1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Для внесения некоторой ясности. Нахваливая CT2940, я вспоминал про ямаховский OPL эдак раз... нуль где-то. И про то, что она вибра, я тоже не вспоминал. Я имел в виду, что у 2940 один из самых лучших аналоговых трактов вообще за всю историю Creative эпохи ISA. OPL там или CQM, по барабану. Она меньше других фонит, вот что важно. По чистоте звучания сравнится с AWE64. А вот AWE32 со своими шумами далеко в попе.
    Это было актуально, возможно, в 90-е, когда 90% пользовались настольными пищалками. Сейчас абсолютно не актуально. Берёте любой хороший усилок, любой хороший эквалайзер, втыкаете туда вибру, и эффекты "полноценного" SB16 вам становятся до лампочки.
    Не примерно, а просто одно и то же.

    Про важность и аутентичность OPL это бесполезный и бесплодный разговор. Каждому своё. Мне всё равно, лишь бы звук был снят толково, смикширован толково и подан на выход толково. Если это делается цифровым способом, плюсы собственно в отсутствии аналоговых наводок, минусы в сложности синхронизации. Если это делается аналоговым способом, соответственно всё наоборот.
     
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  4. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Кстати, не помню, а было ли где-то реальное сравнение звучания православного OPL Ямахи и еритического CQM, чтоб вот явно было слышно в чём разница?
    А до кучи, еще бы с программными эмуляторами из ДОСБокса сравнить.
    Очень мне интересно. Я вот разницы вообще не слышал и не знал, что она есть, пока столько обсуждений не увидел.
     
    Yuriy_X нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    @LANRUS, спасибо за подробное пояснение, теперь всё встало на свои места)
    --- добавлено 9 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 9 июл 2020 ---
    Кто знает, есть ли существенная разница между картами Yamaha 724 (Genius) и 754 (XWave)? Я так понимаю, что обе по звучанию не дотянут до DB50XG. Отличаются ли они по качеству General MIDI между собой? Интересует только General MIDI в DOS-играх под Windows 98 или сеансе MS-DOS.
     
  6. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    26.706
    Ну вот для меня, например, это и есть самое важное при выборе звуковой карты. А что оно такое за "волновые таблицы" и для чего они нужны, я так и не понял :) Хотя @MAN-biker мне ещё давно о них говорил. Не говоря уже о том, что такое "усилок", "эквалайзер" и другие нехорошие слова.
    Каждому своё, да.

    Я в "Википедии" слушал - разница вполне заметна: File:FM Comparison - Genuine Yamaha OPL FM vs. CQM.ogg - Wikipedia
     
    MAN-biker нравится это.
  7. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    YMF724 - базовая модель линейки.
    YMF754 - старшая модель линейки. Относительно YMF724 добавлена (из изменений, влияющих на качество звука) обработка входного SPDIF без предварительного преобразования частоты дискретизации.
    Драйверы у всей линейки одни, включая банк сэмплов для MIDI ydsxg.dat.

    Звук сильно зависит от внешней микросхемы кодека.
    Через SPDIF, скорее всего, разницы вообще не будет.
     
    Последнее редактирование: 9 июл 2020
    Yuriy_X нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    @Strannik_, ясно, буду знать. У Genius 128XG SPDIF не распаян. Что касается кодека, то в обзоре на ferra пишут, что в YMF754 от XWave стоит "18-разрядный четырехканальный аудиокодек STAC9708T от SigmaTel (такие же, к сведению, применяются в более дорогих картах Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1, Aureal Vortex2 MX300 и некоторых других). Кодек напрямую (без предусилителей) соединен с входными (линейный и микрофонный) и выходными (стерео фронт и тыл) аудиоразъемами".
     
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.152
    Попадалось, разница есть. Мне в принципе нравятся оба варианта.
    CQM на мой взгляд значительно хуже выглядит при проигрывании миди в аудиоплейере. Те же треки в играх звучат немного иначе и негатива у меня не вызывают.
     
    MAN-biker нравится это.
  10. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    579
    у меня есть обе эти карточки, а также ямаха DB50XG на почте уже. Как получу дочку, могу записать семплы со всех карт.
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    Конечно, запишите. Думаю, многим интересно. А на слух разницу между 724 и 754 ощущаете? И какие именно у вас карты?
     
  12. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    579
    я пока их не слушал
     

    Вложения:

  13. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Сильно порезанный XWave.
    Я так понимаю, для него вся идея во второй плате с интерфейсами.
    Im1.jpg
     
    Последнее редактирование: 9 июл 2020
  14. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
     
    MAN-biker нравится это.
  15. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.195
    Я сейчас, может быть, глупую вещь спрошу, но мне простительно: CQM и ESFM сидят на тех же адресах и портах и принимают те же команды, что и OPL? Или им нужна какая-то поддержка со стороны драйвера?
     
  16. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.801
    @R4kk00n, про все карты в целом сложно что-либо утверждать, мало ли, какие извращения существуют, но на практике - да, у подавляющего большинства типовых звуковых карт от Creative и ESS это чип, ждущий стандартных OPL'ных команд на порте 388. Разве что, сами карты нужно сперва инициализировать.
     
    MAN-biker нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, запись ничего не даст. Все идентичны. У PCI карт банк загружается в ОЗУ и хранится там при каждом старте винды. Идентичен банку DB50XG, хранящемуся в её ROM. PCI варианты в голом досе работают только в качестве FM (отвратительная политика тех времён, которой придерживались почти все производители - отрезать в дос-драйвере всё и вся, что только можно отрезать). У DB50XG опорная частота 44кГц, у PCI карт 48. Разницу услышать невозможно. Итого разница будет оцениваться не между синтезаторами (которой нет), а между их аналоговыми трактами.

    744 и 754 имеют квадрофонию, работает она исключительно в Win9X, а в 2000/XP квадра недоступна. 724 модель только стерео (аппаратно). 740 - это 724 с какими-то там отрезанными плюшками (не помню, какими). Отличие 754 от 744 тоже не помню, но какие-то минимальные есть. Всё позабыл, старый я. Говорят, что 754 в голом досе жёстко привязана к схеме 220/5/1. Я такого не видел, у меня крутились две штуки 754 на разных ресурсах свободно.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    Интересно, не знал, что банки одинаковы.
    Да, это печально. Предполагал, что с подключением через SB-Link можно использовать ямаховские банки через General MIDI, но, почитав форум, понял, что ошибался.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    SB-Link - это доступ к аппаратным IRQ и, главное, DMA, аналогичным таковым у шины ISA.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    CQM насколько я знаю программно и функционально совместим с OPL3. ESFM - имеет расширения, которые даже поддерживают некоторые игры.
     
  21. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    579
    поэтому как ни крути, а дочку покупать придется :)
     
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Можно обойтись двумя YMF7xx в двух системных блоках, соединенных MIDI кабелем. Стоить будет дешевле.
    При достаточной производительности дополнительного блока (где-то от P3-1000 МГц), добавится возможность эмуляции GM с различными банками и MT-32.
     
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление