1. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,5%
  2. Adlib

    4,9%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0 голосов
    0,0%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    45,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    53,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    47,0%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    3,2%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    11,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    10,3%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    10,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    8,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    9,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,9%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,0%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    5,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    6,5%
  18. Sound Blaster Live

    41,6%
  19. Aureal Vortex

    32,4%
  20. DB waveblaster и другие

    8,6%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.702
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    Soundoomer, Sklaus, Menkau_ra и 9 другим нравится это.
  2.  
  3. Jccwu

    Jccwu

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    311
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.702
    Ну, какая же она такая, когда там просто какой-то опрос про любит/не любит?
    А тут техническое обсуждение.
     
    Bato-San нравится это.
  5. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    3.999
    Я думаю, что из той темы в эту некоторые посты можно и перенести.
     
    Bato-San нравится это.
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.702
    И повторю вопрос, звуковые банки для Turtle Beach карт кто видел/имеет?

    ---------- Сообщение добавлено в 17:03 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 17:01 ----------

    PS Кстати, модели/характеристики звуковух можно кидать сюда, я попробую обновлять заголовочный пост.
     
  7. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.214
    Почему IMFC объединена в один класс с Tandy/PCjr? Я бы выделил IMFC и Yamaha FB-01 в отдельный класс.
     
    nop нравится это.
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.702
    Сделал.
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    3.495
    Хорошо.

    Только в винде! А это не в счёт. У нас речь идёт о DOS.

    Если это действительно так, то круто. Спорить не буду, не знаю.

    Всё, что совместимо с SB16, точно так же глючит в режиме SB Pro, как и сам SB16. Я лично рассматриваю как обязательное явление наличие в системе обоих SB.

    Среди множества PCI-звуков, имеющих S/PDIF - да. А среди динозавров ISA, вокруг которых до сих пор смешные идиотские споры, у кого ЦАП лучше, терратек выглядит как жемчужина в болоте (и AV310, кстати, тоже).
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.702
    Не изучал вопрос. Может быть.
    Надо попробовать сохранить настройки микшера в винде и загрузить их в досе.

    Можно описание глюка? Я за sb16 провел лучшие годы жизни, глюков не видел.

    Ну, все равно вопрос весь сводится к есть sp-diff/нету sp-diff.
    Кстати, можно попробовать сделать сводную табличку в гуглодоках, где эти данные внести.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    3.495
    Ну как же? Всем известное явление, в довольно большой части игр под SB Pro, самых старых и не совместимых с SB16, в режиме SB Pro при использовании самих SB16 или клонов SB16 отсутствует часть звуков SFX. Мне не понятно, с чем это связано, но это так и есть. Классический пример - оригинальная Mortal Kombat безо всяких патчей.

    Верно. И разница между "есть" и "нету" - небо и земля. Отношение сигнал/шум при использовании spdif выше всяких похвал, потому что ЦАП у самого поганого ресивера в 1000 раз лучше, чем у самой крутой ISA-карты!
     
  12. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    868
    Ну для полноты картины, я выложу нашу с easy_john, переписку посвященную звуку в Monkey Island:

    В: Хотелось бы узнать возможно ли добавить вот на эту страницу
    http://kawai.spb.ru/files/sound/games/monkey.html
    запись с Yamaha DB50XG?
    О:
    В: Т.е. скорее всего наличие Ямахи в кач-ве дочки никак не отразится на звуке? Все все равно будет идти на АВЕ32?
    О:
    В: хм.. т.е. ВООБЩЕ никак звук из АВЕ не сделать? А как тогда люди играли-то? А если какой-нибудь бластер выбрать? Как оно звучать будет? Там же вроде совместимость должна быть.
    О:
    В: О, кстати вот видео нашел:
    http://www.youtube.com/watch?v=t0OIW0YpS1c
    Запускает aweutil, потом регулирует хорус и реверб, потом подгружает банки или показывает что банки можно подгрузить - этот момент не понял.
    О:
    В: Поэтому возник еще вопрос про Терратек. Если эта такая фантастическая карточка, может она таки сумеет заменить Роланд?
    О:
    В: Кстати, ГУСи они все одинаковые по звуку? Или PnP типа самый крутой?
    О:
     
    Goblinit нравится это.
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    3.495
    Мне удалось успешно без скрипа подружить EWS64XL 1.2 и AWE32 CT3900. Однако AWE32 выдаёт S/PDIF только для FM и EMU8k. SFX гонится лишь по шумному аналогу. Обидно, поэтому я обратил внимание на AV310, у неё SFX и FM выдаётся по цифре из чистого доса. К сожалению, AV310 приехала и разочаровала меня: на чипсете ICH5 эта карта не хочет работать в досе. Инициализатор версии 1.1. Надо найти и опробовать версию инициализатора 1.2, но сомневаюсь, что это спасёт. Работает только в винде. При этом на чипсете 440bx всё ОК, инициализируется в досе и играет SB16 через цифру так чисто, что слёзы наворачиваются. Я вне себя от досады, на i865 никак не хочет, сволочь.
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.702
    Напиши про них коротко хар-ки, я добавлю в заголовок.
     
  15. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    291
    У меня есть банк, эмулирующий MT32 для Tropez/Maui, но особо обольщаться не стоит, он судя по всему только инструменты перенумеровывает из GM в стандартный для MT-32 расклад. Скорее всего кто-то AWEшный банк сконвертил
    http://zalil.ru/34521625
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.702
    Спасибо, попробую. Да, размерчик разочаровывает немного. С другой стороны у tropez в rom сбалансированный банк.
    А под досом можно как-то заставить загрузить и играть ram банк?
     
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.214
    Я-то отвечал на вопрос "умеет ли Terratec эмулировать SB16/32", а не "встанет ли Terratec в одну систему с SB16/32".
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    3.495
    :) А я - на вопрос, почему заинтересовался картой AV310. Если бы такая карта, как AWE64Gold, звучала через S/PDIF в DOS, я бы даже не задумывался о других. К сожалению, Gold здесь кастрирована, полнофункциональна только в винде. Интересно, почему AV310 в винде определяется, а в досе нет. В чём может быть причина...
     
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    13.778
    Никто и нигде не кастрирован. Сама железка работает. Просто нет драйвера инициализируюшего или обслуживающего данную функциональность. Берётся даташит по железу или разбирается виндовый драйвер и пишется свой для DOS (требовать проделать это всё от меня - не надо, как и кидать пальцы веером. Я просто объяснил суть решения проблемы.)

    например в том, что она не PNP. Или её тупо никто не опрашивает при старте BIOS. MS-DOS вообще параллельно наличие или отсутствие любых аудиокарт, пока нет драйвера. Программа сама должна заботиться об общении и определении возможностей девайса.
     
    Последнее редактирование: 22 май 2013
    Goblinit нравится это.
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    3.495
    Bato-San, ну не надо уж совсем меня за тупицу держать. :) Я понимаю, что кастрирована не железка, а DOS-инициализатор. Однако на выхлопе мне всё равно, результат один.
    Не забылся разговор о мышах? Так я не требовал никакую прогу писать, и даже не спорил, я справедливо требовал доказать живым существующим примером свою точку зрения, защищаемую с пеной у рта. А ты уже навесил на меня ярлык не только халявщика, но и хама. Нехорошо.

    Я не владею программированием и писал на rom.by с просьбой о правке инициализатора с включением SPDIF на Голде, платно. Не захотели. Даже сумму никто не назвал. Один чел мне просто сказал "странного хотите". Блин, я вот этого не понял. Всё равно, что пригласить рабочего в дом за деньги, а он тебе скажет "странно, что вы хотите обои поклеить. мне это представляется глупым, не буду делать, давайте лучше покрасим". Вот спрашивается, какого хрена, я же не для тебя, а для себя прошу сделать, деньги предлагаю, какая тебе разница, странного я хочу или не странного? Я же прошу не миньет мне делать, в конце концов.

    Например, не прокатило. Она PnP.

    Вот это-то и странно, что все остальные PnP карты опрашиваются и работают в DOS, а эта нет. Разве такое может быть?

    То-то и оно, что на другой мамке всё работает. Как в винде, так и в досе.
     
    Menkau_ra, compart, Bato-San и ещё 1-му нравится это.
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    13.778
    LANRUS, Offtop
    ты тогда как то фразы что ли по другому строй, дело в том, что аксиомы не доказывают. Я тебя просто информирую об этом. О наличии некого факта. И некой возможности.

    Что тебе отказали - вполне закономерно. За копейки дрова никто писать не будет, окромя студентов и энтузиастов. Ну и линуксоидов. А когда дело касается DOS - в паник моду впадают и вышеуказанные лица. Просто потому, что или не знают как это делать или слишком хорошо знают, какой это будет гемор. Почему так сложно ? Да потому, что не совсем очевидно, чего именно ты хочешь и почему оно не работает с конкретной мамой, если работает с другой ! Получается, что ты именно "хочешь странного" ! Ведь тебе, по факту происходящего, вероятнее всего, нужны не дрова для звуковухи, а допиливание мамы до уровня другой мамы, которая правильно понимает данное устройство. Но полной уверенности в этом нет, как и в обратном. Потому что: "а нафига тебе втыкать невтыкаемое ?"

    В любом случае, надо иметь документацию на весь комплект твоего железа и время на написание, подкреплённое финансами. Иначе, твоё предложение и выглядит как просьба "сделать мин нет"... но не просто так, а сделав при этом тройной тулуп, двойное сальто и иммельман - одновременно, на скорости 2 маха, сохраняя высоту в 10 сантиметров.:D
    ну, по твоему описанию - именно это и происходит. Значит может.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление