1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    В приведенном мной видео разница в звучании басовой партии настолько очевидна, что ее невозможно не заметить. И она гораздо заметнее, чем влияние цапа и аналоговой части. awe64 не спасает даже прямой цифровой захват звука. Хотя далеко не везде разница в звучании настолько очевидна, как в этом фрагменте.

    p.s. я считаю, что opl3 и esfm звучат(везде) отлично, cqm в среднем - удовлетворительно.
     
    Последнее редактирование: 26 июн 2019
    Thomas Wolfe нравится это.
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Наверное, это немного отдельная история. Басов можно и добавить. Но за результат не ручаюсь. Басовитость и у разных ямах (на том же чипе) - разная.
     
  5. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Thomas Wolfe, дело не в басовитости, а в конкретном тембре. У cqm тупо бас, без гармоник.
     
    Последнее редактирование: 26 июн 2019
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @TheMadLynx, Я не понимаю, почему некоторые так рвутся доказывать другим "незначительность" OPL3, когда проблема a) существует б) легко устраняется. Я вообще только на труъ OPL3 снова полюбил FM-музыку.
     
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Всё-таки как же мне повезло, что первой у меня была «не тру» OPL.
     
    Колючий нравится это.
  8. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Насчет тру - не тру: я не слышу разницы между ямаховскими opl3(включая интегрированные версии), их китайскими клонами(всякие ls262, dxp44 и тп), клонами интегрированными в чипы als. Это все + esfm для меня тру.
     
  9. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Это вы ещё не слышали битв спектрумистов — AY vs YM (или что у них там). Притом что в детстве они слышали разницу максимум на телевизоре «Рекорд».
     
    Soundoomer нравится это.
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    @MisterGrim, зато необъятное поле брани ценителей ЖК и ЭЛТ пикселей совсем рядом, здесь, по соседству. Эх, не хватает нам Bato-San'а -- он бы точно объяснил, как все мы здесь не правы, и что все намного сложнее на самом деле.
     
    Soundoomer и Goblinit нравится это.
  11. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Так ведь клоны - на то и клоны, чтобы копировать, а не подделываться, чтобы "похоже было" ?
     
  12. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Это совсем другое.
    Я бы скорее привёл как пример — ну вариант с заменой операционных усилителей на звуковых картах (а производители проскли тему, и эксплуатируют карман дураков).
     
  13. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Offtop
    Разницу между AY и YM очень хорошо слышно на чем угодно, у них разные шкалы уровней.
     
  14. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @alfy, Offtop
    См. выше, про ТВ «Рекорд».
     
  15. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    26.716
    Не знаю, как можно не слышать разницу в звучании и отрицать проблему выбора OPL (для чего ещё тогда старая звуковая карта нужна?).

    Но я лучше подниму другую глубокую и важную проблему звуковых карт для DOS, которая тут тоже периодически бурно обсуждается.
    А именно - распиновку разъёма CD Audio :D

    Ибо после двух лет размышлений я наконец-то добавил в свой 386-й ПК привод CD-ROM. К сожалению, кабель CD Audio в продаже нашёлся только с одним стандартным разъёмом (чёрненьким RGGL), без проприетарных беленьких.

    Вопрос: есть ли какой-то способ проверить распиновку? Ибо на приводе-то оно RGGL, а на звуковой карте (ESS 1868F) - SGGS. Как быть уверенным, где там какой S, правый или левый? Ну вот как есть различные утилиты Creative Diagnose, которые умеют запускать воспроизведение записанных или искусственно синтезированных фраз вроде "Сейчас мы тестируем правый канал", "А сейчас мы тестируем левый канал". Может, есть, например, какие-нибудь тестовые CD Audio для аналогичных целей?
     
    Последнее редактирование: 1 июл 2019
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    @Uka, обычно это определяется по положению первого пина. А первый пин обычно всегда отмечен. Другое дело, что иногда китайцы делают в своем подвале плату по зеркальному шаблону и тогда разъем как-бы переворачивается на другую сторону относительно платы. Первый пин обычно правый канал (белый провод). Короче, фотографию в студию.
     
    Последнее редактирование: 1 июл 2019
  17. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    26.716
    А, то есть, первый штырёк - это R, правый?
    Я просто немного запутался, ибо тут уже писали, мол:
    Фотография есть вот здесь, ты её уже комментировал :)
     
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    @Uka, да. Косвенно подтвердить можно прозвонив первый контакт SGGS на последний контакт разъема GSGS слева (panasonic выпендрился).
     
    Uka нравится это.
  19. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    26.716
    "Прозвонив" - это в каком смысле? Имеется в виду - проверив наличие сопротивления между контактами при помощи омметра?

    Если да, то проверил - нет, там всё наоборот: первый SGGS соответствует второму (а не четвёртому) GSGS... Четвёртые, соответственно, совпадают.
    Выходит, это LGGR, а не RGGL??? Нет ли чего-нибудь не "косвенного", а прямого и точного? :)

    А ты точно не перепутал? Ибо в разъёме на приводе CD-ROM, где всё ясно подписано, белый провод - это левый канал, условно обозначаемый буквой "L". Тогда кабель к карте нужно подключать вверх ногами, чтобы белый провод шёл к первому, а не четвёртому штырьку?
     
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    Добро пожаловать в увлекательный мир китайских подвалов. Я же уже писал, что китаезы не заморачиваются и иногда работают по зеркалированным проекционным шаблонам при изготовлении плат.
    Учитывая, что при разводке китайцы легко могут на L вход чипа звести R вход разъема, то есть только один достоверный и прямой вариант: взять диск со знакомой песней и послушать. Если не так, то перевернуть провод. Других точных вариантов нет.
    Не перепутал. Добро пожаловать в увлекательный мир китайских подвалов еще раз. Им плевать на цвет провода:
    [​IMG] aimages_na.ssl_images_amazon.com_images_I_51jkOe3SPZL._SX425_.jpg

    Но первый все равно правый.
     
    Последнее редактирование: 1 июл 2019
  21. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    26.716
    Я о том, что, например, в разъёмах RCA белый провод всегда означает именно левый канал, а не правый. Как и в моём кабеле CD Audio.
    --- добавлено 1 июл 2019, предыдущее сообщение размещено: 1 июл 2019 ---
    Нашёл ещё такую распиновку в руководстве к звуковой карте на ESS1868 (правда, не такой, как у меня):
    1.jpg
    В общем, понятно, что ничего не понятно. Ибо и второй разъём (с которым предлагается справляться для косвенного определения при помощи омметра) может быть что Panasonic, что поставленный вверх ногами Mitsumi :crazy:
     
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.489
    Может и перепутал. Но я ориентировался на cd-audio шнурки для сидюков. А у них бывает и так, и эдак. Поэтому цвет значения не имеет здесь.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление