Почти. Как много в этом слове. Вот, например, "Вася отучился от дурной привычки плевать в гостях на пол" и "Петя ПОЧТИ отучился от дурной привычки плевать в гостях на пол" дистанция гигантская. Несмотря на столь смешное слово "почти".
Проблема гениальной, без дураков, Darklands была именно в том, что вся игра укладывалась в это самое "почти". Там, например, сделали неплохие квесты, но при этом игрок вынужден был записывать их на отдельном листочке. Своими вот этими вот ручечками. В самой игре квесты нигде (кроме "сохранёнок") не отображались. Ну и тому подобные "приколы". В оправдание скажу что делалось это (скорее всего) не потому, что дизайнеры были такими вот Настоящими Индейцами, которые на мнение всяких там бледнолицых игрочков ПЛЕВАЛИ (как в IcePick Lodge), а просто эпоха тогда была такая. Люди тупо не знали "как надо" и только нащупывали эту нишу. Создатели "темноземья" таковую впотьмах не нащупали - только и всего.
И тем не менее тема мистической средневековой Германии (в географическом смысле) оставалась нераскрыта. Была (и есть), конечно, Realms of Arkania, которая, ПО СУТИ, про то же самое - разве что со спиленными серийными номерами и тщательно замаскированная всякими там гоблинами, эльфами и вообще формально другим миром. Но это несколько не то. Было ещё оригинальное "Возвращение в Замок Вольфенштейн". Там худо-бедно (чуть ли не "через нехочу") но тему мистической Германии всё же копнули. НО. "Наиграться" в тёмное средневековье по Вольфенштейну - это примерно то же самое что "начитаться" почтовых марок. Настолько гомеопатической было содержание бодрящей добавки.
В общем-то ради ЭТОГО в RtCW и стоило играть. Чтобы задаться в один прекрасный день вопросом - а вот некая абстрактная Фрау Инга, которая живёт у кладбища, как относится к стонам из под земли, которые явственно слышатся у неё в подвале? Давно уже привыкла, или как в том анекдоте - про три унитаза?
И, наоборот, выкинь из "Вольфа" всю мистическую составляющую, и получится похабный третьесортный "шутер про Вторую Мировую".
И вот после стольких лет ожидания, хоть кто-то тему наконец-то раскрыл. Точнее - попытался. А уж насколько удачно - об этом мы и поговорим.
Была во времена Алаваровские одна единственная неплохая игрушка "не совсем для домохозяек" - "Времена раздора".
Ага, вот эти ребята. Никого не напоминают?
Представляла она собой в целом неплохой клон Disciples, с той лишь разницей что вместо всяких там молотов Тора и луков Короля Эльфов "артефакты" были под стать сеттингу - икона, вилы, митра епископская; да и юниты в целом вписывались в некое "абстрактное какбы средневековье". Наконец, всё что завалялось в инвентаре, было можно и нужно навешивать на юнитов, дабы те не сложились в ближайшей битве.
В общем-то чисто технически Эйзенвальд и представляет собой всё тот же "Times of Discord", только в 3D и продвинутый. Ну и с каким-никаким но сюжетом.
И здесь мы опять вернёмся к "Тёмной землице", дабы было с чем сравнивать. В чём, собственно, её оригинальность, так что с ней до сих пор так носятся. А именно в этой самой исторической части, которая параллельна, а то и вообще перпендикулярна ролевому геймплею.
Вот, например, сгенерировались мы. Ага, идём по городу. Что значит "кидай кубик?". Какой? А на streetwise. Город-то большой, застройка хаотичная. Попробуй-ка найди нужную тебе лавку, если ты 10 лет прожил в лесу. Ах, нет у тебя streetwise. Ну хорошо, поиски заняли девять часов. Обратно в таверну? Куда пошёл? А вот и стража. Платите штраф. Ах, нечем? Да вы, батенька, бандит-съ. Бежим-бежим-бежим. Убежали. Чудом. А вот и настоящие бандиты. Ага, ты у нас некомбатант, ты у нас кастер. А "заклинания"-то ты приготовил, кастер? Где-где, в алхимической лаборатории.
Ну и так далее. Так вот делалось это не с придурочным апломбом нахватавшегося по верхам дилетанта, которому только дай продемонстрировать свои жиденькие "знания" родной партии - путём смачного размазывания по стене всего "сказочного" коваными сапогами ("ах, ты у нас попаданец? Ну в общем тебя приняли за блаженного и продали в рабство. Перекидывай"), а с благой в общем-то целью. Показать германское средневековье как экзотический сеттинг, полный интересных наворотов, тем более что "сказочному" место там тоже нашлось.
"Эйзенвальдцы" сделать то же самое честно старались - и даже без занудства. Местами даже получилось. Вот, например, одни только топонимы чего стОят - взять и расцеловать. Здесь к каждому населенному пункту даётся краткое пояснение, почему назван он именно так, а не иначе. Очень полезно для развития кругозора всем, кто что-то пишет. Неплохо получились и бесконечные легенды. Как и внутриигровые книги, которые надо читать - ВНИМАТЕЛЬНО, дабы пройти некоторые квесты.
И вот мы подходим к бичу современного фентези, который лично я обозвал "синдром Игры Престолов". Заключается он в следующем: те вещи, которые более-менее автору близки (по жизни) он худо-бедно опишет. А вот те, которые ушли в историю - будет "плавать" до смешного, как первоклассник у доски. Или, ещё хуже - задним числом примет что быт межевого рыцаря, странствующего с турнира на турнир в принципе мало отличается от быта современного американского рестлера. Равно как и жителя средневековых трущоб от быта современного американского гетто. К чести Мартина, в книжках у него данное явление более-менее купировано, а вот в экранизации цветёт буйным цветом.
Вот и у Эйзенвальда те же самые болячки. То, что автором хочется передать атмосферу сказки и средневековья - это хорошо. Однако надо ещё чтобы моглось. По части общей эрудиции - те же книжки, легенды - в принципе "можется". Но вот по части, где надо читать вумные книжки по рассматриваемой проблеме - не можется до стадии той самой импотенции, которая вызывает только хохот: ты чего на бабу полез-то, дурень? Чего ты с ней делать-то собрался... этой... своей... прямой извилиной?
Похабень я развёл не просто так, а дабы подготовить читателя к одной из пикантных тем. Церковь. Незнакомому с историческими реалиями со стороны может показаться, будто авторы церковь за что-то невзлюбили: почти все священнослужители похотливы, сребролюбивы, нарушают чуть ли не все возможные заповеди и так далее - до стадии превращения в карикатуру. Более начитанный же геймер, который не спал на уроках истории, сообразит: это ЖЖЖЖ неспроста! На дворе как бы дело перед самой Реформацией, Лютер ещё не вылез, а вот гуситы уже гм, жарят. Церковь не то что бы прямо прогнила, но уже изрядно исчерпала запас прочности и уважения, в народе велика жажда перемен. Вот именно ЭТО и хотел нам сказать автор. Точнее, показать.
Но у него не получилось. Получился школьный подхихик на тему "гыыы, а монахи тоже того... этого... трахаются бгггг". Хотелось отплясать на сцене Гафтом, а получился "гав!". Гав-гав.
Потому что Реформация случилась из-за вещей гораздо более серьёзных, чем кто там кого джавахарлал. Например, к тому времени часть священников заграбастали себе так называемые "алтарные службы" и вместо того чтобы окормлять паству, пытаясь хоть на миллиметр вытащить из болота обыденности - пьянства и прочих милых шалостей (кто работал педагогом - оценит; жутко неблагодарное это дело), просто служили мессы за богатых - перед боковым алтарём. Разумеется, простонародье (как и некоторых священнослужителей) это бесило неимоверно. Мы тут поклоны бьём да на исповеди краснеем, а какого-то богатенького буквально запихивают сапогом в Рай - просто потому что у него денег хватило!
Вот из таких "мелочей" Реформация и случилась. Здесь богатенькому индульгенцию (которой, к слову, в массе своей вовсе не отпускали грехи, а заменяли епитимью) оформили - не за бесплатно ясное дело, там кого из крестьян к чаше просто так не пустили (напомню, что Ян Гус начинал именно с этого - с доступности причастия для мирян), и вот, получите-распишитесь. Однако чтобы всё это в игре представить, надо прочитать много исторического "матана". А этим современному игроделу заниматься некогда. У него дедлайн.
Но ещё смешнее выглядят взаимоотношения священнослужителей с магией. На первой же карте нам выдают "пентакль Рафаэля", по поводу которого Главный Герой справедливо замечает, что надо бы не показывать его Церкви. И в общем-то тут же надевает на себя - как это делают большинство игроков. Что делает партийный священник? Начинает читать нотации о недопустимости магии? Делает строгий взгляд и молвит:
- Дело, конечно, твоё, знатный рыцарь. Кто я и кто ты - не мне, сельскому священнику, тебе, знатному господину, нотации читать. Но вынужден предупредить: с огнём играешь! Таков мой христианский долг!
Ничего подобного! Ладно, предположим, что конкретно этот священник у нас стеснительный, а мож и вообще криптокабаллист. Так ведь по всему Эйзенвальду так! Все эти пентакли, а то и целые гримуары в церковках можно не только продать, но ещё и купить! И никто не скажет тебе по этому поводу лишнего слова - разве что монахи и прочие инквизиторы откажутся надевать на себя "дьявольские игрушки"...
Вот это уже про...мах. Эпичный. Настолько, что предыдущую мою претензию в целом можно простить и списать на "это художник, он так видит". Ну а наличие в партии "доброй ведьмы", которая явно призывает свои волшебные силы именем Медб... нет, я не буду расписывать КАК это выглядит - я просто приведу аналог. Учитывая тогдашний уровень веротерпимости (особенно межконфессиональной) это примерно так же, как отряд ИГИЛовцев, усиленный штатным кришнаитом. Ашотакова? Хороший же парень. Да, с Исламом у него "всё сложно", зато спiвает гарно!
Причина в этом та же самая - "игропрестольщина". Автор пишет не про "средневековье", он пишет про себя и своё окружение, где можно нацепить хоть инь и янь, молот Тора и сатанинский пентакль одновременно - и никто тебе и слова не скажет, ну разве что батюшка какой посмотрит неодобрительно. На пентакль-то. А вот на "инь и янь", не говоря уже про молоточек - только махнёт рукой: чем бы дитя не тешилось. То, что в средневековье "всё сложилось бы иначе" до нашего автора просто НЕ ДОХОДИТ. Потому что та самая книжка, после которой бы дошло - так и осталась непрочитанной.
А жаль. Потому что именно ЭТО, именно эта самая гремучая смесь народного представления о христианстве и народных же суеверий, с этой мерцающей всеми цветами радуги амальгамой между чистой верой и придурочностью а-ля "одна бабка сказала" и питала ту эпическую машинерию, которая и приводила мир Darklands в движение. Вот приходите вы в глухую деревню, а там всё как-то... неправильно. На дверях у всех руны какие-то вырезаны. Пошли в церковь, а там ещё более неправильно всё. А что именно - непонятно. Вы ж не священник и не монах. Но что-то как-то... "не по-русски". Вы священнику:
- Лаудитур Езус Кристос! (не зря ж аж восьмёрочку в Speak Latin вложили да столько же в Religion)
А он изподлобья смотрит и мрачно, с ухмылкой:
- Ы... ЫГЫ!
Уже пора бы напрячься.
- Исповедаться-то можно?
- Ну давай... ГЫ.
И всё бы ничего, вот только епитимью (это что надо сделать чтобы грехи отпустились) наш "батюшка" ТАКУЮ выкатил, что любой другой продвинутый персонаж (c "религией" хотя бы на десяточку) уже со всех ног из деревни кинулся бы.
Возьми, говорит, чёрного петуха (у меня, кстати, есть один), выйди с ним в полночь на перекрёстье дорог, отруби ему голову. И вот пока птичка бегает читай... охохонюшки, читать-то хоть умеешь? Дык вот, читай - по бумажке: атис-атис, аниматис...
Да и кроме церковных вопросов многое осталось за кадром. Вот те же Фуггеры с Медичами. Алхимию ту же - не спорю, Рыцарю с Баронессой она как корове седло, но вот Мистик без Алхимии (точнее с одним единственным перком на зелья) - это что-то новенькое. Монстырские библиотеки, университеты...
В общем - люди честно старались. Честно хотели как лучше. И сделали - в целом штуку съедобную. Более того - если геймер "ничего слаще морковки не ел" - зайдёт на ура. А вот если человек попался искушённый - хотя бы тем же Darklands, не говоря уже про книжки по теме - сильно эта стряпня будем отдавать "сыроподобным продуктом" для человекоподобных граждан. Дистиллированное средневековье с безалкогольным пивом и соевым мясом. Резиновая женщина с искусственными цветами - раз уж у разрабов все мысли про ЭТО. Литургические часы из Darklands вставили - и то уже хлеб. Чего-то не хватает, а вот чего... сходу и не скажешь - пока настоящего не попробуешь.
Замечу лишь, что я на рабрабов бочку не качу. Потому что дело не столько в них, сколько в самой эпохе подобных вот коммерчески успешных недоделок. Которым для коммерческой успешности не надо быть самыми-самыми, достаточно лишь (как в анекдоте про двух охотников и кроссовки) бежать ЧУТЬ-ЧУТЬ быстрее конкурента.
То же самое но в конкретике: кому интересно, загрузите тот же мануал к Darklands и посмотрите список использованной литературы. Он ОГРОМЕН. И всё это - книги по теме. Например, "устройство средневекового города". А теперь представьте разраба, который взял в библиотеке хотя бы с десяток книжек и пришёл с ними к менеджеру:
- Баблоруб Донатович, я вот сейчас эту кипу прочту и тааакой сеттинг вам напишу!
Что он услышит о себе с высокой долей вероятности?
- ТЫ ЧЁ, ДЕБИЛ? Работать! ЖИВО! Срок сдачи - вчера! Начальник уже не просто матом ругается, а в паузах для вздохов азбукой глухонемых маты дублирует!
Ну и всё. И хана всем этим вашим Даркландсам. Здравствуй, очередная алаваровщина. Красивый прилизанный продукт с глубиной погружения, аналогичной таковой у суповой тарелки.
-
Скрыть объявление
Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.
-
Скрыть объявлениеЕсли Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.
Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
- Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
- Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
- Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
- Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
С уважением, администрация форума Old-Games.RU
Комментарии
Сортировать комментарии по