1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Вроде встанет, ибо это тот же ZS.
     
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Teron Lifeslayer, нет. Кривативы даже в рамках одного поколения Live кучу дров развели, не подходящих от одной к другой. А ты говоришь это же ZS. Нет к А4 дров под 98, и всё тут. Только если подправить существующие под А2, может быть даже с успехом :) Не знаю, заморачивался ли кто подобным.
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, D50 не совместим с MT-32. Придирки за придирки :)
    --- добавлено 4 фев 2019, предыдущее сообщение размещено: 4 фев 2019 ---
    Где ты именно это прочитал?
     
  5. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    kx project поддерживает Audigy 4 Pro в Win 9x.
     
    Goblinit нравится это.
  6. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Та да живой пример X-fi линейка, у всех есть дрова на XP, а для X-Fi Titanium HD дров под ХР несуществует, только на 7ку, и выше. Хотя аналогичная Геймер или Мюзик отличается только обвязкой и спойно пашут на ХР
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @nop, я это прочитал у самого bjt.
    @Teron Lifeslayer, kx project не в счёт, ибо не поддерживается EAX. Это не игровой драйвер.
     
  8. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А правильно ли перевел? Я бы взглянул.
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я ничего не переводил. Я просто по смыслу списка игр понял. SoftMPU протестирован на настоящий момент с 58 играми (успешно), некоторые из них ТРЕБУЮТ наличие прерывания. В описании программы сказано, что прерывание используется от SB/SB16 совместимой карты, её IO+IRQ требуется вводить в инициализационной строке вызова SoftMPU.
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.892
    С неделю назад жаловался, что ESS 688 противно играет музыку. После этого этого опробовал Yamaha 724, а ESS-ку вытащил, чтобы высвободить ресурсы. Потом вставил её назад - и музыка стала нормальной) Видимо, в первый раз в ISA-разъёме были нарушены какие-то контакты, не настолько критичные, чтобы вызвать глюки серьёзные глюки, но влияющие на качество FM-синтеза.
     
    Soundoomer и Goblinit нравится это.
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Вот так и рождается большинство мифов в интернете :)
     
    Goblinit, TheMadLynx, Yuriy_X и 2 другим нравится это.
  12. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    .. миф о том, что в ISA-разъеме есть какие-то контакты, вызывающие глюки..? :yess:
     
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.892
    Мифы о том, что карточка плохая. А в том, что плохой контакт может испортить звук без критических ошибок, я не сомневаюсь. У меня как-то SB Live! 24bit при прослушивании музыки стала выдавать искажённые звуки, но музыка при этом продолжалась. Когда я остановил воспроизведение и запустил другой файл, Windows уже сообщила о какой-то ошибке. После перезагрузки было то же самое. Тогда я передёрнул карточку и снова запустил музыку - всё нормализовалось. Больше подобных случаев не было.
     
  14. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.188
    Я тут на днях свой Пенёк-2 "олдскульный" и ИСА-слотами запустил потестить кой-чаво, так вот ужаснулся шумам и помехам, идущим с ГУСя моего. Но гусь у меня без планки крепления!
    В общем, больше особо не разбирался пока, но тоже уверен, что проблемка-то в слоте где-то, ибо неск. лет назад, я запускал этот комп и все звучало нормально.
    Сейчас меня волнует немного другой момент, косвенно относящийся к теме, но где его лучше задать я не знаю, потому спрошу тут:
    Игра Atomaders (под винду правда) имеет треки в виде MIDI-файлов. И пара треков звучат странно на оригинальном Roland SC-55 mkII. Что с одним - понятно, там не слышны некоторые инструменты в дефолтном режиме GS, поэтому нужно переводить синтезатор принудительно в режим GM.
    Но вот со другим файлом происходит полная хрень: от как бы сказать... тормозит! Синтезатор, такое ощущение, что захлёбывается и происходит какая-то какофония. Это слышно на вышеуказанном Roland SC-55 mkII при подключении через MIDI-USB конвертер. Я подумал, что проблема в конвертере и его микруха просто не может прогнать необходимый поток. Специально я и паял переходник GAMEPORT-MIDI, доставал и подключал свой старый комп... Хрен-та-там, такая же фигня, ТОРМОЗИТ! При этом, если на этом П2 запустить этот миди-трек через любимый и лучший миди плеер FSMP, то он вообще всю систему фризит так, что потом его даже не остановить, ни процесс не грохнуть несколько минут. Можно, но сложно. Да, ком слабоват, но другие МИДИ играются без проблем! Также эти же мерзкие симптомы возникают если проигрывать даже на мощном компе на встроенный в винду программный синтезатор Роланд. Но вот через SCVA все звучит ОТЛИЧНО! Как и через другие программные синтезаторы.
    Может кто-то понять ЧТО НЕ ТАК С ЭТИМ МИДИ-файлом?!
    Ну не с Роландом же моим проблема, я надеюсь?!
    Или оба кабеля "не тянут" чего-то? Тогда вопрос ЧЕГО?
     

    Вложения:

    • Music5.zip
      Размер файла:
      48,1 КБ
      Просмотров:
      27
    Последнее редактирование: 11 фев 2019
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Да, был у меня китайский USB-MIDI где на аккордах терялись и "залипали" ноты..
    --- добавлено 11 фев 2019, предыдущее сообщение размещено: 11 фев 2019 ---
    Ну, например, мой китаец особо быстро сходил с ума от aftertouch сообщений.
    --- добавлено 11 фев 2019 ---
    Есть проблемы с некоторыми играми и некоторыми старыми Роландами.
    То ресетились по умолчанию в GS когда надо в GM, то игр сами ресетили не в том режим.. Есть плееры, в которых можно форсировать тот или иной режим и проверять, не починилась ли музыка.
    --- добавлено 11 фев 2019 ---
    P.S. Проверять пока лень.
     
  16. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.188
    Специально купил еще один, который дороже в 4 раза (но не Roland UM-ONE конечно, не готов я 2-3к рублей за шнурок отдать, при том, что все остальное вроде бы работает без проблем на моём шнурке, который в несколько раз дешевле.
    Ну и опять же, я ж не зря написал, что специально для проверки еще и кабель для игрового порта сделал и с ним точно такая же история.

    Вообще не в курсе что это и как проверить, потому и просил помощи, чтоб помогли понять что именно "особенного" может быть в том МИДИ-файле. Автор FSMP ничего особенного там не увидел, но может не то смотрел или внимания не обратил.

    Файл прикреплен в предыдущем сообщении
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.892
    Напомните, пожалуйста, матчасть о передаче CD-музыки в играх. Ситуация такая - есть компьютер на базе материнки Intel TC430HX с IDE DVD-RW приводом Sony и звуковой картой AWE64 (CT4520). При запуске игры Little Big Adventure есть звук и музыка MIDI, но нет CD-музыки (треки на CD-диске присутствуют).

    Припоминаю, что под DOS привод нужно было соединять со звуковой картой, а под Windows необходимость в этом отпала - CD-музыка стала передаваться через IDE-шлейф. Если добуду и соединю их таким шнурком, CD-музыка появится? Если да, то это оптимальное решение вопроса или есть более правильные?

    upload_2019-2-18_9-18-38.png
     
  18. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Прежде чем втыкать этот кабель - всё же стоит убедиться, что распиновка на приводе и AWE64 совпадает. А то попадаются криворукие экземпляры...
    А так - да, без кабеля в DOS звуковые дорожки в колонках не услышишь.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  19. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    1) под Windows 98;
    2) с WDM-драйвером звуковой карты;
    3) необходимо выставить галочку «использовать цифровое воспроизведение».
     
    Soundoomer, MAN-biker и Goblinit нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.892
    Понял, значит проще и правильнее применить шнурок. Тем более, что в основном буду использовать эту систему в чистом DOSе, Windows поставлю для стареньких Windows-игр типа Diablo и возможности перекидывать данные через флешку.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Просто надо запастись парой-тройкой вот таких
    amedia.digikey.com_Photos_Tripplite_20Photos_MFG_P930_26I.jpg
    шнурков и чувствовать себя спокойно с любой звуковой платой.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление