1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @LANRUS, дело не только в биос. Бренды типа Dell, HP, Lenovo и т.п. очень часто не просто делают свой биос, но ещё и делают свой дизайн платы, разводку компонентов и не всегда сразу заметные, защищающие от незнакомых с предметом ремонтников, изменения. Всё это неявно сказывается на совместимости программной и аппаратной. Одно время за HP держалась поговорка "ЭйчПи - выбрось, новое купи" именно по этой причине.
     
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да! И это тоже, конечно. Я уже давно их характеризовал, как "вещь в себе". Это наиболее точное определение для них, по-моему.
     
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    Помогите нубу разобраться
    Скачал я с вогонсов архивчик YMF724.rar
    Там есть этот DSDMA

    Но он хочет для запуска EMM386.EXE
    Скачал я этот EMM386
    Как его устанавливать?
    Нашел, что надо прописать в config.sys строчку типа
    DEVICE=C:\EMM386.EXE

    Прописал, файл у меня лежит в корне диска С:
    Все равно при запуске пишет not installed

    Я может вопросы совсем тупые задаю, просто в свое время с досом мало ковырялся и дальше файловых менеджеров и командной строки не вникал.
    --- добавлено 9 апр 2019, предыдущее сообщение размещено: 9 апр 2019 ---
    Кстати, на вогонсах пишет чувак, что на моей плате ямаху успешно запустил

    good news i changed to a hp wx4600 motherboard and now all of a sudden everything with sound works perfectly awww.vogons.org_images_smilies_laughoutloud.png <3
     
  6. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ты реально тупые вопросы задаешь.
    Его НЕ нужно было качать, это элемент операционной системы DOS и он обязан был идти вместе с твоим DOS'ом.

    Варианты настройки экстендера памяти - это отдельная история в зависимости от того, что тебе нужно.
    Вкуривай настройку CONFIG.SYS + AUTOEXEC.BAT
    Вернее, найди готовые с меню с разными вариантами выбора (EMS\XMS и так далее).

    Не работает у тебя "DEVICE=C:\EMM386.EXE" потому, что ОДНОЙ строки не достаточно, перед этим, как минимум должен быть HIMEM (если я ничего не забыл за последние десятилетия).
     
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    На компе чистый дос стоит? Иначе вы совсем не то и не туда прописали. Для виндового config.sys естественно, будет писать, что ничего не установлено после перезагрузки в режим дос.
     
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    от 98 винды, перезагрузка в режиме MS DOS
     
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    Код:
    DOS=HIGH,UMB,NOAUTO
    FILES=30
    BUFFERS=30
    
    DEVICE=C:\WINDOWS\HIMEM.SYS /TESTMEM:OFF
    DEVICE=C:\WINDOWS\EMM386.EXE NOEMS
    
    Примерно так должен начинаться типичный config.sys для dos-режима винды 9х, если нужен менеджер памяти, но сама EMS не нужна.
    --- добавлено 9 апр 2019, предыдущее сообщение размещено: 9 апр 2019 ---
    Для удобства настройки в этот режим тогда нужно грузиться через ярлык, а не через пункт меню в завершении работы. Прикладываю какой-то мой старый ярлык, но не для использования, а для примера. Зайдите в свойства и посмотрите на дополнительные параметры режима MS-DOS и прописанные руками там же autoexec.bat и config.sys. С этого ярлыка будет стартовать с загрузочным меню.
    --- добавлено 9 апр 2019 ---
    @radical1010, собственно, забыл уточнить, почему вы не туда прописали (скорее всего). После перезагрузки в режим дос винда заменяет содержимое файлов autoexec.bat и config.sys, которые лежат на системном диске, на некие варианты по умолчанию (их описание хранится в каких-то файлах самой винды). А когда нужно загрузиться опять в винду, то содержимое autoexec и config файлов меняется обратно на те, что были в винде. То есть чтобы изменить параметры загрузки режима дос нужно менять эти файлы либо уже находясь в режиме дос, либо из винды менять те самые настроечные файлы режима дос где-то в папке самой винды.
     

    Вложения:

    • MS-DOS.zip
      Размер файла:
      1,1 КБ
      Просмотров:
      24
    Последнее редактирование: 9 апр 2019
    Thomas Wolfe, Goblinit и MAN-biker нравится это.
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.022
    У меня на системе с P35, где стоит Yamaha 724, в config.sys прописано:
    DEVICE=C:\DOS\HIMEM.SYS /TESTMEM:OFF
    DEVICE=C:\DOS\EMM386.EXE RAM

    В autoexec.bat:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4
    setupds /s
    DSDMA
     
    Goblinit нравится это.
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    ну не где то в папке самой винды, а всё много проще - тыкаем в любой досовский файл и создаём ему ярлык вот во вкладках свойств этого ярлыка всё и есть. Только там галочку надо поставить что мол нам в дос надо, а не прямо здесь.
     
    Последнее редактирование: 9 апр 2019
  12. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    671
    Может ли кто-либо подсказать по opl fm синтезу. Скажем, имеем только opl3 в виде ymf262, его dac и больше ничего. как услышать что он поет? насколько я знаю, в играх нет выбора порта 388 для музыки. или другая ситуация, есть сб вибра и стоит отдельный opl3, как узнать что играет именно opl, а не cqm?
     
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    Это автоматом подразумевается, если в игре есть и выбраны опции Adlib или SB (не AWE) для музыки.
    А уши на голове зачем? Плаг энд плейные вибры еще при загрузке пытаются определить наличие в компе чего-то на порту 388 и только потом включают свое cqm, если ничего там не нашли. Правда, это можно уже после загрузки переопределить (включить или выключить насильно) используя ctcu\ctcm.
     
    MAN-biker нравится это.
  14. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    671
    понятно. просто в некоторых случаях 388 порт относится не к sb, а к wss

    а если не pnp?
     
  15. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    wss так же совместим с adlib как и sb
     
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    Тогда одновременно будет играть все, что на 388 порту есть. Опять же, слушать ушами нужно внимательно, чтобы убедиться.
     
    MAN-biker нравится это.
  17. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    671
    а что будет если opl3 запустить как независимое устройство, посадить на 5 прерывание, декодер сделать на 388 порт и поставить вместе с каким-нибудь сб клоном. у клона отключить 388 порт. будет конфликт по прерываниям?
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @zx-c64, думаю, не будет конфликтов. Хотя как оно будет в действительности, показать может только опыт. Я только не понимаю, зачем это всё. Можно поставить ESS688+YMF262 - такие карты есть - и будет тот же самый результат.
     
  19. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    671
    ну цифра же
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    конфликт возникает, если драйверы неправильно написаны и не предусматривают ситуацию разделения прерывания.

    Почитал что выше написано - ты пытаешься спроектировать свою звуковую что ли?
     
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    OPL2/OPL3 не используют прерывания и никакого конфликта прерываний с ними в принципе быть не может. Почитайте уже, наконец, документацию -- ее навалом на эти чипы даже на русском языке.
     
    Goblinit нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @zx-c64, для начала – абстрагируясь от цифр, прерываний – я повторю в тысячный раз то, в чём меня никто никогда не переубедит:
    - SB16 дискредитировал себя в режиме SBpro и в этом отношении уступает любому SBpro-клону, это раз
    - во многих играх воспроизведение FM звука намертво прикручено к базовому IO бластера, это два
    - получается, что, устанавливая в систему два бластера (один pro, другой 16), в ряде случаев мы не сможем в старых играх воспроизводить wave звуки через sbpro, а fm звуки через синт, установленный на другой карте, это три

    Вывод: FM синтез следует устанавливать на "sbpro" карте, а не "sb16".

    И ещё: если ты нашёл на EMU8k цифровой вход, так может быть ему найдётся лучшее применение, чем оцифровка True OPL звука? Эту оцифровку можно сделать легко с помощью той же Live, аналоговых входов на них с лихвой — line, cd, aux, line2, aux2. А вот цифровые входы в большом дефиците. Вообще какие сигналы умеет принимать EMU8k?
     
    TheMadLynx нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление