1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    http://kawai.spb.ru/files/sound/
     
    MAN-biker нравится это.
  4. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.803
    @Strannik_, спасибо, а у меня он не открывался в тот день - я решил, что всё.
     
  5. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Тут назрел вопрос, а чем, собственно, различаются AWE64 и AWE64 Gold? DAC...? Установленная память? И гуглил и тут смотрел. Такое впечатление, что "полирнули", на некоторых добавили "тюльпаны", поменяли цвет текстолита и все? Если я правильно помню, - разница у них была, (во всяком случае у нас), - баксов 10-15!
     
  6. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    Больше памяти + ЦАПы и ОУшки кошернее. По ценах ГОЛД сейчас дешевле 100$ ненайти, а обічную можно и за 10 найти
     
  7. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Насчет больше памяти... И там и там при нормальных руках, (или деньгах), до 28mb засунуть можно. По ЦАП-ам сведения разнятся, - 18-20 bit. Сигнал/шум - практически одинаково, (во всяком случае человеческий слух разницы не услышит), Усилки, - насчет кошернее, не уверен, (сало все равно лучше ;) ) А сколько сейчас стОят, собственно без разницы. Просто сейчас на столе и та и другая. Думаю - "Какую слить?"
     
  8. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    Ну ГОЛД сольеш за хорошие деньги, а обычную по цене хорошего обеда в общепите)
     
  9. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    579
    Обычную по цене хорошего обеда в общепите, а голд, по цене хорошего обеда в хорошем ресторане, на пару с девушкой.
    И там и там за жрачку :) так что лучше не продавать вообще.
     
    2Rain и MAN-biker нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @dante1, DAC один и тот же, проприетарный, ставился на все ревизии с чипсетом 8903. Различия только в ОУ и в отсутствии силового тракта SPK для пассивных мониторов, что в теории уменьшает помехи на линейном LineOut выходе. Единственный чипсет, у которого и DAC, и аналоговый микшер встроенные, это следующий полностью интегрированный 8920, он же последний для ISA, использовался в ревизии 4520. Однако в самых последних ревизиях 4540 и 4560 произошёл вновь откат на предыдущий чипсет 8903, т.к. без него было не получить цифровой выход WAVE. В ревизии 4540 он получился идентичным 4390, т.е. неполноценным, а вот в ревизии 4560 он уже полностью рабочий без оговорок. Но эту карту нигде не купить.
     
    MAN-biker, Yuriy_X и TheMadLynx нравится это.
  11. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Как-то без надобности до сих пор было - а что, у SB16 нет возможности программно настроиться на моно вывод?Так, чтобы по обоим каналам line-out/spk-out выводил смешанное левое-правое?А не левый в одиночестве чтоб играл своё?Например: есть моно колонка с входом моноджек - как на неё без материальных ухищрений оба канала подать с карты?
     
  12. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    @дядя Лёша, лечится паяльником. Я бы смешивал Л+П через два резистора Ом по 200...1000.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @2Rain, по классике после смешивания двумя R ещё полагается перед выводом кинуть на "землю" через 10R. И ещё неплохо бы перед обоими R врезать по C. Неполярные.
     
  14. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Ёмкости излишне (нет там постоянки). А слегка пришунтировать (слегка, а не десятью Омами!) наверное полезно. Хотя, учитывая низкий выходной импеданс звуковухи, излишне и это.
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @2Rain, прочти внимательнее. 10R - это не десять Ом! Это R Ом, умноженное на 10. Это значение, в десять раз (не строго, просто на порядок, около 10 раз) превышающее сопротивления R на обоих каналах. Если R=200 Ом, то "пришунтирование" должно быть около 2 кОм. R=1kOm вообще слишком, громкость упадёт на фиг. Лучше действительно в райное 100-200 Ом. Но @дядя Лёша это не устраивает, что он и ясно определил сразу. Он вообще не любит самодеятельность, много лет сторонник стоковых железяк и хитрой программной настройки. Но в данном случае вряд ли поможет.
     
  16. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Очень часто обозначают 10 Ом как 10R. Особенно на планарах. Против R * 10 ничего против не имею, хотя и смысла особого не вижу.
    По-хорошему было бы вообще сделать микшер на операционнике, с подачей на инвертирующий вход. Но и так сойдёт (с). :russian:

    2 резистора - прямо жуткие "материальные ухищрения"!
     
    Последнее редактирование: 17 сен 2020
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ну, почему же, ведь это можно сделать просто в переходничке, втыкаемом между картой и колонками.
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @дядя Лёша, если не ошибаюсь, ASUS, которая вибра, должна уметь весь микшер в один матюгальник вещать. Но этот выход у неё усиленный, специально под PC Spk. Можно подобрать одно сопротивление и вывести как линейник. А если твой матюгальник ещё и пассивный, тогда и гасить вообще не надо.
     
  19. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Привет. На повестке два вопроса:

    1. Звуковая карта на чипе ES1868F. Нашёл архив для инициализации в DOSе. ESS1868 - Старый DOS. Abandonware, старые игры и программы - скачать!
    DOS карту не видит. Карта труп или для ES1868F нужны другие утилиты?

    2. Есть ли какие-то кардинальные различия между "вибрами" CT4170 или CT4180?
    Если не заведётся ES1868F, есть мысль взять одну из них.
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2020
  20. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Теперь понятно, почему не инициализируется ES1868F. Кто-то умыкнул микросхемку (в левой части сверху) 93LC66 - CMOS 4K 3-Wire Serial EEPROM.
    IMG_20200922_192139.jpg
    Вот фото, как должно быть:
    036_010.jpg
    На моей плате и конденсаторов не хватает. :censored2:
    Придётся забыть о ней.
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2020
  21. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    579
    Это EPROM. у меня тоже есть 1868F и там его тоже нет.
    И в отличии от карты которую вы указали для примера, не хватает только одного кондера.
     

    Вложения:

    • ES1868F.JPG
      ES1868F.JPG
      Размер файла:
      538 КБ
      Просмотров:
      52
    Последнее редактирование: 22 сен 2020
  22. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.154
    Следы выпайки есть? Конденсаторов и епромки могло и не быть.
     
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление