Давным-давно в далёкой, далёкой галактике... (2001)

Одним прекрасным временем суток человеку по имени Morpheus пришла в голову заурядная для пользователя сети мысль сделать свою собственную страничку на просторах киберпространства. Изначально по адресу находился веб-сайт, где среди разных страниц, несущих полукосмические откровения навстречу посетителям, 23 июля 2001 года появился и небольшой раздел, посвящённый выдающимся играм минувших лет. Так или иначе тот раздел со временем стал главным и основным на сайте, а остальные отправились в страну перечёркнутых нулей и неразмеченных дисковых пространств. Forever Games - так называлась первая версия Old-Games.RU, появившаяся в Интернете на рубеже второго тысячелетия. Примерно 20 игр, десяток обзоров и гостевая книга - вот что предстало бы взгляду доисторического посетителя страницы (хотя современные технологии позволяют совершить экскурс в "сетевой палеолит" не отходя от экрана).

Крепнут крылья (2002)

Следующая остановка – oldgames.km.ru: место, где сайт под влиянием коллективного сознания администрации начал расти как ему и полагается - то есть на дрожжах. Появился форум, отдалённо напоминающий сегодняшний, но где практически все желающие получали поддержку из первых рук. Игр становилось всё больше и больше, однако лишь 30 пользователей одновременно допускались к ftp. Под конец существования на домене ка-эм на сайте находилось свыше ста игр.

На этом этапе в проект пришли ставший затем главным администратором Aleosha и сначала просто активный пользователь, а впоследствии модератор и администратор Noelemahс, долгое время боровшийся с засильем нубизма на форуме калёным железом.

Выше и выше (2003-2004)

Наконец, в начале февраля 2003 года совершился настоящий прорыв: сайт под руководством Aleosh'ы переправился на домен второго уровня – oldgames.ru, у него изменился дизайн (в лучшую сторону, поверьте) и появился новый хостинг - безо всяких шовинистских ограничений. Пристанище любителей и профессионалов старых компьютерных игр возмужало и становилось всё более похожим на то, что мы видим сейчас в окнах браузера. К команде сайта присоединилась такая выдающаяся личность, как нынешний технический (а по совместительству и ныне главный) администратор SAS; также на форуме зарегистрировался еще один будущий администратор - Dimouse, который практически сразу начал помогать проекту отправкой новых описаний и файлов и другими делами. Ещё одним видным деятелем тех времён был Sleepy Emp, первый корректор сайта и большой знаток игровой серии Ultima.

Однако не всё было гладко. Поскольку сайт принадлежал одному малоизвестному самарскому хостеру, то над ним проводились разные глупые эксперименты, целью которых был навар денег. Но каши из топора, даже если у него рукоять из красного дерева и топорище из титановых сплавов, приготовить не удалось. Различные виды рекламы, ограничения для зарубежных пользователей (вплоть до взимания платы за скачивание файлов) и прочие ухищрения не прибавили капитала нашему экс-хостеру. В августе 2003-го сайт мог и вовсе погибнуть - но его чудом удалось спасти. Артефакты тех страшных времён ищите в новостном разделе форума.

В период с мая 2003-го по ноябрь 2004-го немало дел на благо снабжения олдгеймеров раритетными (по тем временам) вещами совершил товарищ RAJ - настоящий былинный герой древности, находивший (а порой и выкладывавший на - предположительно - собственном сайте) floppy- и rip-версии различных игрушек и даже снабжавший их небольшими, но довольно информативными описаниями, которые вместе со ссылками помещались в отдельной форумной теме.

В конце 2004-го произошёл взрыв популярности – активность на форуме резко возросла, игр, несмотря на участившиеся downtime'ы, становилось всё больше и больше, в том числе и любимых многими диалапщиками образов дисков.

В том же году на форуме появился знатный дискораздатчик MegaVovaN, проживавший среди западных капиталистов и начавший щедро снабжать жителей медвежьих углов невиданными по тем временам редкостями. А потом его примеру начали следовать другие.

2005-й – год Свиньи (неофициальный)

Где-то в начале 2005 года на сайте появился некий Virgil, который весьма нехило разбирался в играх и был жёстким, как печень тигра. Теперь он администратор.

В конце февраля усилиями Quester'а и группы энтузиастов на монохромный свет Сети явилось настоящее периодическое издание в pdf-форме. Журнал Oldgames.ru. На его страницах говорилось об играх минувших лет, антикварном железе и переделывании старых хитов на новый лад (римейки, как окрестили их в популярной прессе). E-zine с тем или иным содержанием и авторским составом дожил до отметки “7” на обложке и, за отсутствием желания, благополучно сгинул в Лету (хотя кое-что из неё нам удалось выудить – см. раздел “Файлы”).

Параллельно существовало ещё менее периодическое издание, кардинально отличающееся по наполнению и оформлению, - в форме Diskmag'а, учредителем которого стал Dimouse. С ним вы можете ознакомиться также в разделе “Файлы”.

Активисты нашего форума впервые начали проводить встречи не только в лабиринтах киберпространства, но и наяву. Инициальная сходка произошла в конце октября и была далеко не последней. Благодаря этим сходкам к проекту присоединились модераторы Yerofea и Wrathchild, долгое время занимавшиеся организацией всей форумной активности во "Флейме", Teron Lifeslayer, также активно участвовавший в развитии форума, VorteX DrAgON, вскоре ставший супер-модератором и успевавший работать также над переводами игр, а позже - Каинхару, один из главных генераторов идей и первый модератор технического раздела форума.

Вместе с тем суровый хостер ограничил пропускную способность сервера до 100 человек единовременно, чем многим подпортил настроение. Эта незаслуженная кара постигла нас ещё зимой и сопровождала до лета. А летом, "благодаря" всё тому же х., oldgames.ru уходил под воду - как поплавок, поклёвываемый группой военных аквалангистов.

Осень 05-го выдалась на редкость пакостной: мы оказались больше не нужны дяде, некогда выкупившему подающий надежды веб-сайт, и ценой некоторых усилий еле удалось уговорить его оставить включённым хотя бы форум, где уже вынашивались планы наступления на Самару. Кстати, почти всё время, когда сайт уходил ниже уровня моря, на его месте красовалась табличка об “отключении за неуплату”. Популярность ogr падала, и лишь самые стойкие не покидали борт подбитого, но всё ещё держащего правильный курс корабля. Принимались различные меры для возобновления снабжения ностальгирующего населения провиантом: были попытки договориться со сторонними компаниями насчёт выделения дискового пространства, игры по заявкам размещал на своём сервере SAS, - но ситуация всё равно оставалась туманной.

В конце концов пришёл Он. Человек, который согласился помочь нам и разместить сайт и весь его архив у себя, причём бесплатно, - braindancer. Мы распрощались с регионхостом в начале декабря.

Новое имя – новая жизнь (2006)

Ноль шестой выдался на редкость удачным и спокойным: сайт стал преображаться не только в количественном плане - благодаря организованной поддержке пользователей практически ежедневно каталог пополнялся новыми обзорами, скриншотами и статьями. У нас появился быстрый сервер, много незанятого места на дисках и... новый адрес – old-games.ru. Зачем нужен дефис? Зачем было съезжать с насиженного места? Наш региональный размещатель попросил где-то три сотни долларов за использование прежнего имени, чего на тот момент мы себе позволить не смогли. Зато смог кто-то другой - сейчас по тому адресу находятся проходимцы, своровавшие часть нашей базы данных.

В августе того же года было принято решение отделить котлеты от сковород и создать для потребления охочим до кушаний (в виде русскоязычных пиратских или - на тот момент - просто полных версий) населением целый форумный раздел. Так из уже свёрнутой на тот момент деятельности RAJ'а и MegaVovaN'а возникла "Раздача старых игр", где сразу же появились люди (Kingofrocknroll, Jeeper и прочие), скачивавшие игры со сторонних хостингов и продолжившие снабжение населения.

К слову сказать, форумный раздел "Мастерская", первоначальное царство сварщиков, клепальщиков, -кодеров и прочих, тоже открыл свои глаза на мир именно в 2006-м. Первым его модератором стал Quester.

Ещё одним важным - пусть и не задержавшимся, вероятно, в памяти людской - событием стал конкурс на создание лучшего логотипа для сайтовского .nfo. Победителем 5 мая стал таинственный (особенно если в вашу машину не завезли подобающих шрифтов) ASCII-"арт", сделал который не абы кто, а сам Baron Samedi (помогал ли Папа Легба - не знаем). С той поры этот приставучий файлик, который некоторые граждане (пребывающие в блаженном неведении относительно деятельности различного рода пиратских команд эпохи 1990-х...) открывают с помощью "сведений о системе", присутствует почти в каждом нашем архиве...

Люди, которые помогают (2007)

2007 год был ознаменован целой массой событий.

Весной администрацией главного русскоязычного оплота старых игр было принято решение о создании группы Хелперов (от англ. to help – помогать). Членами этого элитного подразделения стали завсегдатаи, на протяжении длительного времени оказывающие помощь сайту - самую разностороннюю, по принципу "кто чем горазд": снять скриншоты или видеоролики, найти опечатки, сделать описание к игре, залить её, проверить на баги - а то и уничтожить их, не оставив подлым жучкам ни единого шанса на выживание. Эта деятельность бьёт ключом и сегодня.

Первыми хелперами стали заслуженные тестеры сайта Revolter, TBAPb и Mahuyar, а также заливщики Heretic2 и vorob. Несмотря на особый статус хелперов, влиться в их ряды мог любой пользователь, чувствующий в себе силы и желание приносить пользу.

В августе 2007-го в команду сайта пришёл будущий администратор kreol, первоначально в роли хелпера занявшийся массовым тестом игр, а в ноябре получивший статус модератора и куратора хелперов, - вот так Чёрная гвардия и обрела своего Старшего офицера. Он продолжает упорно трудиться по сей день: поддерживает на вверенных ему административных участках строгую дисциплину, безжалостно пресекает все попытки авторов сайта нарушить правила орфографии и особенно пунктуации и проявляет достойные капитана гвардейцев кардинала организаторские способности и умение вдохновлять коллег на всяческое творчество (ибо вдохновлять проще, чем делать). Многие определения свойств игр (появившихся в том же году и первоначально называвшихся тегами) и типов файлов у игр на сайте придумал тоже он - и именно поэтому они так криво и малопонятно звучат.

С появлением куратора процесс поиска потенциальных хелперов преобразовался из пассивного в активный, движение начало развиваться ударными темпами, а приём в него был открыт всем желающим, - до конца года к команде присоединились Low_Pressure, "адский перепаковщик" AxXxB, самоотверженно занявшийся искоренением тяжёлого наследия "тёмных лет" в истории сайта - архивов, запакованных не WinRAR'ом, неполных, кривых, косых и прочих, - а также выдающийся заливщик Roddy MacStew и настоящий "универсальный человек" Fabricator, занявшийся самой разной деятельностью: от поисков и заливок раритетов до тестов и описаний игр. Мог ли кто-нибудь предположить тогда, что именно развитие хелперского движения во многом определит судьбу Old-Games.RU на десятилетие вперёд?..

Тогда же - медленно, но верно - из чата на форум перекочевала такая неоднозначная фигура, как John Freeman, через некоторое время взявшая в руки серверные бзди. Несколько лет за управление раздачей файлов и оскорбления на форуме отвечал именно он.

В конце года был дан старт увеселительным мероприятиям - внутренним тематическим конкурсам, в которых участники могли не только посоревноваться в эрудиции, смекалке и знании нюансов устройства поисковых машин, но и выиграть ценные и весьма олдгеймерские призы. Самое первое состязание под названием Oldgames Remakes Compo было посвящено ремейкам старых компьютерных игр (победу одержали пользователи Max Ionans и Евгений). За ним последовали викторины “Отгадай игру” и конкурс текстовых игр “Иллюзия выбора”.

Интересным событием стало и публичное голосование относительно предпочитаемого пользователями формата выкладывания игр на сайте. Полноценные образы дисков, которые так долго и неудобно скачивать через dial-up соединение, или же урезанные, но такие родные и доступные рип-версии? Подавляющее большинство (более 80%) высказалось в пользу образов дисков; решение о будущем каталога Old-Games.RU, естественно, принимала администрация (ибо здесь вам не там) - однако тогдашние возможности позволили сделать выбор в пользу более качественного наполнения и, соответственно, полных версий наших любимых игрушек. В этом же году на сайте появился новый раздел – собственный торрент-трекер, где пользователи могли обмениваться старыми играми в формате P2P-сетей.

Наконец, всё в том же 2007-м появился самый настоящий репозиторий для просящихся на свет букв, слов и текстов: форумный раздел "Авторская колонка", где изливались декалитры чернил и марались горы бумаги. Его учредителем и первым модератором стал katarn, фактически в одиночку наполнивший большую его часть.

Невзгоды нипочём (2008)

Начало мирового экономического кризиса вовсе не пошатнуло, а в чём-то даже укрепило сообщество русскоязычных олдгеймеров, сплотившихся по адресу Old-Games.RU. На сайте появилась возможность скачивать большие файлы через торрент-ссылки, что облегчило некоторым доступ к ценному архиву.

1 июня 2008 года kreol'ом был опубликован первый отчёт о деятельности хелперов, положивший начало доброй и светлой традиции информирования всех пользователей о достижениях и победах бойцов невидимого фронта - так называемым "техническим новостям". За год своей деятельности “бирюзовые помощники” пополнили архив сайта сотнями новых наименований, исправили целый ряд проблемных игр, а также провели колоссальную работу по замене кривых и ущербных версий на качественные и рабочие. В 2008 году погоны надели многие яркие личности: так, например, Juliette, первая девушка в хелперском коллективе, занялась тестами и описанием игр; Eraser взял на себя тесты, перепаковку совместно с AxXxB и составление инструкций по запуску игр.

Настоящая "революция" (в хорошем смысле!) произошла после присоединения к команде ahsasa: долгое время он был главным заливщиком сайта. К тому же времени относится начало их с kreol'ом совместной деятельности по составлению списков новых игр для выкладывания: над поиском названий игр они работали совместно, ahsasa взял на себя розыски, выкачивание, заливку и основную часть работ по тестированию игр, kreol - небольшую часть тестерской и существенную - описательной работы, впоследствии снабдив своими описаниями примерно половину игр на сайте (и некоторые из них вышли даже относительно сносными). Благодаря трудам двух упомянутых лиц, а также подключению к этой деятельности многих других хелперов каталог нашей пещеры начал расти впечатляющими темпами, что дало действительно новый толчок развитию сайта.

В том же году ряды гвардии пополнили технические специалисты iunnamed, MisterGrim и oFF_rus, основавшие в рамках команды настоящий "техновзвод" для адаптации старых добрых игр к суровым условиям новых операционных систем: например, iunnamed получил известность созданием innosetup'ов для "капризных" игр, возрождением "International Rally Championship" и "Aztec" и множеством других дел, а патчи oFF_rus'а впервые позволили игрокам всего мира пройти до конца "Barbarian" и "Blind Justice"; и это только примеры - "капли в море". Благодаря множеству сложнейших исправлений, сделанных у нас на сайте, невозможное стало возможным.

Летом 2008-го SAS'ом была реализована возможность для пользователей самостоятельно заливать на сайт скриншоты; естественно, с премодерацией - на "всякий пожарный" (чтобы не случилось как в Лондоне в 1666-м). Полтора года спустя добавилась опция добавления при заливке авторских комментариев к картинкам.

В 2008-м же на форуме было покончено с ориентацией на обсуждения только того, что связано с PC: появились разделы для бесед об играх приставочных и для "IBM-несовместимых" компьютеров, модераторами которых стали наконец-то официально присоединившиеся к команде сайта "отцы олдгейминга" R4kk00n и Dimouse. Кроме того, в отдельный раздел была выделена "Антикварная лавка" - место для совершения самых разнообразных сделок между пользователями по приобретению (либо избавлению от) игр, железа и прочих околокомпьютерных сущностей. Началась бойкая торговля, и если вы заглянете в раздел сейчас, то наверняка увидите нахваливающих свой товар...

Бюро переводов и DOS-чудеса (2009)

2009 год ознаменовался открытием нового направления деятельности проекта Old-Games.RU – “Бюро переводов”, лобного места интернета для страждущих поиграть в классику КИ на русском языке. Там можно не только найти единомышленников для своего собственного проекта, но и присоединиться ко многим другим.

Стоит отметить, что переводческая деятельность как таковая в рамках сайта зародилась гораздо раньше (достаточно вспомнить первый перевод "Master of Orion" от Dimouse'а и Evil Wizard'а (в дальнейшем доработанный в Бюро), перевод "Ultima VII" от Quester'а, перевод "Daggerfall" от VorteX DrAgON'а или же перевод "Pizza Tycoon" от Steel Rat'а), но именно поздним летом 2009-го было сказано твёрдое "нет" аморфности и не менее твёрдое "да" классификации и упорядочению, как говорил некий малоизвестный секретный агент. Одним из первых переводов, сделанных целиком силами наших форумчан и включающих такие важнейшие элементы работы (ставшие впоследствии для нас стандартом), как обязательные проверка текста на орфографию и перевод руководства пользователя, стала локализация "BioForge", завершённая аккурат к началу 2009 года Dark Savant'ом, вскоре после этого получившим сразу два статуса - переводчика и хелпера, занявшись описанием невыложенных игр и впоследствии став одним из наиболее активных членов команды.

Шефство над переводческой деятельностью взял Dimouse, к которому вскоре присоединились первые энтузиасты - Steel Rat, WinterWolf, настоящий эксперт по редактированию графики Ogr 2 (впоследствии ставший хелпером) и выдающийся переводчик и редактор Lagger, вместе с ним работавшие над переводом "Discworld". В совсем скором времени ряды пополнили уже упомянутый Dark Savant и tRusty. Так появилась новая группа помощников сайта - Переводчики. Вскоре началась активная работа над новыми локализациями старых игр, среди которых были "Might & Magic 4", "X-Wing", "Alone in the Dark", "Dark Earth", "Arnie 2", "Hocus Pocus" и многие другие.

Ещё одним ярчайшим событием 2009-го стало присоединение к хелперской команде выдающегося специалиста по исправлению DOS-игр reg2s: начав свои труды на благо сайта как активный "скриншутер", он вскоре с не меньшим энтузиазмом взялся за исправление особо древних и "упрямых" в плане работоспособности вещей, периодически заглядывая и на "территорию" Windows и творя самые настоящие чудеса. Среди наиболее впечатляющих побед над злом - создание авторских билдов DOSBox'а, поддерживающих PS/2-клавиатуру и световой пистолет, адаптация к Windows XP игры "Spider-Man & Venom" (работа над исправлением заняла больше года), патчи для совместимости с XP игр "Detective Bogey" и "MoHo", а также взлом (с последующим жестоким уничтожением) старинной защиты от копирования Copylock, считавшейся неприступной. Было в который раз доказано, что ничего невозможного нет.

В том же году в гвардию вступил dimon222, вскоре переехавший в Канаду и получивший возможность доставать игры в том числе из главной цитадели западного капитализма: благодаря удачному стечению обстоятельств на сайте периодически стали появляться игры, приобретённые нами в Северной Америке и до того отсутствовавшие на просторах Сети.

Одновременно силами нескольких членов команды, в том числе kreol'а, Fabricator'а и ahsasa, был составлен любопытнейший список "ненайденных" старых игр - раритетов, отсутствующих в Интернете, но относительно которых есть точная или "высоко вероятная" информация, подтверждающая их существование. Сразу же была начата работа по поиску этих бриллиантов - и первые её плоды не заставили себя ждать, а последующие результаты и вовсе поражали воображение. В коллекциях добрых зарубежных олдгеймеров, на закрытых торрентах, а порой и на международных Интернет-аукционах и в магазинах удалось раздобыть "Motorbike Madness", "Galactic Warrior Rats", "Conflict: Europe", "Terran Envoy", "Phantasm" и массу прочих ценностей.

Произошли положительные изменения и в части презентации игр на сайте: появилась возможность добавления на странички с играми официальных трейлеров и видеороликов, отражающих игровой процесс. Со всеми видеоматериалами можно знакомиться в режиме онлайн, а также добавлять ролики собственного изготовления.

Быстрее. Выше. Сильнее (2010)

В следующем году также не обошлось без прорывов и достижений: у Old-Games.RU появился свой собственный Wiki-раздел - благодаря в немалой степени новому хелперу сайта, pause_break'у, и Dimouse'у. Предназначением нового уголка логова стали информационно-познавательные материалы, которым было тесно в рамках форумных тем. Wiki стала площадкой для подробных инструкций по эмуляторам, обзоров переводов старых игр, исторических справок об известных людях и компаниях из игровой индустрии. Также в 2010 году абсолютно все зарегистрированные пользователи форума получили возможность завести на платформе Old-Games.RU собственный уютный блог-дневник и писать в нём о чём угодно: от хардкорного прохождения "Half-Life" до ловли крабов на Камчатке.

Однако при этом 2010-й стал и годом финансовых тяжб: мировой экономический кризис пошатнул позиции Интернет-рекламодателей, и один за другим они начали прекращать сотрудничество с нами в одностороннем порядке. Некогда ручей, дававший до пяти капель в час, пересох, и мы прибегли к популярному теперь способу "краудс". Клич позволил саккумулировать достаточное количество капитала не только для оплаты аренды, но и, позднее, для приобретения собственного сервера, с которого Old-Games.RU доступен всем желающим и по сей день. Отдельную благодарность стоит адресовать модератору "железячного" раздела форума, а затем супер-модератору SMArt'у, который самолично явился, настроил и установил его на площадку.

9 ноября 2010 года было официально объявлено о переезде Old-Games.RU на новый сервер. На собственный новый сервер, приобретённый на средства внутреннего коллектива, а также множества небезразличных к судьбе проекта посетителей сайта и форума. Словами сложно передать, какой мощный заряд энергии придало это событие всем тем, кто годами с радостью трудился во благо первого олдгеймерского, - это была настоящая Победа!

После переезда популярность сайта возросла, - но вместе с тем возросла и нагрузка на его аппаратную часть. Когда количество месячного трафика перевалило за десятки терабайт, Интернет-провайдер Агава, плохо умевшая определять национальную принадлежность IP-адресов, разразилась гневной корреспонденцией с требованием убрать и прекратить. Через некоторое время к нам применили уже знакомую по предыдущим годам технику урезания канала. В качестве альтернативы доступу к архиву через удушаемый http в разное время предлагались ссылки в сети edonkey, torrent-трекер, DC++, а также зеркала файлов на каком-то файлообманном сервере. Но большинство людей игнорировало эти альтернативы в угоду сиюдоступного. Такое долго продолжаться не могло, и мы начали искать способы выхода из ситуации.

Что до деятельности мастеров переводческого цеха, то 11 июня 2010 года состоялся первый официальный релиз непосредственно под маркой “Бюро переводов” Old-Games.RU. Звания пионера удостоилась малоизвестная немецкая стратегия "Dark Universe", полностью переведённая с языка Гёте и Гегеля на чистый и грамотный русский. Перевод руководства на этот раз включал и ставшее впоследствии типовым оформление, за основу для которого были взяты наработки известного творческого коллектива переводчиков PRCA. Авторами русификатора стали Dark Savant, tRusty, Butz и Vladimir 777. Летом этого же года произошло и официальное объединение “Бюро переводов” с группой PRCA, чьи представители влились в коллектив OG с немалым числом своих незавершённых проектов, а в дальнейшем - и присоединение к нашему сайту всего бывшего некогда домашним для этой группы ресурса Questomania.ru. Осенью из недр “Бюро” вышла вторая локализация, "первенец" в переводе с английского, – на этот раз счастье пришло на улицы поклонников игры "X-Wing".

В августе 2010-го в хелперском движении произошла очередная мини-революция: в ряды гвардейцев влился настоящий уникум - WERTA, программист, переводчик, обзорщик, знаток китайского и польского языков и большой ценитель старых шутеров, симуляторов и РПГ. И пришёл он отнюдь не с пустыми руками, а с целым рядом наработок, в том числе с почти готовым переводом и фиксами криво рипнутой (и в таком виде непроходимой) игры "Alpha Storm". А ещё благодаря его познаниям в области специфической китайской лингвистики пыльные сапоги олдгеймеров наконец-то вступили на доселе почти неосвоенные тропинки восточноазиатского игростроения, и мы начали выкладывать на сайте вещички с иероглифами вместо "нормального" текста. В том же году небосклон сайта осенили технический специалист HeliX666 и могучий раздатчик пиратских раритетов wildclown.

Но чего-то всё равно не хватало - и вдруг озарение пришло: Old-Games нужен пёс. Сильный, смелый, верный делу, превосходящий прытью и энтузиазмом даже гончих ада. Чтобы отыскать такого, пришлось обратиться к заводчикам шарпеев-чемпионов - и нам улыбнулась удача. В 2010-м Sharp_ey стал членом команды хелперов, проявив небывалый энтузиазм в деле перепаковки и исправлений различных багов в каталоге сайта, а спустя сколько-то месяцев сменивший бирюзовые погоны на алые, взяв на себя нелёгкий труд по выкладыванию игр.

Десять лет – на благо людям (2011)

В 2011-м на сайте всё было более-менее спокойно - почти как в довоенном Багдаде. Каталог продолжал расти, игры продолжали правиться. Был успешно и с большим размахом отпразднован десятилетний юбилей (29 апреля - ибо именно в эту дату произошло самое раннее из доступных нам архивирование той самой странички Morpheus'а).

Особенно урожайным то время было для хелперской гвардии. Её ряды пополнили - в числе прочих - следующие товарищи: добрый доктор zabrus, практически полностью закрывший все скриншотные "дыры" в каталоге; благородный разбойник Robin Good - один из первых людей, начавших записывать эксклюзивные видеоролики непосредственно для сайта; уже трудившийся в качестве переводчика Vladimir 777 - чрезвычайно активный энтузиаст, в скором времени начавший заниматься описанием малоизвестных shareware-игр, а затем и их техническим преобразованием в "полные версии"; PavelDAS - видный эксперт в области пиратских локализаций, создавший по-настоящему уникальную информационную базу по локализаторам, издателям и обложкам; Gamerun, в скором времени после поступления в отряд ставший одним из главных заливщиков и поисковиков раритетов; наконец, m12e, тогда ещё известный как Чувак с гранатой, занявшийся написанием FAQ'ов по эмуляции различных платформ.

Нельзя не упомянуть и о достижениях на переводческом фронте. Во-первых, вышли в свет первые в истории переводы старых игр с китайского языка на русский, которые не были бы возможны без уникальных языковых познаний WERTA: ими стали русификаторы для "Colonial Project" (первый вариант которого был подготовлен автором ещё до присоединения к команде сайта) и "King Kong 10". Во-вторых, были успешно завершены работы над долгожданными переводами “Бюро” - "Alone in the Dark", "Dark Earth" и "Arnie 2". В-третьих, случилась целая череда приятных сюрпризов в виде высококлассных выпущенных локализаций "Millennium: Return to Earth", "Jack in the Dark", "Alley Cat", "Alpha Storm" (где благодаря WERTA была проделана ещё и сложная техническая работа по возрождению игры) и "Rebel Moon". В те же времена высокую активность начали проявлять многие члены переводческой команды: Zoltan O Dale, Helmut, Чёрный Думер с большим количеством авторских проектов и kirik-82, вскоре подключившийся и к работам по наполнению wiki.

А ещё в этом году был дан неофициальный старт "журналистскому" направлению деятельности проекта, в рамках которого члены коллектива сайта открыли охоту на разработчиков, издателей и переводчиков старых игр. Благодаря данному фронту работ в этот и последующие годы было взято множество интереснейших интервью, нашедших своего читателя в "Авторской колонке" и на страницах возрождённого год спустя фирменного журнала Old-Games.RU (см. ниже). Полученные из первых рук материалы ознакомили олдгеймерские массы с интересными фактами, помогли взглянуть на известные события под иным углом и даже раскрыли тайны, уже почти сгинувшие в пучине забвения. Рекордсменом по числу взятых интервью стал полиглот WERTA, за несколько лет пообщавшийся с именитыми людьми на четырёх языках: русском, английском, польском и китайском.

Ещё одним важнейшим событием стало выделение особого раздела для мастеров пера - авторского - и появление соответствующей группы, членами которой становились все, кому более было невыносимо терпеть муки от отсутствия на сайте любимых игр или же наличия к ним совсем уж нелицеприятных описаний. Куратором группы стал Dark Savant, и сам продолжавший активно работать в деле информационного наполнения и улучшения сайтовых страниц, а в числе первых новобранцев выделялись VicemanUral, nepacaka, Martin Qleor и Хыхдун II Повелитель Троллей, позднее перешедший в хелперы.

К новым вершинам (2012)

Год апокалипсиса начался не очень складно. Гремлины долго пытались сломать жёсткие диски с игровым архивом, и где-то в начале года им это удалось. Вплоть до февраля сайт простаивал без доступа к содержимому каталога, моря олдгеймеров голодом. Однако в итоге всё разрешилось благополучно.

В 2012 же году игровой каталог Old-Games.RU пополнился неожиданными новинками в лице "Captain Fizz Meets the Blaster-Trons" и "Nebulus 2: Pogo a Go Go" – гостями с компьютеров Amiga. Это событие ознаменовало выход проекта за границы совместимости с IBM PC и начало работы в формате мультиплатформенного ресурса по старым играм. Со своеобразной "монополией" PC отныне было покончено не только на форуме, но и на сайте. Вскоре на нём появились игры не только для Amiga, но и для Commodore 64 и ZX Spectrum.

Ещё одной покорённой вершиной стало возрождение собственного электронного журнала, посвящённого (преимущественно) старым играм. Вышедший в марте 2012 года новый номер, озаглавленный “Возрождение”, приковал к себе внимание сотен пользователей. Ещё бы! Интереснейшие тексты, солидный объём, профессиональная вёрстка, финская полиграфия… Обязанности главного редактора разделили между собой завсегдатаи проекта katarn, balakshin и Kirinyale, а функции верстальщика взял на себя новый член коллектива - Dub Star. Можно быть согласным или нет с мнением редакции, но то, что работа по наполнению и оформлению была проделана колоссальная, не отметить нельзя. Год спустя увидел свет второй номер журнала.

Несколько позже на сайте появился продвинутый поиск, позволяющий задавать множество критериев для нахождения. Это целиком и полностью заслуга SAS'а. Он очень гордится этим достижением.

Хелперские ряды пополнил товарищ Alexxul - весьма опытный и разносторонний геймер-профессионал, занявшийся созданием авторских галерей скриншотов и видероликов. Тогда же River, двумя годами ранее присоединившаяся к хелперской, а чуть позже и к переводческой команде, и Caleb Cabal запустили выходящий без какой-либо регулярности, но весьма любопытный видеопроект под названием "Stuck Pixel", в котором освещались малоизвестные игры на подчас неожиданную тематику.

Апогеем счастья в последнем году календаря майя стало открытие SVN-репозитория нашего сайта и "Бюро переводов", в котором мы начали делиться со всеми своими наработками в создании утилит для работы с ресурсами игр и другим софтом, создающимся членами коллектива сайта (в дальнейшем репозиторий перееехал на платформу Git). В этом же году прошло любопытное мероприятие - дни открытых дверей “Бюро”, - направленное на привлечение новых технических специалистов, переводчиков, художников, редакторов и корректоров. Также на форуме в рамках подраздела “Переводы своими руками” был создан проект "Открытые переводы Бюро", во главе которого встал kirik-82. В рамках этого направления члены Бюро помогали активным переводчикам довести свои планы и наработки до релиза; именно так появились многие переводы, например: "Knights of Xentar", "Harvester", "Call of Cthulhu: Shadow of the Comet" и "I Have no Mouth, and I Must Scream".

И, наконец, в переводческий коллектив влился выдающийся знаток приключенских игр Uka, член команды PRCA.

Китайщина и собственный подкаст (2013)

С января 2013-го благодаря скромным трудам WERTA началось массовое и целенаправленное выкладывание на сайте игр из обеих частей Поднебесной - как Китайской Народной Республики, так и другой, где народ не очень жалуют (Тайвань то бишь). В последующие годы темпы как роста, так и прироста в этой работе били (и продолжают бить) все возможные плановые показатели.

В разгар весны в свет выходит первый выпуск Old-Games.RU Podcast – результат деятельности творческого тандема Dimouse'а и Virgil’а. Пилотный эпизод был полностью посвящён сравнению музыкального оформления в разных версиях игры "Lollypop". Эксперимент удался, и новые выпуски подкаста прочно прописались в новостном разделе проекта Old-Games.RU.

В том же году хелперская гвардия пополнилась очередной девушкой - в неё вступила Svetoch, почти сразу же заслуженно став главной художницей сайта и одновременно возглавив (а по сути и основав) целое направление по описанию и выкладыванию игр для самых маленьких.

Кроме того, 2013-й отмечен в историографии как год старта более-менее регулярной видеопрограммы Old-Hard, в которой товарищ Newbilius, ранее уже заслуживший уважение олдгеймеров как автор проекта Games Revival, посвящённого портам старых компьютерных игр, рассказывает о всевозможных интересностях из мира старого (около)компьютерного железа, а иногда и игр.

Ещё одним важным событием стало "повышение планки" допустимых для выкладывания игр - сначала до 2003 года выхода, а вскоре и до 2006-го включительно.

Водопад переводов (2014)

В 2014 году впервые в каталоге сайта появились странички игр без… самих игр. Такая судьба была временно предначертана играм, которые продолжали находиться под опекой правообладателей. Зато у нас появилась возможность выложить на таких страничках разные полезные патчи и фиксы, которые при ином развитии событии могли бы остаться в тени.

Хелперский коллектив между тем обрёл ещё одного доброго ангела: им стал самый скромный и таинственный из помощников сайта, ewsebya, человек феноменальных геймерских способностей к самым разным жанрам, доныне удерживающий рекорд по числу как сделанных скриншотов, так и записанных для сайта авторских роликов. В том же году членом команды стал и коллекционер sharpy, поделившийся с человечеством целым рядом редких образцов документации.

А модераторский корпус пополнился товарищем nilegio - человеком широчайших интересов, ранее уже присоединившимся к группе переводчиков, который взял на свои плечи нелёгкое бремя поддержания порядка в наиболее "горячих" форумных разделах: сначала в "PC-Играх", а позже и во "Флейме".

В том же году благодаря в немалой степени трудам товарищей PavelDAS'а и kirik-82'го в нашей wiki появилась обширная информационная база по пиратским издателям и переводчикам.

Особенно же урожайным тот год выдался для Бюро переводов: в свет вышло целых восемь работ, среди которых были такие культовые вещи, как Beneath a Steel Sky, The Terminator: Future Shock и Maniac Mansion.

Широко шагая (2015)

В 2015 году аксакалам форума пришлось навсегда попрощаться с нежно любимым движком vBulletin, на смену которому пришёл более защищённый и современный XenForo. Смена не прошла безболезненно, но после вороха технических и косметических преобразований сначала казавшийся чуждым движок приобрел родной глазу и милый сердцу лик. Главной "фишкой" стала глобальная переделка иконок разделов - их обновлённые варианты на основе всенародно любимых "Гоблииинов" изобразила Svetoch.

В хелперской группе имело место очередное крупное пополнение: новобранцами стали, в числе прочих, Tigoro, занявшийся перепаковками и необычными исправлениями игр (часто касающимися "дел музыкальных", но не только - чего стоит одно изготовление "полной установленной" версии немецкой игры "Metro-Police"), SandMartin, с приходом которого удалось пополнить каталог большим количеством авиасимуляторов, занявшийся розыском и обработкой для сайта различных старых мануалов Dragoon и проявившие большой энтузиазм в самых разных направлениях Grongy, Vuxen и Corak.

Кроме того, осенью 2015-го полноценные хелперские возможности наконец-то обрёл товарищ Uka, проявивший огромную активность сначала как автор и редактор, а затем и как заливщик, поисковик и щедрый даритель (в том числе документации к играм), внимательный тестер и генератор всевозможных полезных идей.

Как известно, в работе над сайтом принимают участие люди из разных городов и стран бывшего СССР, но именно в 2015-м коллектив стал подлинно международным: благодаря дипломатическому подвигу Dark Savant'а хелперские погоны принял испанский олдгеймер Agamenon3, до того на протяжении нескольких лет бескорыстно даривший сайту один раритет за другим. С его участием наши возможности вышли на принципиально иной уровень - а коллекция пополнилась такими вещами, о которых ранее нельзя было даже мечтать (ибо об их существовании попросту никто не знал).

2015-й был отмечен и существенным - первым таким с 2011-го - увеличением темпов роста объёмов каталога сайта. Ближе к концу года по инициативе kreol'а стартовала кампания "быть не хуже", предусматривавшая размещение на сайте большинства достойных игр, доступных на иных сайтах схожей тематики, в том числе многодисковых видеоадвенчур, мистоидов и виртуальных тиров, от выкладывания которых мы ранее отказывались, а также целого ряда подзабытых shareware; в итоге 29 апреля, аккурат на 14-летний юбилей, была выложена 5000-я игра, а на самый Новый год их число перевалило за 6000.

Среди доступных в каталоге игровых платформ в конце того славного года тоже имело место пополнение - Apple Macintosh с целой подборкой эксклюзивных игр для любителей "думать по-другому".

Большая радость, особенно для любителей стрелялок, имела место и на переводческом фронте - в 2015-м году усилиями WERTA вышла локализация игры "Pyl", ставшая вторым в истории сайта и первым в истории "Бюро" переводом с польского языка и включавшая русификацию не только текста и внутриигровой графики, но и озвучки. Не менее приятными событиями стали релизы долгожданных переводов "Albion", "Zak McKracken and Alien Mindbenders" и "Epidemic!".

Отдельно стоит отметить продолжение олдгеймерского освоения Азии: не выпуская из поля зрения Китай, олдгеймеры вступили также на южнокорейские, а потом и на японские территории. Некоторые южнокорейские игры, в частности, были приобретены непосредственно на их родине благодаря контактам Dark Savant'а и Fabricator'а с местными аборигенами. Ближе к концу года мировой олдгеймерской аудитории были представлены отсутствовавшие в Интернете игры из Страны утренней свежести - это стало началом большого и важного дела, целью которого является ознакомление человечества с уникальным по своему стилю и масштабу корейским игростроением, многие образцы которого объявлены секретным комитетом ЮНЕСКО утраченными для человечества. Составление и ведение списка найденных и ненайденных корейских игр взял на себя Gamerun. И к слову сказать - в другие уголки Земли мы порой тоже заглядываем. Ныне на сайте выложены, помимо англоязычных, отечественных и всяких восточных, игры немецкие и французские, испанские и итальянские, нидерландские и скандинавские, польские и чешские, бразильские и израильские, даже турецкие - и те есть. Налетай!..

Наконец, в 2015-м произошло и очередное пополнение модераторского корпуса: товарищ silent_fog, ранее уже зарекомендовавший себя как автор множества талантливых и весьма необычно написанных обзоров к играм, разделил с nilegio вахту модератора "PC-Игр". Теперь они вдвоём вершат там справедливый суд - совсем как Чип и Дейл.

Настоящее (2016-2017)

2016-й, как и 2006-й за десяток лет до того, выдался довольно тихим и мирным: продолжали появляться редкости, в том числе азиатские; в хелперский коллектив вступил технический мастер beha_r, возродивший несколько затихшее "исправительное" направление и за очень короткий срок создавший более десятка уникальных патчей, подаривших некоторым играм вторую жизнь. В числе наиболее впечатляющих исправлений и творений за его авторством можно назвать патч для "Shadow of Destiny" и создание full-rip'ов к множеству глючных корейских игр.

Нельзя не упомянуть и о покупках на зарубежных аукционах, в том числе испанских и немецких. Возникшая в начале 2010-х, благодаря усилиям kreol'а и Dimouse'а с 2015 года эта деятельность получила новый импульс, а в 2016-м расцвела во всей красе: наше уютное пристанище разжилось самыми настоящими малотиражными диковинками, которые до того нельзя было обнаружить ни в одном закутке Сети, включая самые закрытые торренты.

А дело "освоения Азии" было успешно продолжено: с помощью выдающегося знатока японской игровой культуры gabby32, имеющего возможность закупаться напрямую на островах, как в 2015-м, так и в 2016-м удалось заполучить ценнейшие эксклюзивы родом из Страны восходящего солнца.

Одновременно с конца 2016-го некоторые особо сознательные и добрые граждане, такие как Uka и член авторской группы Axl-69, начали потихоньку сканировать раритетные руководства пользователей из собственных коллекций, дав жизнь фактически новому старту под названием "старый мануал".

29 апреля было торжественно отмечено 15-летие ресурса. Произошёл новый толчок в развитии авторской группы - к ней присоединились Skud и Warmaster, большие знатоки стратегического и шутерного жанров соответственно, а также Pingvena и Faramant, настоящие интеллектуалы и ценители классики. А в августе состоялось и вовсе невиданное событие - релиз возрождённой усилиями WERTA игры "Rebel Moon Revolution", в своё время так и не выпущенной своими авторами.

"Бюро переводов" в 2016-м выпустило на русском языке такие известные квесты, как "The Dig", "Day of the Tentacle", а также "Teenagent" - в работе над которым принимал участие присоединившийся к "Бюро" в этом же году талантливый программист, переводчик и просто энтузиаст warr11r, за короткое время ставший одним из лидеров нашего переводческого движения.

Многим обязан проект Old-Games.RU и тем людям, которые не относятся к числу постоянных завсегдатаев или "хелперов", но без которых история последних лет выглядела бы намного менее интересной. На странице "ненайденные игры, нужные для сайта" отслеживается история таких находок с указанием людей, которым мы обязаны нахождению той или иной редкости.

...Ну а в середине февраля 2017-го на сайте в очередной раз - впервые за несколько лет - были заменены жёсткие диски сервера. Теперь места стало много. Очень много. И мы твёрдо намерены его заполнять. И будем. И уже заполняем. Так что число (не цифра!) "7000" - уже совсем не за горами, поверьте.

Хорошо это или плохо - но известность нашего сайта в качестве едва ли не центрального русскоязычного (как минимум - иностранцы-то тоже заходят в гости!) игроресурса давно уже перешагнула все мыслимые и немыслимые границы. Знатоки игр всех известных науке жанров, давно укоренившиеся на нашем форуме, помогают в рекордные сроки опознать и разыскать даже самые свежие, но почему-то успевшие уже забыться и затеряться наименования; в соседнем разделе мастера железного цеха сутками напролёт спорят о тонкостях настройки редких звуковых карт в ещё более диковинных материнских платах... Можно встретить на форуме и профессиональных современных игроразработчиков, представляющих свои проекты на суд опытного сообщества, всегда готового разразиться самой придирчивой критикой. Одним словом, Old-Games.RU - это целый Мир. С большой буквы.

***


Вот, собственно, и всё, дорогие друзья. Old-Games.RU спустя 16 лет остаётся полностью некоммерческим и верным своим идеалам.

P.S. Конечно, всё это - лишь краткий обзор случившегося: даже седовласые мудрецы не упомнят всего, что стряслось за долгие годы. Old-Games.RU таит в себе много загадок: откуда всё-таки в столь неограниченных количествах достаёт эти самые игры администрация, настоящ ли Дед Мороз, ежегодно поздравляющий посетителей сайта, и, наконец, кто регулярно стучит на нас в разные организации. Возможно, добраться до их сути именно в ваших силах. Не забывайте - истина где-то рядом.