1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Pentium 4. Где оператива???

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем Iendo, 10 ноя 2024.

  1. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    350
    Максимум оперативки, который поддерживают материнки под 478й сокет - 4 гига.
    Но при этом БИОС "видит" +\- 3,5 гига. И это обычная ситуация.
    Какого чёрта и можно ли что то с этим сделать?
    Поверхностный поиск в интернетах ответа не дал.

    Подведу итог обсуждения ниже. Причина "пропажи" памяти такая. Pentium 4 доступно 4Гб максимум. Но часть этого пространства используется для взаимодействия с устройствами подключёнными через PCI, видео-картой и пр. Поэтому из установленных 4Гб оперативы, чаще всего доступно ~3,5Гб. Порой даже меньше 3Гб. Большое влияние оказывает модель видеокарты и какое значение aperture size выставлено в BIOS.

    Пути обхода этой проблемы существуют, но весьма специфичны и для задач ретро-гейминга смысла заморачиваться с этим нет, т.к. память доступная отдельному приложению, запускаемому в Win XP - 2Гб максимум и все игры, появившиеся в соответствующее время, в этот лимит укладывались.
     
    Последнее редактирование: 13 ноя 2024
  2. Rathori Khass

    Rathori Khass

    Регистрация:
    7 мар 2006
    Сообщения:
    276
    Дело в 32-битной винде. Можно поставить 64-битную ось, но на P4 не вижу в этом большого смысла, особенно если цель - играть в игры из того же временного периода.
     
  3. Antr00plasm

    Antr00plasm

    Регистрация:
    6 окт 2009
    Сообщения:
    2.311
    Он же написал bios, а не винда.
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    7.326
    Известно, что 32-битные приложения, в том числе и ОС, умеют адресовать до 4 ГБ пространства, но мало кто помнит (знает?), что куда-то должны поместится ещё порты ввода-вывода всех аппаратных устройств платформы и место для вращения фреймов AGP\PCIe видеопамяти. Современные системы умеют аппаратно ремапить верхний зарезервированный для устройств сегмент адресов (грубо с 3.25 по 4 ГБ) в "далёкие края" доступные полноценным 64-битным платформам, высвобождая тем самым маскированную часть ОЗУ, которая находится в пересекающейся части адресов с портами ввода-вывода устройств. Поэтому лучше просто взять систему современную, которая сразу под х64 заточена, чем искать варианты выжимания "последних" ~768 МБ из доступных 32-х битным системам и процам диапазонов. Бюджетные вещи часто имели ограничения соответствующие на уровне чипсетов, а не биосов - ищется по просмотру даташитов на интересующий чипсет. Чем ближе к серверам и рабочим станциям - тем выше вероятность поддержки костылей и хаков, открывающих больше адресного пространства без полноценной 64-битной архитектуры. Но это всё именно костыли и хаки, поддержка которых на стороне программ и, главное - драйверов, факультативна. А значит резко повышается уровень перебирания комплектухи, чтобы получить что-то совместимое и безглючное. Обычному игроку в игры оно нафиг не надо. Тем более, что без хаков, опять же, в той же XP ограничение со стороны ОС установлено на 2 ГБ на процесс и толку от ОЗУ более 3 ГБ всё равно не очень.
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2024
    Vlad_99, Eraser, AndyFox и 2 другим нравится это.
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    7.031
    Если ОС будет x86, то это ведь будет скорее всего XP. А там можно и не заморачиваться. Один фиг всё, что имеет смысл под XP на P4 запускать, не упрётся в такой объём памяти.
     
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.798
    Дадад, вы поищите еще по ибеям 478 проц, умеющий Intel EMT64 и проникнитесь, сколько он будет стоить. (спойлер: это все равно не поможет)

    3,5ГБ для ХР на i865, или что там у вас, это уже очень даже неплохо. Бывает и меньше 3.
    Поиграйтесь еще с размером AGP aperture в биосе, может, 3,7-3,8 и выйдет. Но это не точно.

    agp aperture.png

    e4500.png
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2024
    Vlad_99, Eraser и Колючий нравится это.
  7. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    350
    когда собирал пентиум 4 своей мечты, идея была в том, чтобы воткнуть всё самое крутое, доступное без диких переплат. Ну то есть если прескот на 3ГГц доступен за косарь, а топовый прескот на 3,4ГГц уже за пятак (условно) - то идёт он нафик. Тем более что эти несколько сотен можно добрать разгоном по шине даже не трогая напряжение. Соответственно всякие экстрим эдишн и прочая экзотика - тем более отправились лесом :)

    AGP aperture size из любопытства менял на 4Мб =) Получил 3,47Гб ОЗУ. При этом Биошок в целом запустился и работал так же как при AGP aperture size = 64. Ну разве только подтормаживал при первом заходе в новую часть локации.

    На всякий случай поблагодарю за ответ ;)
    --- добавлено 10 ноя 2024, предыдущее сообщение размещено: 10 ноя 2024 ---
    Я подозревал, что дело в том, что часть адресного пространства зарезервирована под разные PCI, AGP и пр. Но подумал, что больше полу гига - как то до хрена. Получается, когда производители указывали, что их мамки поддерживают 4Гб ОЗУ - они лукавили. Конечно планов заморачиваться с разными костылями и хаками - вообще нет. Просто хотел понять - в чём причина, на сколько это нормально и можно ли что то с этим сделать не впадая в экстремизм :)
    Тем более если для игры будет доступно всё равно лишь 2Гб. Эта инфа для меня новая. Раз так, значит можно AGP aperture size выставить хоть на 256 :)
     
  8. BrainRipper

    BrainRipper

    Регистрация:
    1 ноя 2009
    Сообщения:
    9.437
  9. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    350
    Да, идея именно в этом :)

    4й пень - 32-битный камень, установка 64х оси ни чего не даст. Если вообще прокатит.
     
  10. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.427
    @radical1010, видеокарта сжирает. У меня так 2,7гб показывало в системе еще совместимой с ХП при гигабатной видеокарте.
     
  11. _ALS_

    _ALS_

    Регистрация:
    13 апр 2018
    Сообщения:
    375
    Вряд ли дискретная видеокарта будет "сжирать" оперативку.
    А самое интересное, что ни видеокарта, ни прочее, ничего не сжирают, если поставить 3 гига памяти. На моей материнке именно так и получилось. Думаю, что она тупо отрезает всё, что больше 3,5.
     
    Последнее редактирование: 11 ноя 2024
  12. coolerman

    coolerman

    Регистрация:
    19 ноя 2021
    Сообщения:
    973
    Я вот тоже собирал пред. топ на 478. P4 3.0 HT с разгоном до 3.4, GF6600GT. DDR ~500мгц 4Гб на WinXP 32bit.
    Потом купил у родителей старый бук ASUS c T4400 2x2.2ггц и GF310m. Так оказалось, что он по всем параметрам быстрее чем моя сборка на 478 :D
    Поэтому я для себя сделал вывод, что лучше для 478 сделать downgrade и оставить win98/Me. А для XP уже если надо, то можно за копейки собрать куда более производительную систему на более свежих сокетах.
     
  13. BrainRipper

    BrainRipper

    Регистрация:
    1 ноя 2009
    Сообщения:
    9.437
    @_ALS_, сжирает. См. мой комментарий и ссылки в нём.
     
  14. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    350
    попробую повторить объяснение TheMadLynx простым языком. Пентиум 4 - использует 32битные адреса для доступа к оперативке (у каждой ячейки размером 1байт (8бит) свой номер размером 32 бита), что позволяет использовать до 4Гб. Но часть этого адресного пространства зарезервировано для взаимодействия с устройствами подключёнными через PCI и пр. И эта часть - примерно пол гига. 4-0,5 = 3,5. Соответственно, пока в материнку воткнуто планок памяти общим объёмом меньше ~3,5Гб - будет полный доступ к оперативке. Если воткнуть все 4 гига - часть оперативки окажется недоступна, т.к. для обращения к ней надо использовать те адреса, которые система уже использует для других задач. и соответствующая часть оперативки просто не будет использоваться.

    Тогда может возникнуть вопрос - начерта набивать оперативки больше, чем комп может использовать. Дело в том, что если материнка под ДДР1 и хочется, чтобы она работала в 2х канальном режиме, лучше всего, чтобы все планки оперативки были одинакового размера (тут для простоты опускаю ряд тонкостей). Планки ДДР1 выпускали на 512Мб. Если на материнке 4 слота для оперативки, это даёт 2гб общего объёма. Выпускали на 1024Мб - это те самые 4гб, часть которых окажется недоступна. Чаще всего допустимо установить две на 512 и две на 1024, что даст 3гб. Получаем, что единственный вариант получить больше 3гб оперативы - 4 планки по 1гб. т.к. планок с размером больше 512 но меньше 1024 - не существует.

    Извиняюсь, если был излишне подробен. В таком случае это объяснение в будущем поможет тем, кто разбирается в вопросе меньше нашего.

    --- добавлено 11 ноя 2024, предыдущее сообщение размещено: 11 ноя 2024 ---
    ну всё же 98й виндюк хронологически больше соответствует 3му пню.
    После 4го пня уже идут 64х разрядные core 2 duo и quad (промежуточные звенья типа pentium D проигнорим для ясности) которым уже напрашивается win7
    Ну и понятно, что сборки на 478 сокете уже лет 10 как имеют исключительно ностальгическую ценность чуть менее чем полностью ))
     
    Последнее редактирование: 11 ноя 2024
    Rathori Khass нравится это.
  15. coolerman

    coolerman

    Регистрация:
    19 ноя 2021
    Сообщения:
    973
    Когда у меня в 2002г появился комп на 478, тогда ещё 80% сидели на win98. Где то в 2003-2004г начали плотно переходить на XP. Потому что в конце августа 2004г только вышел winXP SP2. Тогда уже этот образ ходил по рукам и все его ставили, считали, что полностью стабильная и исправленная ОСь. К тому в времени, только состоялся релиз 775. Плотно начал продаваться 775 сокет в 2005г. Core 2 duo вышел в 2006, а Win7 вышла в конце 2009.
    Так что, как раз 775 сокет и core2duo это эпоха winXP. Для win7 актуален следующий сокет.
     
    Последнее редактирование: 11 ноя 2024
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.798
    Так и есть, зависит от видеокарты, которая стоит и размера AGP Aperture.
    1.png 2.png 3.png 4.png
     
  17. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    350
    --- добавлено 11 ноя 2024, предыдущее сообщение размещено: 11 ноя 2024 ---
    С такой подробной хронологией хрен поспоришь :) Припоминаю, когда другу собрали предтоповый на тот момент комп на базе кор2квад - я действительно по началу ставил на него хрюшку и не запаривался на счёт того, поддерживает ли она его 64-разрядные возможности. (Сейчас задумался об этом) Просто у меня лично получилось так, что когда перешёл на хрюшку, у меня всё ещё был 4й пенёк. И довольно долго уже после.

    ...но... какой же тогда операционке соответствует 3й пенёк? у меня всегда ассоциировался как раз с 98й виндой.
    а 1й пень? :)
     
  18. coolerman

    coolerman

    Регистрация:
    19 ноя 2021
    Сообщения:
    973
    Win 95-98 Это как минимум c95г по 2001г до выхода WinXP.
    P3 - релиз в 99г.
    P4 - релиз в 2000г.
     
  19. Iendo

    Iendo

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    350
    соответственно получаем, что эпоха 98й винды это всё же не только п4 но и п3. А если вспомнить, что на старте продаж 4й пень был непомерно дорог и набрал популярность лишь спустя несколько лет.. как раз перед тем, когда в народ пошла хрюшка..

    UPD Можно даже сказать так, эпоха win98 захватывает вершину развития Pentium I - версии MMX, полностью перекрывает PIII и значительную часть P4 (подразумевая, что когда началось распространение XP, P4 всё ещё оставались актуальны и были уже вполне доступны).
     
    Последнее редактирование: 11 ноя 2024
  20. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.798
    Кстати, как получить полных 4ГБ на 478 сокете (если кому-то это нужно) на ХР.
    Берется Biostar G31-M4 на G31, ставится туда обычный проц (без ЕМ64Т), два по два ДДР2, ставится обычная х86 ХР SP3, на ХР ставится патч, включающий РАЕ.
    Неофициально G31 понимает до 8ГБ, но это уже придется раскошелится на недешевые (даже китайские)4ГБ плашки для интеля, зато будет целых 8ГБ на 478 сокете!
    Ну а если вдруг достанете 64битный проц и он на этой плате заработает (можете погуглить, такие попытки наверняка уже были), то можно смело ставить и х64 систему.
     
    Iendo нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление