1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Дота уничтожила RTS

Автор: 6y3eJIok · 31 июл 2022 · ·
  1. Довольно часто слышу и читаю в разных обсуждениях и статьях такое утверждение, что Дота, якобы, уничтожила или добила RTS. На мой нескромный взгляд это поверхностное утверждение от людей не в теме. Так как я люблю RTS и застал расцвет Доты - попробую объяснить что с этим утверждением не так.
    Начать стоит с того, что RTS в своей сути - жанр двойственный, дихотомный. В нем всегда (если точнее - с WC2 и C&C) было два лагеря - любители синглплеер кампании и любители сетевого скримиша (скирмиша? чертногосломное слово). Между собой они пересекаются слабо. Те, кто любят играть в кампанию почти никогда не играют в мультиплеер (ибо больно), а тому, кто увлекается мультиплеером, в кампании попросту скучно. Какое между ними соотношение? Десять к одному, десять к двум, не больше.
    Второе. Я начал играть в rts с 97-го и активно ходить по компьютерным клубам с 99-го. Так вот, в 99-м эта волна первоначальной популярности, поднятая двумя талантливыми студиями Blizzard & Westwood, уже во многом спала. Да, в rts много играли, но играли в основном дома и в кампанию. В клубах RTS-скримиш по популярности ничем не выделялся среди десятка других игр. Люди играли в Driver, Fifa-98, GTA, Half-Life и Quake 2 наравне со Starcraft и AoE2. А когда в клубах появился Counter-Strike - про мультиплеер в rts все забыли.
    Почему так произошло, что rts легко уступили место CS и другим играм? Элементарно, CS - это быстрый (это важно), легкий, фановый дофамин с минимальным ударом по самолюбию. Мы победили - я был крут. Мы проиграли - я был крут, а команда подвела. Тогда как rts - дофамин медленный и тяжелый, это почти как спорт. Вот я отдаю деньги за свой час, трачу 20-30 минут на одну игру, а потом с треском проигрываю. И это я, ЛИЧНО Я, оказался глупее, медленнее и хуже, поэтому бесполезно скулить и наматывать сопли на кулак, надо тренироваться побеждать. Не зря выше написал "увлекается мультиплеером", потому что этим нужно увлекаться, иначе постоянно будешь получать в нос.
    К моменту выхода Warcraft 3 все уже давным-давно забили на скримиш в rts. Конечно встречались отдельные индивиды-киберспортсмены, ходившие по рядам и искавшие себе жертв. Я пытался подсадить своего друга, с которым мы до этого играли в Starcraft, на WC3 (мне нравился WC3). Мы сыграли пару раз - и все. А кроме нас мало кто пытался играть в WC3.
    Такая ситуация напоминает отношения между Quake 3 и Counter-Strike. В Q3 играли "специалисты", в контру же играли все.
    И вот проходит еще два-три года после выхода WC3, в клубах появляется Дота - и моментально уделывает все остальные игры по популярности.
    Внимание вопрос - каким образом Дота повлияла на популярность rts? Да почти никаким, влияние минимальное. Немногочисленные и почти не пересекавшиеся с на основной массой игроков специалисты-мультиплеерщики продолжали играть в выбранные rts, ездили по соревнованиям, а rts-домушники - продолжали играть в свои уютные кампании. И к моменту появления Доты массовая популярность rts уже давно прошла. Да, по прежнему выходило много разных rts, но при этом существовал огромный разрыв между реальной популярностью rts, и популярностью мультиплеера, ожидаемой менеджерами Microsoft при разработке какой-нибудь Age of Mythology. Жанр был перегрет, он был перегрет еще в 98-99, но те, кто смотрел на Blizzard с Westwood и хотел "так же богато", об этом не задумывались.
    ....
    C большим основанием можно было бы сказать что Дота "уничтожила" Counter-Strike. Ведь по своей сути Дота намного ближе к Counter-Stike, Team Fortress и Overwatch, чем к классическим rts. И конкурирует она с ними в первую очередь, а не с rts.
    GreenEyesMan, DJKrolik, unreal doom и 7 другим нравится это.

Комментарии

  1. Sylvius
    Просто RTS перестал вписываться в рынок =)

    Скорей нужно писать так: Technosoft & Westwood & Blizzard, так как в начале своего пути а Blizzard это всего лишь милые подражатели Западнолесья. В этой паре первыми были Westwood.
    Обычно имеют ввиду не гиDotу, а в целом направление MOBA-игр, а обе её вехи это карта AoS на SC и карта Dota на WC. Обе игры RTS, плюс если поглядеть на одну RTS-игру, на которую я в прошлой (и которая как и Дюнка тоже вторая) строке намекнул, то сходство будет крайне любопытным.

    А в угасании тех или иных жанров или игровых направлений обычно лежит комплекс проблем. И конечно это сильное упрощение назвать убийцей жанра конкретную игру или игровое направление.
    1. Просмотреть предыдущие ответы...
    2. 6y3eJIok
      По мне так пик у них тоже прошел, сейчас они стабильно существуют только за счет лояльной аудитории, как и rts.
    3. rusty_dragon
      Незнаю-незнаю. Именно поэтому вместо новой одиночной игры Беседка развивает TES: Online. Я не слежу, но как мне кажется ММО сегодня очень успешны.
    4. rusty_dragon
      Тут ещё важный момент, что вместо того чтобы сказать что пик прошёл RTS объявили мёртвым жанром. И перестали давать на него деньги.
  2. ZaRR
    От невменяемых людей слышали..
    Разумеется с твоими утверждениями согласен. Напоминает когда сравнивали Quake 3 и UT99. Жанр тот же, но разный подход, хотя оба прекрасны.
    Дота в Warcraft 3 всего лишь любительская модификация, а то что потом отдельные игры стали появляться как moba жанр это приемлимо, лишь бы баланс был и без этих всяких разноцветных красок и попсовых героев.
    Стоит вспомнить хотя бы раннюю Heroes of Newerth, идеальна была, сломали и что-то там допиливают.
    Сам не игрок доты, но советую глянуть Demigod, который надеюсь однажды будет у нас на сайте.
    1. 6y3eJIok
      Не имею ничего против попсовых героев и ярких красок, особенно в этом жанре.
  3. Кишмиш
    Я тут смотрел как в старкрафт 2 играют "знающие толк" и да, это вполне сравнимо с "высокоуровневым" Quake (типа CPMA) в плане как комплексности игры, так и требовательности к игроку на всех фронтах.

    Так что вполне натурально, что "далеко не все" имеют страсть именно в такое погружаться и прочее.
    1. Просмотреть предыдущие ответы...
    2. 6y3eJIok
      Вот на мой взгляд это как раз главная причина, по которой проваливаются все попытки сделать типично дэфматчевые игры. Человек заходит и его выносят со счетом 25:0.
      Дота, кстати, сейчас оказалась в похожей ситуации. Она набирала популярность во времена попроще, когда нубство, клубные компании и постоянные патчи с балансировками и новыми героями более-менее уравнивали шансы. Сейчас новому игроку, особенно одному, во все это вкатиться сложно.
    3. rusty_dragon
      Тут есть другая неприятная проблема. Манагеры-корпорасты не желающие конкуренции своим онлайн-помойкам намеренно стигматизируют и дискредитируют хардкорные игры. Создают отрицательный естественный отбор.

      Если раньше Квака это было круто, как и повышать свой навык. То теперь это "ужас-ужас где одни папки-задроты играют". Это лишает хорошие соревновательные игры массовости и притока свежей крови.
    4. Кишмиш
      забыл добавить "и вообще токсичные"

      :D
      rusty_dragon нравится это.
  4. Кишмиш
    А насчет самой MOBA типа Доты.

    Да, когда ВООБЩЕ ничего про нее не знаешь, только тот факт что "изначально - мод к третьему Варику", то и думаешь автоматически "ну наверное это что-то типа упрощенной ртски.. ясно понятно".

    Хотя по факту это мультиплеерная aRPG скорее. ВотЪ.
      6y3eJIok нравится это.
    1. 6y3eJIok
      Командная, что важно.
      Кишмиш нравится это.
  5. Кишмиш
    Ой, давайте я еще смешнее скажу.

    Жанр (что "аренный фпс", что "мульт ртс") убили... деньги! :crazy:

    Ну серьезно, вполне такая простая цепочка логики получается.

    1. афпс и ртс слишком высокий порог вхождения и миллион остальных причин почему много людей не будут этим интересоваться. в тч потому что игроиндустрия стала сама больше
    2. "пришедшие на смену" имеют качество из-за которых "гораздо гораздее" в плане охвата аудитории и тд
    3. в итоге все киберспорт мероприятия, спонсорство и тд переобуваются туда, где "всего больше", а значит и выручки
    Изи-пизи! :umnik2:
      Topser нравится это.
    1. Кишмиш
      особенно это заметно сейчас, в "стримерскую эру"
    2. [Rock]
      Тут можно вспомнить, что Blizzard забили на Heroes of the Storm, потому что она не принесла много денег и не могла конкурировать с DotA.
    3. Terronezov
      HotS имела шансы конкурировать, но всё упёрлось в задумку (развивать кроссовер, как самостоятельное произведение - это такая себе идея) и политику Activision Blizzard. Недавно сказали, что никакого нового контента там не будет. Но поддерживать намерены.
      [Rock] нравится это.
  6. Terronezov
    ИМХО мелкое.
    МОБА стала зарождаться ещё тогда, когда стало потихонечку понятно, что РТС потихонечку загибается. Хотя казалось бы, всё идёт нормально: были MMORTS; Релики кое-как изголялись со своей формулой Company of Heroes; ну, а Близзы пытались как-то прощупать свою почву во время разработки второго Старкрафта. Петроглифы, бывшие Westwood, что-то делали. Можно что-то вспомнить из инди, но там всё позабылось. Я уже не помню, что у инди-разрабов было из стратегий в реальном времени.

    В начале десятых, когда стала выстреливать Лига Легенд, в ход пошли эксперименты по созданию мультиплеерного РТС по подобию Мобы. У Реликов CoH 2 был больше мультиплеерной РТС, которая пыталась в плане монетизации подражать Лиге Легенд, а потом Смайту. Ну, и второй старкрафт начал тоже двигаться в этом направлении. Единственные, кто держались особняком - это C&C. Третий Ред Алерт и Тибериумные войны были сделаны по старинке. И то, ненадолго. Сначала Тибериумные Сумерки нагрянули, с рядом специфических нововведений. Затем франшиза уехала на смартфоны.

    А потом жанр мультиплеерных арен стал отваливаться от рынка. Были мобы по Марвелу, DC (Ininite Crisis называлось), всякие Shards of War... Dawngate, Strife. Да, есть старый шутер Страйф, а была ещё моба под названием Страйф. Но все эти аналоги доты и лиги сдохли. Потому что в плане прибыльности и популярности не могли потягаться ни со Смайтом, ни с Лигой Легенд, ни со второй Дотой. Конкурировать с ними проблематично. А затем и они ушли в тень, так как мода меняется, и на смену МОБА пришли то выживачи, то королевские битвы. Плюс, с Востока стучатся условно-бесплатные игры с лотереями.
      6y3eJIok нравится это.
    1. Просмотреть предыдущие ответы...
    2. Terronezov
      >Релики копировали с ДОТЫ.

      Ладно, я хреново высказался. Релики не копировали с Доты.
      Они с Лиги брали только модель монетизации для CoH 2. В игре встроен магазин и система получения опыта для аккаунта, и это всё.
      Первая CoH была сама по себе, и была больше близка к варгеймам типа того же Вархаммера. И вторая тоже.
    3. rusty_dragon
      Вот что на самом деле можно назвать достижением ДОТЫ, которое у неё потом пытались заимствовать так это удобный матч-мейкинг и игровой формат.

      В вэлвовской ДОТА игрок приходит после работы, нажимает одну кнопку поиск матча, сразу загружается в игру. Играет короткую сессию минут 30 и свободен. Это ОЧЕНЬ подкупает игрока.

      И именно это пытались повторить в Shogun 2 Total War и Company of Heroes 2. Получилось в целом неплохо.
      Terronezov нравится это.
    4. rusty_dragon
      Монетизация это вообще из другой оперы. А получение опыта для аккаунта было ещё в самых первых RTS. Просто детальную статистику сделали. Монетизация кстати уже с подачи СЕГИ была сделана, которая и закошмарила студию после покупки.

      Я понял о чём ты, но CoH всё же чистокровная RTS, как и реликовский вархаммер. Все признаки классической RTS налицо. Варгейм это отечественная "В Тылу Врага", когда в неё масштабность добавили.
      Terronezov нравится это.
  7. rusty_dragon
    Любители сетевых баталий или битв.
    1. 6y3eJIok
      Не передает специфику.
    2. rusty_dragon
      Любители режима "Перестрелка"? :)
    3. 6y3eJIok
      Звучит как та картинка c "Hello fellow kids"
  8. rusty_dragon
    В целом всё верно. На постсоветском пространстве миф о том что Дота убила RTS возник из компьютерных клубов. Тогда фанатов варкрафта очень радражали ДОТА-школьники, которые звали играть в варкрафт, а это оказывалась Дота. Именно тогда и из-за этого Доту стали называть калом.

    Хотя есть ещё другая сторона монеты. Я давно наблюдаю системное явление что многие игроки в RTS и варгеймы от скуки и отсутствия игр "спиваются" играя в ДОТУ.
      Terronezov нравится это.
    1. Просмотреть предыдущие ответы...
    2. rusty_dragon
      Т.е. по вашему опыту и до ДОТА стратегии не имели большой популярности у широких масс? :)
    3. 6y3eJIok
      Одиночные кампании были умеренно популярными. Соревновательный мультиплеер был совсем не популярен.
    4. rusty_dragon
      У меня тоже примерно подобный опыт. Что массовые игроки в клубах как после так и до появления ДОТА стратегиями не особенно интересовались. Вот Диабла 2 пользовалась значительной популярностью, как и ряд АРПГ данжен-кроулеров, таких как Sacred, вышедших после Диабло 2.
  9. DJKrolik
    Никогда не слышал такого мнения, насчет влияния доты на ртс. Наверное потому что в доту не играл, а в ртс по большому счету закончил играть на пике популярности Варкрафта 2, ну еще был Тибериум Сан конечно, потом уже было неинтересно. Я даже в Старкрафт не успел поиграть - совершенно пропал интерес.
    Имхо, ничто не могло так сильно повлиять на RTS, как сами RTS, которые в принципе всегда были одинаковые. Жанр как жанр умер (устоялся) еще в 90-х. Я имею в виду конечно конкретный поджанр, варкрафты, дюны и комендконкверы всякие.
    Какое там вообще могло быть развитие и спасение? Сейчас разве есть какие-то флагманы уровня 90-х?
    Кста, про шутеры нет такого мнения? Типа ПУБГ че-то там добил? :rolleyes:
      Kristobal Hozevich Hunta, 6y3eJIok и nilegio нравится это.
    1. Просмотреть предыдущие ответы...
    2. DJKrolik
      @Кишмиш @rusty_dragon не, вы не поняли, я ж вообще завязал. Были какие-то наверное попытки установить Варкрафт 3 или Дженералс, но я уже даже этого не помню, просто жанр полностью перестал быть интересен.
      А шо, разве были вопли про нехватку сингловых FPS? По-моему они как раз стабильно продолжали выходить, в последние десятилетия правда жанр немножко отлакировался в не лучшую сторону, но все равно их много делают же?
    3. Кишмиш
      ну да, было что-то вроде "кругом сплошной мульт, ничего кроме Wolfenstein New Order не завезли", потом к нему добавился новоДум, сиквел новоДУма и тд
    4. Kristobal Hozevich Hunta
      Кстати, да, вот подумал тоже:

      После Старкрафта все RTS как отрезало, хотя в него рубился от души.

      В Варкрафт 2 потыкался, но не зашло.

      После первой Цивилизации ни одно продолжение не зацепило.

      После Принца Персии с удовольствием зашли все Схватки с судьбой и Два трона (кроме ДОСовского Принца Персии 2).

      Герои Меча и Магии: вторые - супер, третьи - хорошо, всё что после - ну никак.

      Систем Шок 2 - на ура. Биошоки - так себе, пробежал и забыл. Систем Шок 1 - не осилил.

      Фаллауты 1, 2 - на ура. 3 и Вегас - неплохо.

      Сталкеры первые - все супер. Моды - никак.
  10. GreenEyesMan
    Играл, играю и буду играть (если время появится) в реалтаймовые стратегии. И плевать мне на то, что модно. ААА студии не выпускают стратегии, но они вообще перестали что-то толковое выпускать, а в инди секторе можно все найти. А уж в свободных ПОхах разгул большой. Одна 0AD пусть до сих пор в альфе чего стоит.

    Но я не согласен с утверждением, что те кто играет в компанию не играют в мульту и наоборот. Это не так. Сюжет многих компаний оправдывает их "легкость" прохождения. Да и не всегда это легко и просто. Я вот до сих пор последнюю миссию за серую слизь в... "Grey Goo" так и не прошел. Ну ни фига она не легкая (по сравнению с остальными миссиями).

    А если взять фанатские проекты. То как пример адских замесов - Ментал Омега версии 3.5. Даже первая миссия за любую из сторон даст, извините, просраться. Боты там жесткие. В новой версии уже понерфили и можно наслаждаться сюжетом (в стиле самты-барбары).
    У фанатов часто искусственные идиоты соображают лучше, чем у студий разработчиков. Надо будет как-нибудь за описание таких игр взяться (хотя и времени нет и не читает ни кто).
      Terronezov нравится это.
    1. 6y3eJIok
      Фанатские и некоммерческие проекты почти всегда сложнее. И какой бы сложной кампания не была, это не приближает ее к игре с человеком.
      GreenEyesMan нравится это.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление