1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Обоснуй. Или - как обычно - реплики радикальные радикального характера со своей колокольни?
     
    Последнее редактирование: 7 дек 2020
  4. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А чего тут обосновывать, ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ это не является каким-либо значимым недостатком: нахрена мне играть в Дюка из 98 винды, если меня обычный ДОС вполне устраивает.
    Проблема, это когда вообще в игре звука не добиться или он "ненормальный", а тут... пффф...
    ЗЫ: или я неправильно понял и он ВООБЩЕ НЕ РАБОТАЕТ?
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    Почти никаких проблем в DOS. У Вас тоже с ней под Windows 98 были подобные глюки? Предполагал, что это у меня был какой-то особый глюк, а у других всё работает.
     
  6. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Всё же большинство, кто имеет компы для игрулек примерно диапазона 94-2002, запускают их-под Винды98. За все материнки не скажу, но помнится на всех что попробовал, была такая фигня с крашем DN3d и перезагрузкой Винды именно из-за конфликтов 724 по звуку.
    Да нет, известная тема, и на vogons где-то есть про это.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Что за чип ES1879S?
    --- добавлено 12 дек 2020, предыдущее сообщение размещено: 12 дек 2020 ---
    Ещё интересно, что за чип ATMEL 719 24C16?
     
  8. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Судя по маркировке, это EEPROM.
     
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.152
    https://www.datasheets360.com/pdf/4437031899148911266
    --- добавлено 12 дек 2020, предыдущее сообщение размещено: 12 дек 2020 ---
    ISA, PnP, SB/SBPro, MPU401, WSS, OPL3(ESFM), 3DSound, PC97, PC98. Я карт на них не видел, но в целом интересно было бы сравнить с имеющимися 1868/1869.
     
    MAN-biker нравится это.
  10. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.674
    Дано, ноут с Yamaha 754. Стоит 98я винда и дрова VXD. Все в общем-то звучит как надо, но BLOOD и DUKE3d при настройке звука вешают комп или крашат приложение. С начала я думал что проблема с IRQ, но мне подсказали что:

    Что за тема? WDM дрова действительно позволяют в build играх иметь звук без проблем, но с VXD то что? И почему другие игры работают без проблем?

    Спасибо!
     
  11. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.347
    могу лишь сказать, что то же самое у меня было и на дискретной 754. Проблема не решена
     
  12. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.674
    Я фрустрирован по полной. Я понимаю там какая-то редкая кривая игра не дружила бы со звуковухой. Но дюк? Игра которая вообще везде была. Удивительно.
     
  13. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Проблемы у YMF7x4 в build играх, знакомая тема. Насколько я знаю - решается запуском под чистым Дос, но тут ещё нужно запустить звук под ним.
     
  14. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.674
    С этим проблем нет, под чистым звуком все работает строгачом. Есть только один нюанс, насколько я понял General Midi на этой карте эмулируется? И это доступно только под видной, в досе это не получить. Так что о красивой музыке в дюке и бладе придется забыть до установки доп. винды с WDM драйвером :)
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не эмулируется, синт у 7х4 настоящий. Но набортной памяти с банком нет, используется основная ОЗУ, банк грузится из файла. А в чистом досе с этим всегда боль и всякие заморочки с TSR-ми и менеджерами памяти. Думаю, разрабы просто не хотели с этим париться. Кстати, это не только к Ямахе относится.
     
    Yuriy_X, MAN-biker и vorob нравится это.
  16. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.674
    На вогонах человек даже описал что эти банки можно отдельно подкидывать, с лучшим звучанием. Но я пока не зучал :)
     
    Последнее редактирование: 29 янв 2021
  17. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    У «дюка» проблем со звуковухами было по полной.
     
    Колючий нравится это.
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    Этот проект называется PowerYMF, он "позволяет управлять имеющимся банком, в том числе и заменить имеющийся банк на высококачественные 16 битовые 4.61 MB банки Extended (улучшенное звучание XG) и Dance (специальный банк с современными ударниками)". Я ставил этот Extended Bank под Windows 98 на Yamaha 724, звучание классное. Но так же упёрся в глюки с Duke3D. У меня General MIDI работало без вопросов, а при включении звука Sound Blaster - зависание и вылеты. Тоже не смог побороть это несчастье.
     
    vorob нравится это.
  19. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.674
    Любопытно что дюк и блад для меня отправным точки на этом ноуте. Любимые игры которые я как раз хотел пройти в нативном формате. Хорошо хоть WDM дрова позволят иметь звук и general midi. Правда сторонние банки не подсунуть видимо.

    Как я вижу проблема известная, странно что не поправили каким-нибудь патчем любительским.
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    У меня с драйверами WDM не было звуков или музыки, создаваемой через FM-синтез. Попробуйте ради интереса запустить Prince of Persia или Magicland Dizzy.
     
  21. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    913
    гм у меня на 724 PCI карте проблем со звуком в Дюке нет
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    C WDM драйверами?
     
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление