Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord

Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord
Жанр: RPG
Разработчик: Andrew Greenberg, Robert Woodhead
Издатель: Sir-Tech Software
Год выхода: 1981
Платформа: Apple II
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 3
WIZARDRY is unlike any other game you have played
on your Apple II computer. Using all the power and
sophistication of the PASCAL language, we have
been able to create the most challenging fantasy
war game available for any personal computer.

Вступительные слова из руководства к игре​

Первая часть Wizardry, вышедшая в сентябре 1981 года, — одна из самых ранних и наиболее влиятельных RPG в истории. Игрок создаёт отряд, содержащий до шести искателей приключений, и отправляется в запутанное десятиуровневое подземелье, чтобы сражаться с монстрами в пошаговом бою, спускаться всё ниже и наконец дойти до злого архимага Вердны, удерживающего магический амулет, который жаждет Безумный Властелин Требор на поверхности… или до своей погибели, что случается намного чаще.

Бытует мнение, мол, игра имеет совершенно запредельную сложность, — и это отчасти правда. Wizardry, особенно по нынешним стандартам, крайне недружелюбна к игроку. Но не стоит забывать, что именно такими и были первые редакции правил настольной ролевой игры Dungeons & Dragons (D&D) и её «клонов», на которые и опиралась Wizardry: у персонажей была чудовищная летальность (доходили истории, что игроки даже не давали своим альтер эго имён, пока они не дорастали до второго-третьего уровня прокачки, так как шанс выжить у «новобранцев» был крайне низок) — и иногда скрупулёзные вычисления и осторожность становились менее важными, чем банальная удача.

Игра имеет множество инноваций для своего времени. Создание целой группы авантюристов — первая новинка, которую предложила Wizardry, и у игрока есть достаточное пространство для кастомизации партии.

Во-первых, выбор одной из пяти рас (люди, эльфы, дворфы, гномы и хоббиты) задаст начальные характеристики. Их всего шесть: Сила, Интеллект, Выносливость, Ловкость, Удача плюс Набожность, которую в D&D называют Мудростью.

Во-вторых, установка одного из трёх мировоззрений определит доступные классы, но важно помнить, что добрые и злые авантюристы не могут быть в одной группе. К тому же некоторые редкие предметы требуют для использования определённого мировоззрения.

В-третьих, подбор стартового класса из четырёх базовых и стольких же дополнительных. В дальнейшем персонажи могут менять их, если подходят по минимальным характеристикам, — правда, с ростом возраста, что постепенно приводит к деградации параметров и в совсем «запущенных» случаях — даже к смерти.
- Воин — мастер атаки, специализируется на физическом уроне.
- Жрец — «поддержка с кулаками», лечит и накладывает защитные заклинания, но может и немного подраться.
- Волшебник — творец самой сильной магии, бесполезный в ближнем бою.
- Вор — посредственный в физической схватке, но способный обезвреживать ловушки и открывать сундуки, что очень пригодится любой группе авантюристов.

Четыре дополнительных класса — это миксы из двух базовых, сочетающие плюсы оригиналов, но с повышенными требованиями к характеристикам, так что не каждый из них получится взять на старте.
- Епископ — колдун «на все случаи жизни» с заклинаниями как волшебника, так и жреца.
- Самурай — воин с магическими способностями.
- Лорд — воин с жреческой магией.
- Ниндзя — смертоносный боец, сочетающий навыки воина и вора.

Начинается Wizardry в городе на поверхности, в тренировочном лагере, где создаются все персонажи, — это ещё одна инновация т.н. «безопасного хаба», многократно повторенная в десятках других игр. Замок Безумного Требора с окружающим его городом — важное место, куда партия возвращается залечивать раны, покупать экипировку и расти в уровнях. Сохраняться можно тоже только тут, что делает каждый поход в лабиринт напряжённым испытанием.

И вот, после создания персонажей и покупки стартовой экипировки, отряд отправляется в подземелье из десяти уровней, один сложнее другого. Движение там происходит в пошаговом режиме с видом от первого лица. Каждый этаж площадью 20 на 20 клеток, и в нём есть ловушки, скрытые стены, телепорты и зоны с «вечной тьмой», где невозможно что-то увидеть и ориентироваться нужно на ощупь. Обычная задача на уровне — найти лестницу вниз и не погибнуть по дороге. Дополнительную сложность создаёт отсутствие автоматической карты — её приходится рисовать вручную на бумаге, иначе легко заблудиться в тёмных коридорах. Волшебники могут использовать заклинания определения местоположения и телепортации, но ошибка в координатах приводит к гибели всей группы в ловушке или внутри стены.

Конечно же, в подземелье обитают разные неприятные личности, с которыми нужно сражаться в пошаговых боях. Бои в Wizardry жестоки и требуют точного расчёта. Враги нападают толпами (бывает, даже десятками особей за раз), и встречи с ними могут за один ход уничтожить неопытных авантюристов. Персонажи умирают навсегда, если их не воскресить в храме, а при полной смерти всей партии играть дальше этой группой невозможно, хотя новый отряд в силах вернуть тела и снаряжение погибших. Кстати, изредка игрок будет встречать лояльных обитателей подземелья, и с ними можно мирно разойтись — или вероломно напасть, чтобы заработать ценный опыт.

После победы над монстрами часто остаётся сундук с сокровищами, который предварительно стоит проверить на ловушки и вскрыть (вы же не забыли взять с собой вора?). Wizardry достаточно богата на разную экипировку, возможность использования которой зависит от класса персонажа. Сейчас это кажется банальным, но тогда такие детали были новинкой в компьютерных играх, хотя уже и присутствовали в D&D: например, воин не может использовать предметы для волшебников, а маги — носить металлические доспехи и так далее.

Кстати, о магах, а точнее, о магии. Все заклинания разделены на семь уровней; у классов с магическими способностями есть ограниченное количество слотов на каждый уровень, что они могут использовать до следующего отдыха. Некоторые враги тоже используют магию, и неправильное планирование тактики боя с такими противниками приводит к гибели всей партии влёт, особенно на более глубоких уровнях подземелья.

Вдоволь насражавшись, найдя сокровища и приобретя опыт, авантюристы возвращаются на поверхность, чтобы отоспаться, продать награбленное и повысить уровень. Тут Wizardry опять показывает свою безжалостность: при взятии нового уровня вы получаете надбавки к характеристикам и разучиваете новые заклинания, но происходит это по случайному выбору: можно как повысить Силу, Интеллект, Выносливость, Удачу и выучить две магии, так, например, и потерять значение в одной из них и не познать новых заклинаний вообще!

Графика игры минималистична: подземелье представлено простыми линиями, имитирующими 3D-коридоры, а монстры — статичными картинками. Но опять же — по меркам 1981 года это был очень большой шаг вперёд по сравнению с играми, существовавшими на рынке. Такое оформление экрана — картинка-представление, что видит партия слева, сводная таблица характеристик снизу и описание событий справа — станет стандартом жанра на долгие годы.

А вот что даже опередило своё время — это управление. Движение группы реализовано по актуальной и сейчас схеме W-A-D (вперёд-влево-вправо), а другие команды вводятся одной буквой — к этому очень быстро привыкаешь, несмотря на порой запутанные меню.

Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord — это золотая классика Apple II, да и вообще компьютерных игр. Она оказала огромное влияние на жанр RPG, задала стандарт dungeon crawl’еров и вдохновила многие последующие проекты, включая Might & Magic, The Bard’s Tale — и бонусом, похоже, вообще весь жанр JRPG.

И помните: чтобы поиграть в Wizardry II и III, нужна дискета с сохранением партии, победившей в первой части!
Автор обзора: mcrstar
DOS (Wizardry), DOS (Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord)
Wizardry
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Uka, @A National Acrobat, я искренне предлагаю вам (тебе и тебе) перенести это обсуждение в какое-то другое место, ибо сейчас такой формат дискуссии неудобен и - наверняка - для вас, и для меня, так как приходится модерировать сообщения, что не всегда можно сделать оперативно.
A National Acrobat
Там, как раз, различия скорее визуально-интерфейсного толка - переиздание чуть-чуть упрощает ряд моментов, но кое-что теряет в сравнении с оригиналом.
Да, я уже посмотрел. Различия вовсе не косметические, - я бы разделил!
И оригинал мне куда больше нравится.

A National Acrobat
Так её все запускают на базовых настройках DOSBoxa'а, хотя она и в CGA умеет, а вот оригинал 1984 запустится в эмуляторе только если правильно настроить параметры.
Версия 1984 года требует MDA или CGA; версия 1987 года - исключительно CGA.

A National Acrobat
Не факт, что только переиздания. Для первой у одной из ссылок есть подпись, что это именно "original 1-st release" только ссылка уже не работает.
Так ведь речь о первой игре, а там всё доступно.

A National Acrobat
Кстати, есть наблюдение по сайту Wizardry Archives: WizardryArchives: The Lair of Werdna и WizardryArchives: The Lair of Werdna
У третьего сценария диск на 320кб запускается в DOSBox'е без шаманств, и это переиздание. А вот те, что о 720кб у обоих сценариев уже работать в эмуляторе не хотят (хотя предположить, что на 3,5" дискетах будет именно оригинал, довольно сложно). Нет ли возможности как-то их протестировать?
Насколько я вижу, версии 1987 года точно выходили на дискетах обоих форматов.
Uka
А вот если они ещё и игрового процесса касаются, тогда лучше разделять.
Там, как раз, различия скорее визуально-интерфейсного толка - переиздание чуть-чуть упрощает ряд моментов, но кое-что теряет в сравнении с оригиналом.
Uka
Кстати говоря, она ещё и выглядит куда лучше: ни один скриншот на страничке PC-версии не соответствует нормальной CGA-RGB картинке.
Так её все запускают на базовых настройках DOSBoxa'а, хотя она и в CGA умеет, а вот оригинал 1984 запустится в эмуляторе только если правильно настроить параметры.
Uka
Только это первая серия, "Proving Grounds of the Mad Overlord", - она-то как раз давно доступна в виде образов и в оригинале, и в переизданиях. А на этом сайте, насколько я понял, именно переиздания.
Не факт, что только переиздания. Для первой у одной из ссылок есть подпись, что это именно "original 1-st release" только ссылка уже не работает.
Uka
А есть какие-то доказательства, что были PC-версии до 1987 года?
Прямых нет, только косвенные. Я это описывал здесь. Можно продолжить обсуждение в той теме, если что.

Кстати, есть наблюдение по сайту Wizardry Archives: WizardryArchives: The Lair of Werdna и WizardryArchives: The Lair of Werdna
У третьего сценария диск на 320кб запускается в DOSBox'е без шаманств, и это переиздание. А вот те, что о 720кб у обоих сценариев уже работать в эмуляторе не хотят (хотя предположить, что на 3,5" дискетах будет именно оригинал, довольно сложно). Нет ли возможности как-то их протестировать?
A National Acrobat
Я смотрел по общедоступным спискам: старых версий KoD там не значится и даже не разыскивается.
Поспрашивал: да, там о таких не слышали. А есть какие-то доказательства, что были PC-версии до 1987 года?
A National Acrobat
Мне кажется это излишним. Достаточно указать версии. Например, Maniac Mansion'ы делят одну страницу и - ничего.
У "Maniac Mansion" отличается только графика - это косметические отличия. А вот если они ещё и игрового процесса касаются, тогда лучше разделять.

A National Acrobat
То есть, оригинальная версия LoL, возможно, тоже отсутствует.
Да, похоже на то: глубоко вопрос я ещё не изучал, но на первый взгляд все образы - 1987 года.

A National Acrobat
Я сам сейчас осваиваю, и, честно скажу, не вижу и половины тех проблем.
Кстати говоря, она ещё и выглядит куда лучше: ни один скриншот на страничке PC-версии не соответствует нормальной CGA-RGB картинке.

A National Acrobat
Ещё, кстати, есть WizardryArchives: The Lair of Werdna, где выложены какие-то образы дискет, но они там закриофлюксены и оттранскоплены - не знаю, реально ли это всё как-то открыть без применения специальных дорогостоящих устройств на обычной современной ЭВМ?
Конечно, реально! Только это первая серия, "Proving Grounds of the Mad Overlord", - она-то как раз давно доступна в виде образов и в оригинале, и в переизданиях. А на этом сайте, насколько я понял, именно переиздания.