1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    у лана истерика, как всегда.

    @easy_john, а это не тема "юмор", чтобы смешно было.

    ЗЫ. извиняюсь, если кто то узнал себя или свою старую публикацию и теперь обижается, что я её откопал и выложил.
     
  4. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    С таких пор, что речь про эмуляцию SB Pro. Глупо это не понять. А если и понять, то глупо докапываться до формулировки.
    --- добавлено 21 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 21 май 2019 ---
    В нормальной 98-й винде нужно проверять, а не в этой быдло-сборке.
     
  5. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    При чем сдесь эмуляция SB Pro, MIDI там проигрывается силами самого чипа Vortex, а не OPL эмуляцией
     
  6. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Хватит тупить - даже в твоей ссылке написано про эмуляцию SBpro в DOS приложениях. Музыка FM MIDI играется именно через эмуляцию.
    Хотя, смысл спорить с тем, кто использует Windows 98 IF для ретрокомпа?..:facepalm:
     
  7. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    Эмуляция там где нужен этот SBpro, например звуки в играх, а MIDI если в игре выбрать SB то и будет музло через эмуляцию SB, а если General MIDI, то силами синтеза чипа вортекс, что непонятно то?

    А для чего еще в 2019 можно использовать Windows 98 IF как не для ретрокомпа?
     
    Последнее редактирование: 21 май 2019
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Knd, @dante1, девочки, не ссорьтесь.
    Просто один из вас не совсем корректно формулирует, а другой до этого докапывается.
    Меж тем, смысл понятен всем.
    Некорректно, например, было писать "FM MIDI", т.к. это лишь частный случай, в общем же, "FM" подразумевается не обязательно МИДИ, а любой FM-синтез (OPLx).
    "Эмуляция SBpro в DOS приложениях" делится на 2 части, точнее, под ней подразумевается именно "цифровой звук (сэмплы)", а эмуляция "бластера в плане МИДИ" ("вторая часть") - это некорректная формулировка эмуляции OPL-чипа.
     
  9. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    @MAN-biker, поумничать пришел? Так это здесь никому не интересно, акромя пары-тройки таких же буквоедов. К тому же - как ты и сам сказал, смысл сказанного всем кто в теме понятен, а кому нужны точные, до буквы, формулировки и аббревиатуры - сам сходит в Гугел иль Яндекс.

    Только тебе здесь было непонятно, что FM MIDI в дос-играх у Вортекса эмулируется.

    Ни для чего. IF сейчас не нужен, разве что лентяям (которые, впрочем, потом почти всегда жалуются, что у них "что-то глючит" или "не работает"). IF, по делу, был актуален, когда на коне ещё был Windows XP, и с помощью Windows98IF малой кровью можно было использовать устаревший комп для работы со многими современными на тот момент приложениями. Сейчас только совсем упоротый или нищий будет пытаться пользовать нынешний интернет и программы, изначально для Windows 98 не предназначенные, при помощи тех возможностей, что силком вбивали в эту сборку энтузиасты.
     
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    хрена-се... :blink:
    No comments
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А FM-не MIDI?
     
  12. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    Хлопцы подскажите не могу добиться FX звука в Dune II. MIDI музыка есть, а игровых звуков нет. Проверял с картами YFM724 и Solo-1 при том что в DooM 1, 2 и Duke Nukem со звуком все гуд. Все запускал с 98 винды. Скажите куда копать?
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  14. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А с чего ему быть ОБЯЗАТЕЛЬНО МИДИ?

    К.О. сообщает:
    - не все звуковухи - "саундбластер";
    - не все копировальные аппараты - "ксерокс";
    и даже
    - не всё то золото, что блестит.
     
    Последнее редактирование: 23 май 2019
    Bato-San нравится это.
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @MAN-biker, Я хотел спросить:
    Ты ж посмотри, к кому вопрос адресован
     
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @nop, ну с пропущенными словами понять смысл вопроса неправильно любой может, особенно, если включен игнор отдельных форумчан (тогда показывается текст вопроса, но не посты или цитаты игнорируемых. А у меня вообще стоит отдельное расширение, которое поверх форумной игнорилки позволяет выпилить посты, или их части, некоторых "неигнорируемых" и сохранить мне время и нервную систему).
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    не надо гнать на сборку. С ней все в порядке. Если по дефолту ставится драйвер из "сборника", никто не мешает поставить поверх свои. В остальном - прекрасная стабильная система с поддержкой любых флешек по умолчанию.
    --- добавлено 25 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 май 2019 ---
    .. а может эти девочки вовсе и не девочки..©
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    мешает сама сборка и то в каком состоянии в неё вставлены драйвера.
    Я могу в деталях описать, что не так и почему, но здесь это оффтоп, да и в теме по сборке я вроде это уже писал.

    Если очень хочется пользоваться IF - лучше бы её собрать без драйверпака.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Согласен, но мне не то чтобы уже мешает.. свои драйвера давно подобраны и систематизированы. Раньше доставало, в частности дрова nvidia. В любом случае, на качество системы как основы для тестов эта ерунда влиять не должна.
     
    Последнее редактирование: 26 май 2019
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А FM-не MIDI?
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  21. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Выше были озвучены проблемы на ней с вортексом, читал в разных местах также про проблемы и с другими железяками; в систему устанавливается DirectX9, нафига - для старых игр макс это 8.1, а то и 7. Включены неоднозначные патчи для более нового железа, которые могут создавать проблемы на старом; зачем-то включены корявые значки.
    Всё это только рандомное перечисление недоделок и "переделок". В общем же - нет никакого смысла обычному неленивому любителю старых железяк и старых же игр пользоваться этой поделкой. Ну, если только кто-то всю жизнь ставил на свой комп говно-сборки ХР, 7-ки и т.д., то тогда - конечно, с такими спорить и что-то доказывать бесполезно.
     
    Последнее редактирование: 27 май 2019
  22. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Проблемы с вортексом — это в первую очередь проблемы самого вортекса, а не сборки. На чистую Win98 его установить не легче.
     
    MAN-biker и Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление