1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,7%
  2. Adlib

    5,3%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0 голосов
    0,0%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,8%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,8%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    43,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,3%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,2%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,7%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,6%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,6%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,3%
  18. Sound Blaster Live

    42,3%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    @Knd, так или иначе, все упирается в пак драйверов, который лично мне больше помогает, чем мешает. Проблемы же решаются установкой собственных версий. Directx и значки проблем не создают. Лично я перетестировал тьму железа на этой сборке, никогда ни во что лбом не упирался.
    Такого рода обобщения годятся только для того, кто в них играется. Сколько людей, столько и мнений. В "современности" я пользуюсь разными сборками, по ситуации. В чем заключается "неленивость", не понял, IF в любом случае ставится ручками и затем "облагораживается".
    Забыли упомянуть 98-ю, которую я ставил до тошноты, в то время когда она была актуальна. Просто потому, что периодически ломалась, и не только у меня. Сборки XP и 7-к не использовал никогда, потому что как раньше, так и сейчас, чистые системы содержат все, что мне нужно. Более того, XP не использовал выше sp1, потому что опыт обращения со старшими сервис-паками сложился сугубо негативный.
     
    Последнее редактирование: 27 май 2019
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Bato-San,
    Спасибо, что держишь в курсе
     
  5. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    p.s. есть значительная разница между "читал" и "пользовался". Если вы пользовались этой системой и всплыли реальные серьезные проблемы, неплохо бы именно об этом и писать.
     
  6. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Не заметил никаких трудностей в этом на нескольких своих разных конфигурациях. ЧЯДНТ?
    --- добавлено 29 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 29 май 2019 ---
    И пользовался тоже (точнее - пробовал), даже несколькими версиями. Общее впечатление сложилось, скорее, негативное. Писать отчеты по этому сырому продукту (по крайней мере, для моей области использования) в голову не приходило.
    Чистая Windows 98SE - наше всё, без вариантов.
     
    Последнее редактирование: 29 май 2019
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Да хотя бы включить эмуляцию SB — уже тот ещё квест.
     
  8. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.136
    Я заметил. На виашных чипсетах (Via Apollo Pro 133A, VIA KT133E) без правки регистров вортекса при загрузке стабильно получаю зависания через пару минут после загрузки с первым вортексом.
    --- добавлено 29 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 29 май 2019 ---
    А вот с этим проблем ни разу не ловил... Дрова установил - всё работает без любых других телодвижений. В этом плане строго положительный опыт.
    --- добавлено 29 май 2019 ---
    ЗЫ. Систему использую Win98SE, не сборку.
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    вот этот момент желательно в виде руководства с указанием регистров, значений и т.п.

    Сравнение платы на Vortex 2 c SB Live!

    Official Vortex 1 FAQ by Aureal

    Вот вам и AC-3 и A3D аппаратно.
     
    Последнее редактирование: 30 май 2019
  10. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.136
    Использую старый добрый WCREdit/Set.
    PIC Bus и Device - зависит от конкретного железа и установленных карт расширения, смотреть в Device List, чего там у "Audio Controller". Смотреь по смещению 40, там 80 после загрузки - исправить на FF.
    Что именно при этом происходит - понятия не имею, метод был нагуглен довольно давно. Но результат в прекращении проблем налицо. :)
    --- добавлено 30 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 30 май 2019 ---
    Судя по гуглу, тот же самый метод помогает при тех же глюках Vortex2 в Win2k/XP.
    Кажется, это какая-то родовая травма в дровах у обоих вортексов...
     
    MAN-biker и Bato-San нравится это.
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    т.е. vortex виснет только при работе под виндовс? В ms-dos или в другой ОС подобного не проиходит?
     
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.136
    На стенде в DOS 6.xx я его не смотрел. В DOS 7.xx уже после применения WCREdit. Не в курсе, сбрасываются ли регистры при "перезагрузке в режим DOS".
     
  13. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.136
    Вопрос практический. На руках Del ES688-2L R4.3. Какая-то оемщина на ES688FC из 95-го года. Куча джамперов и нет мануала. На thg99 всё перекопал, там такой карты не знают. Карта работает и текущие настройки вроде бы соответствуют 220/5/1. Но вот всё остальное... Есть странности с FM синтезом, непонятно, будут ли работать CD-ROM интерфейсы... Есть ли способ понять, что выставляется джамперами?
     
    MAN-biker нравится это.
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    IRQ и DMA заведены на конкретные контакты в слоте -- смотреть по распиновке. А остальное -- методом тыка или логическим анализом разводки своей карты в сравнении с документированными аналогами. Если не вживую, то, хотя бы, по хорошей качественной фотографии. Фотографий, кстати, такой карты я тоже не нашел.
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.136
    Нету фотоаппарата, сделал бы фото... Обычная 688 с крутёлкой звука, 3-мя CD-ROM (без IDE) и кучей джампаров (16 штук), причём есть джамперы, на которые отведено по 6 пинов. Гадай, как, чего и в каком количестве туда совали... :)

    Пока рою даташит...
    1.png
    55-й пин, идёт через JP4 (одинарный) прямиком на +5В.
    Т.е. 4-й джампер отвечает за тип эмулируемой SB. Замкнут - SBPro, разомкнут - SB.

    Но это простой случай, дальше уже веселее, похоже, надо схемы рисовать...
    --- добавлено 30 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 30 май 2019 ---
    Интересный момент.
    1.png
    Определил джампер (JP2) IS0 - его пины 3-4, IS1 - пины 1-2. Замыкаются на +5В. Всё просто и понятно. На карте JP2 1-2 открыт, 3-4 - закрыт. Это соответствует IRQ5 по даташиту и при проверке именно с этим IRQ карта работала.
    Но вот вопрос. В даташите указаны рекомендованные IRQ. Производитель может туда засандалить что угодно? Или сделать доступным 2-3 варианта, а не все 4?
     
    MAN-biker нравится это.
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    Ответ же прямо в предыдущем моем сообщении выше: конкретным прерываниям и каналам DMA в шине ISA соответствуют конкретные контакты. Посмотреть можно по распиновке слота, например. То есть, как плату развели -- на те прерывания и попадут эти самые IRQA/IRQB/IRQC/IRQD звуковухи.
     
    Колючий нравится это.
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.136
    Ок. С IO, IRQ и DMA разобрался вчера. Ничего сложного вроде бы, перемычки описаны в даташите.
    Вышло пока так:

    Код:
    JP1+JP8 - выбор адреса. 2-3 - 0 (соединение пина с землёй), 1-2 - 1(соединение с +5В).
    JP1  |  JP8  |  Addres
    
    2-3  |  2-3  |  220
    2-3  |  1-2  |  230
    1-2  |  2-3  |  240
    1-2  |  1-2  |  250
    
    
    JP2 - выбор IRQ.
    1-2  |  3-4  |  IRQ
    
     0   |   0   |  IRQ9
     0   |   1   |  IRQ5
     1   |   0   |  IRQ7
     1   |   1   |  IRQ10
    
    
    JP3 - выбор DMA
    1-2  |  3-4  |  DMA
    
     0   |   0   |  none
     1   |   0   |  DMA0
     0   |   1   |  DMA1?
     1   |   1   |  DMA3?
    
    Ранее проверялась, перемычки при этом были в положении для DMA3, но игры видели DMA1. При этом были какие-то мелкие глюки с FM. Пока не смотрел, что чему соответствует в ISA разъёме. Возможно разведено не по рекомендации даташита.
    
    JP4 - отвечает за тип эмулируемой SB.
    0 - SB, 1 - SB Pro.
    
    Используется свой собственный кварц на 14.32МГц, без возможности использовать тактование с шины. Соответствующий пин висит в воздухе, а пин внешнего клокера подтянут к высокому уровню.
    
    Джой вроде бы залочен на 201-й адрес.
    
    Но это нифига не все перемычки... В первой группе осталась JP5. И ещё никак не описанные 2 группы: JP10+JP11 (по 3 пина на перемычку) и JP12, 13, 14, 15, 16, 17 (12, 13, 14 - по 2 пина, 15, 16, 17 по 6 пинов)...
    --- добавлено 31 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 31 май 2019 ---
    Начинаем с JP5. Звонится на JoyRDB. Это выход по даташиту, он ставится в LOW в зависимости от того, что прочитано в порту 201h.
    Второй пин перемычки идёт на управляющие 1G, 2G (оба инвертирующие, с чертой над буквой) логики 74LS244. Эти контакты замкнуты между собой и через 2.2кОм резистор подтянуты к +5В.
    74LS244.png
    При открытой перемычке управляющие входы подтянуты к +5В и буфер не передаёт ничего со входов на выходы. При закрытой перемычке уже всё зависит от JOYRDB. Если на нём ничего (скорее всего высокое сопротивление) - ничего не меняется. Если низкий (допустим, соединяет его с землёй), то, на резисторе будет большое падение напряжения и на управляющих входах образуется низкое напряжение, что включит буфер в режим передачи со входов на выходы. Я правильно понимаю? (электрик/электронщик из меня околонулевой)
    Т.е. без перемычки буфер выключен. С ней - состояние буфера управляется командами на порту 201h. И перемычку можно воспринимать как Joy Enable/Disable?
    Осталось только посмотреть для порядка, куда идут входы и выходы буфера...
     
    Последнее редактирование: 31 май 2019
    MAN-biker нравится это.
  18. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Не заметил никакого квеста. Сходу всё работало, на нескольких конфах.
     
  19. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.191
    Слушайте, а ни у кого нет желания написать FAQ по настройке разных звуковух под DOS? Со всеми тонкостями, с упоминанием настроек биоса, софта, ограничений железа и прочим. А то есть ветка на 200+ сообщений, а каждый набивает свои шишки на все тех же граблях самостоятельно.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.136
    Входы А1-А4.
    Все они через резисторную сборку подтянуты к +5В. Сборка с одним общим выходом, сидящем на +5В и 8-ю выводами, соединёнными с общим через сопротивление в 1кОм.
    Все 4 входа идут на KA558B. Это счетверённый таймер. Как раз A1-A4 - OutputA-OutputD.
    Если я правильно понял описание - это реализация осей игрового порта.
    PC Gameport (Joystick) pinout and wiring @ old.pinouts.ru
    Код:
    The resistance value of the joystick potentiometers are measured using very simple monostable multivibrator circuit, where a small capacitor is loaded through the joystick potentiometer to a certain voltage level. The joystick interface has four of this type of monostable multivibrators. Typically joystick interface multivibrators are all in one 558 IC (that IC is like four simplified 555 type timers in one IC) for two joystick ports
    При этом оси X1, Y1 заведены на TimingD и TimingC, а X2, Y2 на TimingB, TimingA...

    Выходы Y1-Y4 идут прямиком на пины ISA разъёма DATA4-DATA7.

    Вот называется прочувствовал работу геймпортового джоя...
    Происходит запись в порт 201h. ES688 это видит и выводит на пин JOYRDB низкий уровень. Это включает буфер 74LS244, чьи входы до этого были изолированы от выходов и, похоже (пока не отслеживал, но логика вроде должна быть такая), сбрасывает счетверённый таймер KA558B. Каждый из таймеров ждёт, когда же напряжение на 10нф конденсаторе достигнет определённого уровня, после чего выдаёт LOW на своий Output, идущий на вход буфера. Выходы буфера идут уже прямо на ISA на пины данных. Время зарядки конденсаторов зависит от сопротивлений осей в этот момент. И уже отсчитывая промежуток времени между записью в 201h и обнулением младших битов 201h (DATA0 - X1, DATA1 - Y1, DATA2 - X2, DATA3 - Y2) получаем значения осей.
    Входы 2A1-2A4 через ту же резисторную сборку, что и входы подтягиваются на +5В. Только здесь не нужен таймер. Кнопка при нажатии замыкает свой пин на землю. Т.е. в старших битах 201h сразу указаны положения кнопок (0 - нажата, 1 - отпущена), не нужно считать время задержки, как с осями. DATA4 - B1, DATA5 - B2, DATA6 - B3, DATA7 - B4.

    Ощущение, что GamePort контроллер для ISA можно сварганить на коленке из говна и палок... :) Как минимум половину работы должен делать драйвер.
     
    Последнее редактирование: 31 май 2019
    MAN-biker и TheMadLynx нравится это.
  21. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    К сожалению, УМВР как инструкция по решению проблем не очень-то помогает.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.972
    Мне тоже кажется, стоит. По Creative SB16 и AWE64, Yamaha 724 могу попробовать общую часть накидать - что и где качать, как ставить и т. д. С SB16 и AWE64 порядочно шишек набил, пока 3-4 платформы собирал с этими звуковухами.
     
    Soundoomer и Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление