1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Yuriy_X, и не забыл LPT отрубить в "бивисе"?
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.025
    К сожалению, выбор Legacy ISA ничего не даёт - карта так же использует IRQ 5. Пробовал LPT отключать и выбирать для него IRQ5, это ничего не меняет. DOS-инициализатора для Aztech MM Pro 16IIIS+ не нашёл.
     
  5. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    579
    Unisound и то умеет?
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Jccwu, вроде да.
    @Yuriy_X, VOGONS Vintage Driver Library
    Если в перечисленном списке есть совпадение PRO 16III, надо пробовать.

    Вот ещё интересная ссылка.
    И вот выдержка оттуда же:
    Это к слову о том, как unisound умеет рулить ресурсами.
     
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.025
    @LANRUS, к сожалению, не нашёл способа менять IRQ через unisound.com. Думаю, она это не умеет, а только инициализирует карты и позволяет управлять их громкостью. По ссылке на драйверы есть папка PRO 16III, там есть архив AZTPNP.ZIP (он есть и на официальном сайте). Он содержит какую-то очень древнюю утилиту, которая устанавливается только из-под Windows и прописывается в autoexec.bat. При этом не запускается из-под Windows 98 SE.
     
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    @Yuriy_X, ясно же написано:

    "If you have a BLASTER variable configured (using SET BLASTER) then it will use settings from that variable."
    "Если есть переменная окружения BLASTER, то используются настройки из нее."

    Сначала в командной строке (не через файловый менеджер) задайте переменную окружения с требуемыми значениями, например:
    SET BLASTER=A220 I7 D1 P330
    Затем запустите unisound.com
     
  9. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    26.716
    Я для этой цели когда-то использовал DWCFGMG.SYS. Но штука капризная и без гарантий.
     
    Yuriy_X нравится это.
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.025
    Пробовал, в этом случае unisound.com обнаруживает Sound Blaster на ресурсах A220/I7/D1,3, однако игры не видят его на этих ресурсах. Например, Setup игры Duke Nukem 3D при выборе IRQ 7 сообщает о неправильном IRQ.
     
  11. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    @Yuriy_X, у вас в BIOS параметр PNP OS Installed в значении No или Yes?
    При значении No BIOS настраивает устройства не участвующие в загрузке.
    Задайте Force Update ESCD значение Enabled, чтобы обновить ESCD.

    Проверьте, какое требуется значение IRQ-7 assigned to: PCI/ISA PnP или Legacy ISA для правильной инициализации звуковой карты. Смотрите документацию на карту и её драйвер.

    Во время загрузки компьютера проверьте таблицу устройств (выводится до загрузки операционной системы). Проверьте, что IRQ 7 не занято другим устройством.

    Чтобы исключить вероятность неисправности материнской платы попробуйте подключить другое устройство с IRQ-7. например, другую звуковую карту.
     
    Последнее редактирование: 24 фев 2021
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.154
    LPT порт включить и проверить его работу чем-нибудь, хоть нуль-модемным кабелем.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.025
    @Strannik_, PNP OS Installed - NO. Пункта Force Update ESCD не нашёл, есть Reset Configuration Data. Его я меняю на Yes, когда надо применить новые настройки, при следующем входе в биос он сбрасывается в No.
    В табличках ISA/PNP Device Listing и PCI Device Listing ни одно из устройств не использует IRQ7. При этом при использовании AGP видеокарты Matrox G400 в Windows 98 вторая видеокарта - S3 Trio64 - отображается как неработоспособная, потому что не поддерживает отображение на нескольких мониторах. При этом в Windows она занимает тот самый IRQ 7. Попробую её вытащить из системника и попробовать снова в биосе изменить параметры для IRQ7.
    --- добавлено 24 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 24 фев 2021 ---
    А для чего, о чём это скажет? Кабеля нет, но есть LPT-принтер.
     
    MAN-biker нравится это.
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.154
    Выше была мысль про исправность железа.
    IRQ7 - Это в первую очередь определённый контакт в ISA слоте, связанный с определённым выводом южного моста. Проверишь, хотя бы на уровне южника, нет ли проблем.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  15. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Да, это одно и то-же.
    После установки в Yes выполняется сброс/обновление конфигурации и переходит в состояние No.

    Идея с извлечением S3 Trio64 может помочь. Вдруг, BIOS её не настраивает, как не основную, а сама видеокарта откликается на IRQ7 вместе со звуковой картой.
    Если проблема в видеокарте, то попробуйте переставить её в другой слот. BIOS распределяет IRQ по своим внутренним таблицам и одно устройство на разных разъемах (PCI) может иметь разные IRQ.

    При проблемах настройки лучше начинать с минимальной конфигурации: блок питания+материнская плата+процессор+немного ОЗУ+видеокарта+клавиатура+проблемное устройство.
    Если при загрузке BIOS выдает правильный список устройств, до добавить загрузочный накопитель, зайти в операционную систему, все настроить и проверить.
    Потом добавлять остальные устройства по одному с проверкой работы, пока вся система не будет собрана.
     
    Последнее редактирование: 24 фев 2021
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.025
    @Strannik_, спасибо, попробую!
     
  17. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Для смешанных систем сложнее.
    Для ISA идут отдельные (неразделяемые) линии для каждого IRQ.
    Для PCI - четыре линии запросов INTR A, B, C, D; каждый из разъемов карт расширения подключен ко всем INTR и передает по ним (одному из них) все свои (разделяемые) IRQ; чипсет сам разбирает что и откуда пришло.
    Из-за разницы принципа работы прерываний для ISA и PCI важно, чтобы в смешанной системе карты расширения ISA использовали IRQ монопольно (не разделяя его с другими картами, включая карты PCI и оборудование материнской платы).

    Гук Михаил - Аппаратные средства IBM PC Энциклопедия 3 изд 2006
    Гук Михаил - Аппаратные средства IBM PC Энциклопедия 3 изд 2006_114.jpg Гук Михаил - Аппаратные средства IBM PC Энциклопедия 3 изд 2006_115.jpg Гук Михаил - Аппаратные средства IBM PC Энциклопедия 3 изд 2006_116.jpg Гук Михаил - Аппаратные средства IBM PC Энциклопедия 3 изд 2006_117.jpg Гук Михаил - Аппаратные средства IBM PC Энциклопедия 3 изд 2006_118.jpg
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2021
    Колючий, Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  18. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.154
    Сужу по даташиту виашных южников.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Такого не может быть. Если она основная для BIOS, она основная и для Windows 98. Только Win2000+ умеют переключать основную карту не как в BIOS. Посему, коль рабочий стол грузится на Матроксе, значит, его же BIOS и считает основным адаптером.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    @LANRUS,
    Детально не разбирался. Так-то DOS умеет две видеокарты. На сколько помню, цветную и черно-белую. Логично предположить, что BIOS инициализирует обе.
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2021
  21. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @Strannik_, вторая — это только текстовая и только в DOS.
     
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Еще раз =)

    У @Yuriy_X возникла проблема с настройкой звуковой карты под DOS с IRQ7.
    В системе две видеокарты. В Windows 98 вторая (неактивная) видеокарта использует IRQ7.
    Я предположил (не проверяя на реальной системе), что в DOS эта вторая видеокарта каким-либо способом (BIOS или некие настройки по умолчанию самой видеокарты) так же занимает IRQ7 и мешает звуковой карте.
    Порекомендовал удалить вторую видеокарту из системы и проверить, будет ли звуковая карта работать с IRQ7 после этого.

    Сейчас собрал похожую систему с двумя видеокартами для проверки.
    01 Система.JPG
    BIOS видит обе видеокарты.
    02 BIOS.png 03.png 04.png
    А в списке устройств выводит только основную.
    Примечание: помещая видеокарту AGP в список PCI-устройств.
    05.png
    Windows 98SE показывает в списке устройств обе видеокарты (хотя и использует только основную).
    06 Win.png 07.png 08.png
    В DOS вторая видеокарта использует IRQ. Можно проверить с помощью CTCU.EXE из комплекта драйверов Sound Blaster.
    09 DOS.png 10.png
    В данном случае в Windows и DOS используется одно и то же прерывание т.к. параметр BIOS PNP OS Installed имеет значение No.
    Примечание: перед загрузкой DOS физически отключал систему от сети примерно на минуту.

    После установки второй видеокарты в другой разъем (с PCI2 на PCI3, не разделяют прерывания) используемый её IRQ не изменился.
    После задания в BIOS явного значения прерывания (Auto было заменено на IRQ11) PCI-разъему, в который установлена вторая видеокарта она стала определяться на этом прерывании в DOS.
    Таким образом, BIOS инициализирует вторую видеокарту и она использует IRQ в DOS.

    Остается непонятным, почему вторая видеокарта не отображена в списке устройств перед загрузкой операционной системы. Возможно, существуют и другие устройства, не попадающие в эту таблицу.
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2021
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление