось более одного соратника. Дело в том, что в игре присутствует “френдли фаер” – нет ничего проще, чем попасть в пылу драки по своим же. От этого же у “своих” портится не только здоровье, но и отношения к герою. Опять же, я не проверял, но что-то мне подсказывает, что окончательно испортив отношение с определенным компаньоном, мы можем запросто лишиться бойца, сотоварища и прочая, прочая…

    Так что пришлось мне выбрать в итоге абсолютно не подходящую под класс героя схему с пошаговым боем, лишь изредка – в особо пиковых моментах – переключаясь на реальное время. Признаюсь, пошаговая система явно не рассчитывалась для героев-дальников (с той же “слонобойки” можно произвести лишь два выстрела за ход, пока не повысишь показатель ловкости), но, по крайней мере, позволяет не стрелять партийцам в спину. В дальнейшем, правда, когда к моим полу-ограм и некоманту присоединилась эльфийка Рейвен, разбавив собой, наконец, чисто мужскую компанию, дружеский огонь таки стал обыденностью в маленьком отряде Крампуса. Но тут хотя бы отношение к герою у пострадавших от стрел эльфийки бойцов не ухудшалось, а большего нам и не надо.

    Не только прелести боя в реальном времени лишил моего героя выбор технической специализации. Главной проблемой, что приближалась к Крампусу с каждым полученным уровнем, была одна из основных фишек Арканума – несовместимость технологии и магии. В мире игры действует одно правило – маг не может управляться с машинами, на техника не особо действует магия. Так что к середине прохождения лечение представлялось для героя сущей морокой – сколь бы сильным лекарем Вирджил не являлся, но срабатывала его магия на Лорде Крампусе от силы раза с десятого. Бывали исключения, но редко, что вынуждало постоянно таскать с собой штук пять-шесть лечебных мазей.

    Говоря о сложности боев… ее можно назвать “казуальной”. Да, проходил я “Арканум” на среднем уровне и, может быть, на высоком картина кардинально меняется, но что-то мне все равно подсказывает, что до сложности Icewind Dale “Аркануму” далеко. При этом сама система с виртуальным подбрасыванием костей, спасбросками и прочими атрибутами “бумажных ролевых игр” никуда не делась, но вот рандом здешний довольно часто играет скорее в пользу игрока. Разумеется, это не какой-нибудь экшон и прокачка имеет для боя колоссальное значение, вот только касается это в основном некоторых побочных квестов/необязательных локаций – прохождение же сюжетки не должно вызвать больших затруднений даже у новичка, осваивающего свою первую RPG.

    Сами бои я не могу назвать особо интересными – противник старается не огорошивать неожиданностью комбинаций выступающих против игрока бойцов. Более того, несмотря на заявленные изначально претензии, мир Аркануми гораздо более магический, чем хотелось бы, и враг-технолог до сих пор представляется тут зверем редким. В случайных схватках мною вовсе не были замечены бойцы с огнестрелом, в выполненных же квестах стычки с ними можно пересчитать по пальцам одной руки. А встретить в “Аркануме” какого-нибудь экзотического “техномага”, судя по всему, вообще не реально. К сожалению, мне ни разу не попался на глаза даже противник типа “инженер с автоматонами”, пусть и отдельно сражения с роботами имеют место быть.

    Чего я боялся за время прохождения, так это вороха багов, о которых мне довелось ненароком прочесть. К счастью, меня почти что миновала чаша сия, но один раз все же довелось поймать обидный глюк, когда в Тулле не появился необходимый для беседы с призраком амулет. То есть узнал я это тогда, когда собрал четыре книги в запечатанных домах, но привидение отказалось вступать с Крампусом в контакт… Хорошо, что сейчас есть свободный выход в сеть и можно достаточно быстро понять, в чем заключается произошедшая оказия, но проходи я эту игру в начале нулевых… Наверное, в этом месте все бы для меня и закончилось – разумеется, не догадайся я загрузить более раннее сохранение, а ведь именно таким образом удалось восстановить положенный порядок вещей.

    Присутствуют недоработки и исключительно полезного свойства, за которые разрабам хотелось бы крепко пожать их мужественные лапы. По крайней мере, мне самостоятельно удалось одну такую обнаружить.

    Обнаружение и обезвреживание ловушек – полезный навык почти в любой RPG, позволяющий с легкостью преодолевать многочисленные сюрпризы, ожидающие странника в храмах, лаборатория, склепах и прочих местах не общественного назначения. Но вот беда – в Аркануме непосредственно под нашим управлением находится только один герой! Неужели придется тратить драгоценные очки опыта на воровские навыки?!

    Тут-то стоит вновь вспомнить о боях. Как уже написано выше, в игре присутствует две боевые схемы, с пошаговой и реалтаймовской боевкой. Вернее, схем этих, скажем так, две с половиной: есть обычная пошаговая битва, а есть ускоренная, где пропускается анимация ходьбы. При чем тут ловушки? – Все просто. В “быстром” режиме игра не просчитывает реальные ходы героя, а как бы телепортирует его из точки А в точку В. Минуя при этом любые типы ловушек. Более того, мне показалось, что в этом режиме ловушка не сработает, даже если герой на нее встанет. Что из этого следует? Попадая в локацию, буквально вымощенную всякими капканами, просто переключаемся в “быстрый” боевой режим и спокойно, в свое удовольствие, все исследуем. Остаются, конечно, еще “заминированные” сундучки, но они-то как раз особых проблем не доставят. Уверен, описанный мною способ давно всем известен, пусть и полезность его от этого не становится меньше.

    Пожалуй, пора заканчивать – отзыв мой и так излишне затянулся, а о “Аркануме” можно рассказывать очень и очень долго. Действительно, у Troika Games вышел восхитительный маленький шедевр, не потускневший и спустя более двадцати лет. Рекомендации? – Если, как и я, вы по какой-то надуманной причине избегали данной игры, то обязательно дайте ей шанс! Вы точно не пожалеете о потраченных на нее часах. А также могу посоветовать “Арканум” тем, кто с жанром RPG знаком слабо или вовсе ничего о нем не знает – для таких людей эта игра может стать комфортным входом в богатый и разнообразный мир компьютерных ролевых игр.

    arc.jpg
    KRL_IRK, Alex Ghoust, Leiji и 5 другим нравится это.

Последние отзывы

  1. Leiji
    "За простыню о любимой игре"
    5/5, 5 из 5, оставлен 24 дек 2022
    ... ... ...
    Gelior нравится это.
  2. Topser
    "Норм"
    5/5, 5 из 5, оставлен 20 дек 2022
    Жду когда сам до этой игры доберусь.
    Gelior нравится это.

Комментарии

  1. Topser
    Не эту игру на удивление посоветовал коллега с работы. Он мало играет. И посему ему в удтвльствие, тк просто было играть!
    Теперь тоже куплена и ждет своего часа
      Gelior нравится это.
  2. Metalhead94
    Прям какой-то период культовых ролевых игр астрологи объявили - я Тормент недавно прошел впервые, человек вот к Аркануму приобщился.

    Самый большой плюс Арканума - в игре чувствуется дух большой авантюры-путешествия-приключения. Много мест, куда просто так через глобальную карту не попадешь - нужен корабль, карта прохода через горы, портал в иное измерение и т.д. И куда бы ты не попал - везде будет пачка интересных квестов (зачастую с выбором) и возможность как-то их разрулить, определив судьбу некоторых людей или даже всего поселения. Чистый Fallout'овский кайф. Дай бог долгих и счастливых лет жизни Боярскому и Тиму Кейну за такие игры. Пойду Бладлайнса наверну, Арканум не так давно перепроходил.
      Gelior и Topser нравится это.
  3. Kristobal Hozevich Hunta
    Маг - Дезинтеграция - Победа.
    1. Metalhead94
      Дезинтеграция жрет всю ману (или ровно половину, уже забыл), поэтому шибко много не надезинтегрируешь. Да и финальному боссу пофиг на этот спелл. Harm + тот спелл, который замедляет врагов и ускоряет тебя и твою команду - вот комбинация на любой случай. Ну Lightning Bolt ради разнообразия можно кинуть в особо жирных ещё.
      Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление