1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

ASIO - Xonar - GX - Xear - EAX

Автор: Leiji · 20 авг 2014 · ·
  1. cardb.jpg

    Как-то обратил внимание, что после установки вин7 у меня куда-то пропал 3D звук в старых играх. Всякие там EAX и хардварные DirectSound-ы. Один раз - решил, показалось. На Готике 2 - терпение кончилось. Это уже был не первый и не второй раз. Взялся разбираться. Кроме того, музыка в плеере после перехода на Сэвен показалась какой-то "другой" и довольно тихой. Как оказалось, проблема растет из одного и того же места.

    Вот тут написано хорошо и развесисто, с кучей ссылок на полезные ресурсы: Как вернуть качественный звук в Windows 7

    Суть статьи вкратце: звук в Семерке - унылое говно. Просто потому, что был вырезан к чертям прямой доступ к звуковухе через DirectSound. И теперь эта, не в меру умная, ОСь сама обрабатывает звук и подает его нам обезжиренным и подслащенным. Отсутствие директсаунда одновременно похоронило всякие EAXы и лишило вменяемый плеер возможности играть напрямую, минуя непрошеную "помасчь".

    От себя добавлю, что для меня это была крайне сногсшибательная новость (если эхом слышится много мата - вам не показалось). Даже спал плохо. Не то чтобы я упоротый аудиофил, но тем не менее хороший звук люблю и чувствую. Собственно ради нормального звука (но без "ламповых" камланий) брались и колонки (Microlab Solo 7C) и звуковушка (это она на картинке - Asus Xonar DX).

    Получив такой удар под дых, я припомнил, что кажется и детализация куда-то скукожилась, и звук "опластмассился". До того, я упорно убеждал себя - показалось. Даже решил что у меня садиться слух. Вот до чего довел проклятый Мелкомягк! И если на волне розовых пузырей от "наконец-то нормальной современной ОСи" я еще присматривался к ценам на нее, то теперь я затрудняюсь сказать, без ругани, что именно они с меня получат и куда.

    Итак, плохо выспавшись, я сидел на работе и строил коварные планы. В упомянутой статье предлагались варианты обхода проблемы и вот, подготовившись, ими я и занялся. Большая часть полезных вещей была взята с вот этого полезного сайта. Тут есть и обширные статьи с подробным и дотошным разбором вопросов и кучей советов на разные случаи, и нужный софт, и, не менее нужные, плагины (о которых ниже).

    1. Оздоровление музыки.

    С музыкой оказалось проще. Вот тут расписано так, как я не расскажу.

    Вкратце. У карточек от средней ценовой и выше есть поддержка ASIO (нет, не Australian Security Intelligence Organisation, а Audio Stream Input/Output) - протокол передачи данных, как раз нацеленный на то, чтобы передать звук с минимальными искажениями и задержками. В моем случае, я выставил настройки звука в виндовс так, как рекомендовали в статье. После чего выбрал в настройках ASIO 24 бита, а задержку оставил как была - 10мс (по обзорам помню, что по факту карточка и 10 не вытягивает, но для прослушивания музыки - не критично).

    Привычный фубар оказался "аудифильским" плеером и под него с сайта были скачаны два плагина (ASIO и WASAPI). Затем в настройках фубара был выставлен Output в ASIO. Всё. Начал слушать музыку и разница была настолько ощутима, что прям слёзы потекли. С мая месяца я не мог понять - в чём же дело! :cry:

    Так проблема с музыкой была решена. Уточню только один момент. Даже если у вас есть ASIO, оставьте и WASAPI плагин. Азио (или плагин фубара) на работает со звуковыми треками, у которых частота дискретизации ниже 44кГц. Например, у меня таким оказался саундтрек к Curse of Monkey Island - 22 кГц. В этом случае используем WASAPI (event) или, если глючит, то WASAPI (push).

    2. Варианты для игрового звука.

    Тут было посложнее. Дело в том, что в статьях писалось о том, что Креатив (Creative ALchemy) и Рилтек (3DSoundBack) выпустили какие-то подпорки к драйверам, которые простым рубильником on|off организовывают перехват запросов игры к безвременно почившему "прямозвуку" и передают их в заботливые руки собственного драйвера, минуя нонешний "кривозвук". Отдельно отмечу, что если креативовская приблуда вроде как и правда работает, то про рилтековскую отзывы были сомнительного толка. Но как бы там ни было, у меня то - Асус Ксонаръ...

    Сначала очень грустил и думал, что придется взять какую нибудь креативу за 100 узких полосок. Хотя креативу я очень не хотел и не хочу... Да и сотня полосок, она как бы карман совсем не тянет и ей есть много всяких применений, кроме идиотской внеплановой покупки бесполезной звуковухи, которую я не хочу (в крайне призрачных планах был разве что Асус поколением выше - Xonar Phoebus). Стал копать интернет.

    Например, обзор моей сладкоголосой красавицы: Звуковая карта ASUS Xonar DX.

    Оказалось что у Асусов не всё так плохо. У них есть штука под названием GX. Если ее активировать в панельке управления звуковой, то будет точно так же как описано выше (перехват и передача). Кроме того (как выяснилось опытным путем) не обязательно быть "строгим пуристом" (вроде меня) и тереть из автозагрузки менеджер звука (т.к. именно он стучит в шаманский бубнъ, подманивающий пугливый звук для перехвата). Хотя саму панельку всё же стоит вытереть из автозагрузки - дурацкие "красивости" занимают несколько десятков мегабайт памяти и нагло жрут секунды процессорного времени. Кроме того, панелька после автозагрузки бесцельно расходует около полутора десятков пикселей драгоценного места в трее... Это просто непоправимо травмирует "внутреннего пуриста"!

    Пройдя через многократные проверки и перезапуски, я добился того, что в Готике 2 заработал и EAX, и DirectSound. Для этого оказалось нужным всего то включить GX и не выключать менеджер звука (aka HsMgr и HsMgr64). Вот такой вот happy end.

    Впрочем, поиграть с EAX и "3-мерным прямозвуком" не получилось. Стимовскую Готику 2 пришлось перевести в режим совместимости и запускать с правами админа (любое из этих действий приводит к пропаданию перехвата). С другой стороны, есть GOG-версия. Она работает без совместимости и, соответственно, в ней можно играть со старинным (как оказалось!) 3D звуком.

    Сам я пока играю с пресетом карточки Game и Miles Fast (часто используемый, во времена около 2000 года, эмулятор трехмерного звука; качество - среднее, бывают искажения, зато шустрый). Пока впечатления средние, но терпимые (итоговых - нет).

    Драйвера для звуковых карт Xonar

    Последние драйвера от ASUS на текущий момент: Xonar DX driver for Windows 7 32/64bit - Version: 7.0.8.1821 (03.10.2013)

    Альтернативные (и обновленные) драйвера: UNi Xonar v1.72 (06.01.2014)

    ...из слов, вынесенных в заголовок, забыл упомянуть только Xear 3D Virtual Speaker Shifter - виртуальные 7.1 колонки. Именно эта технология отвечает у Ксонаръ за позиционный 7.1 звук на наушниках и 2-х колонках.

    ...и, да, если кому-то слышаться отзвуки мата уже в заголовке, то он ошибается. Это - камлания с бубном :blum:
    6y3eJIok, Goblinit и Grongy нравится это.

Комментарии

  1. Leiji
    Дополнение к записи: про звук в Gothic II

    Вчера, после того как столько написал про волнительные обстоятельства моего детективного расследования об исчезновении звука в вин7, решил всё таки разобраться каков звук с разными настройками в самой Готике 2. Т. с. придти к каким-то итоговым выводам.

    Как писал выше, Miles Fast - вполне быстрый, но довольно низкокачественный вариант 3-мерного звука. А псевдо-7.1 от Ксонара лишь дополнительно "выпячивает" звуковую сцену. Отдельные звуки (заднего плана) лучше слышно и они четче позиционируются. Но если звук искажен, то этот DSP только удвоит насилие над ушами. Без него звук тише, мягче, нежнее и пластичнее. Перехожу на субъективные категории, т.к. мои уши сугубо субъективные :) Собственно, пришел к выводу, что к черту все эти DSP из Асус-панельки.

    Уточню про искажения, как проверяется и какие звуки интересны. Самый простой способ проверки, найти постоянный источник звука (оратор в храме, шушуканье в подворотне, чирикающая птичка) и повертеться вокруг, прислушиваясь к звуку. Искажения с оратором (Вардас): если применять ксонаровский "улучшайзер", то он начинает громко орать, тогда как все остальные звуки - на нормальном уровне. Видимо, дело в том, что пока я болтал с людьми в толпе, он находился на заднем плане (сцена перед памятником), поэтому DSP доблестно усилило этот, и так не особо тихий, источник звука.

    В плане хорошей передаче тихих бэк-звуков интересны шаги нашего героя по мостовой. На Miles Fast она очень плохо слышна и "улучшайзер" скорее ухудшает ситуацию.

    Но самый вопиющий случай: чирикающая птичка на большом дереве перед спуском в порт (возле магазина Маттео). Она просто отвратительно рипит, т.е. искажается уже не звуковая сцена, а вообще сам звук. Именно такие искажения (рипения, хрип) мне и раньше встречались на Miles Fast (в других играх) и за это я его не люблю. Никакими ксонаровскими DSP это не лечиться, скорее наоборот - усиливает рипение нещасной чирикалки.

    Так как рипение уже реально раздражает (ошибки 3D сцены еще можно пережить), то поискал варианты решения. Пробовал решить двумя путями: используя другие драйвера звука в игре и применив найденный в инете патч 3D звука.

    Сначала, по поводу патча. Он не только бесполезен, но и вреден! Т.е. да, он делает доступным "прямозвук" и, с помощью хака, перенаправляет его в OpenAL, но... Например, пресловутую птичку на большом дереве этот драйвер вообще убил. Отличное решение! Нет птички - нет проблемы! И шагов героя совершенно не слышно... Т.е. не знаю, что там делает этот драйвер хорошего, но то что он обедняет звуковой фон, теряя отдельные звуки - факт. Выбросил в мусор.

    Теперь про другие драйвера. Если для кого секрет, то в Готике 2, кроме Miles Fast, DirectSound HW и EAX 2, есть и другие драйверы. Просто они не тестировались и скрыты в настройках. Поставив нужную 1 в gothic.ini, мы получаем, кроме этих трех, еще целый ворох драйверов (около десятка). Впрочем, подходящих (не требующих поддержки DirectSound ОСью и железом) меньше - 2-3.

    Собственно, из них я пока посмотрел два: Dolby Digital и RSX 3D. Первый работает более или менее. Где-то лучше Miles Fast, где-то - хуже. Мне его звук показался каким-то "трубным" - словно, звуковую сцену сунули в трубу. Бэк слышен четко, но гулковато. Шаги героя пропали. Вообще звук вполне трехмерный, но какой-то "обедненный". Слушал его и в самостоятельном виде, и в улучшенном с помощью DSP, но толку - 0 (всё приблизительно так же, как и в случае с Miles). В итоге - вычеркнул.

    Второй - довольно интересное решение. По ходу дела, припомнил, что с ним я уже тоже сталкивался и получал схожие результаты... Но, всё по порядку. Этот драйвер корректно обработал чириканье птички! Вообще, я не смог придраться к его работе (за короткое тестирование) и остался очень доволен. Но, увы, только звуком. Дело в том, что игра с этим драйвером начинает ощутимо дергаться, герой бежит с периодическими рывками. Причем, дальность вида никак не влияет на эти рывки (влияя на фпс). Готика 2 вообще даже на сравнительно новом компьютере умудряется в городе проседать до 40 фпс и даже чуть ниже. А этот драйвер, мне кажется, отъедает еще пяток фреймов.

    Но как бы там ни было, я не заметил четкой взаимосвязи между фпс и рывками. То ли встроенный счетчик не успевал отследить, то ли рывки происходили уже после обработки кадра - сложно сказать, не копал. Но рывки есть, а фпс ниже 38-39 не падал. Причем, вспомнилось, что похожие рывки я уже встречал в других старых играх, которые просто не могли тормозить на моем железе. Появлялись они точно в тот момент, когда пробовал этот драйвер 3-мерного звука.

    Могу лишь высказать предположение. Про RSX писалось, что его обработка звука (а она процессорная, не привязанная к чипу какой-либо звуковой карты) зависит от мощности процессора (Intel делал же). Т.е. чем мощнее процессор, тем больший с него спрос. Ну и, предположительно, лучше позиционность звука на выходе. По факту - правда, птичка чирикает отлично. Но вот процессор оно нагружает либо слишком сильно (пока не проверял загрузку), либо, удивляясь невиданной мощи, разевает рот так сильно, что челюсть заклинивает. Ну а пока оно себе ее вправляет, происходит рывок. Проще и условно говоря, либо ошибка нагрузки, либо ошибка синхронизации.

    RSX 3D мне понравился. Но рывки не лезут ни в какие ворота. Это ж еще не боевка... Попробую еще посмотреть, может и получиться как-то его вразумить. Ну и еще в планах глянуть DirectSound SW. Как бы тот же "прямозвук", только под процессор, а не под поддержку "прямозвука" в звуковой карте. На самом деле, соотноситься приблизительно так же как софтварный рендер 3D и нормальный, железячный. Т.е. неизбежны ухудшения в силу того, что процессор и без этих всяких ваших звуков занят важным делом. Поэтому, чтобы звук был, нужно его нагружать незаметно и несильно. Ну, как в случае с Miles Fast (эдакий FastFood 3-мерного звука)... Впрочем, посмотрим :)
  2. Teron Lifeslayer
    Нормальный EAX можно только на Creative получить и только на аппаратном.
      Leiji нравится это.
  3. Evil Snake
    Столкнулся с этим вопросом, решив несколько лет назад перепройти Metal Gear Solid 2 Substance. Без танцев с бубном (а иногда и после них) на семёрке в игре звук отсутствует напрочь.
    Учитывая, что с видеокартами от NVidia в ней ещё и текстуры пропадали на настройках выше среднего (что, впрочем, наблюдалось уже и на момент релиза), повторного прохождения так и не случилось.
      Leiji нравится это.
  4. Leiji
    Teron Lifeslayer, вариант взять всё таки креатив остается. Не уверен, что это решит все вопросы по играм. И качество звука на выходе часто ругают (не знаю, насколько правомерно и насколько мои уши способны это расслышать). Но было бы интересно посмотреть на работу Алчеми... Увы, пока нет возможности выкинуть ради интереса 100 с хвостиком полосок... А так - посмотрел бы в сторону Creative Audigy Rx (~106$) и Creative SB Z 5.1 (~120$).

    Evil Snake, если всё сложиться благоприятно, то МГС2 где-то в следующем году посмотрю. Заодно и со звуком поразбираюсь. Ну и сравню с PS2 версией.
  5. Teron Lifeslayer
    Второе отстой софтовый, а первое просто отстой, собранный из обрезков.

    Берется старый PCI X-Fi за копеечку на барахолке.
      Goblinit и Leiji нравится это.
  6. Goblinit
    Очень Душевно. Благодарю, отлично расписано :good:

    [​IMG]
      Leiji нравится это.
  7. Leiji
    Goblinit, - спасибо, друг :) Курить - не курю, но бокал явно был с чем-то очень вкусным ^_^

    Teron Lifeslayer, спасибо за идею с барахолкой! Вечно забываю :(

    Но у меня какое-то предубеждение против PCI на новых чипсетах Интел, где они реализованы по legacy принципу. Как когда-то ISA. Неужели ни на что не влияет использование и это всё придумки? Да и в новой материнке их скорее всего вообще не будет...

    И второй вопрос: а какой из X-Fi рекомендуешь? Fatality?
  8. Leiji
    2-ое дополнение к записи: Gothic II - ultima ratio

    Вчера снова возился со звуком. Т. к. RSX нравился звучанием, но расстраивал рывками, то полез изучать что-такое из себя представляют файлы M3D. Было, например, интересно, почему у всех M3D файликов размер 60-80 Кбайт, а у RSX - 380. В этих файлах, по моим догадкам, хранятся какие-то данные по трехмерному позиционированию звука :unknw: Опознавалки расширений вообще убеждали меня, что это 3D модель. Копался я, копался, ну и, как водиться, ответ нашелся, причем случайно и совершенно из других степей.

    В один из поисков я забрел на отличный сайт, причем сразу на самое интересное - Gothic ½ SystemPack. Судя по описанию, это системный мод, который изменяет работу камеры, 3D звук и так далее. Причем аккуратно, не добавляя "отсебятины". Я пока его не устанавливал, сохранил на случай будущих глюков. Хотя вещь очень интересная и всем, кто хочет поиграть в Готику, Готику 2 и Ночь Ворона на новой системе - рекомендую попробовать.

    Сам же я полез копать дальше - меня заинтересовали материалы сайта. Отыскал там Технические вопросы и почитал. Эту тему я также рекомендую к изучению всем, кто собирается поиграть. Особенно меня заинтересовал вот этот пассаж:
    Отключения оверлея уже было проверено - не помогло. Поэтому оптимистично включил GX и полез делать ярлык. Получилось! Игра стартует с ярлыка без проблем и ошибок, - как новая, так и сейвы. Подхватился DirectSound HW. Птичка чирикала как положено - так же, как в RSX. Остальные звуки - тоже в норме. EAX 2 не проверял - просто забыл. Думаю тоже всё пройдет нормально (нужно будет сравнить ради интереса).

    Так что разницы между версиями GOG и Steam нет. Дело в работе через клиент стима. "Спасибо" ему огромное за то, что не добавляет глюков и заботиться о нашем здоровье :banghead:
      6y3eJIok нравится это.
  9. Goblinit
    Leiji, рябиновое :yes:

    касательно x-fi - у самого стоит аудиджи ещё самая первая в новом компе. алхимию не пробовал, но курсе, что работает. Вообще, именно поэтому я принципиально не играю на новом компе :)
      Leiji нравится это.
  10. Goblinit
    у меня тут очень вапжный вопрос: готика первая - очень требовательная к видеокарте? а вторая? а балдурс гейт первый? ну чисто по впечатлениям.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление