1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Готический роман XVIII века

Автор: Leiji · 18 ноя 2013 · ·
  1. -- Часть 002 --

    Понемногу читаю готические романы, повести и рассказы. Ранние романы - это скорее повести, первым большим романом я бы назвал тот, который читаю сейчас: "Роман в лесу" Радклиф.

    Прочитано:
    Гораций Уолпол [Horace Walpole] (Великобритания / 1717-1797)
    Замок Отранто [The Castle of Otranto] (1764)
    -- читается вполне нормально. Но и только. Интересной эту книгу сложно назвать по нынешним временам. Эдакое переходное произведение между средневековыми повестями и современными.

    Жак Казот [Jacques Cazotte] (Франция / 1719-1792)
    Влюбленный дьявол [Le diable amoureux] (1772)
    -- читается уже гораздо легче и с большим интересом, чем повесть Уолпола. Занятно было наблюдать сам процесс соблазнения. Концовка - слаба и надуманна, автор как может ее оправдывает в эпилоге. Главный довод: нашей нации не достойна изначальная задумка... Кошмар :fool:

    Уильям Бекфорд [William Beckford] (Великобритания / 1760-1844)
    Ватек [Vathek] (1786)
    -- наиболее интересное произведение из прочитанных. Стилизация под восточную сказку заинтересовала мало, но вот попытки психологизма - замечательны. Ватек, мятущийся между Магометом и Гяуром - интересен. Есть попытки обрисовать процесс морального падения на примере Нурониар. Есть первые элементы действительно страшного и отвратительного. Также есть элементы комического. В итоге - впервые повесть читалась с большим интересом и иногда тяжело было оторваться. Концовка тоже хороша... И именно ее я смутно помню - возможно, я когда-то давно читал эту повесть в каком-то сборнике.

    Плюс прочитал ворох мелких рассказов из сборников:
    • Комната с призраком (антология; Английская демоническая повесть 1765-1840);
    • Соната дьявола (антология; 18-20 вв.);
    • Французская литературная сказка XVII — XVIII вв.;
    • Вампир. Английская готика. XIX век (антология).
    По большей части - рассказы крайне неинтересны и посредственны. Есть несколько (например, "Нимфа ручья") больше похожих на сказки и которые сложно отнести к интересующей меня теме (зарождение жанров мистики, ужасов и фэнтези), пусть сами сказки и замечательны. Но хочется отдельно отметить один: "Аббатство Клюндэйл" Натана Дрейка. Пусть он и 1804 года, но не стал уже откладывать. Очень красивые пейзажные сцены, хороша передача настроения. Только концовка - скомканная и никакая.

    Сейчас взялся за:
    Анна Радклиф [Ann Radcliffe] (Великобритания / 1764-1823)
    Роман в лесу [The Romance of the Forest] (1791)
    -- это уже почти современный роман. Правда, у Радклиф та же проблема, что и у Дрейка - концовка (по слухам) скомкана и рационально объясняют всё таинственное. В итоге у нее скорее триллеры: напряженные, полные действия и сюжетных поворотов. Начало мне очень напомнило французские романы Бальзака и Стендаля... А вот дальше - прямо как современные боевики: что ни предложение, то действие. "Пошел, увидел, сказал, сел, подумал"... Тем не менее, пока рано делать выводы - сначала нужно дочитать :rolleyes:
    Лорд Лотар, Gamerun и Dimouse нравится это.

Комментарии

  1. Лорд Лотар
    Занятно. А что можно сказать об этом в сравнении с творчеством Эдгара По например?
    Кстати - Э. Т. А. Гоффман уже прочитан, я погалаю? В частности - Песочный человек.
  2. Leiji
    Лорд Лотар, отбирал во основном авторов, которых не знаю / не читал. Например, все попытки в своё время найти Уолпола или Радклиф окончились ничем (или не умел искать). "Ватек", мне кажется, я читал, но настолько давно (где-то лет 15-17 прошло), что запомнились только финальные, наиболее впечатлившие, образы.

    Сама эта идея (почитать "старьё", причем не классическое, а малоизвестное) пришла, когда я читал Лавкрафта. У него есть эссе "Сверхъестественный ужас в литературе" (очень рекомендую), откуда я узнал очень много незнакомых мне имен (Уолпол, автор "Ватека", Лорд Дансени и т.д.). Тогда их сразу не получилось найти и почитать, потом как-то перехотелось, но идея осталась и постепенно вот дошли руки начать читать (хотя уже, конечно, не совсем по списку из эссе). Радклиф, например, мне знакома по упоминаниям ее в тексте и примечаниях романов Бальзака, Стендаля и др.

    По и Гофман - это классика. Их я, правда, не читал именно в присест: "прочитать переведенного Гофмана" или "прочитать По", как было с Лавкрафтом или как делаю сейчас. Но прочитал всё, что смог найти (тогда была только бумага и не было интернета :yes:).

    Последнее, что прочитал сравнительно недавно был "Эликсир Сатаны" Гофмана. Из прочитанного до того, мне больше всего запомнилась повесть со словом "горшок" в названии. С волшебным горшком, двумя девушками, выбором между волшебством и мещанством - очень зацепила в школьные годы. И про Циннобера - тоже увлекательно было. "Песочный человек" - я точно читал, но, увы, помню его не так хорошо. Там не про человека, у которого внутри были песочные часы и которые менялся от утра к вечеру? Вспомнилось, что еще был похожий советский мультик (интересно, они связаны? :rolleyes:).

    По - один из любимых писателей. Он мне попадался в 4-х тт. избранного и т.д. Поэтому, наверное, все главные вещи читал. Его стихи, его повесть про умершую и воскресшую возлюбленную, про черного кота - это просто нечто, что формировало мои впечатления и мои вкусы вообще. Если кратко, По я очень люблю и ценю :)

    К слову, про По. Думаю, читали "Падение дома Эшеров"? Очень рекомендую роман Маккаммона "Участь Эшеров", написанный как бы в продолжение рассказа. Получилось, на мой вкус, отлично. Хотя роман и мало в чем пересекается со стилем и манерой По, но и в творчестве Маккаммона он занимает особое место.

    По поводу сравнения. Эдгар По намного интереснее, совершеннее и мощнее, чем упомянутые повести и тот роман Радклиф, что читаю сейчас. Гофман - уже ближе. Например, один из рассказов, "Нимфа ручья", очень похож на гофмановские сказки. Вообще, из всего я бы порекомендовал "Ватека" и тот рассказ. Остальное - только если хочется расширить кругозор и "покопаться в старине".
  3. Лорд Лотар
    Эдгара По я кажется прочел целиком, за исключением стихов (разве что Ворона читал). Падение дома Эшеров - конечно. Участь можно глянуть, но я обычно скептически отношусь к подобным "фанатским дополнениям" к классике. Никак не могу абстрагироватся и не сравнивать с оригиналом и оригинальным стилем. Вообще, меня одно время как то переклинило на По - скачал все переведенные произведения и читал по ночам под музыку Nox Arcana, создатели которой им и вдохновлялись. Незабываемо.
    Ватек меня одно время заинтересовал (тем что я о нем слышал), но тематика несколько не моя, с иделогической точки зрения. Так что я пока еще колеблюсь.
    А Песочный человек Гоффмана... часов в нем не помню, но помню что составленно в виде ряда писем (Натаниель - Лотару *скромно покашливает*, Клара - Натаниелю и Натаниель - Лотару) в котором описывается судьба главного героя, и помню что песочный человек торговал искуственными глазами (чем сводил ума ГГ), а так же был некий гениальный ученый который создал механического робота (автоматон?) девушку, которую ГГ любил.
    В общем, эпичное произведение. Как обычно у Гоффмана - фейрверк фантазии, на этот раз с довольно сильным финалом. И еще, насколько я помню форма переписки избавила от недостатков в различных описаниях, в которые Гоффман любил ч р е з м е р н о углублятся.
    Золотой горшок - мне тоже по молодости очень запомнился, но я все никак не мог вспомнить как же он назывался. Спасибо.) Что интересно - оказывается его первый перевод на русский сделал сам Владимир Соловьев.
      Leiji нравится это.
  4. Leiji
    Лорд Лотар, стихи По - тоже хороши. Красивые и необычные. Например "Аннабель Ли" я вспоминаю во-1, а "Ворона" - уже во-2...
    Способ чтения По напомнил мне как я в студенческие годы читал Лавкрафта.
    В полной темноте (только монитор мерцал), когда в доме затихало абсолютно всё. Темнота постепенно густела, обволакивала, становилась какой-то тяжелой, упругой, живой...
    А потом еще выйти во двор и наблюдать лунный свет или ту же темноту... Эх-х-х ^_^

    Описание Песочного человека подсказывает, что читал, но помню совсем смутно :( Думаю, Гофмана надо будет как-нибудь перечитать... Уже, наверное, у камина :D
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление