1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,7%
  2. Adlib

    5,3%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0 голосов
    0,0%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,8%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,8%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    43,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,3%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,2%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,7%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,6%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,6%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,3%
  18. Sound Blaster Live

    42,3%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    Подсказка в Dev 0 Func 0, с которыми вторая видяха "определяется" биосом. Это значит, что устройство не определено и ресурсы не назначаются. Тут важно пояснить, что "неопределение" в данном случае касается более ранней фазы загрузки, когда ещё не работает PnP. На раннем этапе инициализации основные системные устройства (RTC, видеоадаптер, дисковый контроллер и т. п.) заводятся на базовых ресурсах без учёта регистров PnP. А потом, перед передачей управления ОС, они могут быть снова переназначены. Собственно за это PnP OS Installed опция отвечает.
     
    Последнее редактирование: 26 фев 2021
  4. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    @TheMadLynx, Dev 0 Func 0 расположено на PIRQ_0 и соответствует основной AGP видеокарте (с IRQ7 в моей тестовой сборке). Первичная видеокарта - одно из основных устройств, инициализируемых BIOS при запуске.
    Дополнительно можно проверить по Ven/Dev (Matrox - основная, S3 - вторая).
    Dev 0, скорее всего, означает, что устройство первое на шине (Bus 1), оно единственное на AGP.

    Вторая видеокарта расположена на PIRQ_1, имеет Dev 15 Func 0 и не отображается в списке.
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.422
    @Strannik_, понятно, невнимательно посмотрел значит.
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.972
    Извлёк все необязательные платы, которые могут занимать IRQ7 и возобновил попытки заставить звуковую карту использовать IRQ 7 разными способами. И отключал COM-, и LPT-порты, и даже назначал LPT-порту IRQ5 в надежде, что звуковой карте выдадут следующий номер. Однако в этом случае она получала IRQ 10. А нужный мне IRQ 7 выдаётся всему, чему только можно, только не звуковой карте, - COM, VGA, мультимедиа-контроллеру (Yamaha 724).

    Максимум, чего мне удалось добиться - когда IRQ 7 остаётся неиспользуемым. В этом случае пробовал в переменной BLASTER прописать его звуковой карте (когда биос назначает 220/5/1), тогда игры вообще не воспроизводят звук (Duke Nukem 3D, например, указывает на ошибочный IRQ как при указании 7, так и 5).

    Думаю теперь попробовать другую звуковую карту, например, ASUS I-A16C на базе Vibra16, которая тоже не требует драйверов.
     
  7. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    @Yuriy_X, пробовали задавать IRQ-7 assigned to: Legacy ISA?
     
    MAN-biker нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.972
    Да, конечно. Все равно ни при каких комбинациях настроек BIOS звуковая карта не получает IRQ 7.
     
  9. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    @Yuriy_X, при этом заблокировали остальные IRQ для ISA: IRQ-x assigned to: PCI/ISA PnP?

    Если да, то поведение системы не нормально.
    Попробовать заменить материнскую плату или звуковую карту.
     
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.972
    Установил вместо Aztech MM Pro 16IIIS+ карточку Yamaha YMF-718S (OPL3-SA3). Звук с ней оказался чистейший, карта вообще не ловит никаких наводок. Разница с Aztech колоссальная. В чистом MS-DOS еле-еле слышимый фоновый шум при том, что громкость примерно на 50 % выше чем при использовании Aztech с такими же параметрами unisound.com. Однако в Windows, где у меня на линейный вход ISA-карты поступает сигнал с выхода Ямахи 724, фоновый шум становится намного более ощутимым.

    Возвращаясь к вопросу с IRQ7 - всё то же самое. Карта становится на A220/I5/D1, а IRQ по прежнему получают самые разные устройства, кроме звуковой карты. Пробовал извлекать из PCI разъёма Ямаху 724 и переставлять ISA звуковую карту в другой разъём ISA, ничего не меняется. Напрашиваются два вопроса:
    1. Может ли быть так, что эта материнская плата по каким-то причинам не даёт ISA-устройствам использовать IRQ 7? Или такая её особенность по определению невозможна?
    2. Могут ли ещё какие-то настройки, связанные с ISA и использованием IRQ, мешать звуковой карте получить IRQ 7? Например, сейчас у меня BIOS выставлено:
      BIOS Features Setup -> Assign IRQ For VGA - Enabled;
      Chipset Features Setup -> ISA Line Buffer - Enabled;
      PNP/PCI Configuration -> PCI IRQ Actived By - Level (другой вариант - Edge);
      PNP/PCI Configuration -> PCI IDE IRQ Map To - ISA (другие варианты - AUTO, PCI-AUTO, PCI-SLOT1...PCI-SLOT4).
    Ещё интересный момент - у Yamaha YMF-718S есть разъём Wavetable. Смогу ли я одновременно использовать Gameport для передачи MIDI на виртуальный синтезатор и разъём WT для дочерней карты?
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2021
  11. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    @Yuriy_X, в приложении архив (часть драйвера от Creative). Загрузите, распакуйте, из DOS запустите CTCU.EXE.
    На вкладках Menu\System Device и Menu\PCI Devices\View All убедитесь, что IRQ 7 отсутствует в списках (не занят).

    Может. Например, IRQ может быть занят интегрированным RAID-контроллером, LPT, звуковой картой...
    Поэтому желательно отключать все, что не используется.

    Сообщите модель материнской платы и версию BIOS. Вдруг, у кого есть такая.

    Как сообщается здесь PCI IRQ Activated By
    для лучшей совместимости с ISA- и старыми PCI-устройствами PCI IRQ Actived By желательно задать Edge. При этом могут возникнуть проблемы с разделяемыми прерываниями.

    PCI IDE IRQ Map To управляет распределением IRQ14/IRQ15 если первый/второй канал(ы) контроллера IDE отключены.
    Если у вас интегрированный IDE контролер не отключен, то лучше задать этому параметру значение AUTO.

    Есть другие параметры BIOS. Вплоть до того, чтобы явно задать IRQ7 пустому слоту PCI.
     

    Вложения:

    • CTCM.rar
      Размер файла:
      267,5 КБ
      Просмотров:
      18
    Последнее редактирование: 27 фев 2021
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Мне кажется, что они "запараллелены" и МИДИ-команды летят в оба разъёма. Поправьте, если ошибаюсь.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.972
    Получается, сама карта будет воспроизводить то, что играет подключенная дочка + на линейный вход будет поступать сигнал с виртуального синтезатора. Выходит, будет звуковая какофония. Правильно понимаю?
    --- добавлено 28 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 27 фев 2021 ---
    Разобрался. Чтобы установить IRQ 7, нужно было запустить родную ямаховоскую DOS-программу setupsa.exe. При её запуске (а также после выхода из неё) громкость увеличивается до немыслимо высокого уровня, что приводит к сильному фоновому шуму и искажению звуков в любых играх. Чтобы вернуть звучание в нормальное состояние с вменяемым уровнем громкости, который задаёт unisound.com, нужно перезагрузить MS-DOS.

    Но главное другое - в этой setupsa.exe я указал IRQ 7 для Sound Blaster Pro, также там можно задать параметры для Windows Sound System (WSS). После этого нажал ОК, софтина сообщила об успешно сделанных изменениях, без спроса перезаписала SET BLASTER=A220 I7 D1 T4 в autoexec.bat, и у меня карта наконец-то стала использовать незанятое другими устройствами IRQ 7.

    На момент получения этого долгожданного результата LPT и COM1/COM2 были отключены, настройки PCI IRQ Actived By и
    PCI IDE IRQ Map To - в исходных значениях (Level и ISA соответственно), PnP OS - Yes, для IRQ 7 было выбрано значение Legacy ISA. Больше ничего не трогал. После получения IRQ 7 параметру PnP OS вернул значение No, перезагрузил и проверил ещё раз - 220/7/1 в DOS работает.

    Креативовская утилита CTCU отображает для звуковухи параметры 220/7/1. Интересно, что она видит два ISA устройства, при этом каждое из них использует одни и те же ресурсы: I/O Range - 220-22f, 530-537, 388-38f, 330-331, 370-371, Interrupt - 7, DMA - 1, 3. В табличке при старте тоже отображаются два устройства с названием OPL-SA3 Sound Board, у которых Card No. - 1, Device No. - 0 и 1, DMA - 0, 1 и 0, 0, IRQ - 5 и NA. Непонятно, почему факт использования IRQ 7 звуковой картой ISA никак здесь не отображается. Также неясно, использует ли она реально IRQ 5 (как указано в табличке) или это враньё.

    С прошлой картой - Aztech MM Pro 16IIIS+ - я так понимаю, подобного результата не достичь, поскольку для неё нет родного инициализатора для MS-DOS (только какой-то древний не то для Windows 95, не то для Windows 3.1/3.11). Впрочем, с ней я больше и не хочу заморачиваться, потому что она гораздо шумнее этой Ямахи 718.

    Также мне не совсем понятно, что именно сделал инициализатор карты, что привело к привязке звуковой карты к IRQ 7. Записал этот параметр в саму карту?

    @Strannik_, @TheMadLynx, @Колючий, @LANRUS, @MAN-biker, большое спасибо, что помогали советами!
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    @Yuriy_X, поздравляю.

    Судя по фото из интернета у Yamaha YMF-718S может быть распаян усилитель и рядом с ним пара перемычек (jumper). Если у вас такой вариант, то переставьте перемычки в положение Line out. На выходной разъем пойдет сигнал минуя усилитель. Звук будет тише и с меньшим количеством шумов.
    Усилитель (состояние перемычек Spkr out) предназначен для небольших пассивных колонок. Мощность порядка нескольких ватт.

    Да. Offtop
    Если карта подключена к нескольким линиям IRQ (Обычно 3-4), то у нее есть коммутатор (внутри основной микросхемы или отдельный), который подключает одну из линий IRQ к ядру звуковой карты. На старых звуковых картах этот коммутатор выполнен в виде блока из нескольких контактов с перемычкой (перемычками). На новых - в электронном виде, управляется состоянием регистров. Программа инициализации записывает требуемое состояние в эти управляющие регистры; коммутатор переходит в состояние, заданное содержимым этих регистров.


    Все-таки интересно, почему Aztech MM Pro 16IIIS+ не настроилась...
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  15. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А может потому же, что и с Yamaha? Или на ней есть физические джамперы выставления IRQ?
     
  16. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    @MAN-biker, по фото из интернета Aztech MM Pro 16IIIS+ не имеет перемычек для IRQ. Если правильно понял, ее полное название Aztech MM Pro 16IIIS+ PNP.
    Да, эту карту надо инициализировать программно.
    Странно то, что UNISOUND не выполняет необходимые действия. В тоже время ожидать полной поддержки от стороннего ПО тоже не стоит.
     
    MAN-biker нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.972
    Вот моя Yamaha:

    upload_2021-2-28_11-15-31.png

    Джамперы - в середине справа. Если я правильно понял, первый из них (OUTPUT) сейчас находится в положении LINE, второй - OFF (3D). Стало быть, усилитель выключен? И что за 3D?
    --- добавлено 28 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 фев 2021 ---
    Я так понял, что её можно инициализировать программой Plug and Play ISA Configuration Utility (ICU) for Windows, которая входит в состав драйверов для Aztech MM Pro 16IIIS+ PN. Но у меня она под Windows 98 не запустилась. UNISOUND не умеет менять IRQ, она берёт данные из переменной BLASTER, какой бы бред там не был записан.
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
  18. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    836
    @Yuriy_X,

    Как сказано здесь Yamaha - Vogons Wiki, YMF-718 и YMF-719 скорее всего те-же YMF-715.
    У YMF-715E есть режим 3D Enhancement. Однако, управление этим режимом программное.
    Рекомендуется устанавливать значение hi-fi.
    001.jpg
    Предполагаю, что перемычки на плате управляют неким аппаратным сдвигом (вроде хоруса или небольшого эха) реализованного отдельно (не распаянной) микросхемой. Второй вариант - изменение частотной характеристики выходного сигнала. Оба варианта довольно сомнительное улучшение, переживать об отсутствии этой функции не стоит.

    Перешлите, пожалуйста, этот файл (если драйвер небольшой, то весь комплект). Посмотрю.

    На фото не видны номера контактов JP1 и JP2 (рядом с разъемами плата закрыта элементами). Для режима Line должны быть замкнуты контакты 2 и 3.
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
    Yuriy_X, Колючий и MAN-biker нравится это.
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.133
    Джамперов 2 группы. 1-я группа - справа. Определяет режим вывода звука, линейный, или усиленный.
    2-я группа вот, в маленьком овале:
    1.png
    Она зафиксирована намертво в выключенном положении. В большом овале пустое место, где должен был бы быть распаян чип и его обвязка, отвечающие за эффект 3D звучания (расширение стереобазы это, или ещё что - ХЗ).
     
    Yuriy_X нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.972
    Понял, Hi-Fi и выбрал, в этом режиме при включенном усилителе был наименьший уровень шума.
    Приложил.
    Сделал, уровень шума и громкости уменьшился.
    --- добавлено 28 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 фев 2021 ---
    Интересно, что unisound и родная программа для Yamaha YMF718 по разному инициализируют карту. При использовании первого даже при включенном усилителе фоновый шум был очень низким, с родным - очень громким при любых настойках громкости. Когда усилитель отключил, шум исчез при использовании любой из этих программ.
     

    Вложения:

    • AZTPNP.ZIP
      Размер файла:
      770,9 КБ
      Просмотров:
      12
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не может быть!
    Давно пора было. Взять карту с доступным родным инитом, раз unisound на этой матери не справился.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    2.972
    Я забыл про существование этого родного инита, хотя ранее его выкачивал из веб-архива. Всё искал способ заставить биос "полюбить" эту звуковушку. Как оказалось, зря. Повторение - мать учения)
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление