1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.465
    Для более продуктивного рассмотрения советую познакомиться с "богатством" дефектов криативовских поделий:
    Sound Blaster 16 Bugs and Deficiencies Summary \ VOGONS
    Hanging note bug - Vogons Wiki
     
    Yuriy_X, dante1 и MAN-biker нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.013
    А чем под DOS отличается доступ к IRQ и DMA при отсутствии SB-Link и наличии поддержки DDMA? Ведь в этом случае не нужно запускать эмулятор DDMA (DSDMA.exe).
     
  5. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Вот, отличаются.
    Подробнее через несколько дней оформлю. Если лень не обуяет.
     
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.465
    Сейчас постараюсь очень кратко написать, почему этот вопрос некорректный.

    Доступ к IRQ и DMA для ISA-устройств в DOS происходит очень определённым и конкретным образом, который можно охарактеризовать как "непосредственный" или "прямой". Каждая игра под DOS, которая использует звуковую карту, несёт в себе свои собственные драйвера для каждой конкретной звуковой карты. И поэтому каждая игра поддерживает только те звуковые карты, о которых позаботился разработчик игры. Операционная система DOS никакого совершенно отношения к происходящему между звуковой картой и игрой не имеет.

    Устройства для шины PCI имеют совершенно иные принципы работы с IRQ и DMA чем ISA, и звуковые карты для этой шины совсем другие. Так как встроенные драйвера старых игр ничего не знают ни про шину PCI, ни про звуковые карты на такой шине, то без костылей совместимости ничего работать не будет. Такие костыли, которые осуществляют транспорт информации с учётом необходимых преобразований между ISA-драйверами конкретных звуковых карт в DOS-играх и PCI-звуковой картой, могут быть реализованы как программно (звук WDM в винде с поддержкой SB Pro), так и аппаратно (SB-link, DDMA, TDMA).

    В первом случае о совместимости позаботится сама винда, но нужен wdm-драйвер для звуковой карты. Можно использовать не wdm-драйвер, но тогда эту совместимость должен реализовать в драйвере разработчик PCI-звуковой карты (примеры: SB Live!, Aureal Vortex, Ensoniq ES1371, Yamaha YMF724 и прочие аналоги, которые ставят отдельным виртуальным устройством legacy-интерфейс).

    В чистом DOS усилий только лишь разработчиков PCI-звуковых карт недостаточно, так как соответствующие ISA-вызовы из игры в принципе не дойдут до PCI-устройств. Вот здесь нужны аппаратные костыли со стороны чипсета, который будет отслеживать попытки исполняемого кода обратиться к ресурсам ISA-звуковой. Но проблема в том, что сами по себе эти костыли не работают, так как PCI-звуковые бывают разные, а костылям на стороне чипсета надо знать, что делать: 1) обращения к каким именно ресурсам и адресам перехватывать для заворачивания на PCI; 2) где именно находится интерфейс совместимости звуковой, куда надо передать перехваченное и откуда надо выловить ответ для обратного транспорта. Поэтому для работы механизма совместимости в чистом DOS нужно предварительно запустить программку инициализатор, которая сообщит нужные параметры чипсету и звуковой, а также включит соответствующий интерфейс совместимости на последней.

    SB-Link немного проще остальных реализаций, поскольку звуковой карте не нужно договариваться с чипсетом о том, что надо перехватывать, а что нет. Здесь этот вопрос переложен сразу на звуковую карту, а чипсет лишь зеркалит происходящее на линиях IRQ и DMA для ISA.
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2020
    Sklaus, 2Rain, Goblinit и 7 другим нравится это.
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.139
    CQM = OPL.
    ESFM, если приложение не знает о его расширенных возможностях, то он тоже равен OPL3. Если знает, то, возможно, пользуется им полноценно.
     
    MAN-biker нравится это.
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, ничего не прибавить и не отнять!
     
    MAN-biker нравится это.
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.013
    Снова попытался запустить карту YMF724 (Genius Sound Maker 128XG) под Windows 98, на этот раз собрал систему на материнской плате Gigabyte GA-6VTXE. В разъём ISA установил YMF-718S (220/5/1), затем отключил в биосе COM и LPT и установил в PCI YMF724 (240/7/3). В таком режиме в Windows 98 нет конфликтов, звук дают обе карты, SET BLASTER прописан для YMF724 (SET BLASTER=A240 I7 D3 T4).

    В Doom2, Duke Nukem 3D и Rise of the Triad при обращении к SB Pro с параметрами 240/7/3 игры и setup вылетают. Музыку не слышно.

    Если убрать ISA-карту и оставить только YMF724, назначив ей 220/5/1, то во всех перечисленных играх нормально работает General MIDI. Но стоит обратиться к SB Pro (220/5/1) - окно с ошибкой типа "программа выполнила недопустимую операцию" с последующей перезагрузкой.

    Драйвера - файл "yamaha_dsxg_driver.exe", скачанный из вебархива последней копии страницы с официального сайта. Пробовал в биосе вручную указывать IRQ5 для PCI-разъёма, в котором стоит YMF724, пробовал вставлять карту в каждый свободный PCI-разъём - всё это ничего не изменило.

    Может мне стоило установить Windows 98 только с установленной Yamaha 724, и наличие ISA карты в конфигурации вызывает какой-то конфликт? Никак не могу понять,откуда растут ноги у этой проблемы.
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2020
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.465
    Вот в этом месте пошло что-то не так. Или вы неправильно формулируете то, что делаете. Для чего именно назначены эти ресурсы? Сама карта должна висеть на свободном прерывании, которое не пересекается ни с исашной 718-й, ни со своим легаси-интерфейсом.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, "240/7/3" - это, скорее всего, и есть легаси-интерфейс. У карт YMF7x4 здесь парадокс: в "голом" досе прерывание PCI слота выступает также и прерыванием для эмуляции блястера, а в винде оно обязано быть другим.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.013
    220/5/1 были заняты ISA картой. 240/7/3 были свободные, я их и выбрал для устройства legacy. И эти ресурсы сразу после назначения отображаются в панели управления - если нажать на Yamaha DS-XG и выбрать вкладку DOS-BOX.
     
  13. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Ошибаетесь.
    Когда в BIOS прерывание 5 задано как Legacy ISA, оно вообще никак не может назначаться PCI устройству.

    У меня в DOS 6.22 обычно устанавливается прерывание 11 или 10 для YMF7x4 при прерывании 5 для эмуляции SB. Проверял на чипсетах Intel и Via.
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Strannik_, а у меня в DOS7 прерывание слота используется и для эмуляции. Настройка Legacy ISA при этом роли не играет. Чипсет i850.
     
  15. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Спецификации для YMF7x4 датированы 1998-1999 годами.
    В описании к самому драйверу YMF7x4 упоминаются совместимые чипсеты 430TX, 440LX, 440BX, ALADDIN4, ALADDIN5.
    Конкретно на плате с чипсетом 440BX отдельно прерывание Legacy ISA для эмуляции SB и отдельно прерывание PCI для PCI Audio. Это именно то, что ожидает драйвер YMF7x4. Сомневаюсь, что для остальных совместимых чипсетов будет другое поведение.

    Чипсет i850 выпущен в 2000 году и, естественно, не проверен на совместимость. Его поведение может не соответствовать спецификации YMF7x4.
    Правильнее i850 (и другие, с аналогичным поведением) указывать особым случаем.

    Кстати, под Windows ваша система нормально работает?
    Что произойдет, если при игре в DOS-сессии возникнет системное событие Windows со звуком? Или параллельно проигрыватель запустить?
    Так-то, через INTA# эмуляция SB и PCI Audio настроены на одно прерывание. Должно работать.

    Все-таки, особые условия стоит указывать. Чтобы потом было меньше вопросов.
     
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.465
    Понял. Тогда можно предположить, что проблема в глючной работе виндовых драйверов при работе с дос-окнами в винде. Нужно настраивать и использовать перезагрузку в дос-сеанс - для этого свои драйвера-утилиты есть. Судя по отзывам на vogons, тот же Duke3D в винде не работает с этими картами у большого числа людей, хотя у некоторых всё же работает. Ради эксперимента можно попробовать в том же дюке выбрать sb pro 2 с низким качеством звука 8 bit 11 kHz - должно заработать. Если поставить более старые vxd-драйвера, то звук должен появиться в одних играх, и заглючить уже в других. Если поставить wdm-версию драйверов, то звук должен заработать, но не будет FM-синтеза. Да, такая вот увлекательная жизнь была у пользователей двадцать с лишним лет назад =)

    Не стоит считать, что ваша карта как-то по особенному ущербна в плане работы с дос-играми из винды. Любые звуковухи, в том числе и ISA-карты, будут иметь проблемы с теми или иными играми. Поэтому никто всерьёз не рассматривает вопрос запуска дос-игр в дос-окне винды. Заработало - отлично. Не заработало - грузимся в сеанс дос и не мучаем себе голову. Тем более, что в чистом досе тоже полно проблем как с PCI, так и с ISA звуковыми. Чего только стоит неработоспособность звука в тех или иных играх при слишком быстром процессоре. Причём, насколько быстрым может быть процессор без потери звука, по моим наблюдениям, зависит ещё и от самой звуковой карты.

    Если интересно моё мнение, то по сумме очков в вопросе запуска дос-игр в дос-окне винды лидерство у семейства Aureal Vortex. Стоит только иметь ввиду, что звук FM-синтеза у них поганый. А так, они даже на матерях с nForce чипсетами работают.
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2020
    Yuriy_X, MAN-biker и Goblinit нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Полагаю, здесь имелся в виду уже чистый дос? В винде-то в дос-окне все PCI со всеми вендорами работают, с каким-то процентом проблем.
    --- добавлено 11 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 11 июл 2020 ---
    @Strannik_, с хабовыми чипсетами родной DOS драйвер DS-XG вообще не работает. Существуют специальные его модификации для ICH0, ICH4 и ICH5.
    Вот у меня только так и работает.
    А это я вообще не проверял. Но в винде прерывания разные назначаются.
     
    MAN-biker нравится это.
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.465
    Да, последнее предложение про чистый дос.
     
  19. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    У вас в BIOS параметру "PNP OS Installed" задано значение "Yes"?
    Вообще, есть такой параметр?
     
    MAN-biker нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.013
    А в сеансе MS-DOS будет доступен General MIDI?
    Увы, выбирал SB Compatible, 8 бит, моно и 8 кГц - то же самое.
    А где взять эти wdm-драйвера? Это какие-то неофициальные? FM-синтез мне и не нужен, вполне хватит совместимости с SB Pro и General MIDI.
    А что нужно сделать с сеансом MS-DOS, чтобы получить в нём SB Pro и GM? Если сейчас просто завершить работу Windows с переходом в DOS, то игры не видят звуковую карту.
    Тут у меня цель не звук в DOS-играх из-под Windows, а возможность получить полноценный звук Yamaha DS XG + General MIDI. Для DOS мне хватает исашных AWE64 и Yamaha 718, на днях ещё Dreamblaster X2 появится.
     
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.465
    На официальной странице поддержки, например: Electronic Devices - Yamaha Corporation
    Там же, что и предыдущее, только выбирать MS-DOS (Restart in MS-DOS mode in Win 95/98), а не WDM Driver Win 98SE/Me/2000 DirectX8 works with WDM driver (v. 5.12.01.2228).

    Вообще, почитайте ещё тут - может что-то полезное увидите Yamaha YMF7x4 Guide \ VOGONS
    --- добавлено 11 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 11 июл 2020 ---
    Так, с родной страницы загрузки отключили, но найти всё ещё можно здесь: https://www.philscomputerlab.com/yamaha-ymf744-pci-sound-card.html
    У меня, если что, тоже сохранено.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Еще одна ссылка на архивную версию страницы загрузки: Yamaha LSI - Downloads
     
    MAN-biker и TheMadLynx нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление