1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Geryon нравится это.
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Один чел перепаял DB60XG таким образом, что у нее теперь вместо аналогового выхода - S/PDIF.
     
    Oldfrag, alfy и LANRUS нравится это.
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Круто. Я думаю, при соответствующей технической подготовке с любым звуковиком можно проделать то же самое, кроме тех, у которых DAC встроен уже в основной DSP. Однако же это непростая задача - цифровой сигнал с DSP произвольной карты привести к стандарту SPDIF. Моё почтение автору.
     
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Чуда не произошло, S/PDIF выход Aureal Vortex 2 AU8830 в DOS не заработал. Только в Windows. В любом случае, эмуляция OPL на этой карте крайне далека от идеала, например, в Codename: Iceman вообще частично выдает какие-то левые ноты.
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Жаль. Ладно.
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Подскажите, есть под дос midi проигрыватели, которые умеют тупо посылать midi поток на какой-нибудь порт типа 300, 330?
     
  8. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    easy_john, Много, я пользуюсь PLAY от Gravis ultrasound PnP, там можно выставить порт. Просто у меня около 5 миди устройств на компе, поэтому я из VC сделал менюшку, при нажатии Enter открывается диалог выбора, а при F3 — как раз PLAY порта 330h, там SCC-I. пользуюсь этой утилитой потому что она есть, она простая и она уже используется для проигрывания midi через сам гусь.
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ок. А он нормально сжирает всякие спец midi файлы для mt32, которые банки меняют?
     
  10. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    easy_john, У меня нет ни одной midi для MT-32, не знаю, не уверен. Но вполне возможно, что работает, формат midi файлов содержание не регламентирует.
     
  11. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    Пользуюсь gsplay
    Кстати им удобно переключать GM, GS, MT32 режимы для той же db50xg.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Вот тут есть http://www.houseofsynth.com/roland-mt-32-to-general-midi-conversion-utility
     
  13. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    :hmmm:

    Постановка задачи какая-то подозрительная. Чего хочется достигнуть в итоге?
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нормальная постановка задачи.
    Хочется одним плеером играть любые миды на любой порт, в т.ч. всякие "служебные", которые переключают режимы или меняют инструменты.
     
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Тогда GSPlay. Sysex-файлы он обрабатывает корректно. C MT-32 тоже работает корректно, я немного баловался с MUNT.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    gsplay понравился, хотя почему-то не играет через GUS. через SB и LAPC - нормально, а через GUS тишина.
     
  17. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Пробовал. То же не играет.
    Но сейчас открыл ридми и понял почему:
    "NOTE: You'll need to run MEGAEM & EMUSET to emulate the Roland. This will result in lower quality patches."
    Хотелось бы что бы гусем играли нативно, а не через эмули.
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Нативно играют XPLAY и PX (оба требуют ULTRAMID), а также XMIPLAY (не требует ULTRAMID). Однако все эти три плеера работают только с XMI.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не, ультрамид то же не хотелось. И XMI не очень интересно, у меня миди.
    Ну, в принципе, есть родной гусевый плеер, он играет без эмулей.
    Тогда придется делать менюшку в нортоне/навигаторе, что бы выбирать чем играть. А жаль, в GSPlay переключение на ходу удобное.

    ---------- Сообщение добавлено в 22:49 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:42 ----------

    Еще одно разочарование, долго пытался понять, почему не стартует StarCon2 ни на одной машине. Потом, наконец, открыл readme:

    А у меня все машины - гусь и сб.
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Пока не могу понять такую штуку.
    Есть LAPC. Есть игра Silpheed. Есть отдельно скачанные где-то две midi из нее, gm и roland.
    В игре четкий хороший звук через LAPC.
    Миди через gsplay играются не так, инструменты не совпадают, что gm.mid, что в roland.mid.
    Потом загружаю mt2gm патчи, пробую еще раз - звук немного другой, но все равно не те инструменты и не так как в реальной игре.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление