1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,7%
  2. Adlib

    5,3%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0 голосов
    0,0%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,8%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,8%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    43,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,3%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,2%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,7%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,6%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,6%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,3%
  18. Sound Blaster Live

    42,3%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    ггг, а если это будет гусь? Тоже не жалко зажарить на авось? Эта плата на 688 ценна тем, что она не PnP и держит SB Pro2 без вопросов. Ну и для особых любителей браться за вилку только в белой перчатке она ценна наличием YMF262.
    Да нет, вот её как раз жалко. А 1868 - ничуть.
     
    MAN-biker нравится это.
  4. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    688 еще ценны наличием этого монстра.
     
    Последнее редактирование: 3 фев 2020
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.137
    У "монстра" примечателен только размер. Который пущен на свободное расположение интерфейсов CD. От обсуждаемой 688/1688 отличается только дополнительным стабилизатором и здоровенной платой, с менее плотной трассировкой. Возможно это даёт "монстру" лучшее качество звука в плане помех. А возможно и нет, выяснить можно только потестировав оба экземпляра. В остальном они полностью аналогичны. Обе из не мусорных недорогих карт своего времени.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  6. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Тем и примечателен.
     
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Приладить бы этот чип YMF262 как-то к USB-интерфейсу и дрова к винде/линуксам, вот это была бы "тема".
    Можно было бы скаммы/досбоксы с аппаратным "труЪ-FM" звуком запускать на ЛЮБОМ СОВРЕМННОМ ПК.
    Неужель никто не осилит такое или не задумывался об этом?
     
  8. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.137
    Это просто пустой кусок текстолита с не самой оптимальной к расходу площади разводкой...
    Мне тоже нравятся большие карты, но большие потому, что в них напихано разного. Тут же ничего не напихано. То ли не захотели сделать компактно, то ли не смогли.
    Вобщем, выглядит хтонично, но приписывать ей какую-то ценность, кроме этой самой хтоничности, в сравнении с картой до неё, я бы не стал.
    ЗЫ. У меня есть сильное подозрение, что если ножовкой отпилить у монстра хвост по ISA разъём, и убрать возникшие КЗ, то карта заработает и ничего, кроме интерфейсов, не лишится. :)
    --- добавлено 3 фев 2020, предыдущее сообщение размещено: 3 фев 2020 ---
    ЗЗЫ. Это ж одна и та же модель! И там и там Edison Gold 16. Просто у монстра ревизия 1.0, а у компактной - 3.1.
    Собственно, переразвели плату, вместо трёх плисок применили одну, уплотнили - и вот. Интересно было бы сравнить, что там с чистотой работы аналоговой части.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  9. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Ну! Самый хтоничный Edison Gold 16! Помоему это самая первая карта на чипе ESS688.
     
    Oleg Krylov нравится это.
  10. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    697
    Подозреваю, что она ценна для любителей музыки в играх ближе к концу 80-х - начала 90-х в нативе. Ну или для тех, кто их услышал, но не узнал их мотивов. А так, я только в одной игре разницу услышал из тех, что когда-то запускал/играл. Правда у меня таких игр единицы.
     
  11. sergio27ru

    sergio27ru

    Регистрация:
    26 окт 2019
    Сообщения:
    10
    ну не знаю, мне именно эта карта не понравилась из за излишного шума, даже шумнее чем сб, ясен пень, что гуся бы так дерзко препарировать не стал, хотя тоже зависит от его исходного состояния ;) возвращаясь к неработающему сбмиди разьему, в инете полно фото карт с ес688 чипом, у которых и намека нет на возможность установки вместо этого чипа 1688, и тогда выходит, что идея унифицированной платы - оказывается под сомнением. В итоге, уж прошу прощение за назойливость (возможно и за повторение уже сказанного) - кто может внятно обьяснить - что это за интерфейс на ес688 исашных картах, подписываемый зачастую как вэйвтэбл конектор и как он работает (тк обычные дочки на нем не заводятся)?! Желательно аргументированно.
     
  12. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    120
    возможно дело в том что 688 не-PnP карты и для того чтобы дочка заработала можно попробовать задействовать softMPU или джамперы какие-нибудь выставить на ней
     
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    Никто, только документация. В нормальных картах есть MPU-401 совместимый блок/модуль/устройство - не важно, это просто терминология. Он эмулирует UART-режим работы настоящего MPU-401 (Programming the MPU-401).

    MIDI - протокол передачи данных, который описывает формат передачи данных и команд (программная часть, если угодно) и аппаратную реализацию интерфейса (MIDI Specification). Первое прописывают в играх или в драйверах программисты создавая их под конкретную аппаратную реализацию в железе (MPU-401, например).

    У ES688 есть выход, который работает как UART (читай, технически может передавать MIDI данные - смотри спецификацию), но нет эмуляции и регистров, соответствующих самому MPU-401. Поэтому дочка здесь зазвучит только если кто-то программно предварительно сформирует из MPU-401 потока музыкальных данных игры поток непосредственно для UART и передаст его в соответствующие управляющие регистры ES688.

    Вообще, UART -это тоже протокол с аппаратной и программной реализацией, на самом деле, но более низкого уровня в данном случае, чем MIDI. Не знаю, как ещё понятнее объяснить.
     
    Soundoomer, MAN-biker и 2Rain нравится это.
  14. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Лично я всё понял.
    MIDI - тот же Бейсик. UART - машкоды для CPU. "Программная эмуляция" - интерпретатор.
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.137
    Вам привели фото такой же как у вас карты с 1688. Вас удивляет, что не все производители аудиокарт на 688 предусмотрели при проектировании возможность использовать более поздний чип 1688?
     
  16. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Интерфейс на таких картах, как и на sb pro - SBMIDI. Отдельного порта ввода\вывода для миди нет, всю работу выполняет т.н. DSP(тот, кто обычно проигрывает цифровой звук). В досе можно попробовать заюзать SoftMpu, под windows миди будет нормально воспроизводиться. Насколько я помню, одвновременно играть миди и цифровой звук не получится.
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    Именно с этим и связаны главные глюки и проблемы этой дешёвой реализации. Но придумали SB MIDI для первого саундбластера с восьмибитным звуком 11 кГц в моно, что совсем не нагружало DSP по сравнению с поздними играми, где вполне можно встретить шестнадцать бит и 44 кГц в стерео. В древности можно было достаточно быстро дергать единственное прерывание и переключать DSP в нужный режим, чтобы "одновременно" работали звук и музыка и это было незаметно.
     
    MAN-biker нравится это.
  18. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Попробуйте вот эти драйвера, читайте описание внимательно.
    Или вот сама TSR, приаттачиваю. Только обязательно отпишитесь о результатах, вы далеко не первый стенаете о MIDI на 688 под DOS. Надо это уже как-то закрепить в начале темы, если сработает, конечно.
     

    Вложения:

    • ENMPU.ZIP
      Размер файла:
      1,3 КБ
      Просмотров:
      11
    Soundoomer, MAN-biker и Goblinit нравится это.
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.137
    На 1868 с ожидаемым результатом...
     
  21. sergio27ru

    sergio27ru

    Регистрация:
    26 окт 2019
    Сообщения:
    10
    ну заменил, ну обратно пересадил, не желая копаться в обвязке - чип не спалил, обе карты работают 688 и 1868 соответственно).
    Благодарю за терпение всех отозвавшихся!!!! Стало понятнее, выходит на этих картах нет нормального программного эмулятора для нормальной работы, ок, но ведь тогда должна быть доступна спецификация этого интерфейса SBMIDI распространяемая для производителей тех лет в соответствии с которой они и вывели гребанную гребенку на плату включая обвязку, верно?!, вот ее я нигде не нашел, плохо искал?
     
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    Да. Смотрите вложение, стр. 76
     

    Вложения:

    • sbhwpg.pdf
      Размер файла:
      487 КБ
      Просмотров:
      183
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление