1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord

Тема в разделе "Игры на сайте", создана пользователем mcrstar, 20 июл 2025.

  1. mcrstar

    mcrstar

    Регистрация:
    28 авг 2015
    Сообщения:
    435
    Жанр:
    RPG

    Платформа:
    Apple II

    Год издания:
    1981

    Разработчик:
    Andrew Greenberg, Robert Woodhead

    Издатель:
    Sir-Tech Software

    Рейтинг:
    10 из 10

    WIZARDRY is unlike any other game you have played
    on your Apple II computer. Using all the power and
    sophistication of the PASCAL language, we have
    been able to create the most challenging fantasy
    war game available for any personal computer.

    Вступительные слова из руководства к игре​

    Первая часть Wizardry, вышедшая в сентябре 1981 года, — одна из самых ранних и наиболее влиятельных RPG в истории. Игрок создаёт отряд, содержащий до шести искателей приключений, и отправляется в запутанное десятиуровневое подземелье, чтобы сражаться с монстрами в пошаговом бою, спускаться всё ниже и наконец дойти до злого архимага Вердны, удерживающего магический амулет, который жаждет Безумный Властелин Требор на поверхности… или до своей погибели, что случается намного чаще.

    Бытует мнение, мол, игра имеет совершенно запредельную сложность, — и это отчасти правда. Wizardry, особенно по нынешним стандартам, крайне недружелюбна к игроку. Но не стоит забывать, что именно такими и были первые редакции правил настольной ролевой игры Dungeons & Dragons (D&D) и её «клонов», на которые и опиралась Wizardry: у персонажей была чудовищная летальность (доходили истории, что игроки даже не давали своим альтер эго имён, пока они не дорастали до второго-третьего уровня прокачки, так как шанс выжить у «новобранцев» был крайне низок) — и иногда скрупулёзные вычисления и осторожность становились менее важными, чем банальная удача.

    Игра имеет множество инноваций для своего времени. Создание целой группы авантюристов — первая новинка, которую предложила Wizardry, и у игрока есть достаточное пространство для кастомизации партии.

    Во-первых, выбор одной из пяти рас (люди, эльфы, дворфы, гномы и хоббиты) задаст начальные характеристики. Их всего шесть: Сила, Интеллект, Выносливость, Ловкость, Удача плюс Набожность, которую в D&D называют Мудростью.

    Во-вторых, установка одного из трёх мировоззрений определит доступные классы, но важно помнить, что добрые и злые авантюристы не могут быть в одной группе. К тому же некоторые редкие предметы требуют для использования определённого мировоззрения.

    В-третьих, подбор стартового класса из четырёх базовых и стольких же дополнительных. В дальнейшем персонажи могут менять их, если подходят по минимальным характеристикам, — правда, с ростом возраста, что постепенно приводит к деградации параметров и в совсем «запущенных» случаях — даже к смерти.
    - Воин — мастер атаки, специализируется на физическом уроне.
    - Жрец — «поддержка с кулаками», лечит и накладывает защитные заклинания, но может и немного подраться.
    - Волшебник — творец самой сильной магии, бесполезный в ближнем бою.
    - Вор — посредственный в физической схватке, но способный обезвреживать ловушки и открывать сундуки, что очень пригодится любой группе авантюристов.

    Четыре дополнительных класса — это миксы из двух базовых, сочетающие плюсы оригиналов, но с повышенными требованиями к характеристикам, так что не каждый из них получится взять на старте.
    - Епископ — колдун «на все случаи жизни» с заклинаниями как волшебника, так и жреца.
    - Самурай — воин с магическими способностями.
    - Лорд — воин с жреческой магией.
    - Ниндзя — смертоносный боец, сочетающий навыки воина и вора.

    Начинается Wizardry в городе на поверхности, в тренировочном лагере, где создаются все персонажи, — это ещё одна инновация т.н. «безопасного хаба», многократно повторенная в десятках других игр. Замок Безумного Требора с окружающим его городом — важное место, куда партия возвращается залечивать раны, покупать экипировку и расти в уровнях. Сохраняться можно тоже только тут, что делает каждый поход в лабиринт напряжённым испытанием.

    И вот, после создания персонажей и покупки стартовой экипировки, отряд отправляется в подземелье из десяти уровней, один сложнее другого. Движение там происходит в пошаговом режиме с видом от первого лица. Каждый этаж площадью 20 на 20 клеток, и в нём есть ловушки, скрытые стены, телепорты и зоны с «вечной тьмой», где невозможно что-то увидеть и ориентироваться нужно на ощупь. Обычная задача на уровне — найти лестницу вниз и не погибнуть по дороге. Дополнительную сложность создаёт отсутствие автоматической карты — её приходится рисовать вручную на бумаге, иначе легко заблудиться в тёмных коридорах. Волшебники могут использовать заклинания определения местоположения и телепортации, но ошибка в координатах приводит к гибели всей группы в ловушке или внутри стены.

    Конечно же, в подземелье обитают разные неприятные личности, с которыми нужно сражаться в пошаговых боях. Бои в Wizardry жестоки и требуют точного расчёта. Враги нападают толпами (бывает, даже десятками особей за раз), и встречи с ними могут за один ход уничтожить неопытных авантюристов. Персонажи умирают навсегда, если их не воскресить в храме, а при полной смерти всей партии играть дальше этой группой невозможно, хотя новый отряд в силах вернуть тела и снаряжение погибших. Кстати, изредка игрок будет встречать лояльных обитателей подземелья, и с ними можно мирно разойтись — или вероломно напасть, чтобы заработать ценный опыт.

    После победы над монстрами часто остаётся сундук с сокровищами, который предварительно стоит проверить на ловушки и вскрыть (вы же не забыли взять с собой вора?). Wizardry достаточно богата на разную экипировку, возможность использования которой зависит от класса персонажа. Сейчас это кажется банальным, но тогда такие детали были новинкой в компьютерных играх, хотя уже и присутствовали в D&D: например, воин не может использовать предметы для волшебников, а маги — носить металлические доспехи и так далее.

    Кстати, о магах, а точнее, о магии. Все заклинания разделены на семь уровней; у классов с магическими способностями есть ограниченное количество слотов на каждый уровень, что они могут использовать до следующего отдыха. Некоторые враги тоже используют магию, и неправильное планирование тактики боя с такими противниками приводит к гибели всей партии влёт, особенно на более глубоких уровнях подземелья.

    Вдоволь насражавшись, найдя сокровища и приобретя опыт, авантюристы возвращаются на поверхность, чтобы отоспаться, продать награбленное и повысить уровень. Тут Wizardry опять показывает свою безжалостность: при взятии нового уровня вы получаете надбавки к характеристикам и разучиваете новые заклинания, но происходит это по случайному выбору: можно как повысить Силу, Интеллект, Выносливость, Удачу и выучить две магии, так, например, и потерять значение в одной из них и не познать новых заклинаний вообще!

    Графика игры минималистична: подземелье представлено простыми линиями, имитирующими 3D-коридоры, а монстры — статичными картинками. Но опять же — по меркам 1981 года это был очень большой шаг вперёд по сравнению с играми, существовавшими на рынке. Такое оформление экрана — картинка-представление, что видит партия слева, сводная таблица характеристик снизу и описание событий справа — станет стандартом жанра на долгие годы.

    А вот что даже опередило своё время — это управление. Движение группы реализовано по актуальной и сейчас схеме W-A-D (вперёд-влево-вправо), а другие команды вводятся одной буквой — к этому очень быстро привыкаешь, несмотря на порой запутанные меню.

    Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord — это золотая классика Apple II, да и вообще компьютерных игр. Она оказала огромное влияние на жанр RPG, задала стандарт dungeon crawl’еров и вдохновила многие последующие проекты, включая Might & Magic, The Bard’s Tale — и бонусом, похоже, вообще весь жанр JRPG.

    И помните: чтобы поиграть в Wizardry II и III, нужна дискета с сохранением партии, победившей в первой части!
     
    Последнее редактирование модератором: 20 июл 2025
  2. RaymanM Танцующий в грозу

    RaymanM

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    2.803
    Судя по описанию, это полный кошмар в плане хардкора. Нет, я понимаю, что в плане подобных игр тогда было всё не очень хорошо, но тот же Akalabeth (1979 год) был, насколько помню, не таким злым и сложным. Да и гораздо короче.
    Скорее всего все эти офигительные фичи были добавлены искуственно, чтобы растянуть прохождение на десятки часов, либо до внятного улучшения геймплея пара разработчиков просто не допёрла.
     
    Последнее редактирование модератором: 21 июл 2025
  3. A National Acrobat cannon fodder

    A National Acrobat

    Регистрация:
    18 май 2011
    Сообщения:
    2.466
    @RaymanM, отставить панику!
    Akalabeth по сравнению с Wizardry - эпическое недоразумение. На самом деле, всё не так страшно. Wizardry достаточно умная, грамотная и продуманная игра для своего времени.
     
  4. RaymanM Танцующий в грозу

    RaymanM

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    2.803
    "Достаточно" и "для своего времени" - ключевые фразы.
    Мне из подобного жанра для познания дзена хватило трилогии Bard's Tale (особенно второй части), но там хотя бы прокачка была прокачкой...
     
  5. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    29.776
    Рассказали бы, как она сравнительно с PC-версией?
     
  6. midav123

    midav123

    Переводчик

    Регистрация:
    15 янв 2010
    Сообщения:
    208
    Когда впервые проходил эту игру подумал также, но потом прошёл следом 2, 3 и 4 части, и с каждым разом уровень хардкора только рос и рос. После четвёртой части на первую уже смотришь, как на простенькое обучение перед последующими частями. :)
     
  7. RaymanM Танцующий в грозу

    RaymanM

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    2.803
    Ты один из тех безумцев, кто её прошёл? Она же вся ориентирована на знание и абуз механик прошлых частей.
     
  8. A National Acrobat cannon fodder

    A National Acrobat

    Регистрация:
    18 май 2011
    Сообщения:
    2.466
    Если брать изначальный релиз от 1984-го года, то полностью идентичны.
    Если сравнивать с переизданием 1987-го, то разница уже довольно существенна, но не все изменения в пользу обновлённой версии.

    Кстати, пользуясь случаем задам, возможно, нескромный вопрос специалисту из TDC: нет ли в коллекции образов дискет изначальных версий второго и третьего сценариев от 1985-го и 1986-го, соответственно?
     
  9. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    29.776
    Конечно, я об этом.

    Хм-м. Если разница существенная, то не должны ли тогда версии 1984 и 1987 гг. находиться на разных страничках?

    Это тут явно не по теме, но я ещё не изучал эту серию... Как-то боязно ввязываться, судя по отзывам. А на Old-Games.ru какие образы выложены?
    В TDC у "The Knight of Diamonds" образы только 1987 г., а у "Legacy of Llylgamyn" что-то есть и 1986-го, и 1987-го.
     
  10. midav123

    midav123

    Переводчик

    Регистрация:
    15 янв 2010
    Сообщения:
    208
    Ага, причём на все концовки, чтобы выдернуть побольше текста из игры для потенциальной русификации. И что самое удивительное, четвёртая часть понравилась мне больше предыдущих + пятой вместе взятых, уж ТАКОЕ приключение запоминается на долго. :)
     
  11. A National Acrobat cannon fodder

    A National Acrobat

    Регистрация:
    18 май 2011
    Сообщения:
    2.466
    Мне кажется это излишним. Достаточно указать версии. Например, Maniac Mansion'ы делят одну страницу и - ничего.
    Оба варианта первого сценария: от 1984-го и переиздание 1987. Второй и третий сценарии - только переиздания 1987. А "флопики", я только сейчас понял по датам файлов, вообще Интерплеевское переиздание всей серии Ultimate Wizardry Archive от 1998, судя по всему.
    Я смотрел по общедоступным спискам: старых версий KoD там не значится и даже не разыскивается. Это мне кажется жестокой иронией - такая известная игра и вдруг канула в Лету. Третий сценарий в образе от 1986-го я попытался выкачать с торрента на Рутрекере - оказалось что это переиздание. То есть, оригинальная версия LoL, возможно, тоже отсутствует.
    Я сам сейчас осваиваю, и, честно скажу, не вижу и половины тех проблем. Беда в том, что люди подходят к игре как к dungeon crawler'у, но dungeon crawler'ом она является лишь по форме, по содержанию это - менеджер партии приключенцев. Кого и как вырастишь, такой результат и получишь. Но тут уже нужно потратить много времени на игру, быстро пройти её не получится.

    Ещё, кстати, есть WizardryArchives: The Lair of Werdna, где выложены какие-то образы дискет, но они там закриофлюксены и оттранскоплены - не знаю, реально ли это всё как-то открыть без применения специальных дорогостоящих устройств на обычной современной ЭВМ?
     
  12. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    29.776
    У "Maniac Mansion" отличается только графика - это косметические отличия. А вот если они ещё и игрового процесса касаются, тогда лучше разделять.

    Да, похоже на то: глубоко вопрос я ещё не изучал, но на первый взгляд все образы - 1987 года.

    Кстати говоря, она ещё и выглядит куда лучше: ни один скриншот на страничке PC-версии не соответствует нормальной CGA-RGB картинке.

    Конечно, реально! Только это первая серия, "Proving Grounds of the Mad Overlord", - она-то как раз давно доступна в виде образов и в оригинале, и в переизданиях. А на этом сайте, насколько я понял, именно переиздания.
     
  13. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    29.776
    Поспрашивал: да, там о таких не слышали. А есть какие-то доказательства, что были PC-версии до 1987 года?
     
  14. A National Acrobat cannon fodder

    A National Acrobat

    Регистрация:
    18 май 2011
    Сообщения:
    2.466
    Там, как раз, различия скорее визуально-интерфейсного толка - переиздание чуть-чуть упрощает ряд моментов, но кое-что теряет в сравнении с оригиналом.
    Так её все запускают на базовых настройках DOSBoxa'а, хотя она и в CGA умеет, а вот оригинал 1984 запустится в эмуляторе только если правильно настроить параметры.
    Не факт, что только переиздания. Для первой у одной из ссылок есть подпись, что это именно "original 1-st release" только ссылка уже не работает.
    Прямых нет, только косвенные. Я это описывал здесь. Можно продолжить обсуждение в той теме, если что.

    Кстати, есть наблюдение по сайту Wizardry Archives: WizardryArchives: The Lair of Werdna и WizardryArchives: The Lair of Werdna
    У третьего сценария диск на 320кб запускается в DOSBox'е без шаманств, и это переиздание. А вот те, что о 720кб у обоих сценариев уже работать в эмуляторе не хотят (хотя предположить, что на 3,5" дискетах будет именно оригинал, довольно сложно). Нет ли возможности как-то их протестировать?
     
  15. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    29.776
    Да, я уже посмотрел. Различия вовсе не косметические, - я бы разделил!
    И оригинал мне куда больше нравится.

    Версия 1984 года требует MDA или CGA; версия 1987 года - исключительно CGA.

    Так ведь речь о первой игре, а там всё доступно.

    Насколько я вижу, версии 1987 года точно выходили на дискетах обоих форматов.
     
  16. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    122.026
    @Uka, @A National Acrobat, я искренне предлагаю вам (тебе и тебе) перенести это обсуждение в какое-то другое место, ибо сейчас такой формат дискуссии неудобен и - наверняка - для вас, и для меня, так как приходится модерировать сообщения, что не всегда можно сделать оперативно.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление