1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Эмуляция NEC PC-8801 и NEC PC-9801 (PC-88 и PC-98)

Тема в разделе "IBM PC-несовместимое", создана пользователем Motar79, 23 янв 2016.

  1. Motar79

    Motar79

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    271
    Собственно, FAQ еще не полное, буду рад помощи в дополнении.
    atheisozone.com_images_screens_misc_59423_21441671073.jpg


    Disclaimer: все описанные в гайде и FAQ программы приложены к посту.

    Культовые на территории Японии, компьютеры NEC, к сожалению, практически неизвестны у нас, на Западе. А машинки, тем временем, довольно интересные. Взять хотя бы тот факт, что для запуска игр и программ там совсем не требовалась операционная система, да и устанавливать игру было необязательно. Да, конечно, на компьютеры NEC можно было установить DOS, а на поздние версии – даже Windows (собственно, из-за перехода на винду платформа и умерла), но это было не так уж и обязательно. Компьютеры NEC оснащены двумя floppy-дисководами, с помощью которых и запускается большинство игр. Ничего больше обычно и не требуется.

    Для начала, разберемся с софтом. Для эмуляции PC-88 вам потребуется исключительно один эмулятор – M88. Он наиболее продвинутый, постоянно развивается, прост в использовании и одновременно обладает кучей функций. Для PC-98 же лучшие эмуляторы – Neko Project II и T98-Next. Использовать, скорее всего, придется оба, часть игр просто не запускается на одном эмуляторе, но запускается на другом.

    Ну что же, а теперь к эмуляции. Начнем с собственно форматов файлов. С PC-88 все просто, там только один формат – d88. ACHTUNG! А вот с PC-98 начинается морока… Проще всего запомнить, что форматов жестких дисков всего 2 – HDI и HDM (как минимум, по моим знаниям), все остальные монтируются в флоппи-привод. Есть еще пара форматов, вроде FIM, которые предложенные 2 эмулятора просто не принимают, но для таких случаев существует дико полезная программа Virtual Floppy Image Converter, которая с легкостью может переконвертировать один формат в другой.

    Собственно, процесс эмуляции проще пареной репы в большинстве случаев: если у нас жесткий диск для PC-98, загружаем его при помощи Next (в Neko у меня почему-то не работают ЖД), нажимаем на синюю иконку кнопки включения (самая верхняя), и играем на здоровье. С флоппиками немного посложнее, но тоже проблем особых нет. Если дискета всего одна, то просто загружаем и играем, если несколько, то берем первую, загружаем ее в первый разъем, а во второй загружаем либо User Data, если есть, либо вторую дискету. Если игра у нас в какой-то момент требует смены диска, сменяем дискету во втором дисководе на следующую и так далее, и так далее.

    P.S.: У образов дискет PC-88 бывает такая особенность, как несколько дискет, засунутых в один образ. Обычно они в таком случае сменяются сами, однако не всегда. Если такого не происходит, то нужно вручную сменить его во вкладке привода.


    FAQ:

    Q: Я пытаюсь запустить образ, но он не запускается. Он даже не показывается в поле привода! Что делать?
    A: Скорее всего, название образа или путь к нему на японском. В таком случае, нужно либо переименовать образ и/или путь к нему, используя только символы латинского алфавита, либо запускать эмулятор из-под японской локали (в этом вам поможет Microsoft Applocale).

    Q:
    В игре требуется мышь, а она постоянно вылетает за края экрана. Как ее зафиксировать в окне?
    A: В T98-Next нужно нажать сначала F12, а потом F8. В Neko Project– просто F12. В M88 – без малейшего понятия, так и не нашел там, как зафиксировать мышь, да и она там вроде бы и не нужна. Однако если вдруг все-таки понадобилось – просто переведите программу в полноэкранный режим.
    Q: В Neko Project II не открывается окно выбора образа. Что делать?
    A: Скорее всего, вы запустили программу через np2.exe. Действительно, у нее есть такая проблема. Запустите np2nt.exe, через нее все работает нормально.

    Q: Я сменяю дискету, а игра все равно просит от меня другую дискету. Что делать?
    A: Вероятно, вы сменили образ либо не в том дисководе, либо не на тот образ. Попробуйте включить логику и действовать методом тыка. В большинстве игр, к сожалению, без знания японского приходится действовать исключительно так.
     

    Вложения:

    • VFIC.7z
      Размер файла:
      174,8 КБ
      Просмотров:
      677
    • M88.7z
      Размер файла:
      753,6 КБ
      Просмотров:
      948
    • Neko Project II.7z
      Размер файла:
      504,1 КБ
      Просмотров:
      788
    • Next Emulator.7z
      Размер файла:
      520,6 КБ
      Просмотров:
      879
    Последнее редактирование: 23 янв 2016
  2. Neville

    Neville

    Регистрация:
    25 апр 2023
    Сообщения:
    348
    It seems that the most recent version of the emu is Neko Project II / Project 21 fmgen v0.83k8 (2024/01/01) .

    I's an improved / updated build of Neko Project II and you can get it here.

    As for the different executables, I found this explanation elsewhere:

     
    Octohum, Колючий, Gamerun и ещё 1-му нравится это.
  3. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    У игры Aegankai no Shizuku (точнее, её версии для NEC PC-98) некоторое время назад появился патч для перевода на английский язык:
    GitHub - Svipur/Aegean-Kai-No-Shizuku-PC98-English: An English translation of the PC-98 game Aegean Kai No Shizuku by Illusion Core.
    Более того, всё тот же Svipur позаботился о переводе игры и на русский язык:
    GitHub - Svipur/Aegean-Kai-No-Shizuku-PC98-Russian: A Russian translation of the PC-98 game Aegean Kai No Shizuku by Illusion Core.
    Из-за особенностей русифицированную игру лучше запускать в Neko Project, как и рекомендует Svipur. DOSBox-X игру запускает, но русский текст в игре запускается некорректно (я решил проверить и только напрасно жизнь себе усложнил).
    Вообще, неплохое место для отслеживания прогресса в деле фанатских переводов игр с РС-98 создал Babajeanmel:
    PC-98 translations updates (2023)
    Только учтите, что там есть и патчи для эроге (что, впрочем, отмечается).
     
    Dimouse, Колючий, Neville и ещё 1-му нравится это.
  4. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Когда искал в интернете всякие разности, связанные с тем, как обстояли дела у пользователей NEC PC-98 с просмотром изображений и прослушиванием музыки (не только же в игры на этих компьютерах них играли), то наткнулся на такую штуку, как YAHDI. Подробнее о нём можно прочитать на этом англоязычном форуме: YAHDI (yet another hard disk image)
    YAHDI (Yet Another Harddisk Image) - это образ жёсткого диска компьютера РС-98 с рядом предустановленных программ (для прослушивания музыки и просмотра изображений), MS-DOS (его приспособленная под РС-98 вариация) и ещё кое-что (например, файловый менеджер). При этом YAHDI, прежде всего, образ жёсткого диска и его можно использовать для установки игр (в том числе с CD).
    Пока что мне не приходилось сталкиваться с играми для РС-98, которые именно в виде CD-образов; обычно это образы в форматах .hdi и .d88, из того что переводили на английский энтузиасты. Но рано или поздно пригодится.
    А для начала - просмотр картинок! На PC-98 для них, по всей видимости, был распространён формат .MAG (кстати, программа XnView позволяет просматривать изображения в этом формате на Windows 7). Но стоит учесть, что в играх часто использовались разные форматы, в том числе они могли быть эксклюзивно для конкретной игры созданы, так что просто открыть образ с игрой и попытаться выцепить из него CG-содержимое может оказаться нетривиальной задачей. На РC-98 для просмотра изображений была программа MLD (для DOS).
    Итак, у вас есть папка с заранее отобранными .MAG-файлами (не стоит забывать, что разрешение у РС-98, как правило, было 640 на 400 пикселей). Образ YAHDI.nhd нужно открыть с помощью DiscExplorer и просто скопировать файлы в папку MAG, в которой будут храниться изображения.
    Скачать упомянутый DiskExplorer здесь: DiskExplorer
    Программа на английском языке, так что разобраться будет легко.
    Понадобится, разумеется, и эмулятор.
    Существует несколько эмуляторов РС-98, но в данном примере используется Neko Project 21/W, один из форков эмулятора Neko Project II: PC-9800 Series Emulator Neko Project 21/W
    Сайт на японском. Впрочем, в квадратном блоке прямо под его шапкой можно кликнуть на второй пункт и перейти к странице с загрузками. На сайте, как поведал мне онлайн-переводчик, можно ещё почитать про версию FreeDOS для РС-98, и это выглядит интересно, но потом когда-нибудь доберусь. Если просто хотите скачать свежую версию эмулятора (вышла относительно недавно, весной текущего года), то вот ссылка на страницу с загрузками, чтобы не искать: なんかくれ - PC-9800 Series Emulator Neko Project 21/W
    Распаковав эмулятор, вы обнаружите нужные .exe в папке bin; в зависимости от вашей ОС (эмулятор для Windows) потребуется запустить либо np21w.exe, либо np21x64w.exe (при этом будет создан файл .ini). Стоит также указать путь к FONT.ROM (файлу со шрифтами; подойдёт и тот, который можно найти в сборнике эмуляторов Neo Kobe, включающем в себя и оригинальный Neko Project II); для этого в эмуляторе во вкладке Emulate выбираем Font и указываем путь к файлу со шрифтами. Затем понадобится вкладка Harddisk. Здесь находим IDE #0 и "вставляем" YAHDI. Теперь эмулятор нужно перезагрузить (с помощью Reset в Emulate). Благополучно перезагрузившись, эмулятор покажет вам следующий экран:
    Вот такой экран
    Нажмите клавишу X на своей клавиатуре. Так вы получите доступ к главному экрану самого YAHDI. Ещё немного общей информации об эмуляторе Neko Project 21/W: чтобы захватить курсор мыши, нужно нажать клавишу F12 и её же следует нажать, чтобы курсор освободить). Сейчас мышь пригодится, чтобы орудовать в недрах YAHDI.
    Экран YAHDI во всей красе
    Если требуется посмотреть изображения, то есть два способа:
    1) Чуть сложнее (но более интересный, на мой взгляд). Переходим в MS-DOS Shell (кликнув по строчке соответствующей):
    MS-DOS Shell. Та самая программа MLD, но сейчас нужно другое
    Здесь с помощью COMMAND.COM переходим к зияющему тьмой экрану с командной строкой. Чтобы открыть изображение (в данном случае WALL.MAG) с помощью программы MLD, вводим следующее:
    MLD -k -c A:MAG/WALL.MAG
    Должно получиться следующее:
    ai.postimg.cc_7Y0jz0xz_MLD.jpg
    Здесь MAG - название нужной папки, WALL.MAG - нужный файл. Нажимаем клавишу Enter, и MLD открывает файл:
    Вот такое изображение 640 на 400 пикселей в эмуляторе
    Чтобы вернуться к главному экрану YAHDI, нажмите Escape и введите в появившейся командной строке autoexec.bat.
    2) Способ попроще: кликаем по Video (в нижней части экрана), затем по строке Browse images in MAG folder.
    Кликаем нужную строчку
    Дальше всё просто. Выбираем нужный файл в формате .MAG, жмём Enter. Ясное дело, если картинок в папке много, такой способ удобнее, ведь autoexec.bat вводить не надо.
    Ну и напоследок: музыку тоже слушать можно, конечно!
    ai.postimg.cc_d1gSktpn_image.jpg
    Например, из суровой Touhou. Но не .mp3, не с этими средствами. С программами для PC-9821, которые могли работать с .mp3 и видео, мне ещё предстоит разобраться, благо тема интересная.
     
    Последнее редактирование: 25 авг 2024
    Neville, Robbo и Skud нравится это.
  5. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Не у всех игр на РС-98 есть вариант с образом .hdi, так что приходится наслаждаться разнообразием запуска с помощью образов дискет :D
    В случае Bible Master, игры 1993 г. от компании Glodia, порядок действий такой (на примере эмулятора Anex86): сначала в соответствующих строках указываем путь к первым двум дискетам с опенингом (вставить в флоппи-приводы нужно сразу обе дискеты) и нажимает на Start. И наслаждаемся красиво нарисованным всnуплением. Особенно медленно скроллящимся артом с драконом и войском:
    Красота!
    Затем "вытаскиваем" обе "дискеты" с опенингом и вставляем на их место system disk (в первый флоппи-привод) и data disk (во второй) и вновь нажимаем на Start.
     
    Последнее редактирование: 15 окт 2024
    AndyFox нравится это.
  6. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Игра Tuned Heart благополучно эмулируется в DOSBox-X, благо она есть в виде .hdi-образа.
    Чтобы включить в эмуляторе DOSBox-X режим эмуляции РС-98, нужно во вкладке Main перейти на Configuration tool и выбрать соответствующий вариант.
    Далее монтируем образ с игрой, например так:
    imgmount c d:\th\theart.hdi
    Должно получится следующее. Символ йены - это бэкслэш привычной клавиатуре
    Кстати, в более ранних версиях DOSBox-X нужно было нажимать клавишу Э (в русской раскладке),чтобы получить символ йены.
    Далее переходим к содержимому диска (буква может быть не обязательно C, разумеется) и вводим autoexec.bat.
    Не все игры с РС-98 запускаются с помощью autoexec.bat, поэтому не лишним будет проверить файлы игры с помощью команды dir.
    Что замечательно, Nebulous Group (также переводившая версию Star Cruiser для Sharp Х68000 и ещё ряд игр) несколько лет назад перевела игру на английский язык. И заодно перевела с японского на английский язык мануал! Чтобы не возиться с поиском образов дискет и патчером, рекомендую поискать переведённую игру в виде .hdi. В DOSBox-X для игр с РС-98 я предпочитаю использовать файл со шрифтами FREECG98.BMP, а не те, что от эмулятора Anex86. В игре есть элементы визуальной новеллы:
    Рейка Амамия из нашего отряда
    Но при этом в основной её части игроку предстоит бороться с преступниками на городских улицах, управляя небольшим отрядом.
    Первое задание
    Tuned Heart - не эроге, хентая в ней нет :blum:
    Управление в игре сильно зависит от мыши. Даже в диалогах переход к следующей реплике осуществляется нажатием левой кнопки мыши, а не пробелом или Enter'ом. Чтобы захватить курсор мыши в окне эмулятора, нужно нажать колесо мыши. И его же нужно нажать, чтобы курсор освободить.
    Кроме того, музыка играет довольно громко в игре. Чтобы уменьшить громкость, во вкладке Sound эмулятора выбираем Decrease volume (применять, пока не будет достигнут подходящий уровень громкости).
    При желании, конечно, можно повозиться с установкой игр с образов дискет. Благо в Сети можно отыскать инструкцию по установке Tuned Heart на английском языке, на сайте target-earth; правда, я обнаружил кое-какую ошибку в той инструкции, когда устанавливал игру с образов дискет интереса ради. Возможно, кому-то будет интересно почитать на русском языке о процессе установки игр на РС-98 на примере Tuned Heart. Но, чтобы не превратить сообщение в простыню, я спрятал описание этого действа под катом.
    Установка Tuned Heart с образов дискет в эмуляторе Anex86
    Полагаю, проще всё-таки найти .hdi :yes:
    А ещё стоит отметить, что в конфигурационном файле DOSBox-X можно внести небольшие изменения для автомонтирования образа .hdi при запуске эмулятора. Для этого переходим в самый конец конфигурационного файла, в раздел [autoexec], и под строкой # You can put your MOUNT lines here указываем, например:
    imgmount d c:\theart\theart.hdi
    Буква диска и путь к образу, разумеется, могут отличаться ;)
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 25 окт 2024
    Revolter нравится это.
  7. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Дополнение к предшествующему сообщению: если путь к образу содержит пробелы, то, конечно, нужно не забыть заключить его в кавычки!
    На примере образа Kindan no Ketsuzoku.hdi:
    Kindan no Ketsuzoku, она же Fatal Relations
    Для монтирования образа в DOSBox-X нужно будет вводить, например: imgmount D "С:\Games98\Kindan no Ketsuzoku.hdi"
    Ещё дополню насчёт Configuration tool. На сером его экране вы увидите вариант PC-98 (там лучше ничего не трогать; это настройки для режима эмуляции NEC PC-98, такие, например, как настройка звука) и Main. Для включения режима эмуляции РС-98 в DOSBox-Х нужно кликнуть именно по Main и поменять значение machine с svga_s3 (по умолчанию) на рс98; варианты рс9801 и рс9821 соответствуют более старым (80-е и начало 90-х годов) и более новым моделям NEC PC-98, но пока что настолько уточнять мне не требовалось.
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2024
  8. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Первая часть серии Dragon Knight, пожалуй, заслуживает того, чтобы рассказать о запуске её в эмуляторе. К тому же, ещё в 2019 г. вышел перевод игры на английский. Качество его, возможно, не лучшее, но в 2023 г. этот англофикатор постарались немного исправить. Не в отношении лингвистическом, а скорее техническом - теперь исправлены, например, анимации в игре, которые этот англофикатор ломал. Скачать патч с фиксами можно здесь: [PC-98] Dragon Knight - FIXED English Patch
    Благодаря этому патчу (и при наличии образов дискет с игрой) будет получен образ игры в формате .hdi, переведённой на английский.
    При попытке запустить игру в DOSBox-X эмулятор просто завис :(
    Поэтому лучше всего использовать для запуска Dragon Knight эмулятор Neko Project II. Поскольку игры вышла в 1989 г., то запускаем эмулятор с помощью файла np2nt.exe, а не np21nt.exe. Затем во вкладке Harddisk находим SASI #0, кликаем по Open... и указываем путь к образу .hdi с игрой.
    Будет не лишним всё же изменить некоторые настройки эмулятора перед запуском игры, чтобы она работала не слишком быстро. Ведь за упрощённым названием РС-98 скрывается внушительное количество моделей компьютеров от компании NEC. Dragon Knight, как можно узнать из данных на сайте necretro.org, выходил в 1989 г. на компьютерах PC-9801 VМ и РC-9801 UV, а также РС-8801 mkII SR (но версия для РС-88 осталась без перевода и больше о ней речи в этом сообщении идти не будет). Существенной разницы между моделями PC-9801 VM и PC-9801 UV нет, если не учитывать наличие у второй из них встроенной звуковой карты PC-9801-26К (первый компьютер от компании NEC со встроенной звуковой картой, кстати). Обе модели были оснащены центральным процессором μPD70116 с частотой 8-10 MHz. В Neko Project II можно выбрать именно PC-9801-26K во вкладке Deviсе, но существенной разницы по сравнению с РС-9801-86, например, я не услышал, так что лучше оставить настройки звука по умолчанию.
    Для изменения настроек Neko Project II надо зайти в Emulate -> Configure... В открывшемся после клика по Configure... окне нужно выбрать модель PC-9801 VM (с PC-9801 VX, на мой взгляд, игра слишком быстро работает). Кроме того, нужно выставить частоту центрального процессора 9,8304 MHz. Как на скриншоте ниже:
    Вот такие настройки для Dragon Knight считаю подходящими
    Можно выставить и ещё меньшее значение, но тогда игра будет уж очень неторопливой. Что особенно ощутимо в длиннющем вступлении!
    Это часть очень долгого вступления, которое нельзя пропустить. Зато сюжет содержится!
    Для того, чтобы запустить игру с внесёнными в настройки изменениями, нужно перезапустить эмулятор: Emulate -> Reset
    Если вы столь же медленно читаете английский текст, как и я, то советую просто делать скриншоты во время вступления с помощью эмулятора и потом их читать :yes: На скриншоте выше, кстати, правительница страны Strawberry Fields, Neina, а Луна (которая от лица которой текст) - это дочь местной жрицы, в будущем она станет матерью Какэру из Dragon Knight 4. Но здесь Ямато Такеру ещё всего лишь холостой искатель приключений.
    P.S. А кроме скриншотов советую использовать сэйвстэйты, потому что в основной своей части Dragon Knight превращается в довольно суровый данжен-кроулеp, где Ямато Такеру может погибнуть от пары ударов первого же врага!
     
    Последнее редактирование: 16 ноя 2024
    Skud нравится это.
  9. RaymanM Танцующий в грозу

    RaymanM

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    2.803
    Ну хотя бы не надо подставлять другой файл шрифтов.
     
  10. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Всего лишь замена одного файла другим, ничего сложного; при скачивании DOSBox-X нужные шрифты уже есть, шрифт от Anex86 можно вообще удалить... а ещё можно заменить родной шрифт Anex86 тем самым FREECG98.BMP от DOSBox-X, если, например, возникает пооблема, при которой вместо латинской буквы m отображается буква h :yes:
    Ну и кстати, как я недавно узнал, на самом деле вступление в игре пропустить можно. Как и в версиях Dragon Knight для MSX и Sharp X68000, нужно после его начала зажать клавиши F1 и левый Ctrl.
     
    Последнее редактирование: 17 ноя 2024
  11. Brian Kinney

    Brian Kinney

    Регистрация:
    24 янв 2006
    Сообщения:
    26
    Ребят, во-первых, огромное спасибо за тему и что жива. Тоже активно увлёкся эмуляцией PC88 и PC98, и тоже с подачи Babajeanmel, который сделал ОЧЕНЬ много для этих платформ в последнее время.

    Уже полгода вожусь с эмуляторами, конечно, не хватает навыков программирования сильно, местами даже не понимаю, почему некоторые игры даже не откликаются.
    С вашего позволения, буду здесь делиться своим опытом тоже.

    Насчёт первого Dragon Knight хотел добавить, что как раз полностью недавно прошёл её именно на Doxbox-X и она там работала изумительно хорошо. Единственно, что я делал на старте запуска, это менял частоту процессора на более медленную, потому что в дефолтной частоте управление становилось слишком быстрое и нажатие клавиши приводило к двойному нажатию и персонаж поворачивался два раза вместо одного (что логично).

    А вот второй Dragon Knight, который прохожу сейчас, на Dosbox-X тоже запускался изумительно, но почему-то при загрузке save state игру вешал наглухо. Т.е. пройти её можно было, используя сохранения в игре в городе, но учитывая сложность в данжах приличную, это сурово, поэтому я перекатился в n21 эмулятор: там игра ведёт себя отлично, хотя пришлось повозиться в настройках графики, чтобы в полноэкранном режиме эмулятор не искажал картинку в 16:9, а оставлял 4:3

    Сколько не возился с Dosbox-X так и не нашёл причину, почему он фризит игру при загрузке save state файла. Причём проблема существует и для других некоторых PC98, есть темы на реддит и разных англоязычных форумах, где тоже пытались понять, что именно вызывает фриз, но решения никто так и не нашёл.
    ______________________________________________

    И хотел добавить, что ещё есть форк n21 эмулятора (как и форк pc8801ma) (Tokugawa Corporate Forums • View topic - My emulator pack with Textractor support), который прекрасно работает с Textractor (GitHub - Artikash/Textractor: Extracts text from video games and visual novels. Highly extensible.), что позволяет играть в японские игры на PC88, 98 полностью их понимая.
    Не всё работает хорошо, особенно самые первые игры 82-84 года, где как я понял был другой формат запаковки файлов (в т.ч. текста), поэтому мне не удалось склеить их с Текстрактором.

    А вот более поздние игры работают просто на ура. Прошёл полностью одну из первых jrpg от легендарных Enix - Shuten Doji с помощью Текстрактора и форка pc8801ma. Впечатления максимально хорошие. Буду тестировать дальше и делиться.

    В целом, учитывая насколько хорошо сейчас работает api перевода у гугла с японского на английский - вижу в этом огромный потенциал для большого прогресса в возможности играть в японские игры. Осталась только помощь программистов, которые смогут победить некоторые специфические вещи.

    Жаль, что создатель Textractor официально ушёл на пенсию и больше не поддерживает код. Его сменил некий китаец, который анонсировал, что его Luna проект является эволюцией текстрактора. Но многие на гитхабе пишут, что файлы в вирусах, на что китаец сильно обижается и агрится в комментах, а недавно он их вообще закрыл, переведя проект в рид оунли, поэтому я пока побаиваюсь возиться с "Луной", чтобы понять, хорошо ли он работает с PC88/98.
     

    Вложения:

    • Shuten Doji.jpg
      Shuten Doji.jpg
      Размер файла:
      674,5 КБ
      Просмотров:
      40
    Последнее редактирование: 20 ноя 2024
    Колючий и Octohum нравится это.
  12. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Особенно в отношении переводов с японского на английский язык игр с РС-98 BabaJeanmel немало сделал; ну а в недавнем сообщении на GBATemp'е он поделился планами насчёт нескольких игр с других компьютеров... вот там и РС-88 впервые засветился, если не ошибаюсь - прежде он только РС-98 касался :yes:
    О, надо будет снова поэксперементировать с DOSBox-X тогда :hmmm:
    По моим впечатлениям, и первый Dragon Knight сложный и без стэйтсйвов там приходится лишь рассчитывать,что первым врагом окажется кобольд, а не орк...
    В DOSBox-X сэйвстэйты и с играми для "обычного" DOS плохо работают, например с Amberstar и Speljammer: Pirates of Realmspace. А вот в Touhou с РС-98 они работают отлично. Видимо, зависит от игры.
    О, тоже попадалась на глаза эта игра по творению мангаки Го Нагая. Поскольку шанс того, что кто-то возьмётся за перевод Shuten Doji, невелик, то действительно стоит попробовать такой вариант похождения. Кажется, оно и на Windows 7 может запуститься... по крайней мере Textraktor.
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2024
    Brian Kinney нравится это.
  13. Brian Kinney

    Brian Kinney

    Регистрация:
    24 янв 2006
    Сообщения:
    26
    Коллеги, помогите, пожалуйста с запуском второй rpg от KOEI - Ken no Mahou (1983): Ken to Mahou

    .d88 файл брал из разных источников (TOSEC, NEO KOBE), но ошибка везде одна и та же.

    Последовательность действий: гружу MA88, ставлю N88 BACIS, reset, меняю диск на Ken no Mahou, FILES, LOAD "START", RUN
    и выдаёт Syntax error in 40.
    Пробовал запускать и через эмулятор японской аплокали MA88.

    На что, в принципе, может указывать ошибка Syntax Error? В какую сторону копать? Что мешает, может какой-то из ромов заменить нужно?

    Заранее огромное спасибо!
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 22 ноя 2024
  14. Brian Kinney

    Brian Kinney

    Регистрация:
    24 янв 2006
    Сообщения:
    26
    В продолжение темы. Возможно это всё покажется для людей, умеющих программировать покажется детским лепетом, но всё же решил поделиться.

    В общем, с помощью N88 BASICS можно вполне полностью переделать игру, сломать её или даже перевести хоть на английский, хоть на русский (если подсунуть в кандзи ром русский шрифт).

    Используя комманды GO TO и LIST и EDIT 40 я залез в строку 40, которая глючит и заменил на LOAD "S&M" в котором и находится сама игра, так как LIST по этому файлу выдаёт ~370 строчек кода. Это не дало мне ничего, кроме того, что RUN теперь выдаёт ошибку в строчке 5 файла "S&M", которая выглядит так:
    5 I=VAL (RIGHT$(VARPTR,2)):FOR J=0 BEEP I:A=RND(1):NEXT

    Теперь осталось найти учебник бейсика старый какой-нибудь, выучить бейсик и возможно игру получится таки запустить, поняв, что эта строчка хочет от меня. :cunning:

    Но я впечатлён, что получается можно любую старую игру на PC88, понимая бейсик - довольно легко модифицировать, включая локализацию на английский, просто работая со строчками кода. И если в данной рпг их прилично, то более простенькие аркады - на них вполне можно и потренироваться.

    UPD. Попробовал другие строчки кода. Тоже лезут ошибки. Подозреваю, что всё дело в I= но не понимаю, что это такое, случайно не номер диска к которому обращается к файлам и не находит.

    UPD! Более того!!!! Теперь можно вытащить как минимум текстрактором весь японский скрипт игры, которые не выцеплялись хуками из-за другого кодирования файлов. Достаточно подцепить хуком основной процесс эмулятора и ввести LIST по файлу - пойдут строчки кода, где в кавычках будут японские слова (текст игры, реплики, меню и т.д.) - останется только снести макросом английские слова и цифры кода и, вуаля, скрипт японской части будет на руках. Надо попробовать!
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 22 ноя 2024
    Gamerun, Octohum и Колючий нравится это.
  15. Brian Kinney

    Brian Kinney

    Регистрация:
    24 янв 2006
    Сообщения:
    26
    Всё. Я полный дебич. Прошу прощения за замусоривание темы. Но может быть, мой опыт пригодиться кому-нибудь.

    В общем, основная ошибка был только в том, что .d88 файл Ken no Mahou в сети - это версия игры для PC8001, а не для PC88.
    И запускать надо было просто в N моде - где игра сама прекрасно запустилась без бубнов.

    Вот кто бы знал...
     

    Вложения:

    Octohum нравится это.
  16. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Пока я искал образ дискеты и добирался до эмулятора, вы уже и сами во всём успели разобраться :blush:
    Для тех любознательных игроков, кто задумает запустить эту игру в эмуляторе М88, стоит (раздобыв предварительно образ дискеты в формате .d88) сделать следующее после запуска эмулятора:
    1) Указать путь к образу дискеты с игрой с помощью Disk -> Drive 1 ->
    2) Кликнуть по вкладке Control и поставить "галочку" на режиме N mode
    3) Кликнуть по Reset во всё том же меню, выпадающем из вкладки Control
    ai124.fastpic.org_big_2024_1123_a2_9486c463753ee4fa7d352654a2461ea2.jpg
    Что ж... выглядит игра своеобразно. Трудно поверить, но одна из этих фигур - эльф :blink:
     
  17. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    9.218
    Дисковая версия Dios для PC-88 оцифрована - DIOS ―ディオス― : Zain Soft : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
    Однако, в описании указано, что запустить удалось на ePC-8801MA, которому нужны ромы от PC-88. Их список таков:
    Код:
                                   11/14/2022
    
    --- Internal ROM images
    
       N88.ROM       for V1(S)/V1(H)/V2 mode
       N88_0.ROM
       N88_1.ROM
       N88_2.ROM
       N88_3.ROM
       N80.ROM       for N-BASIC mode
       DISK.ROM   Sub-System ROM
       KANJI1.ROM   Kanji ROM
       KANJI2.ROM   Kanji ROM
       JISYO.ROM   Dictionary ROM
       CDBIOS.ROM   CD-ROM BIOS ROM
       PC-8801-16_I86.ROM
       PC-8801-16_Z80.ROM
       ---
       N80_1.ROM   PC-8001
       N80_2.ROM   PC-8001mkII
       N80_3.ROM   PC-8001mkIISR
       ---
       E1.ROM       DiskDrv
       E8.ROM       DiskDrv80
    Часть ромов удалось найти некоторое время назад для quasi88 (ранее также был другой набор ромов, но с которыми данный эмулятор не запускался), однако JISYO.ROM, CDBIOS.ROM, PC-8801-16_I86.ROM, PC-8801-16_Z80.ROM, N80_1.ROM, N80_2.ROM, N80_3.ROM, E1.ROM и E8.ROM найти не удалось через быстрый поиск в Google и Яндекс(ya.ru).
    Знает ли кто места, где указанные выше ромы можно было бы скачать, или у кого-то есть данные ромы в наличии?
     
  18. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Ого, одна из крайне немногочисленных игр для модели NEC PC 8801 MC!
    В заметках к переводу на английский язык визуальной новеллы Mirrors (выходила как раз на РС-8801 МС изначально) указано, что только эмулятор ePC8801MA и способен запускать игры для этой модели. Видимо, в случае с данной версией Dios та же история.
    Единственная игра для NEC PC-8801 МC, которую я запускал, это уже упомянутая мною Mirrors. Несколько лет назад появился фанатский перевод на английский для этой игры от Nebulous Group: Mirrors
    Понимая, что речь идёт о не самом известном эмуляторе и довольно экзотическом компьютере, создатели патча добавили на архив точка орг сборку эмулятора с ромсетом. Альтернативное место для скачивания - группа в известной социальной сети ВКонтакте (да, понимаю что у людей может быть предвзятое отношение к соцсетям, но эта группа - отличное место), которая называется "Дом потерянных игр". Вот ссылка на пост о переводе Mirrors: ВКонтакте | ВКонтакте
    В том посте для скачивания Mirrors и эмулятора ePC8801MA (эмулятор уже нафарширован ромсетом и готов к работе)
    1) есть ссылка на архив точка орг
    2) а если кликнуть по ссылке альбома на в том же посте, то перейдёте собственно к альбому со скриншотами, где помимо прочего будет на видном месте ссылка на Яндекс-диск, откуда игру с эмулятором тоже можно скачать. Неплохая альтернатива, если архив не работает.

    Что касается ромсета, то если скачать эмулятор ePC8801MA оттуда (собственно, это одно и то же, просто альтернативные варианты мест для скачивания), там будут: JISYO.ROM, CDBIOS.ROM, N80_1.ROM, N80_2.ROM, N80_3.ROM*, но там нет РC-8801-16_I86.ROM, PC-8801-16_Z80.ROM, E1.ROM и E8.ROM
    При этом эмулятор функционирует и запускает Mirrors:
    Переведённая на английский язык Mirrors в эмуляторе ePC8801MA
    Эмулятор запустился у меня на ПК с 32-битной Windows 7. Возможно, более современная техника тем более не имеет проблем с этим.
    Может быть, вам удастся запустить Dios и с таким ромсетом? Вот только в случае с той же Mirrors одного только образа CD мало, там ещё два образа дискет в комплекте. Уж не было бы с Dios таких же нюансов (например, на CD игра хранит в основном музыку, а всё жизненно важное - на дискете).
    Небольшое отступление. Что за PC-8801 МС? Это первый компьютер от компании NEC с CD-приводом (и при этом ещё и последняя модель среди РС-88, после чего компания сосредоточилась на РС-98): PC-8801 MC - NEC Retro
    Выход этого компьютера в 1989 г., возможно, был мотивирован конкуренцией с компанией Fujitsu, которая выпустила компьютер FM Towns, также имевший CD-привод. К сожалению, игр, в которых учитывались бы возможности последнего РС-88, было совсем немного. На necretro.org указано всего три наименования, уже упоминавшиеся Mirrors и Dios, а также некий CD Takara Hako, который, похоже, вообще не игра, а скорее промо-диск, призванный продемонстрировать возможности компьютера. Судя по https://www.gamepres.org/pc88/library/frame1.htm (это база данных по играм с РС-88 на японском языке), CD-версия была и у Duel, вышла в 1990 г., как и в случае Dios. Возможно, в недрах интернета ещё попадутся какие-то упоминания (в том числе на японском языке) о мультимедиа или специальном офисном ПО, но лично я больше ничего не наскрёб.
    Кстати, количество интересной информации о PC-88 вообще и PC-8801 МС в частности
    можно прочитать здесь:
    https://zx-pk.ru/entries/165-8-bitnye-80-e-poslednie-iz-mogikan.html
    В общем, разработчикам игр РC-8801 МС пришёлся не по душе, хотя в целом для компьютеров от NEC в 80-90-е годы вышло множество игр :hmmm:

    *примечание - опечатка, не N80_1.ROM, N80_2.ROM, N80_3.ROM, а N88_0.ROM, N88_1.ROM, N88_2.rom, N88_3.ROM
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2024
  19. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    9.218
    Нет, в архиве N88_0.ROM, N88_1.ROM, N88_2.ROM, N88_3.ROM.
    Будет время, посмотрю.
    В целом, ненайденные системные ромы мне нужны больше для полноты, хотя если с ними можно будет запустить большее число игр для PC-8001, то ePC88<> может стать более предпочтительным эмулятором:
    PC-8801-16_I86.ROM
    PC-8801-16_Z80.ROM
    N80_1.ROM PC-8001
    N80_2.ROM PC-8001mkII
    N80_3.ROM PC-8001mkIISR
    E1.ROM DiskDrv
    E8.ROM DiskDrv80
     
  20. Octohum

    Octohum

    Регистрация:
    12 май 2024
    Сообщения:
    293
    Ах, я не то скопировал, простите... :sorry:Но предполагаю, что для запуска CD-игр как раз эмулятора с таким ромами может быть оказаться достаточно, раз Mirrors запустился.
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2024
  21. Brian Kinney

    Brian Kinney

    Регистрация:
    24 янв 2006
    Сообщения:
    26
    Дошли руки протестировать работу Luna - следующая ступень в эволюции после Textractor. GitHub - HIllya51/LunaHook: Visual Novel Text Hook Engine / LunaTranslator 文本提取器
    Сделал её китаец, в комментах на гитхабе ему напихали, что пакет с вирусами, после чего он обиделся и закрыл комменты, переведя проект в силентмод.
    Скачал, офигел, насколько это крутая работа по коду - игра подхватываются просто на ура. Играется изумительно.

    Сходу прошёл несколько VNок на PC98 (на n21 - у него с какой-то версии встроили возможность подгрызаться хукам) и на форке pc8801ma (писал о нём выше в теме).

    Единственно, что я сделал в Луне, это переставил переводчик с Байду (кривовато переводит фразы) на Google (очень круто переводит).

    Самые горячие рекомендации. Старые игры до 85-го не заберёт, так как там запаковка текста прямо внутрь кода, а поновее всасывает только в путь.
     
    Octohum нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление