1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.153
    Пришла по почте интеграловская логика...
    Вот не бывает у меня по-человечески. Чтобы сразу понять причину поломки и её исправить. Даже когда уже досконально разобрался с принципами работы и схемой игрового порта - и тут накосячил слегка.
    История в картинке.
    Интеграл.jpg

    Собственно, начал с того, что убрал родную логику с позиции 1. Странное сопротивление не исчезло. Ну, мерять сопротивление куска какой-то схемы - то ещё занятие, чего там насобирают полуоткрытые полупроводниковые приборы по всей плате, что касаются земли и +5В - никто не угадает, но у нас 4 абсолютно идентичные электрически куска схеме по 4-м кнопкам джойстика, их можно стравнивать. Вот намерял я позицию 2. Это подтягивающий резистор, который одной стороной лежит на +5В, в другой на ноге, к которой приходит дорожка игрового порта с пина, на котором 4-я кнопка. Он обеспечивает постоянноы высокий уровень при не замкнутой кнопке. Странно, если он потерял сопротивление, то кнопка не будет нажиматься, она же постоянно зажата. Убрал резистор - не вышло обрыва, странное сопротивление осталось! Теперь читаем мои гадания в цитате... Этот конденсатор параллелен кнопке. Стоит он чтобы гасить шумы в момент нажатия. И вот он оказался частично пробит, не в КЗ, но этого хватало, чтобы через него слабый ток от подтягивающего резистора стекал на землю и на ноге 74LS244 был низкий уровень, т.е. кнопка была постоянно зажата... Как обычно, всего 3 детали, и битой оказалась последняя, хотя уже после снятия логики мог бы и догадаться.
    Надо запаивать на место... Сначала конденсатор. 12,5нФ. Такой ёмкости и типоразмера у меня нет. Что делать вечером, когда нужен SMD кондёр? Правильно, берём кучу дохлого железа в распай, и выпаиваем все подряд нужного типоразмера, проверяя их на ESR показометре... На удивление, 13нФ мне попался в первой пятёрке. :) Далее, запаивать резистор... Вот только в увеличительное стекло увидел, что руки у меня крюки, выпаял я его сколов краешек. Хоть он и показывает правильное сопротивление - поставил новый. Ну и естественно я не стал возвращать родную логику, и впаял белорусскую интеграловскую. :crazy:
     
    nop, TheMadLynx, Thomas Wolfe и ещё 1-му нравится это.
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    И там, и там есть.
     
    Goblinit нравится это.
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А ты заметил там дырки для DIP-версий, которые на радиорынке было бы купить проще? ;)
     
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.153
    У нас такой "радиорынок", что всё приходится заказывать в основном в белчипе. :)
    Если бы у меня в распае нашлась 244-я логика в DIP - поставил бы её давно сам, а если заказывать, то можно заказать и в применённом корпусе.
    Хотя, вообще, стоило об этом подумать раньше. Таймер вон в DIP распаян, и ещё место под резисторную сборку с общей точкой. Можно было бы игровой порт весь так сделать, почти без smd.
     
  7. Menkau_ra

    Menkau_ra

    Регистрация:
    23 окт 2009
    Сообщения:
    595
    Можно ли сказать, что на данный момент самая универсальная карта это AWE32 из-за наличия OLP3 и поддержки дочек?
     
  8. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    Нет, в ней есть баг с залипанием ноток. Какой нибудь ESS SB клон + дочка будет поуниверсальней. Или AWE64 + дочки через MIDI порт адаптер, если хочеться AWE синтез. И кстати в AWE32 нет нативного OPL3 от Yamaha
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2019
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.153
    Зависит от конкретной AWE32. Например, CT2760 использует для FM именно ямаховский OPL3.
     
  10. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    По настоящему универсально решение только одно, - pc-speaker, прочее - компромисс B)
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    А вообще есть разница между клоном и оригом от ямахи? Мне здается что как в анекдоте: "Вам шашечки или ехать?")
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2019
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Soundoomer, dante1 и Thomas Wolfe нравится это.
  13. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    Кажись еле уловимая разница есть но по сути таки анекдот с шашечками здесь к месту)
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2019
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.153
    Есть разница, она заметна, но если в винампе мидишка звучит с CQM для меня откровенно плохо, то в играх обычно ничем не хуже на мой вкус, несколько иначе, но не хуже.
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Разница действительно ЕЛЕ уловима. Но она явилась причиной написания сотен талмудов от великих красноглазых задротов. На вогонс доходит даже до такого маразма, что любая просьба посоветовать выбрать хорошую звуковушку скатывается к очередной волне TRUE OPL - NOT TRUE OPL. Как будто больше ничего в мире DOS звука не существует. Не заслуживает оно такого внимания. Это почти как обсуждение золотых проводов и "нарезания" дорожек в них первым трэком. Ей-богу, OPL-трушники словно капризные псевдомеломаны-онанисты с пачкой нот в руках и претензиями: "сегодня виолончель не в том углу стояла", "сегодня темп опередил норму на 6 тактов за 23 минуты", "сегодня скрипки глухие" и т.п. Я ещё понимаю, когда совсем несбалансированный под конкретный трэк GM-банк звучит откровенно хреново. Но в версиях FM эта разница настолько эфемерна, что её почти нет. И уж конечно, сами создатели самого OPL даже на 0,0001% об этом не задумывались от того, насколько этим заморачиваются "знатоки" хреновы.

    Запомните: предельно академичное звучание убивает любое произведение. Даже сами авторы многих знаменитых произведений, когда исполняют их сами, всякий раз могут обнаруживать необычные оттенки в своём авторском исполнении и не заморачиваются этим. Но стоит это сделать другому человеку (не автору), как его моментально освистывают "меломаны", что ты, де, не академично исполняешь. То же и ваши бесконечные обсасывания TRUE OPL. Бред. Смех.
    --- добавлено 25 июн 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 июн 2019 ---
    Так что да, анекдот про шашечки действительно тут к месту.
     
    dante1 нравится это.
  16. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    Оставьте людям то, что они хотят, чтобы у них было. Красочные эпитеты, вроде
    никому не навредят, а вам чести не делают.
    На примере классической музыки, - речь, разумеется, не идет о "убивает", академическое прочтение складывается не на пустом месте, а естественным образом, когда выбирается лучшее и возникает традиция. Да и мало кто известен не сомнительными интерпретациями, но особенным прочтением. С ходу могу назвать только двух дирижеров, которые были на это по-настоящему способны. Так или иначе, никакого отношения к нюансам звучания инструментов (хоть midi, хоть оркестровых) это не имеет, сопоставление неудачно.

    В сухом остатке, - можно было написать то же самое, только без желчи, - и тогда это не вызывало бы раздражение. Правда в том, что нюансы есть. Это факт. Предлагаю прекратить обсирать людей, для которых это (и не только!) по той или иной причине важно или интересно.
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2019
    Uka нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Напротив, данное сопоставление очень удачно. Явления, несомненно, разные, но смысл вполне общий.
    Нюансы есть. Это факт первый. Нюансы мизерны, это факт второй. И
    Это факт третий.

    А раздражение вызывает то, что при сравнении любых карточек, умеющих эмуляцию бластера или являющихся таковыми, люди не видят перед собой ничего, кроме ваших "нюансов" FM звука. Не качество ЦАП, ОУ, выходных каскадов, не стабильность, не совместимость, не количество поддерживаемых стандартов, не комплектация заботят их в первую очередь. В первую очередь - TRUE OPL!!! Это - настоящая FM истерия на предмет очень посредственного стандарта. И всякого новичка, пришедшего на вогонс, при вопросе о звуке тамошняя публика немедленно и накрепко заражает этой галиматьёй в качестве главного критерия выбора. И не надо, пожалуйста, раздражаться на изложение с желчью. Ведь я правду сказал. Назвал вещи своими именами. И навредить никому не думал, что так мелко мыслим?
     
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ну окей, качество ЦАП. У не-оригинальных клонов OPL3 нет оригинального ямаховского ЦАП. Там другой сэмплрейт и это заметно.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    @LANRUS, ну, это не та правда, про которую Семин говорит, что она "всегда одна". Есть факты. В том числе и тот, что каждый сходит с ума по-разному. Лично я никогда не отмечал упомянутые различия midi-синтеза. Но отмечал для себя другие, - моя любимая ямаха в лице LSI AudioWave играет в Captain Claw по-другому, чем другие ямахи, а MediaMagic ISP16 на opti звучит мягче, чем любой из слышанных SB16. Это прикольно и по своему "круто", хотя тоже имеет предельно частное значение. Факт, что различия минимальны, ну так об этом и стоит писать, вне критики тех, кто думает или "слышит" иначе.
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да не "иначе", а об одном и том же. Как испорченная пластинка.
    Вот я о чём! Я сказал абстрактно про ЦАП, про качество аналоговых трактов разных карт, и всё равно всё опять скатилось на OPL3.
    Короче говоря, "кролики - это не только ценный мех!" Про что ни начни говорить, всё переходит на FM. Точно, прям испорченная пластинка.
     
    fly_indiz нравится это.
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    @LANRUS, согласен, что в большинстве случаев разница между True OPL и клонами незначительная. Но во-первых, она реальна, а не вымышлена. А во-вторых, эту разницу можно игнорировать лишь до тех пор, пока не встретишь действительно плохую эмуляцию (Aureal Vortex).
     
    LANRUS нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, ну вот я ждал, когда кто-нибудь выскажет именно эту умную мысль, и все вопросы отпадут сами собой. Как почти всегда, я дождался этого именно от тебя.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление