1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.166
    Столкнулся с проблемой.
    SB32 CT3670 не видит 16Мб модули.
    IMG_4346.jpg
    Еслть ли какие проблемы с совместимостью у семейства AWE32, или они жрут любые SIMM30?
    1Мб и 4Мб модули воспринимает без проблем. Других 16Мб модулей сейчас для проверки нет. Да и сами модули не на чем быстро проверить - надо закапываться в шкаф и разбираться с имеющимися непроверенными 386 и 486ISA материнками...
    --- добавлено 12 сен 2019, предыдущее сообщение размещено: 12 сен 2019 ---
    Модули вполне обычные 2x16M4+16M1. Или AWE32 едят только 9х16M1?
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.027
    Погонял в Doom 2 через SVN-Daum (20140127) разные банки с AWE64. Практически тот же звук, который я слышу на реальном AWE64 без эмуляции, даёт 4GMGSMT.SF2. С 2-мегабайтным вариантом что-то нет - местами слышны какие-то странные звуки, которых быть не должно. Yamaha_XG_Sound_Set.sf2 вообще не понравился, какая-то звуковая какофония. Скорее всего, проблемы эмуляции.
     
  5. Tigoro

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    2.940
    На работе искали железо под разовую задачу, вроде бы решили что хотели (скорее-всего что-то подключить по ISA было нужно). А у меня с этими поисками вопрос появился. На современных материнках, которые под Windows 10 уже "заточены", есть выводы для подключения планки Com\LPT и в bios их настройка присутствует. Можно ли сегодня рассчитывать что возможно через LPT подцепить что-то кроме принтера, т.е. самый простой самодельный ковокс хотя бы - для DOS? Или там все под 10-ку упилено напрочь и все работает уже через нее только.
     
    Последнее редактирование: 14 сен 2019
  6. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Колючий, четность AWE вроде не нужна. Насчет остального - хз.
     
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.166
    С 1Мб и 4Мб модулями работает независимо от чётности. Пока подозрения на неисправные модули. Хотя пара пришла в не вскрытом виде...
     
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Зачем? %озадачен%

    Offtop
    Под Win10 x64 программы для DOS не запускаются. Совсем.
    Безымянный.jpg
    Под Win10 x32 заблокирован низкоуровневый доступ. Т.е. работа с портом COM или LPT только через драйвер Windows.
    Вот Windows приложение через драйвер Windows должно вполне нормально работать. Естественно, учитывая накладные расходы, могут возникнуть задержки.. меньше 100 миллисекунд.
    Лет 10 назад писал программу для связи с промышленным устройством через COM порт под Windows. Без проблем работает от Windos XP SP3 до Windows 10 x64.
     
    Последнее редактирование: 14 сен 2019
  9. Tigoro

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    2.940
    @Strannik_, Offtop
    пока просто интересно, может ли заработать ковокс под чистым досом на современном железе или вся поддержка сегодня только через драйверы ОС (например, поддержки EGA-видеорежимов у NVIDIA похоже больше нет, на GT 440 еще было, желтая палитра вместо белого цвета, а на GTX 105x и выше - вовсе виснет); покупать чтобы проверить это плату расширения с портами или специальную косичку для материнки пока необходимости нету
     
  10. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    @Tigoro, Насчёт lpt не знаю, но принтер точно работать будет. На самом деле, если говорить о чистом досе, вы сначала попробуйте его запустить на современном контроллере hdd. Если у него нет режима legacy, то шансы запуска крайне малы.
     
  11. Tigoro

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    2.940
    @Goblinit, как повезет. Offtop
    Пока не разбирался еще, если будет действительно такая необходимость; поддержка legacy загрузки с устройств до обновления биоса была; да и PTS-DOS я каким-то образом уже запускал, чтобы знать, будет ли вообще дос-то запускаться. Если наэкспериментирую что-то - отпишусь; специально покупать платы расширений или "косичку" для материнки пока не планировал, знаю что с небольшой возней и платами XP можно запустить на одном ядре системы моего уровня; я сам только 7-ку устанавливал с помощью временной ps\2 клавиатура и добавления драйверов usb 3\sata 3 во время установки системы.
     
    Последнее редактирование: 15 сен 2019
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.166
    Немного о SB0220.

    Но у меня вдруг вышло получить от неё замечательнейший WT синтез с огроменными банками (сколько в оперативку влезет) в DOS играх под Win98.

    Занялся перетруцшиванием *.sf2 банков. Сначала прослушал мелочь до 8Мб на SB32. До 28Мб не вышло - не подружилась моя SB32 с имеющимися 16Мб SIMM30. Дальше прослушивать - нужна SB Live!. Вытянул SB32, поставил Live!, 0220 - не собирался я на стенде DOS игры трогать - только послушать звучание хорошо знакомых midi в WinAmp. Дрова и софт поставил с диска, что шёл вместе со многими 0220. И вот прослушав и отобрав понравившиеся банки, не задумываясь, запустил Doom. Ещё на этапе загрузки вспомнил, что стоит 0220 и как обычно, после установки дров, эмуляции SB16 в списке устройств не появилось. После чего офигел, услышав, что главное меню с музыкой, причём играет крайний прослушивавшийся банк... :) Звучание чуть отличается от WinAmp, но это привычно. Перед установкой 0220 Doom запускал на SB32, музыка бралась General MIDI, именно туда семейство AWE выводит музыку, синтезируемую при помощи загруженного банка. Как оказалось, програмный синтез SB Live! делает то же самое.
    Звуковая карта была выбрана Sound Blaster, A220, I5, D1. И не смотря на отсутствие эмуляции SB16 в списке устройств, 0220 заняла эти ресурсы и выдала нормальный звук...

    Это не голый DOS конечно, но в Win98 уже на голову лучше того, что обеспечивают те же кодеки CMI8738.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Колючий, это очередное открытие Америки. Уже сто раз обсосали, что при установке WDM эмуляция SB Pro включается в 98 винде по умолчанию. Родной диск от SB0220 в автоматическом режиме устанавливает именно WDM драйвер. На этом диске есть и VxD, можно пробовать принудительно. А банки SF2 будут звучать точно так же на любой карте Live, не только на 0220.

    PS: попытка поставить на 0220 драйвер VxD может закончиться экраном смерти. Это единственная такая странная Live, все остальные ревизии хорошо дружат с VxD.
     
  14. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Но в первый пост почему-то так и не попало...
     
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Под Windows 9X, что ISA-шный emu8k, что PCI-шный emu10k и более поздние, играют MIDI-музыку через sf2 примерно одинаково, разве что 10k чище звучит. 10k это тоже вполне себе аппаратный и функционально совместимый с 8k синтезатор. Более того, для него вроде был даже аппаратный досовский модплеер кем-то написан.
     
    Колючий нравится это.
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.166
    Я до этого довольно много мучал конкретно эту карту и не смог добиться нормальной работы DOS игр в Win98. Что именно у неё в этот раз каким боком встало - не знаю. С Бсодами при установке VxD драйвера ранее не сталкивался, вероятно, везло с конфигурацией.
     
  17. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    CT3670 не поддерживает 32мб (где-то видел инфу, что поддерживает максимум 8), проверял лично. Эти же модули нормально работали на CT3990.
     
    Колючий нравится это.
  18. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Пальцем в небо - по дилетантски предположу, что, может быть, не нравится EDO память? Определять по внешнему виду не умею, какая она на фото.
    А аналогичное поведение VXD дров (без отдельного устанавливаемого драйвера эмуляции СБ) уже обсасывали или я таки открыл Америку сейчас? Сколько раз про это WDM ни читал, подтверждения эксклюзивности этой фишки именно у WDM модели дров на собственном опыте не получал.
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.166
    Это FPM. Проверял по даташитам чипов. Да и ЕМНИП, EDO во времена распространения SIMM72 уже пошла.
     
  20. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Кстати EDO-память (через переходник с 72pin-simm) в бластерах работает.
     
  21. Kuku-Ruka

    Kuku-Ruka

    Регистрация:
    9 окт 2019
    Сообщения:
    35
    Граждане, посоветуйте звук карту без гаме порт, что бы драйвера были мало места в памяти занимали и что бы была примерно как SB128 по совместимости с играми или даже лучше, а то вроде везде работает СБ128, а в Аладдине нет.
     
    Последнее редактирование: 7 дек 2019
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Любой креатив на isa: sb pro, sb 16, awe.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление