1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    671
    я хочу opl3 чип поставить отдельно на иса и посмотреть что будет

    пока что я вижу отдельный пин /IRQ, а так же, использование этого сигнала в известной opl2 карточке. может оно и не надо, но оно есть

    пару примеров дай

    в emu8k специальный i2s вход, скорее всего только на старый opl3 рассчитан
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    Пожалуйста, почитайте уже хоть что-нибудь про этот чип и карты на его основе, раз собрались что-то свое колхозить =)
     
  5. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    671
    спасибо за заботу, я как раз с мануала начал, и там, что статус регистр не используется софтом, ни слова

    english?
     
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    @zx-c64, из той эпохи есть примеры на асме как детектить присутствие OPL2/3. Примеры опираются на эти самые таймеры, так как это чуть ли не единственная обратная связь с этой картой. Бит того самого IRQ читается из соответствующего статусного регистра (388h для Adlib) при разных комбинациях включенных таймеров, так как физически эта линия прерывания не выведена на плате в шину. Могу дать ссылку на примеры, но лучше на английском читать -- понятнее. Типа такого:

    Программирование Adlib.
    OPL3 Programmer's Guide
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2019
    MAN-biker нравится это.
  7. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    671
    да я программировать не собираюсь пока. мне надо просто запустить как отдельное устройство на порту 388. что не нужно прерывание, только плюс, меньше проводов паять
    эти ограничения лишь от того, что контролирует opl тот чип, что с ним рядом стоит. нет такой карточки, я думаю, где opl как отдельное устройство, кроме adlib
     
  8. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.195
    @zx-c64, есть какой-то новодел, на котором стоит пара OPL (не помню какой модели). Я в прошлом году видео про неё смотрел, но название вылетело из головы.
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @zx-c64, PoP, Doom.
    --- добавлено 18 апр 2019, предыдущее сообщение размещено: 18 апр 2019 ---
    Вообще, если FM будет на отдельной плате, тогда не знаю, как себя игры поведут. У меня никогда не было ADLib, Roland MPU-401 и т.п., потому что я всегда считал, что из-за одного-единственного синтеза или миди-канала выделять целый ISA слот будет слишком жирно.
     
    dante1 нравится это.
  10. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    671
    да это понятно что есть такие, я о другом. если opl стоит с чипом сб напр, то все управление заведено на него. а в чипах кристал вообще отдельная шина данных для этого есть
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    Остановился пока на ретрофранки на P5PE-VM в которой есть 3 PCI слота. Один сразу же отняла 3Dfx Voodoo 5500 PCI во второй втыкнул X-Fi для XP. Остается третий PCI разъем для Win98+DOS варианты: SB Live, Dimond MX300, ESS Solo-1 на чипе ES1938S, Ymaha YMF724. Камрады подскажите какую с трех предпочтительней для Win98 и встроенного в нее MS-DOS 7.1 поставить в 3-тьем PCI слоте?
    Пока стоит Ymaha YMF724, DOOM и Duke Nukem 3D звучат отлично
     
    Последнее редактирование: 19 май 2019
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @dante1, всё зависит от того,ч то именно тебе надо из программно-железных наворотов этих карт. Под 98SE и в её досбоксе (в исходниках так он и зовётся, современный досбокс просто унаследовал название) всё эти карты работают примерно одинаково. А вот для игр под виндовс уже есть различия. Наиболее приятное midi обеспечит именно Ямаха. EAX - SB Live. И т.д.
     
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    Пусть так и стоит, пока не почувствуете острую необходимость что-то менять.
     
  14. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @dante1, ну. есска в принципе неплоха, но не идеал в плане совместимости, вот здесь есть списочек и можно послушать как она играет


    MX300 неплоха, но я бы оставил ямаху. Впрочем, я просто очень привык к ямахам с их аккуратным звуком. Да и, если подумать - саундбластер с самого начала больше ямаха, чем что то другое из-за элементной базы.
     
  16. tgw lead

    tgw lead

    Регистрация:
    16 май 2008
    Сообщения:
    347
    У меня интересный вопрос по теме: А были ли до 1994 г. утилиты записи звука под DOS? Именно под DOS и именно до 1994 г. (в те времена, как SBPro и т.п. только-только вышли). DSS Сергея Сапелина не в счёт, он написан в 2000 г.
    Или такое было доступно только начиная с Windows 3.1?
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @tgw lead, всё шло в комплекте драйверов. Диски доступны на вогонсе. В смысле для DOS.
     
    MAN-biker нравится это.
  18. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    OPL-midi очень глухо и монофонично (не знаю как точнее сказать), что на слух не очень-то приятно.
     
  19. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    с каких это пор она MIDI через OPL начала играть
    Screenshot
     
    MAN-biker нравится это.
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Многие карты комплектовались консольными утилитами, где можно было записать что-то с линейного входа или микрофона в .wav/.snd.
    Мы обычно использовали средства встроенные в трекерные редакторы: fast track 2, scream tracker и т.п. для минимальной работы с кусками звука.
     
    Последнее редактирование: 20 май 2019
    MAN-biker и Bato-San нравится это.
  21. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.803
    Не дезинформируй человека: на видео показана работа карты с совместимым южником от Intel, который она к тому же обучена узнавать с завода - с полноценными ISA, DDMA и PC-PCI. С южниками типа ICH до 5-го включительно, как у P5PE-VM @dante1, ситуация будет совсем иной:

    VOGONS • View topic - PCI sound cards and Chipsets from various manufacturers...

    Ей, вполне возможно, нет равных среди других PCI-карт в плане совместимости с DOS-звуком (даже вортекс ей уступает из-за процессорозависимости его драйвера эмуляции) - от ISA-карты не отличить - но только на совместимых чипсетах. А на частично совместимых: с играми, вышедшими до появления SB16 и знающими только восьмибитный DMA, проблем быть не должно, а вот с умеющими 16-bit DMA - запросто. Сверху как раз список таких игр, которые без напильника с ней не работали - и то в итоге в 4 тайтла с нормальным звуком вообще не получится поиграть.
     
    Последнее редактирование: 20 май 2019
    MAN-biker нравится это.
  22. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    Протестировал AurealYamaha YMF724 и ESS Solo-1. Не сказал бы что Solo-1 намного хуже звучит, даже совсем не хуже, звук просто звучит по другому. Тестировал на DOOM, DOOM 2 и Duke nukem 3D.
    А вот SB Live и Aureal с под DOSa услышать не удалось, какие то ошибки с эмуляций SB как Live так и Aureal
    Вот пример скринов:
    as8.hostingkartinok.com_uploads_thumbs_2019_05_b44be5bdb5b78c67abd1ddd740969d52.png
    as8.hostingkartinok.com_uploads_thumbs_2019_05_988a37b9ee1d066054fd6dcaa3ac0cf9.png
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление