1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,7%
  2. Adlib

    5,3%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0 голосов
    0,0%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,8%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,8%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    43,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,3%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,2%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,7%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,6%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,6%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,3%
  18. Sound Blaster Live

    42,3%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    Поэтому лучше не присоединять, чтобы дочка заикой не осталась :blum:
     
    B13 нравится это.
  4. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    Интересно, что там за пара микросхем, которые есть у @B13, но не распаяны в моей версии...
    0101.JPG
     
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.137
    У тебя FM синтез на CQM, у него на ямаховском OPL3. У тебя пусте места для OPL3 и какого-то вспомогательного чипа, у него для CQM и тоже какого-то вспомогательного чипа рядом.
     
    MAN-biker нравится это.
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Колючий, @Strannik_, да, CT1978 = CQM, а в Vibra (и AWE64?) он интегрирован. TDA1387 - это отдельный простенький "16-битный" ЦАП, тут строго для CQM.
    CT1703 - это кодек для всего остального
    OPL3 надо 2 внешних компонента - ЦАП(тоже Ямаха) и операционник. Разглядеть маркировку не могу.
    @B13 - твоя модель CT2950, кажется, редкая, из за наличия OPL3 вместо CQM. Сделай хорошие фото.

    А тут пишут, что и бага(во всяком случае одного из) у нее может не быть
    The Wave Blaster II Does Talk! | OS/2 Museum
     
    Последнее редактирование: 10 янв 2019
    B13, MAN-biker, Thomas Wolfe и ещё 1-му нравится это.
  7. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    так вроде как достаточно посмотреть версию чипа, определяющего наличие заиканий. Из моих семи sb16-Вибр с гребенкой только одна CT2230 полностью свободна от багов.
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Таблица есть где-то?
     
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    Вот уж не думаю, что такие существуют. Даже самые "почти без багов" садятся в лужу при запуске Дюка 3Д с дочеркой.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.973
    Приехала ко мне MX300. На вид действительно красивая карточка, да ещё и в отличном состоянии. Запустил Windows 98, установил драйвера "monstersound_mx300-102rel-driver.exe", после перезагрузки появилось несколько новых устройств, при этом Monster Sound DOS Emulation и Monster Sound Game Port - с восклицательными знаками (не нашлось свободных ресурсов). Поскольку эта карточка интересует только под Windows (для DOS стоит AWE64), а Game Port вообще не нужен, я не стал исправлять эти конфликты и установил в настройках этих устройств галочки "отключить устройство в этой конфигурации".

    Запускаю Unreal, вижу замок, слышу начало музыки, после чего экран становится чёрным и система наглухо виснет. И так три раза подряд. До установки новой звуковухи Unreal работал без нареканий. В чём может быть причина?
     
  12. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    Нужно посмотреть :) Я тестировал Hexen/Doom
    --- добавлено 10 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 10 янв 2019 ---
    @Yuriy_X, капризная это карта.. я с ней намучился. Единственное, что, вероятно, поможет - убрать из системы Diamond физически. Поставить драйвера isa-звуковух на нужные ресурсы. Затем вставить Diamond, поставить дрова, перезагрузиться в save-mode и там отключить все, что связано с dos-legacy. Все (хотя, это алгоритм на случай проблем с dos). Или, если от обратного (ведь проблема с Unreal), - убрать из системы isa-карту, спокойно поставить драйвера Diamond, отключить ненужное, затем подключать isa-карту.
     
    Последнее редактирование: 10 янв 2019
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  13. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Привет Ауреал передавай.
    ...Зато карточка КРАСИВАЯ...
     
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    @Колючий, @nop, вы правы. Установлены микросхемы Creative CT1978-BAP и TDA1387 (ЦАП). Еще установлен дополнительный ОУ KA3403D.
    Получается, CQM похуже OPL3.
    0107.JPG
     
  15. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Есть вибры с YMF262.
    Тут, как мне кажется, не совсем баг, скорее кривые руки, споткнувшиеся об некую, так скажем, особенность креативов. Так как это баг одной игры, точнее одного движка. Нигде его больше нет. Прочие - воспроизводимы в разных ситуациях.
     
    Revolter, MAN-biker, Thomas Wolfe и ещё 1-му нравится это.
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    @Yuriy_X, для начала удалите драйвера для MX300 полностью вместе с ее софтом. Распакуйте свой monstersound_mx300-102rel-driver.exe архиватором в какую-нибудь папку. Зайдите туда и отыщите файл au30mmed.inf. Отредактируйте секцию [AspenOverides.Addreg] следующим образом:

    (было)
    [AspenOverides.Addreg]
    ; virtual devices
    HKR,Config,DisableJoystick,1,0
    HKR,Config,DisableMPU401,1,0
    HKR,Config,DisableDOSModemPort,1,1
    HKR,Config,DisableSBFM,1,0
    ; a3d
    ;HKR,Config,EnableA3DReserve,1,1
    ;HKR,Config,NumHost3DBuffers,1,6

    (стало)
    [AspenOverides.Addreg]
    ; virtual devices
    HKR,Config,DisableJoystick,1,1
    ;HKR,Config,DisableMPU401,1,1
    HKR,Config,DisableDOSModemPort,1,1
    HKR,Config,DisableSBFM,1,1
    HKR,Config,DisableRealModeLegacySBFM,1,1
    ;HKR,Config,DisableRealModeLegacySBFMUsingREM,1,1
    HKR,Config,DisableSBFMIRQLevel,1,1
    HKR,Config,DisableSBFMIRQSharing,1,1
    ; a3d
    ;HKR,Config,EnableA3DReserve,1,1
    ;HKR,Config,NumHost3DBuffers,1,6


    После это запустите установку отредактированных драйверов (setup.exe). Устройства Monster Sound II Sound Blaster Pro Emulation больше не должно появиться. Также нужно проверить autoexec.bat чтобы не загружался au30dos.com

    А когда\если результат не устроит, то пойдите и скачайте референсные драйвера 2041, если директикс стоит не выше 7-го.
     
    Yuriy_X, Soundoomer, MAN-biker и ещё 1-му нравится это.
  17. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ну уж нет, залажать в реализации по сути примитивного компорта, независимо от того, как им пользуются - нужны кривые руки и это кривые руки Creative.
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    как и в случае Дума, проблема в использованной коммерческой звуковой библиотеке.
     
    MAN-biker нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.973
    @TheMadLynx, спасибо большое! Попробую.
    --- добавлено 11 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 11 янв 2019 ---
    Ранее скачал референсные драйвера "2050_full_nodemos.rar", они подойдут? А если DirectX выше, то только официальные?
     
  20. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Да не, ясно же написано: "Sound Blaster 16 Pro PnP".
    --- добавлено 11 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 11 янв 2019 ---
    Не рекомендуют использовать для игр драйверы новее 2048. Лично я использовал 2041 и всё было нормально.
     
    MAN-biker и Thomas Wolfe нравится это.
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    Ставить можно любые, чтобы самому проверить и посмотреть, послушать. Мозг улья пришел к следующим выводам, за время использования карт на базе Aureal Vortex 2:
    1. Все драйвера у Aureal глючные (родные-референсные -- значения не имеет);
    2. Наименее глючные: референсные версии 4.06.2041 при условии использования DirectX 7.0a в системе и ниже;
    3. Если DirectX установлен новее, то лучше использовать референсный 4.06.2015;
    4. Если хочется услышать реализацию EAX от Aureal, то можно поставить 4.06.2048 или 4.06.2050 -- сколь либо существенной разницы между ними нет.

    За каждым пунктом стоят конкретные игры и конфигурации систем -- это все не из пальца высосано. С другой стороны, если в ваш список игр они не попадутся, то даже пользуясь 2050 вы никаких косяков и не заметите.
     
    MAN-biker, Колючий, Thomas Wolfe и 3 другим нравится это.
  22. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    Новое видео Фила из Панксатоуни. Однако прослушав звучание эмуляции роланда под dos-box могу заметить, что звучит оно очень правдиво. У кого какие впечатления?
     
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление